Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения»
страница1/8
Дата публикации02.05.2015
Размер0.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Физика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ







«УТВЕРЖДАЮ»




Заведующий кафедрой

Приборостроения






______________ В.И. Короченцев





« 03 » сентября 2012 г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «АКУСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

200105.65 Акустические приборы и системы

Форма подготовки очная
Инженерная школа ДВФУ

Кафедра Приборостроения

Курс 4 семестр 8

Лекции 34 час.

практические занятия – 34 час.

семинарские занятия – не предусмотрено

лабораторные работы - 34 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 102 час.

самостоятельная работа 38 час.

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет 8 семестр

экзамен – не предусмотрено
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины обсужден на заседании кафедры Приборостроение « 03 » сентября 2012г.

Заведующий кафедрой: В.И. Короченцев

Составитель: доцент Рублев В.П.

Содержание

Аннотация УМКД………………………………………………………..3

Abstract……………………………………………………………………5

Рабочая программа учебной дисциплины……………………………...7

Аннотация РПУД………………………………………………………...9

Мультимедийные и образовательные материалы умкд……………..11

Материалы практической части курса…………………………………15

Текущий и итоговый контроль по дисциплине …………………………18

Дополнительные материалы……………………………………………38

Лист ознакомления………………………………………………………43

Лист регистрации изменений…………………………………………...44

Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины

«Акустические измерения»

Учебно-методический комплекс дисциплины «Акустические измерения» разработан для студентов 4 курса по специальности 200105.65 «Акустические приборы и системы» в соответствие с требованиями ГОС-2 ВПО и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования ДВФУ.

Дисциплина «Акустические измерения» входит в дисциплины выбора естественнонаучного цикла.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 140 часов. Учебным планом предусмотрены лекции (34 часа), самостоятельная работа студента (38 часов). Дисциплина реализуется на 4 курсе в 8-ом семестре.

Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов: общие вопросы акустических измерений, технические средства обеспечения акустических измерений, методы подготовки измерительных трактов, методы измерения акустических величин.

Дисциплина «Акустические измерения» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Физические основы получения информации», «Схемотехника электронных средств», «Цифровые устройства», «Акустические сигналы и методы их обработки», «Компьютерные технологии в приборостроении», «Метрология, стандартизация и сертификация». В результате теоретического изучения дисциплины студент должен иметь способность решать следующие вопросы:

Должен уметь: разрабатывать программы-драйверы на уровне машинных языков и программы оболочки для управления информационными системами общего назначения; составлять программы управления измерительными приборами в системах с приборными интерфейсами.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

рабочую учебную программу дисциплины;

материалы лекций и практических занятий;

материалы для организации самостоятельной работы студентов;

контрольно-измерительные материалы;

список литературы;

дополнительные материалы.

Достоинством данного УМКД является наличие интерактивного электронного учебника, разработанного автором.
Автор-составитель учебно-методического

комплекса_____________ В. П. Рублёв

Зав.кафедрой Приборостроения______________ В. И. Короченцев
The summary of a methodical complex of discipline

« Acoustic measurements »

The methodical complex of discipline « Acoustic measurements » is developed for students 4 rates on a speciality 200105.65" Acoustic devices and systems » in conformity with requirements in a direction "Instrument making" and position about учебно-methodical complexes of disciplines of educational programs of the maximum vocational training .

The discipline « Acoustic measurements » is included into disciplines of a choice of a natural-science cycle.

The general labour input of development of discipline makes 140 hours. The curriculum stipulates lectures (34 hours), independent work of the student (38 hours). The discipline is realized on 4 rate in 8-th semester.

The maintenance of discipline covers a following circle of questions: the general questions of acoustic measurements, means of maintenance of acoustic measurements, methods of preparation of measuring pathes, methods of measurement of acoustic sizes.

The discipline « Acoustic measurements » logically also is substantially connected with such rates, as « Physical bases of reception of the information », « Circuitry of electronic means », « Digital devices », « Acoustic signals and methods of their processing », « Computer technologies in instrument making », « Metrology, standardization and certification ». As a result of theoretical studying discipline the student should have ability to solve following questions:

The personal computer - 4 ability to carry out research to process and represent experimental data.

The personal computer - 20 ability to choose the typical equipment and tools, and also preliminary to estimate economic efficiency техпроцессов.

The personal computer - 25 ability to spend measurement and researches by the set technique with a choice of means of measurements and processing of results.

- 26 readiness to make the description of spent researches and developed projects to collect the personal computer data for drawing up of reports, reviews and other engineering specifications.

The personal computer - 31 ability to carry out the technical control of manufacture of devices, over introduction of systems of a quality management.

Should be able: to develop programs-drivers at a level of computer languages and programs of an environment for management of information systems of a general purpose; to make programs of management of measuring devices in systems with instrument interfaces.

The methodical complex includes:

The working curriculum of discipline;

Materials of lectures and practical employment;

Materials for the organization of independent work of students;

Control and measuring materials;

The list of the literature;

Additional materials.

Advantage of data is presence of the interactive electronic textbook developed by the author.

The author-composer of a methodical complex,

The senior lecturer of engineering school DVFU _____________ V.P. Rublyov

Head of the Department

Instrument making ____________________ V. I. Korochensev

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный федеральный университет

(ДВФУ)

ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ДВФУ







«УТВЕРЖДАЮ»




Заведующий кафедрой

Приборостроения






______________ В.И. Короченцев





« 03 » сентября 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«АКУСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

200105.65 Акустические приборы и системы

Форма подготовки очная

Инженерная школа ДВФУ

Кафедра Приборостроения

Курс 4 семестр 8

Лекции 34 час.

практические занятия – 34 час.

семинарские занятия – не предусмотрено

лабораторные работы - 34 час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки 102 час.

самостоятельная работа 38 час.

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет 8 семестр

экзамен – не предусмотрено
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 №686
Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры Приборостроения « 03 » сентября 2012г.

Заведующий кафедрой: В.И. Короченцев

Составитель: доцент Рублев В.П.

Оборотная сторона титульного листа
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)
Изменений нет.

II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (и.о. фамилия)


Введение

Курс «Акустические измерения» разработан для обучения студентов 4 курса направления Приборостроение (код 200100) специальности «Акустические приборы и системы» (код 200105.65). Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом ГОС-II.

Объектом профессиональной деятельности инженера по специальности –«Акустические приборы и системы» являются акустические методы; приборы, системы, комплексы и элементарная база приборостроения; а также программное обеспечение и информационно – измерительные технологии в приборостроении.

Выпускник должен быть подготовленным к решению следующих профессиональных задач:

- проектно-конструкторская деятельность;

- разработка функциональных и структурных схем приборов и систем с определением физических принципов действия устройств, их структур и установлением требований на отдельные блоки и элементы;

- оценка технологии конструкторских решений;

- составление технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия и другое…

- производственно – технологическая деятельность:

- разработка и внедрение технологических процессов и методов изготовления, контроля и качества элементов и узлов различного назначения.

Инженер по направлению подготовки «Приборостроение» должен знать: - основные тенденции и направления развития приборостроительной техники, - технологические процессы и оборудование; владеть: методами организации и проведения измерений и исследований, включая применение стандартных испытаний и технического контроля, обеспечивающих требуемое качество продукции; правилами и методами наладки, настройки и эксплуатации приборов и систем по профилю подготовки.

Мультимедийные и образовательные материалы умкд

1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является получение студентами основных знаний в области акустических измерений, их методов и средств, сфер применения, возможностях и решаемых ими задач, особенностях  построения современных измерительных систем.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны:

·      иметь представление  о направлениях развития техники  и  методов акустических измерений,  об автоматизации измерений как средства повышения точности и надежности результатов измерений, о применении электронной вычислительной техники для оптимального управления ходом измерений и обработки результатов измерений;

·      знать  методы  и  средства измерений характеристик акустических полей и

измерительных объемов, принципы градуировки электроакустических измерительных преобразователей, принципы спектрального, корреляционного и статистического анализа акустических сигналов, методы измерения акустических характеристик материалов;

·      уметь пользоваться типовыми измерительными приборами,  измерять акустические характеристики материалов и устройств с  помощью промышленной аппаратуры.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

 Аудиторные занятия

102

8

  Лекции

 34

 8

  Практические занятия (ПЗ)

34

8

  Семинары (С)

-

 

  Лабораторные работы (ЛР)

 34

8

  и(или) другие виды аудиторных занятий

 

 

 Самостоятельная работа

38

8

  Курсовой проект (работа)

 

 

  Расчетно-графические работы

-

 

  Реферат

-

 

  и(или) другие виды самостоятельной  работы

 

 

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

 

экзамен


 

4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплин и виды занятий

 

п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР

1

Введение

*

 

 

2

Общие вопросы акустических измерений

*

 

 

3

Обеспечение условий акустических измерений

*

 

 

4

Градуировка измерительных преобразователей

*

 

*

5

Измерение характеристик и параметров акустических излучателей и приемников

*

 

*

6

Анализ измеряемых сигналов

*

 

*

7

Измерение акустических характеристик материалов и параметров акустических устройств

*

 

*

 
4.2. Содержание разделов дисциплины

 

1. Введение.

Понятие акустических измерений и их роль в современной науке и технике. Развитие методов акустических измерений в связи с развитием радиотехники,  электроники и вычислительной техники. Связь курса с фундаментальными дисциплинами учебного плана (механика сплошных сред;  колебания и волны;  теория излучения,  рассеяния и  приема; электроакустические преобразователи).

2. Общие вопросы акустических измерений.

Единицы акустических величин. Измерительные излучатели и приемники звукового давления в газовых и жидких средах. Измерительные излучатели и приемники для твёрдых сред. Методы и устройства генерации и приёма акустических волн в гиперзвуковом диапазоне. Измерение  интенсивности и мощности звука (термические, калориметрические,  дилатометрические методы, радиометры, интенсиметры).

3. Обеспечение условий акустических измерений.

Измерительные объемы (звуковые камеры, реверберационные камеры, измерительные трубы, бассейны, производственные помещения) и методы оценки их характеристик.  Измерения  на открытом пространстве и в естественных водоемах и море. Виды акустических сигналов: гармонические, частотно-модулированные шумовые, импульсные.  Оптимальные  режимы для типовых измерений. Использование направленных  излучателей  и приемников в замкнутых объемах и морских измерениях. Учет явлений дифракции и интерференции акустических сигналов при постановке и проведении измерений. Автоматизация измерений как средство повышения точности и надежности результатов. Получение зависимостей от частоты, статического давления, температуры. Выполнение математических операций. Возможности применения ЭВМ. 

4. Градуировка измерительных преобразователей.

Понятия градуировки и калибровки. Сквозная, двухступенчатая, электрическая градуировка электроакустических измерительных трактов. Правила согласования блоков измерительных трактов. Градуировка сравнением с образцовым преобразователем.  Градуировка  на  основе  принципа взаимности (метод трех преобразователей, метод самовзаимности, градуировка путем измерения электрического сопротивления в воздухе и в воде). Электростатический метод градуировки приемников.  Градуировка в столбе колеблющейся жидкости. Градуировка методом пистонфона. Градуировка методом электродинамической и пьезокомпенсации. 

5. Измерение характеристик и параметров акустических  излучателей и приемников.

Получение частотных характеристик чувствительности электроакустических преобразователей. Измерение характеристик направленности. Измерение коэффициента концентрации. Измерение акустической мощности и коэффициента полезного действия акустических излучателей. Измерение электрических параметров преобразователей. Измерение нелинейных искажений.

6. Анализ измеряемых сигналов.

Выявление сигналов при наличии помех. Основные характеристики спектрального анализа (полоса пропускания, разрешающая способность, скорость анализа). Выбор вида анализа, характеристики типовых спектрометров. Измерение взаимной спектральной плотности. Спектральный анализ случайных сигналов. Корреляционный анализ (выделение сигналов среди шумов, выявление различных типов колебаний, определение акустических характеристик помещений. Типовые коррелометры.  Статистический анализ.

7. Измерение акустических характеристик материалов и параметров акустических устройств.

Методы измерения скорости звука (интерферометры, импульсные и фазоимпульсные методы). Методы и устройства для прецизионных измерений скорости ультразвука в твёрдых средах.  Методы измерения коэффициента поглощения  звука (интерферометры, резонансные методы, импульсные методы, реверберационные методы). Измерение звукоизоляции  и  звукопоглощения  образцов материалов. Измерение акустических сопротивлений образцов. Измерение пьезоэлектрических и магнитострикционных констант. Измерения упругих постоянных и нелинейных параметров сред. Измерение и контроль параметров устройств акустоэлектроники. Акустические измерительные приборы, выпускаемые промышленностью.
Материалы практической части курса

5. Лабораторный практикум

 

п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

1

4

Градуировка преобразователей методом самовзаимности

2

4

Градуировка приемников звука электростатическим методом

3

4

Градуировка гидрофонов измерением их электрического сопротивления в воде и в воздухе.

4

5

Исследование акустических характеристик телефонов

5

5

Измерение КПД электроакустических преобразователей

6

6

Выявление сигнала среди шумов (спектральным или корреляционным анализом)

7

7

Измерение скорости звука в жидкости

8

7

Измерение коэффициента поглощения звука.

9

7

Измерение скорости звука в твёрдых средах


6. График изучения дисциплины


Вид учебных

занятий
























н

е

д

е

л

и













1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Лекции

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ЛЗ




4




4




4




4




4




4




4




4

2

ПЗ

4




4




4




4




4




4




4




4




2

СРС(час)

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3




Техсовет













тс










тс










тс













Аттестация














А1













А2













А3







Тестирование



















Т1






















Т2

Т3

За - чёт


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература

1. Акустические измерения : учебное пособие /В. П. Рублев ; Дальневосточный государственный технический университет.- Владивосток : Изд-во Дальневосточного технического университета , 2008.-205с.. (более 10 экз.)
б) дополнительная литература

1. Колесников  А.Е. Ультразвуковые  измерения.  2-е   изд. - М.: Изд. стандартов. 1982.

2. Метрология и электрорадиоизмерения в телекоммуникационных системах: Учебник для вузов / В.И.Нефедов, В.И.Хахин,Е.В.Федорова и др.; Под ред.В.И.Нефедова. – М.: Высш. шк.,2001. – 383 с.: ил.

3. Справочник  по  гидроакустике /Под  ред.А.Е.Колесникова.2-е изд. -Л.: Судостроение, 1988.

4. Акустика.  Справочник /Под ред. М.А.Сапожкова. - М.: Радио и связь.1989

5. Анерт В., Стеффен Ф. Техника звукоусиления. Теория и практика. / пер. с нем. - М.: Эра, 2003

6. Акустические измерения / А.Е. Колесников. – Л.: Судостроение, 1983. – 256 с., ил.

7. Методы и техника обработки сигналов при физических измерениях /

Ж. Макс. – пер. с фран. – М.: Мир, 1983. – 312 с.

8. Акустические измерения в судостроении / И.И. Клюкин., А.Е.Колесников. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л.: Судостроение, 1982. – 256 с., ил.

9. Гидроакустические измерения / Р.Дж. Боббер. – Пер. с англ. – М.: Мир, 1974. – 362 с., ил.

10. Пособие лаборанту по электрическим измерениям / И.Н. Долицкий,

А.М. Медведенко, Б.А. Ратушный. – Л.: Судостроение, 1967. – 386 с., ил.

11. Радиоизмерения / А.Н. Пашков, Н.В. Аваниров, А.В. Кисилев, В.И. Акимов. – М.: Воен. издат, 1980. – 240 с., ил.

12. Акустические устройства обработки гидроакустических сигналов / В.И. Рогачев, П.Н. Петров, В.С. Кравец, С.В. Куликов. – СПб.: Судостроение, 1993. – 184 с., ил.
Интернет-ресурсы:

1. Выходец А.В., Гитлиц М.В., Ковалгин Ю.А., Никонов А.В., Однолько В.В.: Радиовещание и электроакустика – Радио и связь, 1989.

http://padabum.com/d.php?id=15208

2. Эфрусси М.М.: Слуховые аппараты и аудиометры – Энергия, 1975.

http://padabum.com/d.php?id=27327

3. Кинг Г.Д.: Руководство по звукотехнике – Энергия, 1980.

http://padabum.com/d.php?id=28120

4. Мэзон У: Физическая акустика. Том I. Методы и приборы ультразвуковых исследований. Часть А – Мир, 1966.

http://padabum.com/d.php?id=33459

5. Боббер Р.Дж.Гидроакустические измерения.1974

http://padabum.com/d.php?id=544
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «акустические измерения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск