Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством»





Скачать 382.61 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины «управление качеством»
страница1/3
Дата публикации13.11.2014
Размер382.61 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра экономики

УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета экономики и права

Т.М. Ожерельева ______________

«____» __________________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»



Направление подготовки

080100.62 Экономика

________________________________________

(код и наименование направления подготовки)
Общий профиль

___________________________________________

(наименование профиля подготовки)
Квалификация выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная
Бузулук 2011

Рецензент

кандидат экономических наук, доцент Ахматова Д.Н.




Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» /сост. Н.А. Иванова. – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2011. – 23с.

Рабочая программа предназначена для преподавания факультативной дисциплины блока Б7 студентам очной формы обучения по направлению подготовки 080100. 62 Экономика в 6 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080100. 62 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 декабря 2009 г. N 747

Составитель ______________Н.А. Иванова

«____»______________2011 г.

©Иванова Н.А., 2011

©БГТИ (филиал) ОГУ, 2011

Содержание








с.

1

Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………

4

2

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.......………………………….

4

3

Требования к результатам освоения содержания дисциплины..................

5

4

Содержание и структура дисциплины....………………………………….

7

4.1

Содержание разделов дисциплины...........................................................

7

4.2

Структура дисциплины..............................................................................

10

4.3

Практические занятия (семинары)....………………………………………..

11

4.4

Самостоятельное изучение разделов дисциплины…………….………….

11

5

Образовательные технологии..................................................................

12

5.1

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

13

6

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации........................................................................................

13

7

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

18

7.1

Основная литература……………………………………………………….

18

7.2

Дополнительная литература………………………………………………..

18

7.3

Периодические издания.....………………………………………………….

20

7.4

Интернет-ресурсы......................................................................................

20

7.5

Методические указания к практическим занятиям ....................................

20

7.6

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий ...............................................................

21

8

Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………..

21




Лист согласования рабочей программы дисциплины…..………………….

22




Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины …………..

23

1 Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины «Управление качеством»: формирование у студен­тов целостного системного представления об управлении качеством как современной концепции управления, а также умений и навыков в области управления качеством продукции, услуг, работ, деятельности отечественных предприятий и организаций.

Задачи: Теоретическое освоение студентами базовых понятий и основных процессов в области управления качеством, и их практическое применение в деятельности отечественных предприятий и организаций; понимание качества как фактора успеха предприятия в условиях рыночной экономики, овладение методологией и терминологией управления качеством, знаниями рекомендаций российских и международных стандартов по обеспечению качества на предприятиях, о процедурах сертификации продукции и систем управления качеством, овладение профессиональными подходами к проектированию систем обеспечения качества и организации управления качеством продукции.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Подготовка бакалавров экономики предполагает получение базовой системы знаний по экономическим наукам. Дисциплина «Управление качеством» является факультативной дисциплиной Б 7.3, которая изучается студентами третьего курса по направлению подготовки 080100. 62 Экономика «Общий профиль».

Методологической основой дисциплины являются общепризнанные теории управления, концепции, модели, обоснованные в мировой и отечественной науке

управления и апробированные управленческой практикой.

Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что управление качеством - постоянно развивающаяся наука. Дисциплина «Управление качеством» базируется на знаниях, полученных в рамках курсов «Экономика предприятия (организации)», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика труда».

Дисциплина предшествует изучению следующих дисциплин профессионального цикла: «Производственный менеджмент», «Стратегия управления предприятием в конкурентной среде», «Теория и практика оценки конкурентоспособности», «Организация коммерческой деятельности предприятия» и др.

Трудоемкость дисциплины «Управление качеством» 2 (ЗЕ). Курс рассчитан на 18 часов лекций, 18 часов практических занятий. Промежуточная оценка знаний и умений студентов проводится с помощью набора тестовых заданий, которые включают в себя основные проблемы курса. Итоговый контроль предусмотрен в виде зачета.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5).


б) профессиональных (ПК):

  • способность собрать и проанализировать исходные данные, необ­ходимые для расчета экономических и социально-экономических показа­телей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические пока­затели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способность на основе описания экономических процессов и явлений
строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализиро­вать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • особенности существующих систем управления и обеспечения качества, эволюцию и основные этапы развития менеджмента качества и общего менеджмента;

  • теоретические основы обеспечения качества продукции, факторы, влияющие на качество, виды показателей качества;

  • современные методы прогнозирования и обеспечения заданного уровня качества продукции, используемые на различных этапах её жизненного цикла;

  • методы стандартизации и сертификации в области обеспечения ка­чества продукции на национальном и международном уровнях;

  • подход к организации и сертификации систем управления качеством на основе международных требований (стандартов ИСО серии 9000);

  • процедуры сертификации продукции и систем управления качеством;

  • законодательные акты в области управления качеством продукции.


Уметь:

  • ориентироваться в основных понятиях и определениях в области качества;

  • разрабатывать, анализировать и оценивать системы управления качеством;

  • производить оценочные расчеты уровня качества и надежности работы различных техногенных систем;

  • использовать методы обеспечения заданного качества и надежности техногенных систем на различных этапах – от проектирования до серийного производства продукции;

  • выявлять основные факторы конкурентоспособности и применять существующие методы прогнозирования при оценке качества продукции, услуг, работ, деятельности;

  • использовать знания об основных принципах стандартизации и сертификации продукции в процессе управления качеством;

  • использовать методы оценки качества продукции в процессе её эксплуатации на различных этапах жизненного цикла, услуг, работ – в процессе выполнения;

  • проводить структурный и функциональный анализ качества с различными схемами построения с использованием вероятностных методов;

  • проектировать системы управления качеством продукции, планировать организацию мероприятий и работ по обеспечению заданного уровня качества продукции на предприятии и по устранению возникающих дефектов.


Владеть:

  • специальной терминологией и методологией исследования управления качеством, методами и приемами анализа с помощью стандартных теоретических моделей;

  • основными методами оценки качества промышленной продукции и навыками применения статистических методов контроля качества продукции;

  • навыками самостоятельного освоения новых знаний, профессиональной аргументации;

  • навыками работы с нормативно - технической документацией, стандартами, указателями стандартов.


Приобрести опыт деятельности:

- составления диаграмм, графиков, таблиц; владения различными приемами работы со статистическими данными;
- самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, и участия в научных дискуссиях;
- использования нормативно-технических документов и материалов;

- разработки и внедрения системы качества в коммерческих и некоммерческих организациях.
4 Содержание и структура дисциплины
4.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

(модуля)

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1

Понятие и сущность качества

Предмет науки управления качеством. Определение и природа качества. Сущность качества. Качество, свойства, потребности. Терминология в области качества. Русско-английские соответствия основных терминов. Экономические аспекты качества. Организация процесса управления качеством. Функции управления качеством Состав, содержание и характеристика функций: политика и планирование качества, организация работ по качеству, мотивация и обучение персонала, контроль качества и информация о качестве, разработка мероприятии по качеству, принятие решений и их реализация, взаимодействие с внешней средой. Понятие и виды контроля качества, их назначение и область применения. Виды затрат на качество. Экономическая эффективность улучшения качества.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

2

Понятие и принципы управления качеством

Понятие управления качеством. Принципы управления качеством. Принципы управления качеством в США. Принципы японского управления качеством. Принципы управления и контроля в области качества в Европейских странах. Европейская сеть по сертификации систем качества. Развитие и становление принципов управления качеством в России. Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях. Проблемы, недостатки и перспективы развития отечественной системы управления качеством.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь




3

Основные методы управления качеством и сферы их приложения

Общие методы управления качеством. Специальные методы (инструменты) управления качеством: диаграмма причин и следствий Исикавы К., диаграмма Парето, гистограмма, стратификация, контрольные листки, контрольные карты. Бенчмаркинг: внутренний и внешний. Концепция шесть сигм. Реализация методов управления качеством в сфере производства и в сфере оказания услуг.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

  4. Написание реферата




4

Наука квалиметрия

Понятие и принципы квалиметрии. История квалиметрии. Квалиметрия как наука: теоретическая, специальная и предметная. Методы квалиметрии. Квалиметрия в стандартизации. Стадии классической схемы квалиметрии. Применение принципов квалиметрии в управлении качеством. Положительные эффекты применения методов квалиметрии.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

  4. Написание реферата




5

Система управления качеством, основанная на стандартах ИСО серии 9000

Международные организации по стандартизации: ИСО, МЭК. Организационная структура ИСО. Международные стандарты ИСО серии 9000 (МС ИСО серии 9000): назначение, состав, структура и краткая характеристика стандартов. Состав и краткая характеристика рекомендуемых элементов, систем качества. Особенности стандартов ИСО 9001, 9002, 9004 для различных отраслей производства. Пересмотр и совершенствование стандартов ИСО 9000.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Написание реферата



6

Система управления качеством, основанная на принципах всеобщего управления качеством

Основные этапы формирования принципов всеобщего управления качеством (TQM). Содержание концепции всеобщего управления качеством. Комплексное и тотальное управление качеством. Соотношение систем управления качеством стандартов ИСО 9000 и TQM. Проблема доверия к качеству продукции. Глобальный подход к испытаниям и сертификации. Внедрение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки качества в организации.


  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

  4. Написание реферата




7

Стандартизация и метрология в управлении качеством

Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации. Государственное управление стандартизацией в РФ. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Организационно-правовые основы метрологии. Роль и задачи метрологической службы в управлении качеством. Система обеспечения единства измерений. Международные метрологические организации.


  1. Тестирование

  2. Экономический словарь

  3. Написание реферата




8

Сертификация и лицензирование в управлении качеством

Определение, назначение и цели сертификации. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации. Органы сертификации в России. Сертификация в международной практике. Система защиты качества продукции. Маркировка и упаковка продукции. Применение штрих-кода. Назначение и цель лицензирования. Лицензионные органы в РФ. Роль лицензирования в управлении качеством.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь




9

Защита прав потребителя

Понятийный аппарат в области защиты прав потребителя. Зарубежный опыт регулирования защиты прав потребителя. Правовое обеспечение защиты прав потребителя в Российской Федерации. Государственное регулирование защиты прав потребителя в РФ. Общества защиты прав потребителя. Судебная защита потребителей. Виды юридической ответственности за нарушения законодательства о защите прав потребителя.

  1. Домашнее задание

  2. Тестирование

  3. Экономический словарь

  4. Написание реферата





4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часов)


Вид работы

Трудоемкость, часов

№ 6 семестр

Всего

Общая трудоемкость

72

72

Аудиторная работа:

36

36

Лекции (Л)

18

18

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа:

36

36

Курсовой проект (КП)

-

-

Курсовая работа (КР)

-

-

Расчетно-графическое задание (РГЗ)

-

-

Реферат (Р)

-

-

Эссе (Э)

-

-

Самостоятельное изучение разделов

18

18

Контрольная работа (К)







Самоподготовка:

проработка и повторение лекционного материала,

проработка материала учебников и учебных пособий,

подготовка к практическим занятиям

18
6
6

6

18
6
6

6

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)



зачет

зачет



Разделы дисциплины, изучаемые в шестом семестре




раз-

дела

Наименование разделов



Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Вне-

ауд.

работа

СР

Л

ПЗ

ЛР

1

2

3

4

5

6

7

1

Понятие и сущность качества

8

2

2

-

4

2

Понятие и принципы управления качеством

8

2

2

-

4

3

Основные методы управления качеством и сферы их приложения

8

2

2

-

4

4

Наука квалиметрия

8

2

2

-

4






















5

Система управления качеством, основанная на стандартах ИСО серии 9000

8

2

2

-

4

6

Система управления качеством, основанная на принципах всеобщего управления качеством

8

2

2

-

4

7

Стандартизация и метрология в управлении качеством

8

2

2

-

4

8

Сертификация и лицензирование в управлении качеством

8

2

2

-

4

9

Защита прав потребителя

8

2

2

-

4




Итого:

72

18

18

-

36


4.3 Практические занятия (семинары)




занятия



раздела

Тема

Кол-во часов

1

2

3

4

1

1

Понятие и сущность качества

2

2

2

Понятие и принципы управления качеством

2

3

3

Основные методы управления качеством и сферы их приложения

2

4

4

Наука квалиметрия

2

5

5

Система управления качеством, основанная на стандартах ИСО серии 9000

2

6

6

Система управления качеством, основанная на принципах всеобщего управления качеством

2

7

7

Стандартизация и метрология в управлении качеством

2

8

8

Сертификация и лицензирование в управлении качеством

2

9

9

Защита прав потребителя

2







Всего:

18


4.4 Самостоятельное изучение разделов дисциплины




раздела

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Кол-во часов

1

2

3

1

Экономическая эффективность улучшения качества



2

2

Принципы управления качеством в зарубежных странах: США, Японии, Франции, Германии, Великобритании


2

3

Бенчмаркинг. Концепция шесть сигм


2

4

Положительные эффекты применения методов квалиметрии


2

5

Управление на основе версии стандартов ИСО 9000:2000


2

6

Методы TQM: QFD (технология развертывания функций качества); FMEA (технология анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя); ФСА (функционально-стоимостный анализ); ФФА (функционально-физический анализ)

2

7

Организационно-правовые основы метрологии


2

8

Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации


2

9

Общества защиты прав потребителя. Судебная защита потребителей.


2




Итого:

18



5 Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.62 Экономика (квалификация - «бакалавр») реализуются различные виды учебной работы, дающие наиболее эффективные результаты освоения дисциплины, и в сочетании с внеаудиторной работой формируют и развивают требуемые компетенции обучающихся.

В процессе освоения дисциплины «Управление качеством» используются следующие образовательные технологии:

Стандартные методы обучения:

  • Лекции;

  • Практические занятия;

  • Обсуждение рефератов и докладов;

  • Компьютерные занятия;

  • Письменные домашние работы;

  • Самостоятельная работа студентов, в которую включается анализ статистических данных, информации и интерпретация результатов;

  • Консультации преподавателей.

Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

  • Лекция - визуализация;

  • Лекция-беседа («диалог с аудиторией»);

  • Анализ конкретных ситуаций;

  • Учебные конференции.


5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях


Семестр

Вид занятия

(Л, ПР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов

шестой

Л

Лекция-визуализация: «Понятие и принципы управления качеством», «Система управления качеством, основанная на стандартах».

4

Л

Лекция-беседа: «Основные методы управления качеством и сферы их приложения».

2

ПР

Анализ конкретных ситуаций: «Маркировка и упаковка продукции. Штрих-код», «Система источников права и нормативных технических актов в области стандартизации и управления качеством в Российской Федерации».

2

ПР

Учебная конференция «Защита прав потребителей».

2

Итого:

10


6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Образцы тестов для проведения текущего контроля:

1. «Качество» - это ...

а) результат деятельности;

б) совокупность потребительских свойств;

в) совокупность характеристик объекта, относящаяся к способности: удовлетворять установленные и предполагаемые потребности;

г) характеристика продукции, удовлетворяющая потребности в соот­ветствии с назначением.

Верный ответ: в
2. К социально-психо­логическим методам управления качеством относятся методы...

  1. механизации;

  2. создания, хорошего психологического микроклимата;

  3. ценообразования с учетом уровня качества объекта;

  4. морального стимулирования;

  5. стандартизации.

Верный ответ: б
3.К экономическим методам управления качеством относятся методы...

  1. создания хорошего психологического микроклимата;

  2. материального стимулирования;

  3. применения штрафных санкций к недобросовестным партнерам;

  4. распорядительные.

Верный ответ: б
4.Премии в области качества в России присуждает...

  1. предприятие;

  2. Правительство РФ;

  3. президент РФ;

  4. Государственная Дума.

Верный ответ: б


  1. Качество товара закладыва­ется на этапе:

  1. проектирования;

  2. производства;

  3. упаковки;

  4. верны все варианты ответов.

Верный ответ: г
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconУчебная программа курса по специальностям: 08050265 «Экономика и управление на предприятии»
«Управление качеством» разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта к дисциплине «Управление качеством»....
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
«Управление качеством» профиль «Управление качеством у социально-экономических системах» очной и заочной форм обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа дисциплины управление качеством рекомендуется для направления подготовки
Управление качеством: рабочая программа / авт сост. Стефанова Т. Г. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 16 с
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение для специальности...
Составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по специальности 221413 «Техническое...
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении курса «Средства и методы...
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа дисциплины «история»
Дисциплина "История" предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 221400. 62 «Управление качеством» (профиль «Управление...
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 221400. 62 «Управление качеством»

Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины управление качеством
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины управление качеством
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconПрограмма дисциплины «Всеобщее управление качеством»  для специальности...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочей программы дисциплины «Управление качеством» Цель и задачи дисциплины
«Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Маркетинг» и др. Знания, приобретенные при изучении...
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconПримерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется...
Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная...
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины «управление качеством»
Магистерская программа: «Автономные энергетические системы. Водородная и электрохимическая энергетика»
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 221400. 62
«Управление качеством» профиль «Управление качеством в социально-экономических системах» очной и заочной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа для студентов направления221400. 62 «Управление качеством»
Бондаренко П. Ю. Маркетинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентовнаправления221400. 62«Управление качеством»...
Рабочая программа учебной дисциплины «управление качеством» iconРабочая программа учебной дисциплины «управление качеством на автомобильном транспорте»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск