МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет»
Кафедра экономики
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экономики и права Т.М. Ожерельева ______________
«____» __________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
Направление подготовки
080100.62 Экономика
________________________________________
(код и наименование направления подготовки) Общий профиль
___________________________________________
(наименование профиля подготовки) Квалификация выпускника
бакалавр
Форма обучения
очная Бузулук 2011
Рецензент кандидат экономических наук, доцент Ахматова Д.Н.
Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» /сост. Н.А. Иванова. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 23с.
Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины блока Б7 студентам очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 Экономика в 6 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100. 62 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 747
Составитель ______________Н.А. Иванова
«____»______________2011 г.
©Иванова Н.А., 2011
©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011
Содержание
|
| с.
| 1
| Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………………….
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины..................
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины....………………………………….
| 7
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины...........................................................
| 7
| 4.2
| Структура дисциплины..............................................................................
| 10
| 4.3
| Практические занятия (семинары)....………………………………………..
| 11
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………….
| 11
| 5
| Образовательные технологии..................................................................
| 12
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
| 13
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации........................................................................................
| 13
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины
| 18
| 7.1
| Основная литература……………………………………………………….
| 18
| 7.2
| Дополнительная литература………………………………………………..
| 18
| 7.3
| Периодические издания.....………………………………………………….
| 20
| 7.4
| Интернет-ресурсы......................................................................................
| 20
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям ....................................
| 20
| 7.6
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...............................................................
| 21
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………..
| 21
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….
| 22
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………..
| 23
| 1 Цели и задачи освоения дисциплины Цели освоения дисциплины «Управление качеством»: формирование у студентов целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.
Задачи: Теоретическое освоение студентами базовых понятий и основных процессов в области управления качеством, и их практическое применение в деятельности отечественных предприятий и организаций; понимание качества как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики, овладение методологией и терминологией управления качеством, знаниями рекомендаций российских и международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, о процедурах сертификации продукции и систем управления качеством, овладение профессиональными подходами к проектированию систем обеспечения качества и организации управления качеством продукции. 2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Подготовка бакалавров экономики предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам. Дисциплина «Управление качеством» является факультативной дисциплиной Б 7.3, которая изучается студентами третьего курса по направлению подготовки 080100. 62 Экономика «Общий профиль».
Методологической основой дисциплины являются общепризнанные теории управления, концепции, модели, обоснованные в мировой и отечественной науке
управления и апробированные управленческой практикой.
Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что управление качеством - постоянно развивающаяся наука. Дисциплина «Управление качеством» базируется на знаниях, полученных в рамках курсов «Экономика предприятия (организации)», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика труда».
Дисциплина предшествует изучению следующих дисциплин профессионального цикла: «Производственный менеджмент», «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде», «Теория и практика оценки конкурентоспособности», «Организация коммерческой деятельности предприятия» и др.
Трудоемкость дисциплины «Управление качеством» 2 (ЗЕ). Курс рассчитан на 18 часов лекций, 18 часов практических занятий. Промежуточная оценка знаний и умений студентов проводится с помощью набора тестовых заданий, которые включают в себя основные проблемы курса. Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета. 3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
а) общекультурных (ОК):
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).
б) профессиональных (ПК):
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основные этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;
теоретические основы обеспечения качества продукции, факторы, влияющие на качество, виды показателей качества;
современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла;
методы стандартизации и сертификации в области обеспечения качества продукции на национальном и международном уровнях;
подход к организации и сертификации систем управления качеством на основе международных требований (стандартов ИСО серии 9000);
процедуры сертификации продукции и систем управления качеством;
законодательные акты в области управления качеством продукции.
Уметь:
ориентироваться в основных понятиях и определениях в области качества;
разрабатывать, анализировать и оценивать системы управления качеством;
производить оценочные расчеты уровня качества и надежности работы различных техногенных систем;
использовать методы обеспечения заданного качества и надежности техногенных систем на различных этапах – от проектирования до серийного производства продукции;
выявлять основные факторы конкурентоспособности и применять существующие методы прогнозирования при оценке качества продукции, услуг, работ, деятельности;
использовать знания об основных принципах стандартизации и сертификации продукции в процессе управления качеством;
использовать методы оценки качества продукции в процессе её эксплуатации на различных этапах жизненного цикла, услуг, работ – в процессе выполнения;
проводить структурный и функциональный анализ качества с различными схемами построения с использованием вероятностных методов;
проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов.
Владеть:
специальной терминологией и методологией исследования управления качеством, методами и приемами анализа с помощью стандартных теоретических моделей;
основными методами оценки качества промышленной продукции и навыками применения статистических методов контроля качества продукции;
навыками самостоятельного освоения новых знаний, профессиональной аргументации;
навыками работы с нормативно - технической документацией, стандартами, указателями стандартов.
Приобрести опыт деятельности:
- составления диаграмм, графиков, таблиц; владения различными приемами работы со статистическими данными;
- самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, и участия в научных дискуссиях; - использования нормативно-технических документов и материалов; - разработки и внедрения системы качества в коммерческих и некоммерческих организациях. 4 Содержание и структура дисциплины 4.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
(модуля)
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Понятие и сущность качества
| Предмет науки управления качеством. Определение и природа качества. Сущность качества. Качество, свойства, потребности. Терминология в области качества. Русско-английские соответствия основных терминов. Экономические аспекты качества. Организация процесса управления качеством. Функции управления качеством Состав, содержание и характеристика функций: политика и планирование качества, организация работ по качеству, мотивация и обучение персонала, контроль качества и информация о качестве, разработка мероприятии по качеству, принятие решений и их реализация, взаимодействие с внешней средой. Понятие и виды контроля качества, их назначение и область применения. Виды затрат на качество. Экономическая эффективность улучшения качества.
| Домашнее задание
Тестирование
Экономический словарь
| 2
| Понятие и принципы управления качеством
| Понятие управления качеством. Принципы управления качеством. Принципы управления качеством в США. Принципы японского управления качеством. Принципы управления и контроля в области качества в Европейских странах. Европейская сеть по сертификации систем качества. Развитие и становление принципов управления качеством в России. Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях. Проблемы, недостатки и перспективы развития отечественной системы управления качеством.
| Домашнее задание
Тестирование
Экономический словарь
| 3
| Основные методы управления качеством и сферы их приложения
| Общие методы управления качеством. Специальные методы (инструменты) управления качеством: диаграмма причин и следствий Исикавы К., диаграмма Парето, гистограмма, стратификация, контрольные листки, контрольные карты. Бенчмаркинг: внутренний и внешний. Концепция шесть сигм. Реализация методов управления качеством в сфере производства и в сфере оказания услуг.
| Домашнее задание
Тестирование
Экономический словарь
Написание реферата
| 4
| Наука квалиметрия
| Понятие и принципы квалиметрии. История квалиметрии. Квалиметрия как наука: теоретическая, специальная и предметная. Методы квалиметрии. Квалиметрия в стандартизации. Стадии классической схемы квалиметрии. Применение принципов квалиметрии в управлении качеством. Положительные эффекты применения методов квалиметрии.
| Домашнее задание
Тестирование
Экономический словарь
Написание реферата
| 5
| Система управления качеством, основанная на стандартах ИСО серии 9000
| Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Организационная структура ИСО. Международные стандарты ИСО серии 9000 (МС ИСО серии 9000): назначение, состав, структура и краткая характеристика стандартов. Состав и краткая характеристика рекомендуемых элементов, систем качества. Особенности стандартов ИСО 9001, 9002, 9004 для различных отраслей производства. Пересмотр и совершенствование стандартов ИСО 9000.
| Домашнее задание
Тестирование
Написание реферата
| 6
| Система управления качеством, основанная на принципах всеобщего управления качеством
| Основные этапы формирования принципов всеобщего управления качеством (TQM). Содержание концепции всеобщего управления качеством. Комплексное и тотальное управление качеством. Соотношение систем управления качеством стандартов ИСО 9000 и TQM. Проблема доверия к качеству продукции. Глобальный подход к испытаниям и сертификации. Внедрение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки качества в организации.
| Домашнее задание
Тестирование
Экономический словарь
Написание реферата
| 7
| Стандартизация и метрология в управлении качеством
| Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации. Государственное управление стандартизацией в РФ. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Организационно-правовые основы метрологии. Роль и задачи метрологической службы в управлении качеством. Система обеспечения единства измерений. Международные метрологические организации.
| Тестирование
Экономический словарь
Написание реферата
| 8
| Сертификация и лицензирование в управлении качеством
| Определение, назначение и цели сертификации. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации. Органы сертификации в России. Сертификация в международной практике. Система защиты качества продукции. Маркировка и упаковка продукции. Применение штрих-кода. Назначение и цель лицензирования. Лицензионные органы в РФ. Роль лицензирования в управлении качеством.
| Домашнее задание
Тестирование
Экономический словарь
| 9
| Защита прав потребителя
| Понятийный аппарат в области защиты прав потребителя. Зарубежный опыт регулирования защиты прав потребителя. Правовое обеспечение защиты прав потребителя в Российской Федерации. Государственное регулирование защиты прав потребителя в РФ. Общества защиты прав потребителя. Судебная защита потребителей. Виды юридической ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителя.
| Домашнее задание
Тестирование
Экономический словарь
Написание реферата
|
4.2 Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часов)
Вид работы
| Трудоемкость, часов
| № 6 семестр
| Всего
| Общая трудоемкость
| 72
| 72
| Аудиторная работа:
| 36
| 36
| Лекции (Л)
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
| 18
| 18
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа:
| 36
| 36
| Курсовой проект (КП)
| -
| -
| Курсовая работа (КР)
| -
| -
| Расчетно-графическое задание (РГЗ)
| -
| -
| Реферат (Р)
| -
| -
| Эссе (Э)
| -
| -
| Самостоятельное изучение разделов
| 18
| 18
| Контрольная работа (К)
|
|
| Самоподготовка:
проработка и повторение лекционного материала,
проработка материала учебников и учебных пособий,
подготовка к практическим занятиям
| 18 6 6
6
| 18 6 6
6
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
|
Разделы дисциплины, изучаемые в шестом семестре
№
раз-
дела
| Наименование разделов
| Количество часов
| Всего
| Аудиторная
работа
| Вне-
ауд.
работа
СР
| Л
| ПЗ
| ЛР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Понятие и сущность качества
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 2
| Понятие и принципы управления качеством
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 3
| Основные методы управления качеством и сферы их приложения
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 4
| Наука квалиметрия
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
|
|
|
|
|
|
|
| 5
| Система управления качеством, основанная на стандартах ИСО серии 9000
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 6
| Система управления качеством, основанная на принципах всеобщего управления качеством
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 7
| Стандартизация и метрология в управлении качеством
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 8
| Сертификация и лицензирование в управлении качеством
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 9
| Защита прав потребителя
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
|
| Итого:
| 72
| 18
| 18
| -
| 36
|
4.3 Практические занятия (семинары)
№
занятия
| №
раздела
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 1
| Понятие и сущность качества
| 2
| 2
| 2
| Понятие и принципы управления качеством
| 2
| 3
| 3
| Основные методы управления качеством и сферы их приложения
| 2
| 4
| 4
| Наука квалиметрия
| 2
| 5
| 5
| Система управления качеством, основанная на стандартах ИСО серии 9000
| 2
| 6
| 6
| Система управления качеством, основанная на принципах всеобщего управления качеством
| 2
| 7
| 7
| Стандартизация и метрология в управлении качеством
| 2
| 8
| 8
| Сертификация и лицензирование в управлении качеством
| 2
| 9
| 9
| Защита прав потребителя
| 2
|
|
| Всего:
| 18
|
4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№
раздела
| Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 1
| Экономическая эффективность улучшения качества
| 2
| 2
| Принципы управления качеством в зарубежных странах: США, Японии, Франции, Германии, Великобритании
| 2
| 3
| Бенчмаркинг. Концепция шесть сигм
| 2
| 4
| Положительные эффекты применения методов квалиметрии
| 2
| 5
| Управление на основе версии стандартов ИСО 9000:2000
| 2
| 6
| Методы TQM: QFD (технология развертывания функций качества); FMEA (технология анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя); ФСА (функционально-стоимостный анализ); ФФА (функционально-физический анализ)
| 2
| 7
| Организационно-правовые основы метрологии
| 2
| 8
| Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
| 2
| 9
| Общества защиты прав потребителя. Судебная защита потребителей.
| 2
|
| Итого:
| 18
|
5 Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация - «бакалавр») реализуются различные виды учебной работы, дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины, и в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают требуемые компетенции обучающихся.
В процессе освоения дисциплины «Управление качеством» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
Лекции;
Практические занятия;
Обсуждение рефератов и докладов;
Компьютерные занятия;
Письменные домашние работы;
Самостоятельная работа студентов, в которую включается анализ статистических данных, информации и интерпретация результатов;
Консультации преподавателей.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
Лекция - визуализация;
Лекция-беседа («диалог с аудиторией»);
Анализ конкретных ситуаций;
Учебные конференции.
5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Семестр
| Вид занятия
(Л, ПР)
| Используемые интерактивные образовательные технологии
| Количество
часов
| шестой
| Л
| Лекция-визуализация: «Понятие и принципы управления качеством», «Система управления качеством, основанная на стандартах».
| 4
| Л
| Лекция-беседа: «Основные методы управления качеством и сферы их приложения».
| 2
| ПР
| Анализ конкретных ситуаций: «Маркировка и упаковка продукции. Штрих-код», «Система источников права и нормативных технических актов в области стандартизации и управления качеством в Российской Федерации».
| 2
| ПР
| Учебная конференция «Защита прав потребителей».
| 2
| Итого:
| 10
|
6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации Образцы тестов для проведения текущего контроля:
1. «Качество» - это ...
а) результат деятельности;
б) совокупность потребительских свойств;
в) совокупность характеристик объекта, относящаяся к способности: удовлетворять установленные и предполагаемые потребности;
г) характеристика продукции, удовлетворяющая потребности в соответствии с назначением.
Верный ответ: в 2. К социально-психологическим методам управления качеством относятся методы...
механизации;
создания, хорошего психологического микроклимата;
ценообразования с учетом уровня качества объекта;
морального стимулирования;
стандартизации.
Верный ответ: б 3.К экономическим методам управления качеством относятся методы...
создания хорошего психологического микроклимата;
материального стимулирования;
применения штрафных санкций к недобросовестным партнерам;
распорядительные.
Верный ответ: б 4.Премии в области качества в России присуждает...
предприятие;
Правительство РФ;
президент РФ;
Государственная Дума.
Верный ответ: б
Качество товара закладывается на этапе:
проектирования;
производства;
упаковки;
верны все варианты ответов.
Верный ответ: г
|