Скачать 48.55 Kb.
|
Конспект урока литературы в 6 классе В. А. Жуковский. «Светлана». Сочетание лирического и эпического в балладе. Образность баллады. Цель: Знать, как сочетаются лирическое и эпическое в балладе; уметь анализировать композицию произведения и художественные средства, помогающие автору в создании образности; отрабатывать навык выразительного чтения. Ход урока. Эпиграф У меня почти всё чужое или по поводу Чужого, и всё, однако, моё. В. А. Жуковский Объявление темы урока. Постановка целей урока. - Балладу В. А. Жуковского «Светлана» вы прочитали дома. Понравилась ли вам она? Чем? Слово учителя. С жизнью В. А. Жуковского мы уже познакомились на предыдущем уроке, когда читали английские и немецкие баллады в его переводе. Хочется лишь заметить, что Жуковский написал 39 баллад, почти все они – переводы с английского и немецкого языков, оригинальных баллад у поэта – 5. Да и сами переводы – оригинальные произведения. Баллада «Светлана» стала своеобразной «визитной карточкой» поэта, её название прозвищем Жуковского в литературном обществе «Арзамас». Хотя и «Светлана» - второй вариант перевода немецкой баллады Г.-А. Бюргера «Lenore» (1773), но по сути дела это вполне самостоятельное произведение. Неслучайно сам Жуковский говорил: «У меня почти всё чужое или по поводу чужого, и всё, однако, моё» (эпиграф). - Как вы думаете, можно ли эти слова отнести к балладе «Светлана»? - Эта баллада была создана на русском материале и сохранила лишь намёк на литературные мотивы первоисточника. Жуковский лишь заимствует у Бюргера традиционный для европейской литературы сюжет: возвращение мёртвого жениха. Как мы называем такой сюжет? («бродячий» сюжет) - А теперь обратимся к тексту произведения. Назовите черты эпического в балладе. (Сюжет, герои) - Назовите элементы сюжета. (Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, эпилог). - Зачитайте экспозицию. Какова здесь интонация? (Неторопливая, в духе русских народных сказок). - Что сближает её с русским фольклором? (Использован стиль народного сказочного повествования. «Раз в крещенский вечерок…») Комментарий учителя. Напомню, что Крещение спасителя празднуется в ночь с 5 на 6 января (с18 на 19 января по новому стилю) – во время самых долгих ночей, тёмных и холодных, особенно могущественна нечистая сила. Именно в это время люди гадают о будущем. Но за ответами на свои вопросы обращаются не к светлым, а к тёмным силам, поэтому при гадании снимают крест. Обратимся к гаданиям, описанным Жуковским. - Расскажите об одном из гаданий, описанных в экспозиции, и покажите к нему подготовленный заранее рисунок. Индивидуальные задания учащихся.
Комментарий учителя. Подобные гадания известны и на Костромской земле. Посмотрев этнографический сборник, я узнала, что в нашем крае на Крещение было популярным гадание с сарафаном. Девушки выходили на перекрёсток дороги и бросали сарафан по очереди, и куда он ляжет проймами, в ту сторону и замуж выходить. Или ещё. В крещенский вечер зажжённую лучину быстро погружали в воду: если она быстро гасла – бедно жить, если же огонь переходил выше – жить богато. - Но вернёмся к балладе. Таким образом, уже экспозиция погружает нас в обстановку русского национального быта. Мы не только видим гадающих девушек. Мы слышим их песни. Какие песни? («Подблюдные (по Далю) – святочные песни, кои поются женщинами при гадании, о святках; от гадания: кому верится, тому сбудется, где вынимают поочерёдно из накрытого или из-под опрокинутого блюда положенные туда вещи». Это придаёт особую мелодику произведению). - Что является завязкой? Какова интонация завязки? (Страшная, таинственная) - Какова роль зеркала? (Взгляд в будущее, магический предмет). - Чем обеспокоена Светлана? Почему она «молчалива и грустна»? («Милый друг далёко…» Светлана беспокоится о судьбе своего жениха) - Как поэт создаёт таинственную, загадочную атмосферу? (Ведь это одна из отличительных черт баллады) (Мёртвое молчанье, трепетный огонь свечи, скрипнула дверь, звякнул замок). - Какие события происходят дальше? - Какое значение имеет в балладе образ ворона? - Какой приём использует Жуковский для создания этого тревожного настроения? (Аллитерация [р] – резкий звук). - Ворон – один из традиционных фольклорной образов. Какие ещё фольклорные образы и приметы русского национального колорита возникают в балладе? (Ворон, голубок, зима, снег, сани, колокольчик, икона, избушка, сверчок). - Действительно, все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта, и снова мы видим связь с высказыванием Жуковского (эпиграф). Какой образ в балладе противостоит образу ворона? (Белый голубок) - Как называют такой приём? (Антитеза) - Что символизирует образ белого голубка? (Христианский символ защиты и спасения). - Какой эпизод является кульминационным? (Светлана в избушке одна с угрожающим мертвецом). - Какова интонация этого эпизода? Прочитайте. (Страшная, тревожная). - Чем же были все эти видения? (Страшным сном, а такой сон сулит удачу). - Какой эпизод является развязкой? (Возвращение жениха). - И опять резкая смена интонации. Какова она? (Интонация светлая, радостная, жизнеутверждающая). - Баллада – лиро-эпический жанр. А в чём состоит лиризм баллады? (Голос автора постоянно врывается в повествование. Лиризм – в изображении Светланы). - Какой вы представляете Светлану? (Устное словесное рисование с использованием ключевых слов). - А вот такой её увидели у ребята, которые пожелали нарисовать эту героиню. (Представление творческих работ). - Как вы думаете, почему Жуковский использует сон? (Это один из приёмов в литературе, с помощью которого раскрывается характер героев, их отношение к миру. В сне – отражение души Светлан).. - Вера в провидение, Бога, надежда на лучшее, светлое восприятие мира – основной мотив баллады. Как об этом говорит Жуковский в заключительной части? («Лучший друг нам в жизни сей…») - Строки из молитвы «Многие лета!» призваны подчеркнуть победу истинной веры в душе героини. И опять-таки по традициям фольклорных произведений баллада заканчивается свадьбой героев. -Как вы думаете, почему балладой Жуковского зачитывались воины во время Отечественной войны 1812 года? Ведь сюжет баллады, казалось бы, несовместим с этими трагическими событиями? (Это русское произведение (где «русский дух», где «Русью пахнет»). В нём необычайная красота и поэтичность. Она вселяла в русских воинов веру в победу, уверенность в своих силах. Русские солдаты не могли позволить французам истребить эту красоту, сломить русский дух). Подведение итогов урока. Домашнее задание.
|
Конспект открытого урока чтения в 3 классе Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока литературы. Фио автора Кордова Светлана Владимировна... Тема урока- ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Петербург Достоевского | ||
Урок литературы в 7 классе (общеобразовательный) с применением икт по теме Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85 | ||
Конспект нод по реализации образовательной области Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские... План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Тема урока: Учимся анализировать стихотворение Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект урока. Самая русская баллада В. А. Жуковского «Светлана».... Цель урока: актуализировать и закрепить знания учащихся о В. А. Жуковском. Вызвать интерес к личности и творчеству поэта. Сделать... | ||
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по речевому... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Урок литературы в 7 классе тема: Н. А. Некрасов План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети | ||
Учебник по литературе. Портрет писателя. Ход урока. Организационный... Конспект урока литературы в 6 классе разработан учителем русского языка и литературы Ермаченко М. Б | Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер" Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Конспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление» Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Степень с натуральным показателем. Одночлен» Автор: Соколова Светлана Владимировна, учитель математики мбоу сош №41, г. Владимир | ||
Конспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | Конспект занятия объединения «юный журналист» План-конспект урока литературы в 5 классе по теме: Н. А. Некрасов. Крестьянские дети |