Скачать 183.46 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение учащимися следующих целей: Обучающие цели:
Развивающие цели:
Воспитательные цели:
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа курса по биологии для 6 класса средней общеобразовательной школы разработана на основе примерной программы по биологии. Преподавание курса «Биология 6 класс» ориентировано на использование учебно-методического комплекса: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники» для 6 класса. В курсе «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники» основное внимание уделено растениям, которым принадлежит ведущая роль в жизни человека и всей планеты. Кроме того, даны сведения о биологии бактерий, грибов и лишайников, а также определена их роль в живой природе. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, поэтому в программу не внесено изменений. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа для обязательного изучения биологии в 6 классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю и 34 часа за счет регионального компонента. Предмет «Биология» имеет эколого-практическую направленность. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» являются: приемы элементарной исследовательской деятельности, способы работы с естественнонаучной информацией, коммуникативные умения, способы самоорганизации учебной деятельности. Планирование курса «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники» для 6 класса в соответствии с учебным планом рассчитано на 51 час. При организации занятий с учащимися 6 классов по биологии необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы достичь наибольшего педагогического эффекта. В обучении параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:
В рамках урока биологии используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся. Информацию о ходе усвоения учебного материала получают в процессе контроля – входного, промежуточного, проверочного, самоконтроля и итогового. Входной контроль осуществляется в начале каждого урока, а также в начале учебного года. Он актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки. Промежуточный контроль осуществляется «внутри» каждого урока или в середине изучаемого модуля. Он стимулирует активность учащихся, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым только что предложенный его вниманию «порции» материала Проверочный контроль осуществляется в конце каждого урока или в конце пройденного тематического блока. Он позволяет убедиться, что цели обучения – достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе изучения материала Итоговый контроль осуществляется по завершении крупного блока или всего курса. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА Введение (1 ч) Биология - наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и закономерностях расселения на Земле живых организмов. Признаки живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Понятие о биосфере. Нравственные нормы отношения человека к природе. Раздел 1 РАСТЕНИЯ (41 ч) Общее знакомство с растительным организмом. Многообразие растений. Ботаника - наука о растениях. Химический состав растительного организма. Изучение клеточного строения растений с помощью увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растения. Особенности строения высших растений: вегетативные (корень, побег и их видоизменения) и репродуктивные органы. Рост растений и образование тканей. Характеристика тканей растений в связи с их функциями. Питание растений. Фотосинтез. Растения — производители органического вещества. Космическая роль растений. Краткая история изучения фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза. Минеральное питание растений. Корень. Особенности его строения в связи с функциями. Дыхание и выделение. Поглощение и транспорт кислорода. Выделение углекислого газа. Устьица и чечевички. Роль продуктов выделения в жизни растений и других организмов. Строение стебля в связи с функциями. Годичные кольца. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Передвижение и накопление органических веществ в видоизменённых побегах — корневищах, клубнях, луковицах. Размножение растений: бесполое и половое. Особенности размножения цветковых растений. Строение цветка. Оплодотворение и образование плодов и семян. Разнообразие плодов. Индивидуальное развитие на примере цветковых растений. Семя - зачаточный организм и этап в развитии цветковых растений. Двигательные реакции растений в ответ на раздражение. Биологические циклы у растений. Расселение и распространение растений. Растение - целостный организм. Значение растений в жизни человека. Растения в истории культуры и хозяйственной деятельности человека. Лекарственные, пищевые, технические и декоративные растения. Регуляция численности сорняков. Классификация растений. Основные группы растительного мира: низшие растения — водоросли, высшие споровые растения - мхи, папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, их строение, размножение и развитие. Вымершие споровые растения. Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Особенности размножения и развития, определившие их господствующее положение на Земле. Деление цветковых растений на классы и семейства. Семейства, класса двудольных и однодольных. Распространённые роды и виды семейств крестоцветных, розоцветных, злаковых и лилейных встречающиеся в родном крае. Развитие растительного мира на Земле. Лабораторная работа №1 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассмотрение под микроскопом». Лабораторная работа №2 «Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения». Лабораторная работа №3«Строение семян однодольных и двудольных растений». Лабораторная работа №4 «Строение корневой системы растения». Лабораторная работа №5 «Определение возраста ветки по почечным кольцам Лабораторная работа №6 «Передвижение веществ по стеблю». Лабораторная работа № 7«Строение цветка» Лабораторная работа №8 «Определение видов цветковых растений из широко распространенных в данной местности семейств классов однодольных и двудольных». Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Экскурсия «Весенние явления в жизни растений». Раздел 2 БАКТЕРИИ (4 ч) Бактерии. Клеточное строение бактерий. Питание бактерий. Аэробные, анаэробные бактерии. Размножение и спорообразование. Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека. Работы Луи Пастера и Роберта Коха в области бактериологии. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Лабораторная работа .№ 9 *Выращивание различных форм бактерий (факультативно) Раздел 3 ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (3ч) Особенности строения грибов. Клеточное строение грибов. Одноклеточные и многоклеточные грибы: строение, размножение, развитие. Питание, расселение грибов. Значение грибов в природе и жизни человека. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лабораторная работа №10 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов». Учебно.-тематическое планирование учебного материала по биологии 6 класс ( 51 часов– 2 час в неделю I п/г, 1 час в неделю II п/г) на 2013 - 2014у/ г ме- сяц № нед мес Неделя проведения урока № урока Тема урока Примечание Введение - 1 час. 9 1 2 -8 сентября 1 Предмет ботаника.Растения как составная часть живой природы Раздел I Растения - 26 часов 1 2 -8 сентября 2 Клетка - основная единица живого. Строение клетки клетка -4 часа 2 9– 15 сентября 3 Деление клеток Моделирование деления клеток при помощи разноцветных спичек 4 Ткани,их функции в растительном организме 9 3 16 -22 Сентября 5 Лабораторные работы.№ 1 № -2 *Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассматривание с помощью цифрового микроскопом *Микроскопическое изучение растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения 6 Понятие о семени.Многообразие семян. Процессы жизнедеятельности семян семя -2 час 4 23 - 29 сентября 7 Лабораторная работа. №3 Строение и состав семян Обсуждение дом лаб раб. Прорастание семян 9 4 23 - 29 сентября 8 Развитие зародышевого корешка. Образование корневых систем. Разнообразие корней. корень 5 часа -конкурс Чиполлино 10 1 30 сентября - 6 октября 9 экскурсия. Осенние явления в жизни растений. Типы корневых систем. Гербаризация растений 10 Строение и рост корня Лабораторная работа. №4 «Строение корневой системы растения». 10 2 7 - 13 октября 11 Минеральное питание растений Удобрение почв 12 Видоизменение корней Подведение итогов конкурса Чиполлино 10 3 14 -20 октября 13 Развитие побега из зародышевой почечки Разнообразие почек. Стебель - осевая часть побега. Рост стебля. Побег - 3 часа 14 Ветвление побегов Видоизменения побегов Лабораторная работа.№5 Определение возраста ветки по почечным кольцам 10 4 21 - 27 октября 15 Передвижение веществ по стеблю. Лабораторная работа №6 Передвижение веществ по стеблю. 10 4 21 - 27 октября 16 Внешнее строение листа. Разнообразие листьев Видоизменение листьев Лист - 4 часа 5 28 октября - 3 ноября 17 Внутреннее строение листа 18 Фотосинтез Образование органических веществ в листьях итого: 5 лаб раб 4 -10 ноября КАНИКУЛЫ 11 2 11 -17 ноября 19 Дыхание листьев Испарение воды листьями 20 Цветение как биологическое явление Цветок - 5 часов 3 18 - 24 ноября 21 Лабораторная работа.№ 7 Строение цветка (моделирование) 22 Соцветия 11 4 25 ноября - 1 декабря 23 Опыление у цветковых растений 24 Оплодотворение цветка. Образование семян и плодов 12 1 2 -8 декабря 25 Биологическое значение размножения Размножение - 3 часа 26 Особенности размножения растений 12 2 9 - 15 декабря 27 Рост растений. Ростовые движения - тропизмы. 28 Развитие растений.Сезонные наблюдения за развитие растений рост и развитие 3 часа 3 16 - 22 декабря 29 Дикорастущие,культурные, сорные растенияПаразитизм в растительном мире Растения-хищники 30 Рубежный контроль Авторский дифзачет Морфология растений 12 4 23 - 29 декабря 31 Понятие о систиматике как разделе биологической науки Практическая работа Знакомство с определителями систематика - 12 часов 32 Низшие Растения Водоросли :зеленые, бурые, красные. итого: 1 лаб раб 30 декабря - 10 января КАНИКУЛЫ 1 3 13 – 19 января 33 Высшие растения. Споровые. Мхи. 4 20 - 26 января 34 Высшие растения. Споровые. Папоротники, хвощи и плауны 5 27 января - 2 февраля 35 Высшие растения. Семенные.Голосеменные. 2 1 3 -9 февраля 36 Высшие растения. Семенные Покрытосеменные 2 10 - 16 февраля 37 Кл Двудольные. Сем Крестоцветные. Сем Розоцветные 3 17 - 23 февраля 38 Кл Двудольные. Сем.Бобовые, Пасленовые, Астровые 2 4 24 февраля - 2 марта 39 Кл Двудольные. Сем.Бобовые, Пасленовые, Астровые Лабораторная работа.№ 8 Определение местных видов цветковых растений 3 1 3 -9 марта 40 Кл Однодольные. Сем Злаки, Сем Лилейные 2 10 -16 марта марта 41 Кл Однодольные. Сем Злаки, Сем Лилейные 3 17 -23 марта 42 Рубежный контроль Авторский дифзачет « Систематика растений» 24 - 30 марта КАНИКУЛЫ Раздел II Бактерии. Вирусы 4 часов 4 1 31 апреля – 6 апреля 43 Общая характеристика бактерий Лабораторная работа.№ 9 *Выращивание различных форм бактерий (факультативно) Бактерии. Вирусы 4 ч 2 7 – 13 апреля 44 Клубеньковые бактерии и азотобактер.Фотосинтезирующие Бктерии. Значение бактерий 4 3 14 – 20 апреля 45 Вирусы – неклеточная форма жизни 4 21 – 27 апреля 46 Бактериальные и вирусные болезни Профилактика болезней
5 1 28 апреля - 4 мая 47 Общая характеристика и экология грибов Грибы. Лишайники 3 часа 5 2 5 - 11 мая 48 Питание, Размножение грибов. Лабораторная работа.№ 10 *Выращивание различных форм плесневых грибов (факультативно) 3 12 - 18 мая 49 Общая характеристика и экология лишайников Развитие растительного мира на Земле - 1 час 5 4 19 -25 мая 50 Эволюция растений Развитие растительного мира на Земле - 1 час Жизнь организмов в сообществах 1 час 5 5 26 мая - 1 июня 51 Растительные сообщества Итоговое обобщение Жизнь организмов в сообществах 1 часа 1 июня - 31 августа КАНИКУЛЫ Раздел 4 ЖИЗНЬ В РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВАХ (1ч) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны знать: *Особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов; *Строение органов и основных тканей покрытосеменных растений и их функций; *Особенности процессов питания и дыхания растений; *Процессы роста и развития растений; *Основные систематические единицы (царство, отдел, класс, семейство, род, вид); *Связь растений со средой обитания; *Особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников (на примере конкретных представителей); *Значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека; *Влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов; *Правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе. Учащиеся должны уметь *Пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой); *Приготавливать временные микропрепараты и составлять гербарии; *Наблюдать сезонные явления в жизни растений; *Проводить простейшие опыты по изучению жизни растений; *Ухаживать за комнатными растениями; *Распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе; *Самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов; *составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями. * самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. – М.- Мнемозина, 2008 г.: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ – 7-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 224 с.: ил. 2.Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии. Учебник адресован учащимися 6 класса общеобразовательных учреждений и входит в учебно-методический комплект по биологии линии Д.И. Трайтака. 3.Биология: 5-11 классы: Программы для общеобразовательных учреждений (под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д.) 4.С.В. Суматохин. «Биология/Экология: Животные». Сборник заданий, задач и упражнений с ответами: Пособие для учащихся основной школы. 5.Рабочая тетрадь (Трайтак Н.Д.) 6Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников 6-7 класс». Пособие для учащихся (Трайтак Д.И.). 7.«Растения».Книга для чтения по биологии(для учащихся 6-7 классов) Автор Трайтак Д.И. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Дополнительная литература для учителя:. 1.Единый государственный экзамен 2008: Контрол.-измерит.материалы : Биология /Авт. –сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с. 2.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с. 3.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С.Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с. Дополнительная литература для учащихся: 1.Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с 2.Единый государственный экзамен 2008: Контрол. измерит.материалы : Биология /Авт. –сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с. 3.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М..Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с. 4.Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С. Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с. 1CD приложение к учебно-методическому комплекту bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ График контрольных работ
Лабораторных работ – 10 Практические работы -1 Экскурсий -2 |