Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника»





Скачать 319.55 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника»
страница1/3
Дата публикации29.03.2015
Размер319.55 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ивановский государственный химико-технологический университет»

Институт управления, финансов и информационных систем

Кафедра социально-экономических теорий

У Т В Е Р Ж Д А Ю:

Проректор по учебной работе

_________________ В. В. Рыбкин

« » 20_____ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СОЦИОЛОГИЯ


Направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника

Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника»
Квалификация (степень) Бакалавр

Форма обучения очная

Иваново, 2010

1. Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов представление о социологии как науке, социальных явлениях и процессах, их динамике в обществе, социальной регуляции личности, природе социальных общностей, а также социальное мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла данного профиля и является важной для будущего специалиста. Изучение дисциплины начинается в 4 семестре на 2 курсе, оно базируется в первую очередь на результатах изучения предметов школьной программы (обществознание) и раннее изученных на 1-м и 2-м курсах дисциплин, таких, как - культурология, история, философия, психология и педагогика, а также на «параллельном» преподавании правоведения.

Для успешного усвоения дисциплины студент должен

знать:

– исторический процесс становления социологии как науки, теоретико-методологические основы социологии, направления и школы социологической науки, представителей научного знания, прикладной аспект науки социологии в современном российском обществе;

– социальные, политические, правовые и духовные аспекты жизни общества;

-основные понятия о социальной жизни общества;

-критерии стратификации социальных групп;

-понятия социальной динамики (социальный лифт, вертикальная и горизонтальная, восходящая и нисходящая мобильность, каналы социальной динамики);

уметь:

-работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, работать с программными средствами общего назначения;

владеть:

  • методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами;

  • теоретическими методами описания социальных явлений и процессов на микро- и макроуровне.

Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин:

  • Экономика и управление производством;


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

общекультурные компетенции (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • способен логично, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способен уважительно и бережно относится к историческому наследию культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);

  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы (ОК-19);


В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

знать:

- возможности социологии как науки, её историю и методы, важнейшие классические, современные и отраслевые социологические теории;

- основные социологические подходы к определению понятий «общество», «личность»;

- характеристику основных элементов общества (социальная связь, социальная группа и общность, социальный институт, социальная организация);

- сущность процессов социализации, институционализации, стратификации и социальной мобильности;

- основные закономерности и формы социального поведения;

-типологию, источники возникновения и развития социальных движений, социальных конфликтов, факторы социального развития;

- методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации;

- основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей;

- основные методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях;

уметь:

-использовать полученные знания и практические навыки для решения актуальных социальных и профессиональных задач.

- производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях;

- применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных;

- участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты;

- представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией.

владеть:

- навыками социологического анализа, умением пользоваться социологическими понятиями, категориями при анализе социальных явлений, процессов.

- основными навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ;

- навыками получения необходимой информации из различных типов источников, включая Интернет;


4. Структура дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры













Аудиторные занятия (всего)

34

1

2

3

4

В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции

17









17

Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)

17









17

Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

38









38

В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат

5









5

Доклады, информационные сообщения

2









2

Учебные социологические исследования

15









15

Подготовка к текущим занятиям

7









7

Подготовка к зачету

9









9

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)












З

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72









72

2









2


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Социология как наука.

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта и Г. Спенсера. Позитивизм в социологии. Творчество К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и их вклад в становление социологии как науки. Социологическая мысль в России. Интегральная социология П.А. Сорокина. Школы и направления социологической теории в 20 веке.

Объект и предмет науки. Категории, законы, метод и функции социологии. Структура социологического знания. Уровни теории: макро-, микро- и средний уровень. Специальные социологические теории. Место социологии в системе социальных наук.

Тема 2. Общество как целостная социальная система и социальная реальность.

Общество как научное социологическое понятие: содержание, признаки, первооснова его формирования. Основные подходы к определению социальной структуры общества: общество как система, функциональный подход и детерминистский подход. Характеристика основных элементов социальной структуры общества: социальные связи (социальный контакт, социальное взаимодействие и социальные отношения), социальное действие, социальные группы и общности, социальные институты, социальные организации. Стратификация и социальная мобильность. Типология общества. Теории развития общества.

Тема 3. Социальная жизнь общества.

Социальная жизнь: понятие, содержание и структура. Ценностно - нормативная регуляция и система социального контроля. Механизмы и структура социального контроля. Понятие санкций. Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Социологические трактовки девиантного поведения. Понятия социальной нормы и социального отклонения. Культурноодобряемые и культурноосуждаемые отклонения. Делинквентное и девиантное поведение. Социологические теории девиантного поведения. Концепция аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Теория стигматизации. Теория физических типов Ч.Ломбразо и Х.Шелдона. Концепция генетической предрасположенности к преступности П.Джекобса. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения.

Природа социальных движений. Различия в понятиях "социальное движение" и" социальный институт", "социальное движение" и "социальная организация". Предпосылки возникновения социальных движений: культурные течения, социальная дезорганизация, социальная неудовлетворенность. Жизненные циклы социального движения. Типология социальных движений (политические движения, экспрессивные движения, революционные движения, реформистские движения, оппозиционные движения, экологические, молодежные, феминистские, национально - освободительные, движения в защиту мира). Современное состояние теорий социальных движений.

Понятие "социальные изменения". Причины и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Социальное развитие: прогрессивное и регрессивное. Виды социального прогресса (реформистский и революционный). Социальная эволюция и социальная революция. Типология социальных изменений. Социальное развитие как прогрессивно- поступательный тип изменений. Теории О. Конт, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Циклический тип социальных изменений. Ускоряющиеся и замедляющиеся циклы. Циклическая теория П.Сорокина. Нелинейный тип развития общества.

Тема 4. Личность в социологии.

Определение понятия "личность" в социологии. Личность как субъект и объект общественных отношений. Структура личности.

Социализация личности. Механизм социализации. Агенты и институты социализации. Типы социализации (первичная и вторичная, ре). Процессы десоциализации и ресоциализации. Теория "социального зеркала" Ч. Кули. Концепция «обобщенного другого» Дж.Мида. Теория о «значимом другом» А.Халлера. Социализация и воспитание.

Социальные функции, статус и роли личности. Понятие статусного и ролевого набора. Классификация статусов. Типология личности. Идеальный, нормативный, модальный тип личности. Типы личности по Р.Мертону. Модель современной личности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» icon1 Общие положения
Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»( магистерская программа...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины «Основы технологии электронной компонентной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 210100 Электроника...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...
...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины «Методология инновационного инженерного проектирования»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины «Методология инновационного инженерного проектирования»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «материалы и элементы электронной техники»
Дисциплина «материалы и элементы электронной техники» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин направления 210100 «Электроника...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconРабочая программа учебной дисциплины м № Иностранный язык Код и название...
...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины Вакуумная и криогенная техника для специальности...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 210104. 65 «Микроэлектроника...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины «Оборудование для получения тонкопленочных структур»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100....
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма дисциплины «Физические основы микро- и наноэлектроники»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconРабочая программа учебной дисциплины «Химия»
«Электроника и наноэлектроника», профилю подготовки: «Промышленная электроника»
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconРабочая программа учебной дисциплины «физические основы электроники»
Цель дисциплины «физические основы электроники» направления подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconРабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность»
«введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль...
Рабочая учебная программа дисциплины социология направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 210100. 62 «Электроника...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск