«твердотельная электроника»





Скачать 225.5 Kb.
Название«твердотельная электроника»
Дата публикации06.03.2016
Размер225.5 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Физика > Самостоятельная работа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Факультет неорганической химии и технологии

Кафедра технологии приборов и материалов электронной техники


Учебно-методический комплекс по дисциплине

Микроэлектроника
Направление подготовки 210100 Электроника и микроэлектроника

Специальность 210104 Микроэлектроника и твердотельная электроника
Квалификация (степень) Бакалавр, инженер
Форма обучения очная


Составитель: к.ф-м.н., доцент Холодков И.В.

Иваново, 2011

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине «ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»



Дисциплина «ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА» входит цикл общепрофессиональных дисциплин направления 210100 «Электроника и микроэлектроника» и специальности 210104 «Микроэлектроника и твердотельная микроэлектроника»
1. Выписка из Государственного образовательного стандарта направления 210100 «Электроника и микроэлектроника» и специальности 210104 «Микроэлектроника и твердотельная микроэлектроника»


ОПД. Ф. 08

Твердотельная электроника:

явления переноса в твердых телах, контактные явления в полупроводниках, контакт металл-полупроводник и металл-диэлектрик полупроводник (МДП); электронно-дырочный переход; изотипные и анизотипные гетеропереходы; полупроводниковые диоды, биполярные транзисторы, тиристоры, МДП-транзисторы, полевые транзисторы с управляющим переходом, полупроводниковые излучатели и фотоприемники, полупроводниковые датчики, сенсорные устройства и преобразователи – принципы действия и характеристики.

120


Рабочая учебная программа

Курс 4 – Семестр 7; Экзамен – 7 сем, Зачет – 7 сем.

Всего часов по дисциплине: 120

Аудиторные занятия: 60 часов.

Лекции – 30 час.

Лабораторно-практические занятия 30 час.

Самостоятельная работа – 60 час
1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Цель преподавания дисциплины

Изучение физики электронных процессов в полупроводниках и электрических переходах и принципов построения и работы твердотельных приборов.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Освоение физических основ работы твердотельных приборов, методов анализа электронных процессов в приборах и расчета их параметров и характеристик. Выявление связей между принципами работы, параметрами приборов и свойствами материалов, технологическими процессами.

1.3. Требования к знаниям и умениям по дисциплине

Выпускник должен: иметь представление:

  • об истории, современном состоянии и путях развития твердотельной электроники;

  • о многообразии различных классов приборов твердотельной электроники;

  • о номенклатуре серийно выпускаемых твердотельных приборов.

Знать и уметь использовать:

  • физические принципы работы, характеристики и параметры основных типов полупроводниковых приборов;

  • физические и математические модели процессов и явлений, лежащих в основе принципов действия твердотельных приборов;

  • процессы взаимодействия излучений и полей с твердым телом и принципы построения твердотельных приборов на их основе.

Иметь навыки:

  • использования стандартной терминологии, определений, обозначений и единиц физических величин в твердотельной электронике;

  • организации и проведения измерения электрических параметров и характеристик твердотельных приборов;

  • выбора полупроводниковых приборов для применения в электронной аппаратуре.


2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (Учебные модули)

2.1. МОДУЛЬ 1. Физика полупроводников и контактных явлений. Полупроводниковые диоды.

2.1.1. Лекционный материал: 12 часов

Основные параметры и свойства полупроводников. Электропроводность полупроводников и явления переноса зарядов.

Электрические переходы, типы и классификация. Структура и основные параметры n p перехода. Равновесное и неравновесное состояние n-p перехода. Вывод формулы вольт-амперной характеристики n-p перехода. Ширина и емкость п-р перехода. Пробой п р перехода. Переходы на основе контакта металл-полупроводник. Основные параметры и отличительные особенности гетеропереходов.

Полупроводниковые диоды – устройство, классификация, применение. Особенности работы приборов с отрицательным дифференциальным сопротивлением: туннельных диодов, диодов Ганна, лавинопролетных диодов.
2.1.2. Перечень лабораторных работ: (12 часов)

  • измерение характеристик и параметров выпрямительных полупроводниковых диодов;

  • измерение параметров и характеристик полупроводниковых стабилитронов;

  • исследование влияния температуры на характеристики полупроводниковых диодов;


2.1.3. Практические занятия: (3 часа)

  • влияние внешних воздействий на электропроводность полупроводников, анализ и выбор оптимальных условий и степени легирования полупроводника для изготовления электрических переходов приборов;

  • анализ свойств электронно-дырочного перехода в равновесном состоянии и при наличии внешнего напряжения, расчет прямой и обратной ветви ВАХ;

  • анализ особенностей контактов металл – полупроводник и гетеропереходов;


2.1.4. Самостоятельная работа: (24 часа)

Обработка и анализ результатов лабораторных работ, подготовка к коллоквиуму, практическим занятиям, письменному экзамену.

2.2. МОДУЛЬ 2. Полевые и биполярные транзисторы. Многослойные структуры. Полупроводниковые приборы специального назначения.

2.2.1. Лекционный материал. (18 часов)

Физические основы работы биполярного транзистора. Характеристики и параметры биполярных транзисторов. Модель Эберса–Молла. Типы биполярных транзисторов и их применение. Многослойные структуры. Особенности работы управляемых и неуправляемых тиристоров.

Физические основы работы полевых приборов. Структура металл-диэлектрик-полупроводник. Параметры и характеристики полевых транзисторов. Типы полевых транзисторов и особенности их применения.

Фотоэлектронные и светоизлучающие полупроводниковые приборы. Полупроводниковые лазеры. Полупроводниковые приборы специального назначения: датчики температуры, деформации и магнитного поля. Структура и физические основы работы.

2.2.2. Лабораторные занятия: (12 часов)

  • измерение характеристик и параметров биполярных транзисторов;

  • исследование влияния температуры на параметры и характеристики биполярных транзисторов;

  • исследование параметров и характеристик МДП транзисторов;

  • исследование параметров и характеристик транзисторов с управляющим n-p переходом;

  • исследование частотных свойств полупроводниковых приборов;

  • исследование полупроводниковых светоизлучающих приборов;

  • исследование полупроводниковых фотоэлектронных приборов.

2.2.3. Практические занятия: (3 часа)

  • анализ работы и расчет параметров биполярных транзисторов;

  • расчеты ширины и емкости n-p перехода

  • расчет параметров полевых транзисторов с управляющим переходом. Анализ работы МДП транзисторов.

  • анализ работы и расчеты параметров многослойных структур.

2.2.4. Самостоятельная работа: (24 часа)

Обработка и анализ результатов лабораторных работ, подготовка к коллоквиуму, практическим занятиям, письменному экзамену.
3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ:

3.1. Коллоквиумы по блокам лабораторных модулей, всего 2 коллоквиума.

3.2. Контрольные работы – письменные экзамены или тестирование по блокам модулей, всего 2.

3.3. Одна расчетно-аналитическая работа по материалу одного или нескольких модулей в рамках самостоятельной работы, объем выполнения – 12 часов.
4. ЛИТЕРАТУРА

4.1. Основная литература:

  1. И.В. Холодков, А.М. Ефремов, В.И. Светцов. Твердотельная электроника. Учебное пособие. – Иваново, ИГХТУ, 2004. – 194 с.

  2. Гуртов В.А. Твердотельная электроника : учеб. пособие для вузов. – М.: Техносфера, 2005. – 407 с.

  3. Пасынков В.В., Чиркин Л.К. Полупроводниковые приборы : учеб. для вузов. – СПб.: Лань, 2001. – 479 с.

  4. Гусев В.Г., Гусев Ю.М.. Электроника и микропроцессорная техника: учеб. для вузов. –∙М.: Высшая школа, 2004. – 788 с.

  5. Терехов В.А.. Задачник по электронным приборам. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2003. – 278 с.

  6. Физическая электроника и электронные приборы : лаборатор. практикум/ ИГХТУ; В.И. Светцов, В.В. Рыбкин, В.А. Титов и др. – Иваново, 2002. – 234 с.

4.2. Дополнительная литература:

  1. Гальперин М.В.. Электронная техника. М.: ФОРУМ – ИНФРА, 2004. – 304 с.

  2. Росадо Л. Физическая электроника и микроэлектроника. – М.: Высшая шк., 1991. – 351с.

  3. Бурбаева Н.В., Днепровская Т.С. Сборник задач по полупроводниковой электронике.-. М.: Физматлит, 2006. – 168 с.

  4. Тугов Н.М., Глебов Б.А., Чарыков Н.А. Полупроводниковые приборы: Учеб. для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 576 с.

  5. Электронные приборы: Учеб. для вузов/ Под ред. Г.Г. Шишкина. М.: Энергоатомиздат, 1989. – 496 с.

  6. Нефедов В.И. Основы радиоэлектроники. – М.: Высшая школа, 2000. – 400 с.

  7. Жеребцов И.П. Основы электроники: Учеб.пособие. – Л.: Энергоатомиздат, 1985. – 352 с.

  8. Ю. Питер, Кардона Мануэль Основы физики полупроводников. – М.: Физматлит, 2002. – 560 с.



5. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ:

5.1. Перечень расчетных программ:

  • расчет ВАХ п-р переходов и полупроводниковых диодов;

  • расчет физических параметров транзистора по Н-параметрам;

  • расчет Н-параметров по физическим параметрам транзистора;

  • обработка экспериментальных данных по ВАХ диодов;

  • расчет полевых транзисторов;

5.2. Обучающе-контролирующие системы:

  • тренировочные и контрольные тесты по каждому модулю;

5.3. Справочно-информационные системы:

  • база данных по полупроводниковым приборам и интегральным микросхемам.


4. График текущего и промежуточного контроля


Модуль 1

Модуль 2

1

2

3

4

5

6

7

8


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


Лабораторно-практическое занятие

Лабораторно-практическое занятие

Контрольная работа №1

Лабораторно-практическое занятие

Лабораторно-практическое занятие

Контрольная работа №2,

ЗАЧЕТ


Порядок оценки работы студентов по дисциплинам

Семестровая работа оценивается накопительно (с последующим приведением к 50 баллам).
Лабораторная работа (общий балл – 15): Отчёт 5

Защита 10

Контрольная работа (общий балл – 25): Тестирование 5

Решение 2-х задач 10

Теоретический вопрос 10

Самостоятельная расчетная работа – 20
Студент также может получить дополнительные баллы

  • за самостоятельную работу (решение домашних задач),

  • за работу на практических занятиях,

  • досрочное предоставление отчёта, самостоятельность, проявленную при его оформлении.


5. Карта обеспеченности дисциплины учебной и методической литературой

Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой по дисциплине «Твердотельная электроника»

№ п/п

Авторы, название, место издания, издательство, год издания, количество страниц

Вид издания
Категория


Кол-во обучающихся, од. изуч. дисциплину

Кол-во экземпляров в библиотеке

Кол-во

экз. на

1 обуч.

1

И.В. Холодков, А.М. Ефремов, В.И. Светцов. Твердотельная электроника. Учебное пособие. – Иваново, ИГХТУ, 2004. – 194 с.

Уч. пособие.

основная


25

50

2

2

Гуртов В.А. Твердотельная электроника : учеб. пособие для вузов. – М.: Техносфера, 2005. – 407 с.

Учебник

основная

20

0,8

3

Пасынков В.В., Чиркин Л.К. Полупроводниковые приборы : учеб. для вузов. – СПб.: Лань, 2001. – 479 с.

Учебник

основная

20

0,8

4

Гусев В.Г., Гусев Ю.М.. Электроника и микропроцессорная техника: учеб. для вузов. –∙М.: Высшая школа, 2004. – 788 с.

Учебник

основная

20

0,8

5

Терехов В.А.. Задачник по электронным приборам. Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2003. – 278 с.

Учебник

основная

40

1,6

6

Физическая электроника и электронные приборы : лаборатор. практикум/ ИГХТУ; В.И. Светцов, В.В. Рыбкин, В.А. Титов и др. – Иваново, 2002. – 234 с.

Уч. пособие.

основная

52

2,08

7

Гальперин М.В.. Электронная техника. М.: ФОРУМ – ИНФРА, 2004. – 304 с.

Учебник

дополнительная

5

0,2

8

Росадо Л. Физическая электроника и микроэлектроника. – М.: Высшая шк., 1991. – 351с.

Учебник

дополнительная

5

0,2

9

Бурбаева Н.В., Днепровская Т.С. Сборник задач по полупроводниковой электронике.-. М.: Физматлит, 2006. – 168 с.

Учебник

дополнительная

5

0,2

10

Тугов Н.М., Глебов Б.А., Чарыков Н.А. Полупроводниковые приборы: Учеб. для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 1990. – 576 с.

Учебник

дополнительная

9

0,36

11

Электронные приборы: Учеб. для вузов/ Под ред. Г.Г. Шишкина. М.: Энергоатомиздат, 1989. – 496 с.

Учебник

дополнительная

3

0,12

12

Нефедов В.И. Основы радиоэлектроники. – М.: Высшая школа, 2000. – 400 с.

Учебник

дополнительная

31

1,24

13

Жеребцов И.П. Основы электроники: Учеб.пособие. – Л.: Энергоатомиздат, 1985. – 352 с.

Учебник

дополнительная

3

0,12

14

Ю. Питер, Кардона Мануэль Основы физики полупроводников. – М.: Физматлит, 2002. – 560 с.

Учебник

дополнительная

3

0,12


6. Перечень практических занятий по дисциплине и программа их проведения

6.1. Цели и общая схема проведения практического занятия. Программа проведения практических занятий.

Цель практических занятий – закрепление теоретического материала и выработка у студентов умения решать задачи по практическим аспектам учебной дисциплины.

В соответствии с рабочей программой на практические занятия отводится 6 часов – по 3 часа на каждый модуль дисциплины. На первом занятии преподаватель доводит до студентов порядок и график проведения занятий, максимальное количество баллов, которое может набрать студент по каждому модулю в соответствии с принятой в университете рейтинговой системой со 100-балльной шкалой оценок.

Практические занятия по дисциплине строятся следующим образом:

  1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

  2. Беглый опрос.

  3. Решение 1-2 типовых задач у доски. (1 час на п.п. 1 – 3).

  4. Самостоятельное решение задач. (1 час).

  5. Разбор типовых ошибок при решении, объявление оценок по модулю (1 час).

Задания и задачи для самостоятельного решения на практическом занятии могут быть дифференцированы по степени сложности. При этом можно использовать два пути:

  1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

  2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. Таким образом, на каждом занятии каждому студенту выставляются по крайней мере две оценки.

6.2. Перечень практических занятий.

Тематика практических занятий соответствует названиям модулей дисциплины, основные вопросы, выносимые на практические занятия, приведены в рабочей программе дисциплины.
7. Комплект заданий и задач для практических занятий

При проведении практических занятий используются задания и задачи из пособий [1, 5].
8. Перечень лабораторных занятий по дисциплине и порядок их проведения

8.1. Порядок прохождения лабораторного практикума

Лабораторный практикум выполняется в соответствии с графиком и календарным планом, составляемым на каждый учебный год. По дисциплине «Твердотельная электроника» объем лабораторного практикума составляет 30 часов и студенты выполняют 3 лабораторные работы в зависимости от их сложности (1 – 2 работы по каждому модулю). Описания всех возможных лабораторных работ приведены в лабораторном практикуме [6]. Каждая лабораторная работа выполняется, как правило, индивидуально. Допускается выполнение отдельных лабораторных работ бригадами в составе не более двух студентов.

На первом, вводном занятии до студентов доводится содержание и календарный план проведения практикума, Указывается число баллов, которое может набрать студент при выполнении лабораторного практикума в соответствии с действующей в вузе рейтинговой системой со 100-балльной шкалой оценок, проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении работ с оформлением в соответствующем журнале. На этом же занятии преподаватель выдает задания по лабораторным работам первого модуля.

Лабораторные работы выполняются в соответствии с модулями, указанными в рабочей программе. По завершении каждого модуля проводится итоговое занятие, на котором обсуждаются результаты его выполнения и выдаются задания по работам следующего модуля. Итоговое занятие по последнему модулю завершает лабораторный практикум в целом.

Перед каждой лабораторной работой студент сдаёт краткий коллоквиум, отражающий уровень предварительной подготовки к выполнению работы. Коллоквиум проводится в виде устного собеседования с преподавателем или путем тестирования на ПЭВМ.

В процессе выполнения работы студент

    1. изучает по литературным данным параметры и характеристи­ки исследуемого прибора или макета, обращая особое внимание на предельно эксплуатационные параметры;

    2. составляет план проведения эксперимента, оценивает интервал изменения измеряемых величин, выбирает количество характеристик, подлежащих измерению и число точек на кривых, обращая особое внимание на возможные немонотонности в их ходе, согласует план работы с преподавателем;

    3. изучает экспериментальную установку, собирает (если нуж­но) измерительную схему, знакомится с правилами эксплуатации всех её элементов и радиоизмерительных приборов;

    4. готовит установку к работе и проверяет правильность подготовки у преподавателя или дежурного инженера;

    5. включает нужные приборы и выполняет запланированный объём измерений, обращая внимание на воспроизводимость результатов. Все экспериментальные данные и показания приборов заносятся в рабочий журнал без каких-либо пересчетов или преобразований в уме;

    6. проводит предварительную обработку результатов экспери­мента и сравнивает их с ожидаемыми. Предъявляет полученные данные преподавателю или дежурному инженеру;

    7. выключает установку и сдает ее дежурному инженеру.

Все данные, полученные в ходе работы, записываются в рабочий лабораторный журнал. Рабочий журнал по лабораторному практикуму ведется в отдельной тетради. По каждой лабораторной работе в журнал заносятся:

  • название работы;

  • задание на выполнение работы;

  • план работы;

  • схема установки;

  • первичные экспериментальные данные в виде таблиц без каких-либо пересчетов или преобразований;

  • результаты предварительной обработки данных в объеме, необходимом для определения их полноты и надежности.

По окончании работы лабораторный журнал подписывается преподавателем.

По итогам каждой лабораторной работы оформляется отчет, который сдается преподавателю на следующем после выполнения данной работы занятии.

Отчет должен включать:

  • краткое теоретическое введение, отражающее устройство, принцип действия и назначение исследуемого прибора;

  • задание на выполнение работы;

  • план проведения эксперимента;

  • схему установки и ее краткое описание;

  • результаты и их обсуждение, в том числе анализ погрешности эксперимента, методику обработки результатов,

  • теоретические расчеты, анализ полученных данных и сравнение их с литературными;

  • выводы;

  • список использованной литературы.

По итогам каждой лабораторной работы преподаватель выставляет оценку, учитывающую предварительную подготовку, объём и качество экспериментальной части работы, глубину обсуждения результатов и качество отчета.

8.2. Перечень лабораторных работ по каждому модулю курса приведен в рабочей программе и в лабораторном практикуме [6].
9. Перечень лабораторного оборудования и оргтехники, используемых при проведении лабораторного практикума

При проведении лабораторного практикума используется дисплейный класс кафедры (10 ПЭВМ типа Pentium 4), а так же стенды и установки для исследования

  • характеристик полупроводниковых выпрямительных диодов

  • характеристик полупроводниковых стабилитронов

  • характеристик биполярных транизсторов

  • характеристик полевых транизисторов

  • характеристик управляемых тиристоров

  • характеристик фотоэлектронных приборов

Перечень оборудования на каждой установке приводится в описаниях к лабораторным работам [6].
10. Комплект заданий для самостоятельной работы, тематика рефератов по дисциплине

Самостоятельная работа по дисциплине организуется следующим образом:

  • выполнение домашних расчетных или расчетно-аналитических заданий, приведенных в учебных пособиях [1, 5] или выдаваемых преподавателем индивидуально.

  • Написание реферата. Примерная тематика рефератов приведена ниже. При подготовке реферата рекомендуется использовать современную периодическую литературу и специализированные сайты Интернет.

Примерная тематика рефератов:

  • История развития биполярных транзисторов;

  • Мощные полевые полупроводниковые приборы;

  • Многослойные структуры и их применение;

  • Электронные приборы СВЧ диапазона;

  • Пробой полупроводниковых приборов и меры его предотвращения.


11. Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного и итогового контроля

Контроль знаний студентов на всех этапах осуществляется путем компьютерного тестирования. Выдаваемый каждому студенту индивидуальный тест включает 10 заданий по каждому модулю и генерируется с помощью специальной программы. Время проведения тестирования рассчитывается исходя из двух минут на одно задание. Пример контрольного теста приведен ниже.
Вариант теста для программированного контроля знаний студентов

Плотность дрейфового тока электронов определяется выражением

1. jn = eDndn/dx

2. jn = envдр

3. jn = eDn
Диффузионная длина электронов в р-области диода связана со временем жизни носителей соотношением:

1.

2.

3.
Поле объемного заряда в ОПЗ n-p перехода образуется

1. нескомпенсированными зарядами донорных и акцепторных примесей

2. свободными носителями заряда

3. фононами, колеблющимися в противофазе с тепловыми колебаниями атомов кристаллической решетки полупроводника
Внутреннее электрическое поле в ОПЗ n-p перехода

1. отсутствует

2. направлено от p-области к n-области

3. направлено от n-области к p-области
Величину равновесной контактной разности n-p перехода можно определить с помощью следующего выражения

1.

2.

3.
Каково будет соотношение между равновесной шириной ОПЗ диода (δ) в его областях, если p-область легирована значительно сильнее, чем n-область

1. δn < δp

2. δn > δp

3. δn = δp
В диоде с n-p переходом увеличили степень легирования одной из областей. Что произойдет с величиной барьерной емкости перехода (при нулевом смещении)?

1. останется неизменной

2. уменьшится

3. увеличится
Явление инжекции неосновных носителей заряда заключается в

1. переходе неосновных носителей заряда через n-p переход под действием ускоряющего поля ОПЗ

2. возникновении по обе стороны ОПЗ областей с повышенной концентра­цией неосновных носителей заряда

3. протекании тока через n-p переход при обратном включении
Коэффициент инжекции n-p перехода выражен следующим образом

1.

2.

3.
Вольт-амперная характеристика диода (уравнение Шокли) и имеет вид

1.

2.

3.
При проведении итогового контроля экзамен может так же проводиться в устной или письменной форме. Комплекты экзаменационных вопросов приведены в приложении.
12. Программа использования инновационных технологий в преподавании дисциплины

  1. В обучении используется база данных по твердотельным приборам.

  2. Сформирован банк тестовых заданий по дисциплине, который используется для самоподготовки студентов, а так же при текущем, промежуточном и итоговом контроле по дисциплине.

  3. При подготовке отчетов по лабораторным работам студенты проводят обработку результатов эксперимента необходимые расчеты на ПЭВМ.

  4. Отдельные лабораторные работы могут выполняться непосредственно на ПЭВМ, практикуется сочетание натурного и виртуального экспериментов. Последний подход позволяет освоить практические измерения и получить большое количество данных в процессе моделирования.

Приложение
Список экзаменационных вопросов по курсу

«Твердотельная электроника»


  1. Физические основы работы полупроводниковых приборов. Электропроводность полупроводников. Диффузионное движение носителей заряда в полупроводниках. Соотношение Эйнштейна.

  2. Электрические переходы, классификация. Структура электронно-дырочного перехода (n-p перехода) в условиях термодинамического равновесия. Зонная энергетическая диаграмма n-p перехода.

  3. Электронно-дырочный переход в неравновесном состоянии. Явления инжекции и экстракции носителей заряда.

  4. Емкостные свойства n-p перехода. Барьерная и диффузионная емкости перехода.

  5. Теоретические основы физики n-p перехода. Уравнение Шокли. Генерационно-рекомбинационные процессы в n-p переходе. Их влияние на вид реальной ВАХ n-p перехода.

  6. Процессы, протекающие в обратно смещенном n-p переходе. Виды и механизмы пробоя.

  7. Импульсные свойства n-p перехода. Время восстановления обратного сопротивления перехода.

  8. Переход металл-полупроводник. Классификация. Энергетическая диаграмма перехода при различных соотношениях работы выхода электронов. Основные отличия перехода Шоттки от n p перехода.

  9. Гомопереходы между полупроводниками одного типа проводимости (n-n+, р р+). Основные параметры и характеристики. Отличительные особенности переходов данного типа.

  10. Переход между полупроводниками с разной шириной запрещенной зоны. Изотипные и анизотипные гетеропереходы.

  11. Практическое применение n-p перехода. Полупроводниковые выпрямительные, высокочастотные и импульсные диоды.

  12. Применение n-p перехода для стабилизации напряжений. Полупроводниковые стабилитроны.

  13. Практическое использование емкостных свойств n-p перехода. Полупроводниковые управляемые емкости (варикапы).

  14. Туннельные и обращенные полупроводниковые диоды. Принцип действия.

  15. Диоды Шоттки. Основные параметры и сфера применения.

  16. Полупроводники с многодолинной зонной структурой. Эффект Ганна и его применение в электронике.

  17. Диоды в силовой электронике. Приборы на основе карбида кремния, диоды на основе p-i-n структур.

  18. Физические процессы в биполярном транзисторе. Распределение носителей заряда в базе биполярного транзистора при различных режимах работы.

  19. Биполярные транзисторы, принцип действия. Движение носителей заряда и распределение токов в транзисторе.

  20. Эффект модуляции ширины базы биполярного транзистора. Смыкание переходов транзистора.

  21. Анализ статических вольтамперных характеристик биполярного транзистора в схеме включения с общей базой.

  22. Анализ статических вольтамперных характеристик биполярного транзистора в схеме включения с общим эмиттером.

  23. Усилительные свойства биполярных транзисторов. Малосигнальные параметры и эквивалентные схемы.

  24. Математическая модель биполярного транзистора. Уравнения Эберса-Молла.

  25. Частотные характеристики биполярного транзистора. Предельная частота усиления по току и её зависимость от параметров структуры.

  26. Многопереходные полупроводниковые структуры. Принцип действия динистора.

  27. Особенности работы управляемых тиристоров. Тиристоры с симметричной ВАХ.

  28. Понятие поверхностных состояний в полупроводниках. Изгиб энергетических зон у поверхности, поверхностный потенциал.

  29. Полевые полупроводниковые приборы, классификация. Явления обеднения, обогащения и инверсии в МДП структурах.

  30. Полевые транзисторы с изолированным затвором. Строение и принцип действия. Статические ВАХ МДП-транзистора.

  31. Явление насыщения тока стока в МДП транзисторе. Структура канала МДП транзистора в области насыщения тока стока.

  32. Усилительные свойства полевых транзисторов. Дифференциальные параметры.

  33. Полевые транзисторы с управляющим n-p переходом, принцип действия и основные особенности.

  34. Структура и принцип действия современных силовых биполярных транзисторов с изолированным затвором. IGBT модули.

  35. Использование полупроводников для контроля и измерения температуры. Теромрезисторы, датчики с n-p переходом.

  36. Деформация полупроводников. Влияние деформации на энергетическую структуру полупроводника и подвижность носителей заряда.

  37. Полупроводниковые датчики деформации. Тензорезисторы и тензодиоды.

  38. Эффект Холла. Полупроводниковые датчики магнитного поля на основе эффекта Холла.

  39. Магниторезистивный эффект в полупроводниках. Принцип действия магнитодиодов.

  40. Особенности конструкции и принцип действия магнитотранзисторов.

  41. Светоизлучающие полупроводниковые приборы. Современные гетероструктурные светодиоды на основе нитрида галлия.

  42. Фотоэлектронные полупроводниковые приборы. Фотодиоды. Классификация и принцип действия.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«твердотельная электроника» icon1 Общие положения
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»( магистерская программа...
«твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины Вакуумная и криогенная техника для специальности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 210104. 65 «Микроэлектроника...
«твердотельная электроника» iconРабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«твердотельная электроника» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника
«твердотельная электроника» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «материалы и элементы электронной техники»
Дисциплина «материалы и элементы электронной техники» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин направления 210100 «Электроника...
«твердотельная электроника» iconРазработка элементов наносистемной техники на основе углеродных нанотрубок...
...
«твердотельная электроника» iconИсследовательская работа «Человек и электричество» Кузнецов Владимир...
Исследование влияния различных факторов на сопротивление тела человека
«твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины «Радиационная стойкость изделий электронной...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«твердотельная электроника» iconПрограмма учебной дисциплины английский язык (Базовый уровень)
Фгос) по специальностям среднего профессионального образования (далее спо) 210413 Радиоаппаратостроение 210109 Твердотельная электроника...
«твердотельная электроника» iconПрограмма учебной дисциплины английский язык (Базовый уровень)
Фгос) по специальностям среднего профессионального образования (далее спо) 210413 Радиоаппаратостроение 210109 Твердотельная электроника...
«твердотельная электроника» iconРабочая программа учебной дисциплины основы философии (Базовый уровень)
Фгос) по специальностям среднего профессионального образования (далее спо) 210413 Радиоаппаратостроение 210109 Твердотельная электроника...
«твердотельная электроника» iconРеферат по курсу «радиоматериалы и радиокомпоненты» «Аморфные полупроводники»
Все, что завоевала наука в XX в., включая исследования космоса, средства оптической связи и т д., обязано рож­дению транзистора....
«твердотельная электроника» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Рассмотрено на заседании кафедры радиофизики года. Протокол №. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению
«твердотельная электроника» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твердотельная электроника, укрупненной группы специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, примерной программы,...
«твердотельная электроника» iconРабочая программа учебной дисциплины «пэвм»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
«твердотельная электроника» iconРеферат «Сигнализатор включения фар в автомобиле» Кузнецов Владимир,...
Дхо. Разработанный сигнализатор, собранный на доступной элементной базе, поможет водителю, если его автомобиль не оснащен устройством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск