МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Кафедра общей инженерии
|
Утверждаю
Декан факультета промышленности и транспорта
Спирин А.В.
(подпись, расшифровка подписи)
“____”______________20.… г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Металлорежущие станки и инструменты» Направление подготовки:
190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Профиль подготовки:
Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча) Квалификация выпускника:
бакалавр
Форма обучения
очная Бузулук 2011
Рецензент Старший преподаватель кафедры технической эксплуатации и ремонта автомобилей С.Ф. Петряева
Рабочая программа дисциплины «Металлорежущие станки и инструменты» /сост. Н.Ф. Тарасенко – Бузулук: БГТИ, 2011г. – 20с.
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины цикла Б7 студентам очной формы обучения по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов в 4 семестре. Профиль: Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча).
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года №706.
Составитель ____________________ Н.Ф. Тарасенко (подпись)
Тарасенко Н.Ф.,2011
| БГТИ (ф) ГОУ ОГУ, 2011
|
Содержание
|
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………...4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......……………...................4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины.................5
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)....…………..................7
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины..............................................................8
| 4.2
| Структура дисциплины..............................................................................10
| 4.3
| Лабораторные работы………………………………………...................11
| 4.4
| Практические занятия (семинары)....………………………...................11
| 4.5
| Курсовой проект (курсовая работа)...........................................................11
| 4.6
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………................11
| 5
| Образовательные технологии.....................................................................11
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации........................................................................11
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)................... 10
| 7.1
| Основная литература…………………..………………………............. 18
| 7.2
| Дополнительная литература……………….………………….................18
| 7.3
| Периодические издания.....………………………….………..................19
| 7.4
| Интернет-ресурсы........................................................................................19
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям ................................. 19
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий .................................................................19
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины………..................19
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..…............... .20
|
|
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Целями изучения дисциплины является освоение студентами принципа выбора металлорежущего оборудования и технологической оснастки в зависимости от конкретных условий проектирования технологических процессов обработки деталей в области техники, связанной с эксплуатацией, ремонтом и сервисным обслуживанием транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов. Задачами изучения дисциплины является предложение студентам такого объема знаний, который при устройстве на работу по направлению подготовки позволит:
знание основ теории резания металлов, технология машиностроения и видов металлорежущего оборудования, технологической оснастки для ремонта, технического обслуживания основных видов транспортных и транспортно-технологических машин;
умение проводить диагностику технического состояния элементов технологического оборудования, машин, приспособлений;
умение проводить испытание машин и технологического оборудования после ремонта и сервисного обслуживания.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к учебному циклу – Б7 Факультатив.
Изучение курса «Металлорежущие станки и инструменты» основывается на сведениях, которые логически и содержательно-методически взаимосвязаны с дисциплинами:
Начертательная геометрия и инженерная графика;
Сопротивление материалов;
Теория механизмов и машин;
Детали машин и основы конструирования;
Гидравлика и гидропрневмопривод;
Материаловедение. Технология конструкционных материалов.
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее при последующем изучении следующих курсов:
Основы технологии производства и ремонта;
Технологические процессы технического обслуживания и ремонта;
Производственно-техническая инфраструктура предприятий;
Техническое нормирование работ.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профилю подготовки – Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча):
а) общекультурных (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);
способен приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-17)
б) профессиональных (ПК):
готов к участию в составе коллектива исполнителей к разработке проектно-конструкторской документации по созданию и модернизации систем и средств эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов (ПК-1);
умеет разрабатывать техническую документацию и методические материалы, предложения и мероприятия по осуществлению технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов (ПК-3);
умеет проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, содействие подготовке процесса их выполнения, обеспечению необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием (ПК-4);
готов к участию в составе коллектива исполнителей к разработке транспортно-технологических процессов, их элементов и технологической документации (ПК-7);
умеет разрабатывать и использовать графическую техническую документацию (ПК-8);
владеет знаниями организационной структуры методов управления и регулирования, критериев эффективности применительно к конкретным видам транспортных и технологических машин (ПК-13);
способен к освоению особенностей обслуживания и ремонта технического и технологического оборудования и транспортных коммуникаций (ПК-14);
способен к освоению технологий и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и трансортно-технологических машин и оборудования (ПК-16);
владеет умением изучать и анализировать необходимую информацию, технические данные, показатели и результаты работы по совершенствованию технологических процессов эксплуатации, ремонта и сервисного обслуживания транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, проводить необходимые расчеты, используя современные технологические средства (ПК-21);
готов к участию в составе коллектива исполнителей в организации и выполнении транспортно-технологических процессов (ПК-22);
способен оценивать и определять меры по обеспечению безопасной и эффективной эксплуатации транспортных, транспортно-технологических машин, их агрегатов и технологического оборудования (ПК-28);
способен составлять графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам, следить за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов (ПК-29);
владеет знаниями методов монтажа транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, используемого в отрасли (ПК-33);
владеет знаниями нормативов выбора и расстановки технологического оборудования (ПК-39);
В результате освоения дисциплины студент должен
Знать:
классификацию станков, приводы, виды передач и кинематику станков, типовые детали и механизмы станков;
основы технологического процесса механической обработки;
методы обработки металлов резанием, геометрические параметры инструментов, процесс стружкообразования, силы и мощность резания, режимы резания, тепловые явления при резании и СОЖ, стойкость и износ инструментов;
основные типы токарных станков, устройство токарно-винторезного станка, виды работ и оснастку к токарным станкам;
основные типы сверлильных станков, устройство вертикально-сверлильного станка, виды работ и оснастку к сверлильным станкам;
основные типы фрезерных станков, устройство консольно-фрезерного станка, виды работ и оснастку к фрезерным станкам;
основные типы строгальных станков, устройство поперечно-строгального станка, виды работ и оснастку к строгальным станкам;
основные типы шлифовальных станков, устройство круглошлифовального станка, абразивные инструменты, виды работ и оснастку к шлифовальным станкам.
уметь:
выбирать, обосновывая свой выбор, и использовать типовые модели металлорежущих станков, металлорежущего инструмента, установочно-зажимных приспособлений для крепления инструмента и обрабатываемой заготовки для конкретных задач механической обработки деталей резанием в условиях производства;
определять основные параметры режимов резания механической обработки деталей на металлорежущих станках различных групп;
разрабатывать на основе анализа конструкции и назначения деталей технологические процессы их механической обработки;
осуществлять наладку и настройку металлорежущих станков различных групп на выполнение типовых операций;
использовать теоретические знания для управления и регулировкой рабочими органами металлорежущих станков различных групп.
владеть:
знаниями о точности станков и качестве обработки;
знаниями о производительности и надежности станков;
информацией об условиях охраны труда и производственных санитарно-гигиенических нормах при работе на станках;
информацией по вопросам экологии при работе на станках
приобрести опыт деятельности:
по порядку и методам наладки станков;
по правилам эксплуатации станков;
по способам рационального использования станков;
по перспективам развития и новым требованиям к станочному оборудованию.
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) Структура ООП ВПО бакалавриата по направлению подготовки 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, профилю подготовки – Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (нефтегазодобыча) включает факультативный цикл Б7 и предусматривает изучение дисциплины «Металлорежущие станки и инструменты».
В результате изучения факультативного цикла Б7 обучающийся должен владеть знаниями обязательного минимума содержания дисциплины.
Выписка из протокола № 1 заседания кафедры общей инженерии от 29.08 2011 года о требованиях к обязательному минимуму содержания дисциплины «Металлорежущие станки и инструменты»:
Общие сведения о станках. Основы обработки резанием и режущий инструмент. Общие сведения о технологическом процессе механической обработки на них. Токарные станки и инструменты, технология токарной обработки. Сверлильные станки и инструменты, технология сверлильной обработки. Фрезерные станки и инструменты, технология фрезерной обработки. Строгальные станки и инструменты, технология фрезерной обработки. Шлифовальные станки и инструменты, технология обработки шлифованием. Станки с ПУ. Установка станков на фундамент и испытание станков. Особенности наладки станков. Эксплуатация станков. 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Общие сведения о металлорежу-
щих станках
| Классификация станков. Точность станков и качество обработки. Производительность и надежность станков. Охрана труда и производственна санитарно-гигиенические нормы. Обеспечение пожарной и электробезопасности. Экология при работе на станках. Кинематика станков. Типовые детали и механизмы станков. Приводы.
| ДЗ
| 2
| Основы обработки материалов резанием и режущий инструмент
| Основные понятия теории резания. Режущие свойства инструментов. Геометрические параметры и заточка инструментов. Процесс стружкообразования. Тепловые явления при резании и износ инструмента. СОЖ. Режимы резания. Сила и мощность резания.
| ДЗ
| 3
| Общие сведения о технологическом процессе
| Виды производства. Производственный и технологический процессы. Виды технологической документации. Основы проектирования технологического процесса
| ДЗ
| 4
| Металлорежущие станки и технология обработки на них
| Основные типы токарных станков. Устройство токарно-винторезного станка. Технология токарной обработки и оснастки. Основные типы сверлильных станков. Устройство вертикально-сверлильного станка. Технология обработки на сверлильных станках и оснастка. Основные типы строгальных станков. Устройство поперечно-строгального станка. Технология строгальной обработки и оснастка. Основные типы фрезерных станков. Устройство консольно-фрезерного станка. Технология фрезерования и оснастка. Основные типы шлифовальных станков. Устройство круглошлифовального станка. Технология шлифования и абразивные инструменты. Общие сведения о станках с программным управлением.
| ДЗ
| 5
| Наладка и эксплуатация станков. Перспективы развития металлорежущего оборудования
| Установка станков на фундамент и испытание станков. Основы рационального использования станков. Перспективы развития металлорежущих станков и новые требования к ним.
| ДЗ
|
4.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| 4 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 36
| 36
| Аудиторная работа:
| 18
| 18
| Лекции (Л)
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
| –
| –
| Лабораторные работы (ЛР)
| –
| –
| Самостоятельная работа:
| 18
| 18
| Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
| –
| –
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| –
| –
| Реферат (Р)
| –
| –
| Эссе (Э)
| –
| –
| Самостоятельное изучение разделов
| 6
| 6
| Контрольная работа (К)
| –
| –
| Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий)
| 12
| 12
| Вид итогового контроля
| зачет
| зачет
|
|