Скачать 120.77 Kb.
|
Тема урока "Многоатомные спирты"Корнышова Светлана Станиславовна, учитель химии Цели урока:
Задачи урока:
Реактивы: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, глицерин, крема, смс. Оборудование: медиапроектор, презентация, пробирки. Учебная задача урока: Изучение свойства многоатомных спиртов во взаимозависимости от строения и свойств данных вещества. Тип урока: изучение нового материала. Ведущие методы обучения: проблемно-поисковая беседа, химический эксперимент, частично-поисковое исследование.. Дидактическое обеспечение: карточки “Инструктивная карта ”, оборудование для проведения лабораторных и демонстрационных опытов. Формируемые общеучебные знания и умения:
План урока 1. Состав и классификация многоатомных спиртов. 2. Изомерия и номенклатура двух- и трёхатомных спиртов. 3. Физические свойства глицерина и этиленгликоля. 4. Химические свойства глицерина: а) сходство с одноатомными спиртами, б) качественная реакция на многоатомные спирты. 5. Получение глицерина и этиленгликоля. 6. Применение. ХОД УРОКА
За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. «Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству..»
На сахар капаю раствор А он способен бросить в воздух Любую из ближайших гор. О каком веществе идет речь? 4 Что является основой данного вещества? Чтобы ответить на данный вопрос, нам необходимо изучить исходное вещество Эмпирическая формула которого - С3Н8О3 Составьте возможные формулы соединения исходя из принципа валентности атомов. Как вы думаете, какая структурная формула соответствует веществу? Почему вы так решили? II. Актуализация знаний Фронтальная беседа. 1. Какие вещества называются спиртами? (Спиртами называются производные углеводородов, в молекулах которых один или несколько атомов водорода замещены гидроксильными группами.) 2. Как классифицируются спирты по радикалу? (Спирты классифицируются на предельные, непредельные, ароматические.) 3. Какие вещества называются предельными одноатомными спиртами? (Производные предельных углеводородов, в молекулах которых один атом водорода замещен на гидроксильную группу.) 4 Чем отличается наше соединение от предельных одноатомных спиртов? 5. Сформулируйте тему нашего урока. III. Изучение нового материала На экран выводится тема, Какова цель нашего занятия? Каким способом мы будем изучать данный класс соединения? Задание: Основываясь принципами номенклатуры, дайте названия следующим спиртам: СН2ОН-СН2ОН СН2ОН-СНОН-СН2ОН Молекулы, которых содержат две гидроксильные группы это - двухатомные спирты Молекулы, которые содержат три гидроксогруппы – триолы. Известные спирты и большей атомности, например, сорбит содержит шесть гидроксогрупп: По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты. Составьте формулы следующих спиртов исходя из названия: 2 метил- бутандиол 1,3 и 2,2 диметил пентантриол 1,3,5 Как вы уже заметили. Некоторые многоатомные спирты имеют исторические названия Этандиол – называют этиленгликолем Пропантриол – глицерином. Он был открыт в 1779 году шведским химиком Шееле. Исследовать свойства, которого нам предстоит на уроке. В какой последовательности нам необходимо работать?
Физические свойства Учитель. Какие физические свойства можно исследовать: (цвет, запах, агрегатное состояние, растворимость в воде.) Лабораторный опыт: Физические свойства глицерина К одному мл воды в пробирке прилили равный объем глицерина и взболтали смесь. Затем добавили еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете. Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде.
Учитель. Подумайте в чем причина различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов? Следует вывод: число гидроксогрупп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет водородных связей). Как вы думаете, какие физические свойства многоатомных спиртов нашли своё применение в народном хозяйстве и в быту? Какие?
Химические свойства. Учитель. Какие химические свойства характерные для одноатомных спиртов? Учащиеся перечисляют свойства: реакция горения, реакция замещения водорода гидроксогруппы на щелочной металл, реакция обмена всей гидроксогруппы на галоген (с галогеноводородными кислотами и другие). Учитель. Проблемный вопрос. А будут ли эти свойства характерны для многоатомных спиртов? Чтобы ответить на это вопрос смотрим видео демонстрационный эксперимент. Взаимодействие глицерином с натрием: 2СН2ОН – СНОН-СН2ОН + 6Nа = 2СН2ОNа –СНОNa- СН2ОNа +3 Н2 глицерат натрия. Объясните проявление глицерином слабо выраженных кислотных свойств. Взаимодействие глицерина с галогеноводород (происходит замещение гидроксогрупп). СН2ОН – СНОН – СН2ОН + 3НСI = СН2СI – СНСI – СН2СI + 3Н2О Трихлорпропан Реакция этерификации: СН2ОН – СНОН – СН2ОН + 3НNO3 = СН2NO2 – СН NO2 – СН2 NO2 + 3Н2О Что нам известно про нитроглицерин? Его получают реакцией этерификации глицерина, взрывное действие реакции разложения нитроглицерина объясняется образованием большого объёма газов из небольшого количества исходного вещества. Нитроглицерин – бризантное взрывчатое вещество, он легко взрывается от удара или детонации. Для безопасности его используют в виде динамита – смеси с инфузорной землёй. Открыл его Альфред Нобель. А в медицине применяется однопроцентный спиртовой раствор нитроглицерина как сосудорасширяющее средство.
Вывод: Как вещества, содержащие гидроксогруппы, многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами. Обладают более выраженными кислотными свойствами, чем одноатомные спирты. Учитель. Проблемный вопрос. Должно ли вызвать появление новых химических свойств увеличение числа гидроксогрупп в молекулах многоатомных спиртов? Чтобы разрешить эту проблему проведем лабораторную работу: 1. К двум мл раствора щелочи в пробирке прибавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции. CuSO4 + 2 NаOH = Cu(OH)2 + Nа2 SO4 Наблюдали образование синего осадка гидроксида меди (II). 2. К образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) прилейте глицерин и смесь встряхните. Какие изменения произошли? Ученик. Осадок растворяется и образуется раствор ярко-синего цвета, глицерат меди (II). Учитель. Это качественная реакция на многоатомные спирты. Уравнение: Что обусловливает качественные изменения при переходе от одноатомных спиртов к многоатомным? Вывод: Особенностью многоатомных спиртов является большая подвижность атомов водорода в гидроксогруппе и легкая окислительность радикала. Причина: влияние этих групп друг на друга и на углеводородный радикал. Ребята, на примере многоатомных спиртов мы убеждаемся в том, что количественные изменения переходят в изменения качественные: накопление гидроксильных групп в молекуле обусловило в результате их взаимного влияния появление у спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными. Рассмотрим вопрос о применении глицерина: Фармацевтической промышленности:
Парфюмерной промышленности: Глицерин применяется для смягчения сухой кожи, придает коже мягкость и эластичность. Простейший трехатомный спирт впитывает влагу из воздуха и удерживает её в эпидермисе. Предохраняет кремы от высыхания. Продолжительное использование раствора может вызвать потемнение кожи. Сегодня на уроке я вам предлагаю провести эксперимент для определения результатов потребительских испытаний товаров бытовой химии и косметики на наличие в них вещества глицерина. Вопрос: Какие товары, содержащие глицерин вам известны? Какие свойства заложены в эти товары исходя из характеристик глицерина? Исследование: «Контроль качества» Массированная реклама утверждает, что товары содержащие глицерин защищают кожу рук и оказывают смягчающее действие! В этом заинтересована любая женщина! В ходе нашего эксперимента мы должны определить, содержат ли данные товары глицерин? Как опытным путем определить, что данный товар содержит глицерин? Определите предполагаемые действия и наблюдения. Составим алгоритм Глицерина нет Синий – глицерин присутствует Вывод: Если мы обнаружили глицерин, то товар обладает смягчающим действием Закрепление материала На основании изученного материала, сделайте общий вывод о строении и свойствах многоатомных спиртов:
Заключение: Что узнали нового на уроке Что удивило на уроке Что научились делать Домашнее задание Подведение итогов, анализ работы на уроке, выставление оценок. ПриложениеТема урока __________________________________Учебная задача урока: Этапы урока: 1 2. 3. Задание: Основываясь принципами номенклатуры, дайте названия следующим спиртам: СН2ОН-СН2ОН СН2ОН-СНОН-СН2ОН Составьте формулы следующих спиртов исходя из названия: 2 метил- бутандиол 1,3 и 2,2 диметил пентантриол 1,3,5 Лабораторный опыт: Физические свойства глицерина. Физические свойства глицерина
Оценка ____________________ Химические свойства. СН2ОН – СНОН-СН2ОН + Nа = СН2ОН – СНОН – СН2ОН + НСI = СН2ОН – СНОН – СН2ОН + НNO3 = С3Н8О3 + О2 = Оценка ______________________ Лабораторная работа: «Качественная реакция глицерина»
Почему данная реакция является качественной? Что обусловливает качественные изменения при переходе от одноатомных спиртов к многоатомным спиртам? Применение глицерина: Исследование: «Контроль качества» Массированная реклама утверждает, что товары содержащие глицерин защищают кожу рук и оказывают смягчающее действие! В этом заинтересована любая женщина! В ходе нашего эксперимента мы должны определить, содержат ли данные товары глицерин? Как опытным путем определить, что данный продукт содержит глицерин? Определите предполагаемые действия и наблюдения. Составим алгоритм Оценка_________ Закрепление материала На основании изученного материала, сделайте общий вывод о строении и свойствах многоатомных спиртов:
Заключение: Что узнали нового на уроке Что удивило на уроке Что научились делать Итоговая оценка за урок ____________ Домашнее задание |
Многоатомные спирты Выполнив задание вы получили формулы веществ, в которых не одна, а две или три гидроксогруппы. Такие вещества относятся к многоатомным... | “Многоатомные спирты” (алгоритм для учащихся) Образовательные: рассмотреть свойства многоатомных спиртов, показать взаимосвязь многоатомных и одноатомных спиртов | ||
Конспект урока. Самая русская баллада В. А. Жуковского «Светлана».... Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | Конспект урока литературы в 6 классе В. А. Жуковский. «Светлана» Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | ||
Разработка урока одноатомные спирты и их роль в жизни человека По дисциплине «химия» Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Химия» по теме «Одноатомные спирты и их... | Конспект интегрированного урока по химии, биологии в 10 классе «Причины... Цель урока: обобщить знания учащихся по теме Предельные одноатомные спирты, и применить их к новой проблемной ситуации, профилактика... | ||
Конспект урока для учащихся 10 класса по теме «Спирты» При сжигании 20,5 кг пропана образовался оксид углерода (IV). Определите объем образовавшегося газа.(н у.) | Конспект урока урок по теме: «Грибы» (Тема урока) фио (полностью) Фирсова Ольга Станиславовна Учитель предлагает задание в парах: прочитать, обсудить, выяснить какие высказывания верные, а какие нет. Высказывания | ||
Конспект урока (Тема урока) фио (полностью) Кудрова Светлана Васильевна Цель урока: ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью для кодирования информации | Методическая разработка урока русского языка 8 класс Учебник «Русский... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В ролях: Егор Бероев, Анатолий Котенёв, Полина Сыркина, Екатерина Шатрова, Игорь Сигов, Светлана Зеленковская, Павел Харланчук, Алеся... | Спирты, гомологический ряд, общая формула, свойства спиртов Цель урока: Расширить знания учащихся о спиртах – новом классе кислородсодержащих органических соединениях, их физиологическом действии... | ||
Урок по технологии в 1 классе Учитель начальных классов мбоу «Гимназия... Учитель начальных классов мбоу «Гимназия №3» г. Белгорода Подважук Антонина Станиславовна | Технология учебного проектирования при изучении темы «Спирты» За основу урока взят материал пособия [4, c. 34]. За неделю до защиты проекта каждому учащемуся дается задание: подготовить материал,... | ||
Урок по теме Спирты Цели урока: Дать понятие о составе, строении одноатомных и многоатомных спиртов, на основе экспериментальных опытов изучить физико-химические... | Конспект урока электромагниты и их применение (Тема урока) фио (полностью)... ... |