Скачать 196.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Башкирский государственный университет» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ФД.А.08) АНДРОГОГИКА наименование дисциплины по учебному плану подготовки аспиранта модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ООП ППО) по специальности научных работников
Оглавление 2.Цели изучения дисциплины 3 3.Результаты освоения дисциплины 3 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов 5 5. Содержание дисциплины 5 5.1Содержание лекционных занятий 5 5.2.Самостоятельная работа аспиранта 6 6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимума 6 7. Образовательные технологии 8 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 8 9. Материально-техническое обеспечение 12 Общие положения
Целью изучения дисциплины Андрогогика является приобретение профессиональных установок, знаний, умений, навыков, ценностных отношений, соответствующих смыслам и сущности деятельности по обучению взрослых, изучение научной специфики андрагогики. Задачи дисциплины заключаются в изучении:
Аспирант или соискатель должен: - знать:
уметь:
- демонстрировать:
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) - Андрогогика Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа. 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов
5. Содержание дисциплины
6. Перечень контрольных мероприятий и вопросы к экзаменам кандидатского минимумаИтоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в Диссертационный совет. Порядок проведения кандидатских экзаменов включает в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности. Билеты кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны охватывать разделы Специальной дисциплины отрасли науки и научной специальности (ОД.А.) и Дисциплины научной специальности по выбору аспиранта (ОДН.А.). Перечень вопросов к зачету: 1. Введение в андрагогическое пространство 2. Место андрагогики в системе человекознания 3. Из истории развития теории и практики образования взрослых и андрагогики 4. Обучение взрослых в системе непрерывного образования 5. Взрослый человек как субъект обучения. 6. Андрагогические основы профессионального развития личности. 7. Андрагогика как область социальной практики 8. Особенности образования социально незащищенных групп взрослого населения 9. Подготовка и переподготовка безработных 10. Специфика образования взрослых инвалидов 11. Обучение военнослужащих, уволенных в запас 12. Образование в жизни взрослых, отбывающих наказание в местах лишения свободы 13. Андрагогические проблемы адаптации в условиях иной лингвокультурной общности 14. Женское образование 15. Обучение взрослых: основные организационные формы и технологии 16. Адаптивные системы образования взрослых 17. Модульное обучение как технология и форма образования взрослых 18. Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых 19. Бизнес-школы в дополнительном профессиональном образовании 20. Андрагогический потенциал неформального образования 21. Народные университеты 22. Семейное образование в России 23. Образовательно-просветительские возможности досуга 24. Взрослый как читатель 25. Образовательный туризм 26. Музейная педагогика для взрослых 27. Профессия андрагог. Перечень вопросов к экзаменам кандидатского минимума:
7. Образовательные технологииВ процессе обучения применяются следующие образовательные технологии: 1. Лекционно-практические технологии (лекция: проблемная, консультация, программированная лекция-консультация, пресс-конференция, дискуссия, лекция-исследование, визуальная; семинарские, практические занятия, «круглые столы») 2. Сопровождение лекционно-практических занятий показом визуального материала, фильма. 3. Личностно-ориентированные технологии, игровые, диалоговые, тренинговые, компьютерные, проблемные, программированные, задачные, рефлексивные, технологии кооперативного обучения, развития критического мышления, проектирования, модерации, консультирования. 4. Использование учебно-методического программного комплекса. 5. Решение профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях. 6. Деловые игры, моделирующие определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныУчебная, учебно-методическая и иные библиотечно – информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает библиотекой, включающей теоретическую и научно-методическую литературу по педагогическим теориям, системам, образовательным технологиям высшей школы, управлению образовательными системами, истории образования и педагогической мысли, научные журналы и труды конференций по теории и методике профессионального образования. 8.1 Основная литература (год издания не должен быть более 5 лет):
8.2 Дополнительная литература Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: «Юнити», 2003. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М., 1980. Рабочая книга андрагога /Под редакцией С.Г. Вершловского.- СПб.,1998. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: «Академия», 2002. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых: Монография. – М., 2000. Змеев С. И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. - 1995.-№2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. - М., 1993 - 1999. Онушкин В. Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: Междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995. Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. - СПб., 1998. Беланже П. Образование взрослых в промышленно развитых странах Запада // Перспективы (ЮНЕСКО). - 1992. Образование взрослых // Перспективы: Вопросы образования (ЮНЕСКО). - 1982. -Љ1,2. Рабочая книга андрагога / Под ред. С. Г. Вершловского. - СПб., 1998. Третья международная конференция по образованию взрослых в Токио // Советская педагогика. - М., 1973. Бхола X. С. Перспективы неформального образования // Перспективы (ЮНЕСКО).-1984. - Љ 1. Бреев СИ. Развитие теории и практики образования без отрыва от производства в РСФСР / Науч. консультант Н.К.Гончаров. - Саранск, 1973. Владиславлев А. П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. - М., 1978. Горностаев П. В. О теории общего образования взрослых до Октября и в первые годы после революции: Учеб. пособие. - М., 1974. Горностаев П. В. Развитие теории общего образования взрослых в СССР (1917-1931): Учеб. пособие. - М., 1974. История культурно-просветительской работы в СССР: Учеб. пособие. - Ч. 1: Внешкольное образование в России до Великой Октябрьской социалистической революции. - Харьков, 1969. История культурно-просветительской работы в СССР: Учеб. пособие. - Ч. 2: Советский период (1917-1969 гг.). - Харьков, 1970. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онуш-кина. - М., 1987. Бреннан Дж. и др. Обучение в течение жизни для обеспечения занятости и равенства // Социология образования. - 2001. – № 7. Веймарская декларация непрерывного образования // Новые знания. - 1998.-№ 1. Горохов В. А., Коханова Л. А. Основы непрерывного образования в СССР / Под ред. В.Г.Онушкина. - М., 1987. Джарвис П. Глобальные тенденции в "обучении всю жизнь" и ответ университетам // Социология образования. - 2000. - № 6. ЗайдаДж. Обучение взрослых и "образование всю жизнь": новые тенденции в России // Социология образования. - 2000. - № 4. Интеграционные процессы в образовании взрослых: Материалы науч.-практ. конф. ИОВ РАО. - СПб., 1997. Климов С. М. Неформальное образование взрослых: Проблемы экономики и управления. - СПб., 1998. Климов С. М. Организация просветительской деятельности, модели и формы. - СПб., 1995. Леднев В. С. Непрерывное образование: Структура и содержание. - М., 1998. Материалы V Гамбургской конференции по образованию взрослых // Непрерывное образование. - Нижний Новгород, 1999. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (изложение) // Новые знания. - 2001. - № 2. Образование взрослых: Реальность, проблемы, прогноз / Под ред. С.Г.Вершловского. - СПб., 1998. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онуш-кина. - М., 1987. Шевелев В. В. Перспективы развития системы непрерывного профессионального образования // Специалист. - 1999. - Љ 4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М., 1993-1999. - Т. 2. 8.3 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы Применение электронных библиографических баз данных в области теории и методики профессионального образования. Источники информации. Правила поиска научной информации. Электронные базы данных. 1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru 2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru 3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/ 4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/ 5. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu Адреса сайтов по проблемам образования взрослых в Интернете Всемирный Совет по образованию взрослых (ICAE) - www.web.net/ icae. Европейская Ассоциация образования взрослых (ЕАЕА) - www.vsy.fi/ еаеа. Финская Ассоциация образования взрослых (FAEA) - www.vsy.fi. Скандинавская Народная Академия (NFA) - www.nfa.se. Норвежский Институт исследований образования взрослых - www.nvi.no. Национальная организация по образованию взрослых Англии и Уэльса - www.niace.org.uk. Дайджест всемирной периодики по образованию взрослых (Carfax Publishing Company) - www.carfax.co.uk. 9. Материально-техническое обеспечениеКафедра располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом аспиранта, а также эффективное выполнение диссертационной работы. Для обеспечения данной дисциплины имеются: оборудованные аудитории; технические средства обучения; аудио-, видеоаппаратура; электронная база данных для создания тематических разноуровневых тренировочных и проверочных материалов, для организации фронтальной и индивидуальной работы с аспирантами; учебники, учебные пособия и рекомендации.
|
Рабочая программа факультативной дисциплины «Здравоохранение за рубежом» Структура и содержание дисциплины (разделов) по видам учебной работы | Рабочая программа учебной дисциплины «И стория Отечества» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины (Б 5) студентам очной формы обучения по направлению подготовки... | ||
Рабочая программа дисциплины «криминалистическая техника» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам 4 курса сокращенного срока заочной формы обучения... | Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины блока Б7 студентам очной формы обучения по направлению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «web дизайн» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... | Рабочая программа учебной дисциплины «Ценообразование и сметное дело в строительстве» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «проблемы теории государства и права» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... | Рабочая программа учебной дисциплины «современная экология и глобальные экологические проблемы» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... | ||
Рабочая программа факультативной дисциплины «кардиология» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «Технический перевод с иностранных языков» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины факультативной части гуманитарного, социального и экономического цикла... | ||
Рабочая программа факультативной дисциплины «Физиотерапия в акушерстве и гинекологии» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа учебной дисциплины «Металлорежущие станки и инструменты» Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины цикла Б7 студентам очной формы обучения по направлению... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «инструментальный контроль технического... Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... | Рабочая программа факультативной дисциплины «клиническая фармакология» Цель – обеспечение аспирантов информацией для овладения знаниями по клинической фармакологии в объеме, необходимом для дальнейшего... | ||
Рабочая программа факультативной дисциплины «клиническая фармакология» Цель – обеспечение аспирантов информацией для овладения знаниями по клинической фармакологии в объеме, необходимом для дальнейшего... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины студентам очной формы обучения по направлению подготовки... |