Скачать 225.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный химико-технологический университет» Факультет неорганической химии и технологии Кафедра технологии приборов и материалов электронной техники Учебно-методический комплекс по дисциплине Микроэлектроника Направление подготовки 210100 Электроника и микроэлектроника Специальность 210104 Микроэлектроника и твердотельная электроника Квалификация (степень) Бакалавр, инженер Форма обучения очная Составитель: к.ф-м.н., доцент Холодков И.В. Иваново, 2011 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине «ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»Дисциплина «ТВЕРДОТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОНИКА» входит цикл общепрофессиональных дисциплин направления 210100 «Электроника и микроэлектроника» и специальности 210104 «Микроэлектроника и твердотельная микроэлектроника» 1. Выписка из Государственного образовательного стандарта направления 210100 «Электроника и микроэлектроника» и специальности 210104 «Микроэлектроника и твердотельная микроэлектроника»
Рабочая учебная программа Курс 4 – Семестр 7; Экзамен – 7 сем, Зачет – 7 сем. Всего часов по дисциплине: 120 Аудиторные занятия: 60 часов. Лекции – 30 час. Лабораторно-практические занятия 30 час. Самостоятельная работа – 60 час 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Цель преподавания дисциплины Изучение физики электронных процессов в полупроводниках и электрических переходах и принципов построения и работы твердотельных приборов. 1.2. Задачи изучения дисциплины Освоение физических основ работы твердотельных приборов, методов анализа электронных процессов в приборах и расчета их параметров и характеристик. Выявление связей между принципами работы, параметрами приборов и свойствами материалов, технологическими процессами. 1.3. Требования к знаниям и умениям по дисциплине Выпускник должен: иметь представление:
Знать и уметь использовать:
Иметь навыки:
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (Учебные модули) 2.1. МОДУЛЬ 1. Физика полупроводников и контактных явлений. Полупроводниковые диоды. 2.1.1. Лекционный материал: 12 часов Основные параметры и свойства полупроводников. Электропроводность полупроводников и явления переноса зарядов. Электрические переходы, типы и классификация. Структура и основные параметры n p перехода. Равновесное и неравновесное состояние n-p перехода. Вывод формулы вольт-амперной характеристики n-p перехода. Ширина и емкость п-р перехода. Пробой п р перехода. Переходы на основе контакта металл-полупроводник. Основные параметры и отличительные особенности гетеропереходов. Полупроводниковые диоды – устройство, классификация, применение. Особенности работы приборов с отрицательным дифференциальным сопротивлением: туннельных диодов, диодов Ганна, лавинопролетных диодов. 2.1.2. Перечень лабораторных работ: (12 часов)
2.1.3. Практические занятия: (3 часа)
2.1.4. Самостоятельная работа: (24 часа) Обработка и анализ результатов лабораторных работ, подготовка к коллоквиуму, практическим занятиям, письменному экзамену. 2.2. МОДУЛЬ 2. Полевые и биполярные транзисторы. Многослойные структуры. Полупроводниковые приборы специального назначения. 2.2.1. Лекционный материал. (18 часов) Физические основы работы биполярного транзистора. Характеристики и параметры биполярных транзисторов. Модель Эберса–Молла. Типы биполярных транзисторов и их применение. Многослойные структуры. Особенности работы управляемых и неуправляемых тиристоров. Физические основы работы полевых приборов. Структура металл-диэлектрик-полупроводник. Параметры и характеристики полевых транзисторов. Типы полевых транзисторов и особенности их применения. Фотоэлектронные и светоизлучающие полупроводниковые приборы. Полупроводниковые лазеры. Полупроводниковые приборы специального назначения: датчики температуры, деформации и магнитного поля. Структура и физические основы работы. 2.2.2. Лабораторные занятия: (12 часов)
2.2.3. Практические занятия: (3 часа)
2.2.4. Самостоятельная работа: (24 часа) Обработка и анализ результатов лабораторных работ, подготовка к коллоквиуму, практическим занятиям, письменному экзамену. 3. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ: 3.1. Коллоквиумы по блокам лабораторных модулей, всего 2 коллоквиума. 3.2. Контрольные работы – письменные экзамены или тестирование по блокам модулей, всего 2. 3.3. Одна расчетно-аналитическая работа по материалу одного или нескольких модулей в рамках самостоятельной работы, объем выполнения – 12 часов. 4. ЛИТЕРАТУРА 4.1. Основная литература:
4.2. Дополнительная литература:
5. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ: 5.1. Перечень расчетных программ:
5.2. Обучающе-контролирующие системы:
5.3. Справочно-информационные системы:
4. График текущего и промежуточного контроля
Порядок оценки работы студентов по дисциплинам Семестровая работа оценивается накопительно (с последующим приведением к 50 баллам). Лабораторная работа (общий балл – 15): Отчёт 5 Защита 10 Контрольная работа (общий балл – 25): Тестирование 5 Решение 2-х задач 10 Теоретический вопрос 10 Самостоятельная расчетная работа – 20 Студент также может получить дополнительные баллы
5. Карта обеспеченности дисциплины учебной и методической литературой Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой по дисциплине «Твердотельная электроника»
6. Перечень практических занятий по дисциплине и программа их проведения 6.1. Цели и общая схема проведения практического занятия. Программа проведения практических занятий. Цель практических занятий – закрепление теоретического материала и выработка у студентов умения решать задачи по практическим аспектам учебной дисциплины. В соответствии с рабочей программой на практические занятия отводится 6 часов – по 3 часа на каждый модуль дисциплины. На первом занятии преподаватель доводит до студентов порядок и график проведения занятий, максимальное количество баллов, которое может набрать студент по каждому модулю в соответствии с принятой в университете рейтинговой системой со 100-балльной шкалой оценок. Практические занятия по дисциплине строятся следующим образом:
Задания и задачи для самостоятельного решения на практическом занятии могут быть дифференцированы по степени сложности. При этом можно использовать два пути:
По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. Таким образом, на каждом занятии каждому студенту выставляются по крайней мере две оценки. 6.2. Перечень практических занятий. Тематика практических занятий соответствует названиям модулей дисциплины, основные вопросы, выносимые на практические занятия, приведены в рабочей программе дисциплины. 7. Комплект заданий и задач для практических занятий При проведении практических занятий используются задания и задачи из пособий [1, 5]. 8. Перечень лабораторных занятий по дисциплине и порядок их проведения 8.1. Порядок прохождения лабораторного практикума Лабораторный практикум выполняется в соответствии с графиком и календарным планом, составляемым на каждый учебный год. По дисциплине «Твердотельная электроника» объем лабораторного практикума составляет 30 часов и студенты выполняют 3 лабораторные работы в зависимости от их сложности (1 – 2 работы по каждому модулю). Описания всех возможных лабораторных работ приведены в лабораторном практикуме [6]. Каждая лабораторная работа выполняется, как правило, индивидуально. Допускается выполнение отдельных лабораторных работ бригадами в составе не более двух студентов. На первом, вводном занятии до студентов доводится содержание и календарный план проведения практикума, Указывается число баллов, которое может набрать студент при выполнении лабораторного практикума в соответствии с действующей в вузе рейтинговой системой со 100-балльной шкалой оценок, проводится инструктаж по технике безопасности при выполнении работ с оформлением в соответствующем журнале. На этом же занятии преподаватель выдает задания по лабораторным работам первого модуля. Лабораторные работы выполняются в соответствии с модулями, указанными в рабочей программе. По завершении каждого модуля проводится итоговое занятие, на котором обсуждаются результаты его выполнения и выдаются задания по работам следующего модуля. Итоговое занятие по последнему модулю завершает лабораторный практикум в целом. Перед каждой лабораторной работой студент сдаёт краткий коллоквиум, отражающий уровень предварительной подготовки к выполнению работы. Коллоквиум проводится в виде устного собеседования с преподавателем или путем тестирования на ПЭВМ. В процессе выполнения работы студент
Все данные, полученные в ходе работы, записываются в рабочий лабораторный журнал. Рабочий журнал по лабораторному практикуму ведется в отдельной тетради. По каждой лабораторной работе в журнал заносятся:
По окончании работы лабораторный журнал подписывается преподавателем. По итогам каждой лабораторной работы оформляется отчет, который сдается преподавателю на следующем после выполнения данной работы занятии. Отчет должен включать:
По итогам каждой лабораторной работы преподаватель выставляет оценку, учитывающую предварительную подготовку, объём и качество экспериментальной части работы, глубину обсуждения результатов и качество отчета. 8.2. Перечень лабораторных работ по каждому модулю курса приведен в рабочей программе и в лабораторном практикуме [6]. 9. Перечень лабораторного оборудования и оргтехники, используемых при проведении лабораторного практикума При проведении лабораторного практикума используется дисплейный класс кафедры (10 ПЭВМ типа Pentium 4), а так же стенды и установки для исследования
Перечень оборудования на каждой установке приводится в описаниях к лабораторным работам [6]. 10. Комплект заданий для самостоятельной работы, тематика рефератов по дисциплине Самостоятельная работа по дисциплине организуется следующим образом:
Примерная тематика рефератов:
11. Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего, промежуточного и итогового контроля Контроль знаний студентов на всех этапах осуществляется путем компьютерного тестирования. Выдаваемый каждому студенту индивидуальный тест включает 10 заданий по каждому модулю и генерируется с помощью специальной программы. Время проведения тестирования рассчитывается исходя из двух минут на одно задание. Пример контрольного теста приведен ниже. Вариант теста для программированного контроля знаний студентов Плотность дрейфового тока электронов определяется выражением 1. jn = eDndn/dx 2. jn = envдр 3. jn = eDnnЕ Диффузионная длина электронов в р-области диода связана со временем жизни носителей соотношением: 1. 2. 3. Поле объемного заряда в ОПЗ n-p перехода образуется 1. нескомпенсированными зарядами донорных и акцепторных примесей 2. свободными носителями заряда 3. фононами, колеблющимися в противофазе с тепловыми колебаниями атомов кристаллической решетки полупроводника Внутреннее электрическое поле в ОПЗ n-p перехода 1. отсутствует 2. направлено от p-области к n-области 3. направлено от n-области к p-области Величину равновесной контактной разности n-p перехода можно определить с помощью следующего выражения 1. 2. 3. Каково будет соотношение между равновесной шириной ОПЗ диода (δ) в его областях, если p-область легирована значительно сильнее, чем n-область 1. δn < δp 2. δn > δp 3. δn = δp В диоде с n-p переходом увеличили степень легирования одной из областей. Что произойдет с величиной барьерной емкости перехода (при нулевом смещении)? 1. останется неизменной 2. уменьшится 3. увеличится Явление инжекции неосновных носителей заряда заключается в 1. переходе неосновных носителей заряда через n-p переход под действием ускоряющего поля ОПЗ 2. возникновении по обе стороны ОПЗ областей с повышенной концентрацией неосновных носителей заряда 3. протекании тока через n-p переход при обратном включении Коэффициент инжекции n-p перехода выражен следующим образом 1. 2. 3. Вольт-амперная характеристика диода (уравнение Шокли) и имеет вид 1. 2. 3. При проведении итогового контроля экзамен может так же проводиться в устной или письменной форме. Комплекты экзаменационных вопросов приведены в приложении. 12. Программа использования инновационных технологий в преподавании дисциплины
Приложение Список экзаменационных вопросов по курсу «Твердотельная электроника»
|
1 Общие положения Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»( магистерская программа... | Программа дисциплины Вакуумная и криогенная техника для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 210104. 65 «Микроэлектроника... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «материалы и элементы электронной техники» Дисциплина «материалы и элементы электронной техники» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин направления 210100 «Электроника... | Разработка элементов наносистемной техники на основе углеродных нанотрубок... ... | ||
Исследовательская работа «Человек и электричество» Кузнецов Владимир... Исследование влияния различных факторов на сопротивление тела человека | Программа дисциплины «Радиационная стойкость изделий электронной... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа учебной дисциплины английский язык (Базовый уровень) Фгос) по специальностям среднего профессионального образования (далее спо) 210413 Радиоаппаратостроение 210109 Твердотельная электроника... | Программа учебной дисциплины английский язык (Базовый уровень) Фгос) по специальностям среднего профессионального образования (далее спо) 210413 Радиоаппаратостроение 210109 Твердотельная электроника... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии (Базовый уровень) Фгос) по специальностям среднего профессионального образования (далее спо) 210413 Радиоаппаратостроение 210109 Твердотельная электроника... | Реферат по курсу «радиоматериалы и радиокомпоненты» «Аморфные полупроводники» Все, что завоевала наука в XX в., включая исследования космоса, средства оптической связи и т д., обязано рождению транзистора.... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Рассмотрено на заседании кафедры радиофизики года. Протокол №. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Твердотельная электроника, укрупненной группы специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, примерной программы,... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «пэвм» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | Реферат «Сигнализатор включения фар в автомобиле» Кузнецов Владимир,... Дхо. Разработанный сигнализатор, собранный на доступной элементной базе, поможет водителю, если его автомобиль не оснащен устройством... |