Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека





Скачать 191.42 Kb.
НазваниеЖивотные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека
Дата публикации30.07.2014
Размер191.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Технологическая карта урока

ФИО учителя: Смирнова Алина Петровна.

Место работы МБОУ «Лиманская СОШ №1»

Предмет: биология

Класс: 5

Учебник: Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 128с.: ил.

Тема урока: Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Девиз урока: «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Гёте

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового знания;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

Цель урока: формирование представлений о животных, как одноклеточных и многоклеточных организмах, их роли в природе и жизни человека.

Целевые установки на достижение результата:

- личностные:

1.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

3. Оценивать собственный вклад в работу группы;

4.Формировать ответственное отношение к обучению, интеллектуальные умения.

- метапредметным:

Регулятивные УУД:

1. Определять цели и задачи урока;

2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

3. Определять критерии изучения животных.

Познавательные УУД:

1. Работать с таблицей;

2. Находить отличия;

3.Составлять схемы-опоры;

4.Работать с информационными текстами;

5.Объяснять значение новых слов;

6.Сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД:

1.Учиться работать в группах по обсуждению информации;

2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение;

3. Выражать свои мысли и идеи;

- предметные:

  • Овладевать методами биологии;

  • Характеризовать особенности строения животных;

  • Описывать особенности организации простейших и многоклеточных животных;

  • .

Методы:

  • Словесные (беседа, диалог)

  • Наглядные ( работа с рисунками, схемами, таблицами, гербарием)

  • Практические (заполнение схем, таблиц, выполнение исследований )

  • Частично-поисковые (решение проблемных задач)

  • Индуктивные (развитие умения общаться, находить ответы на вопросы, высказывать и доказывать свою точку зрения)

  • Дедуктивные (анализ изученного, применение имеющихся знаний, применение полученных знаний, обобщение)

Формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, таблицы, наглядные пособия, гербарий.

т

Структура и ход урока


Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Мы пришли сюда учиться,

не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

слушаем внимательно.

Пожелаем друг другу добра,

ведь урок начинать нам пора.

 Осуществляют само­проверку готовности к уроку.


 Задание. Осуществить самопроверку готовности к уроку.

 

 Регулятивные:

Самоконтроль учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний обучающихся.

(2 мин.)

Активизирует знания учащихся. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Слушает

Наблюдает за групповой работой.

Проверяет.

Путь в лабораторию исследований открыт. Мы превращаемся в учёных.


Обучающиеся отвечают на вопросы,

Оценивают и корректируют свои знания.

Используют знания в новых ситуациях.



1.Рассмотрите объекты, предложенные вам из коллекции.

Поднимите руки те, у кого растения. 2. По каким признакам вы узнали растения? Перечислите главные признаки растений. (наличие в клетках хлоропластов с зеленым пигментом - хлорофиллом, крупной вакуоли, рост в течение жизни)

2. Какие группы растений вам известны?. Поднимите руки те, у кого водоросли, потом те - у кого мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.

3.



Посмотрите, внимательно на слайд. К каким царствам относятся организмы, указанные на рисунке?

(к бактериям, грибам, животным, растениям). 4 Как вы думаете, представители каких царств живых организмов находятся сейчас в нашем кабинете?

5.



Фа́уна (лат. fauna )

Покровительницей какого царства является древнеримская богиня Фауна?

(Фавна - в древнеримской мифологии - богиня полей и лесов, покровительница стад).

(ц. Животные).


- Знание основных признаков растений организмов. - Понимание принципов современной классификации. Умение характеризовать основные группы растений.

Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.
- знать строение и основные процессы жизнедеятельности животных их разнообразие.


- Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

-Сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных Учебное сотрудничество умение договариваться распределять работу оценивать свой вклад в результат.

В сфере коммуникативных УУД обучающиеся смогут

  • учитывать позицию

собеседника (партнера);

  • организовать и

осуществить

сотрудничество и кооперацию с учителем и

сверстниками;

  • адекватно передавать

информацию;

  • отображать предметное

содержание и условия

деятельности в речи.


Формулирование темы урока, постановка цели.

(7 мин.)

Изучение нового материала (15 мин)

Физкультминутка(2 минуты)

Учитель читает слова:

“4октября 1226 года погиб святой Франциск Ассизский – покровитель зверей и птиц. Как гласит легенда. Франциск был основателем Несуществующего монашеского ордена, который помогал страждущим и гонимым. Он считался одним из самых веселых, святых он вел беседы с животными. Те его понимали и слушались. 4 октября - это праздник всего живого. В этот день мы радуемся тому, что у нас в домах живут замечательные друзья. – братья наши меньшие. . Ребята, кто живет у вас дома?

Подразделение царства животных на подцарство: Одноклеточные и Многоклеточные.

1. Демонстрация слайдов «Животные Одноклеточные и Многоклеточные ».

Учитель наблюдает за деятельностью учащихся.

2. Характерные признаки животных.

Иллюстрационная таблица «Характерные признаки животных».

Учитель организует беседу с классом.

3. «Характеристика Простейших»

Работать будем по группам.

Цель: изучим строение, образ жизни, значение Простейших, познакомимся с представителями.

1 группа:

Тема: «Среда обитания и внешнее строение амебы»

2 группа:

Тема:«Многообразие Простейших, их значение».

3 группа.

Тема «Классификация многоклеточных животных».

4 группа.

Тема «Значение многоклеточных животных».

5 группа.

Тема «Влияние природы на животных».

Наблюдает за деятельностью учащихся, контролирует и корректирует работу, оказывает педагогическую поддержку.

Учитель задает вопрос.

Многоклеточные организмы.

1. Учитель обращает внимание на рис.46 стр.54 учебника на, котором изображены многоклеточные организмы и организует беседу по вопросам:

Учитель проводит упражнения вместе с учащимися

Формулируют тему урока.

Формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Планируют способы достижения цели.


Разрешают новые проблемы. Используют знания в новых ситуациях.
Обсуждают, анализируют, связывают во едино.

Выполняют упражнения.

Задание. Назовите животных, живущих у вас дома.

Какими признаками живых организмов они обладают?

Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

1. Перечислите среды, где встречаются животные.

2. Сформулируйте название науки изучающей животных.

3. Попытайтесь на практике изложить свои знания о средах, где обитают животные, выполнив задание № 2 на стр.34 из рабочей тетради.

Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения животных?

Задание классу:

1. Изучить рис. 45 на с.53 и рис.46 на с. 54 учебника.

2. Заполнить таблицу :


Животные




3. Какие признаки характерны только для животных? Ответ найдите на стр.52 в параграфе12 учебника.

Во-первых, они гетеротрофы. Привести примеры. Во-вторых, они активно передвигаются. Выполнить лабораторную работу на стр. 56 учебника «Наблюдение за передвижением животных». Наблюдают анимацию движение простейших (К и М). Делают вывод. Выполняют задание 6 на стр. 36 в рабочей тетради.

Задание группе 1.

1. Изучить материал параграф 12 стр.53 рис.44.

2. Какие особенности строения имеет амеба? Выполнить задание 3 на с.35 в рабочей тетради.

Задание группе 2.

1. Изучить материал учебника параграф 12 стр.53, рис.45.

2. Составить схему «Значение простейших».



Задание группе 3.

1. Изучить материал учебника на стр.53 и ответить на вопрос.

На какие группы можно разделить многоклеточных животных?

2. Выписать названия этих групп.

Задание группе 4.

Изучить материал первого абзаца на стр.55 учебника и составить схему «Значение многоклеточных животных»



Учитель

Ученики




Хорошо!




Осуществляют опыление растений…

… насекомые (пчелы, шмели, бабочки, жуки, муравьи и т.д.), птицы (колибри), летучие мыши.




Улучшают структуру почвы и плодородие…







Участвуют в распространении плодов и семян…







Образуют месторождение известняка…







Учитель

Ученики

Хорошо!

Навозные жуки, мертвоеды, кожееды…

…участвуют в разложении трупов и экскрементов.

Муравьи, божьи коровки, скворцы, совы, лисицы…




Коровы, овцы, зайцы, пчелы, лошади и многие другие…





Задание группе 5.

1.Изучить «Влияние природы на животных» на стр. 55.

2. Составить схему «Влияние природы на животных».


Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
 Высоко, высоко! (прыжки на месте.) 
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (прыжки на одной ножке.)


Дети расслабляются, отдыхают.

-Целеполагание;

- определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;

- планирование – составление плана и последовательности действий;

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные

УУД).

- Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД)

Личностные УУД:

умение переключаться

на другой вид

деятельности


Закрепление нового материала (9 минут)

1. Интерактив

Дети находят, комментируют, определяют на слух.

Отчёт работы в группах.
Задание.

закончите предложения, используя текст параграфа.

  • Одноклеточные и многоклеточные организмы, имеющие ядра называют…

  • Организмы, состоящие из одной клетки называются…

  • Организмы, состоящие из двух и более клеток называются…

  • Организм в клетках которых находится хлорофилл относится к царству…

Всех животных делят на две группы…

Организмы питаются готовыми органическими веществами и называются ……..


Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах

- Структурируют знания.

- Анализируют объект, выделяя существенные признаки.

- Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний

Контроль (5 минут)

Учитель дает самостоятельную работу

Учитель показывает Видеофрагмент «Многообразие многоклеточных»

Подведение итогов занятия.

Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Дети составляют схему в тетради

1. «Кто лишний?»

А) Сом, краб, орел, белый гриб

Б) Амеба, инфузория, бактерии.

В) Комар, пчела, кошка, картошка

2. Тест:«Верно или ложь?»

Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладоши, если неверное, то поднимаете руки вверх.

  • Амеба – это одноклеточный организм.

  • Все животные всеядные.

  • Только среди животных встречаются паразиты.

  • Животные потребляют готовые органические вещества.

  • Амеба имеет постоянную форму тела.

  • У позвоночных есть внутренний скелет.

  • Все животные организмы имеют внутренний скелет.

  • Растения и животные обитают независимо друг от друга.




Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий, делать выводы по результатам работы.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Домашнее задание (2 минуты)

Учитель по выбору предлагает 3 вида заданий.


Учащиеся по выбору заполняют задание.


3 вида заданий: Параграф 12 учебника

1. Базовый уровень. Подготовить небольшие сообщения (один альбомный лист) с рисунком или фотографией животных. Отметьте место обитания, черты внешнего строения, приспособленность к передвижению, добывание пищи, значение в природе и жизни человека.

2. Повышенный уровень.

А) Используя материал учебника, наблюдения в природе, дополнительный источник оформите кластеры «Значение животных в природе», «Значение животных в жизни человека» (по выбору).

Б) Используя все полученные знания о животных, выберите один из вариантов кластера и заполните его.






Значения в жизни человека











Значения в природе






3. Высокий уровень.

Составьте презентацию о многообразии животных, их приспособленности, значении в природе и жизни человека в Астраханской области.

(10 слайдов).

Стало быть, так и выходит:

Всё что мы делаем – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно!





- Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.


Рефлексия (2 минуты)

Учитель дает обратную связь, оценивает, осуждает.

Даёт задание заполнить оценочный лист по мере выступления групп.
Учитель подводит итог, зачитывая слова:
«Животные – часть естественного закона, они имеют свои права, потому что они разумны» - Жан-Жак Руссо 1754г.

Дети резюмируют.

Дети оценивают работу внутри своей группы и других групп. Заполняют оценочный лист.

Дети слушают и осмысливают.

1. Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок биологии?

все понял (звездочка)

Я понял но не все (ёлочка)

многое было не (божья коровка).

понятно

2. Самооценка работы в течение урока


Формируют способность оценивать последствия деятельности человека в природе.



  • Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

  • Участие в подве­дении итогов урока;

Формирует необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей

среде.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconТема: Многообразие животных
Цель: Познакомить с разнообразием животного мира Земли, ролью животных в природе и жизни человека
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconКалендарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс
Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных...
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Место и роль животных в природных сообществах
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconТема урока Дата
Основные царства животных организмов: бактерии, грибы, растения, животные. Наука о растениях ботаника. Роль в природе и жизни человека....
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экология животных кaк раздел наyки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающyю среду....
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательные: сформировать понятия «Дикие животные» и «Домашние животные»; выявить особенности жизни диких и домашних животных;...
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconРабочая программа по биологии (II ступень обучения)
...
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconКонспект урока "Животные в нашей жизни. Проблемы животных"
Учить учащихся обсуждать проблемы защиты животных с использованием пройденной лексики и высказываться на английском языке
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconКаравасилий Людмила Николаевна, учитель биологии
Ролевая игра по теме «Многообразие насекомых и их роль в природе и жизни человека». (Слайд №1)
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconТема: «Жизнь диких животных осенью»
Сформировать у обучающихся представление о связи изменений в жизни диких животных осенью с изменениями в неживой и живой природе
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconУрок можно провести в виде игры, соревнования команд. В этом случае...
Повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли...
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconМоу «сош №87»
Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных...
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconКонспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Дикие...
Закрепить и обобщить знания детей о диких и домашних животных, их приспособлении к условиям жизни. Развивать речь, мышление. Воспитывать...
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconУрок по окружающему миру по теме: «Какие бывают животные?»
Обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы (птицы, рыбы, звери, насекомые)
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconТемы вашего учебного проекта
Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных...
Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека iconПрограмма под редакцией И. Н. Пономарева
Задачи. — Познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся, их значением в природе и жизни человека, сформировать знания о характерных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск