Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях»





Скачать 312.28 Kb.
НазваниеТема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях»
страница1/3
Дата публикации08.09.2013
Размер312.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3


Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях».

Организация противопожарного режима. Содержание путей эвакуации. Места для курения и использование открытого огня. Особенности соблюдения мер пожарной безопасности при проведении лабораторных занятий и учебных опытов.

Тема № 2 «Средства противопожарной защиты, порядок использования их при пожаре».

Устройства пожарной сигнализации и установок пожаротушения. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны), порядок их использования. Работа систем оповещения о пожаре.

Тема № 3 «Вызов пожарной помощи».

Порядок сообщения о пожаре в единую дежурно-диспетчерскую службу по телефону «01». Оповещение о пожаре находящихся в здании людей и администрации.

Тема № 4 «Действия при пожаре».

Порядок покидания помещений. Подача сигналов сотрудникам пожарной охраны для эвакуации в случае невозможности самостоятельной эвакуации. Порядок действий в задымленном помещении. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания (самоспасатель).

Тема № 5 «Практическая отработка действий по эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации или пожара».

Порядок действий преподавательского состава и дежурного персонала по организации эвакуации. Эвакуация учащихся при возникновении чрезвычайной ситуации или пожара. Хронометраж времени, затраченного на тренировку.

Тема №1.

Основные меры пожарной безопасности

в образовательных учреждениях.
Организация противопожарного режима. Содержание путей эвакуации. Места для курения и использование открытого огня. Особенности соблюдения мер пожарной безопасности при проведении лабораторных занятий и учебных опытов.
Каждые 2 минуты в России вспыхивает новый пожар, каждые полчаса огонь уносит еще одну человеческую жизнь. И год от года потери от огня все возрастают. Сегодня можно с уверенностью сказать, что сейчас в России пожаров в 10 раз больше, чем 100 лет назад.

Условий для столь быстрого и резкого повышения огнеопасности окружающего нас мира и связанного с ним увеличения количества пожаров немало. Среди множества объективных факторов, влияющих на количество пожаров, на число жертв от них и большой материальный ущерб, можно выделить три основные группы.

Прежде всего, это рост пожароопасности окружающего нас мира. В промышленности, строительстве, в быту появилось множество новых веществ и материалов, созданных искусственно с помощью достижении химии и физики. Широкое использование нефти и нефтепродуктов, внедрение в производство сложных и энергоемких технологических процессов. Большинство новых материалов и веществ выделяет при горении больше тепла, чем дерево, и в несколько раз больше ядовитых продуктов сгорания, среди которых угарный газ, пожалуй, самый безобидный. Современные технологические процессы, идущие нередко при весьма высоких давлениях и температурах, использующие высококалорийное сырье, обладают крайне высокой пожароопасностью.

Наряду с этим сталь, бетон, стекло, заменившие в строительстве привычную древесину, создали обманчивое впечатление надежной защиты от огня, тем более, что открытый, понятный в своей опасности огонь все больше прячется в электрические провода и спирали, в газовые горелки, в микроволновые печи и телевизоры. Все это вместе взятое способствует количественному росту пожаров.

Другой группой факторов можно считать неуклонный рост населения (особенно городского) на единицу площади земли и тенден­ции повышения этажности. Трагический опыт пожаров с многочисленными жертвами, в многоэтажных зданиях может послужить этому доказательством и предупреждением.

Наконец, третьей группой факторов можно считать постоянно возрастающую концентрацию материальных ценностей на единицу площади. Средняя стоимость одного квадратного метра производственной площади за последнюю четверть века значительно увеличилась за счет появления все более дорогостоящего оборудования и продолжает расти. Неудивительно поэтому, что только один пожар в информационно-вычислительном центре британского филиала фирмы «Форд», который и пожаром-то назвать трудно: сгорело два кресла в холле, - причинил убыток в миллион фунтов стерлингов. Произошло непоправимое: сильная задымленность и температура стерли все данные в памяти компьютера.

Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Это не выключенный вовремя электрический утюг или чайник, небрежно брошенный дымящийся окурок, непогашенная спичка, непотушенный костер, дефект электропроводки, неисправность печи или дымохода и т. д.

Окиньте взглядом предметы, находящиеся в вашей квартире. Рядом с деревянным шкафом стоит диван на пороло­новой основе, а на полу лежит синтетический ковролин или линолеум. В кладовке - предметы бытовой химии: всевозможные аэрозоли, флаконы, тюбики, наполненные растворяющими, освежающими, дезинфицирующими, клеящими и прочими веществами. Все большее применение в отделке помещений в быту находят полимерные материалы, изделия из синтетики и пластмасс. И почти все это легко воспламеняется, хорошо горит, выделяя при этом ядовитый, токсичный дым, опасный для здоровья и жизни человека. В большинстве случаев люди на пожарах погибают не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами сгорания привычных и полезных в быту вещей.

***

Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить пожарную безопасность в школе и какие действия нужно предпринять в случае пожара. Остановимся, прежде всего, на так называемых режимных мероприятиях, которые не требуют больших материальных затрат, но именно их соблюдение позволит избежать пожара.

Нужно следить за тем, чтобы в здании и на территории школы не скапливались различные сгораемые отходы (мусор, старые парты, старые наглядные пособия и принадлежности). Недопустимо пользоваться открытым огнем в самом здании и сжигать вблизи строений опавшие сухие листья.

Наибольшую пожарную опасность из школьных помещений представляют кабинеты физики и химии, производственные мастерские, так как именно здесь находятся горючие вещества и материалы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электрические плитки и т. д.

В школьных столярных и механических мастерских должен соблюдаться строгий противопожарный режим. Уборку мусора и отходов необходимо производить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количество, которое потребуется для проведения занятий на один день.

Необходимо строго запретить курение в помещениях школы. Небрежность при курении – одна из самых распространенных причин пожара. Остановимся на ней отдельно. Курящих у нас много и, увы, год от года их число растет. При этом снижается возрастной барьер курильщиков.

Интересные опыты были проведены в Новосибирске. Они показали, что максимальная температура тлеющей папиросы колеблется в пределах 300-420°С, время тления ее 4-8 минут. Сигарета в начальный момент имеет температуру 310-320°С, которая потом снижается до 240—260°С, время тления 26—30 минут. Вызвав тление горючего материала, например на матрас, сам окурок через некоторое время гаснет. Но образованный им очаг, может тлеть еще от 1 до 4 часов.

Окурок, брошенный на опилки, вызывает их тление, тепло, выделяющееся при этом, с потоком воздуха проникает вглубь опилок. Через 2,5—3 часа температура поднимается до 410-470°С и происходит воспламенение. Тлеющий окурок способен вызвать воспламенение бумаги, например, в урне для бумаг. Если окурок лежит на поверхности, процесс воспламенения длится 40-50 минут. При попадании окурка на глубину 5-10 см он воспламеняется значительно быстрее - через 12-35 минут. Примерно такие же последствия наступают при попадании окурка в сено или солому. Таким образом, пожары, вызванные непогашенной сигаретой, более распространены, чем может показаться на первый взгляд.

В каждой школе разрабатывается и вывешивается на видном месте план эвакуации людей на случай возникновения пожара. В плане эвакуации отражаются вопросы быстрого оповещения всех педагогов и учащихся о пожаре, выходе школьников из горящих или находящихся под угрозой огня и дыма помещений, указываются запасные и основные выходы, через которые они должны эвакуироваться.

План эвакуации составляется из 2-х частей: графический и текстовой. В графической части показывается планировка здания, изображаются пути, по которым должны эвакуироваться люди в случае пожара. Наряду с основными путями эвакуации, через которые школьники обычно входят в здание школы и выходят из него, указываются запасные. На схеме указываются места размещения телефонов и имеющихся в школе средств тушения пожара (огнетушителей, внутренних пожарных кранов, пожарных щитов). В текстовой части указываются обязанности руководства и обслуживающего персонала при возникновении пожара.

Каждое школьное здание должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Двери должны быть оборудованы легко-открывающимися запорами, и открываться в сторону выхода из помещения. Пути эвакуации должны быть свободны. Запрещается загромождать лестничные клетки, коридоры, проходы, тамбуры сгораемыми материалами. В ночное время пути эвакуации в зданиях школ-интернатов, детских домов должны быть освещены.

Особые меры предосторожности должны быть предусмотрены при проведении в школах, школах-интернатах, детских домах массовых мероприятий: спектаклей, вечеров, концертов, торжественных собраний, новогодних ёлок. Все они должны проводиться в присутствии руководителей детских учреждений. Они же несут ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности.

Весь персонал и се воспитанники должны знать свои действия в случае обнаружения пожара. Знать пути и способы эвакуации. Для этого не реже чем 1 раз в 6 месяцев необходимо проводить тренировочные эвакуации.

Не менее важно следить за состоянием дорог, проездов и подъездов к школьным зданиям, чтобы они ничем не загромождались, а в зимнее время регулярно очищать от снежных заносов и льда. Делается это для того, чтобы пожарные машины всегда имели возможность беспрепятственно проехать на территорию школы. Растущие деревья не должны мешать спасению людей по автомеханическим лестницам из любого помещения школы.

Необходимо следить, чтобы крышки пожарных гидрантов на территории школы не были засыпаны снегом или мусором. На стене ближайшего строения должна быть табличка с указанием, на каком расстоянии от здания расположен гидрант. Делается это для того, чтобы пожарные могли быстро его разыскать при возникновении пожара. Искусственные водоемы должны постоянно пополняться водой. Если рядом со школой имеется река, пруд или озеро, в зимнее время их надо приспосабливать для забора воды (устраивать незамерзающие проруби), возле которых должны быть установлены указатели.

А вот эти мероприятия потребуют материальных вложений, но в случае возникновения пожара в здании, они будут бесценны.

- все помещения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Это позволит обнаружить пожар на ранней стадии, когда огонь еще не вышел из-под контроля.

- оповещение о пожаре должно проходить с помощью громкой речевой связи.

- здание должно быть обеспечено необходимым количеством первичных средств пожаротушения. Все огнетушители должны быть заправлены, пожарные краны укомплектованы.

Тема №2.

«Средства противопожарной защиты,

порядок использования их при пожаре».
Устройства пожарной сигнализации и установок пожаротушения. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны), порядок их использования. Работа систем оповещения о пожаре.
Горение можно прекратить тремя способами: удалить горючее вещество из зоны горения, прекратить доступ воздуха к горящему веществу или охладить его.

Вода - основное средство тушения пожара. Она имеет большую теплоемкость и обладает очень большой скрытой теплотой парообразования, т. е. обращаясь в пар, поглощает много тепла.

Но вода не всегда может быть использована для тушения огня. Ею нельзя тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (нефть, керосин, бензин, масла), так как вода тяжелее их и опускается вниз, а горящая жидкость поднимается вверх.

Вода – хороший электропроводник, поэтому ее нельзя использовать для тушения электрических приборов или проводки, находящихся под напряжением. При попадании воды на электропровода может возникнуть короткое замыкание.

Еще один способ - изолировать очаг от доступа кислорода. Для этого достаточно накрыть горящий предмет плотной тканью или закидать землей.

Самый эффективный способ тушения с помощью огнетушителей. Они подразделяются на воздушно-пенные, аэрозольные и порошковые.

Химические пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов. Они просты по устройству, при правильном содержании надежны в эксплуатации. Область применения их почти безгранична, за исключением тушения электроустановок под напряжением.

Рассмотрим механизм образования химической пены. Заряд огнетушителя состоит из двух частей: щелочной и кислотной. При соединении щелочной и кислотной частей происходит химическая реакция с выделением диоксида углерода, который интенсивно вспенивает щелочной раствор и выталкивает его через спрыск наружу.

Для приведения огнетушителя в действие поворачивают ручку запорного устройства на 180°, опрокидывают корпус вверх дном и направляют струю пены в очаг горения. Дальность струи пены составляет 6 - 8 м.

Углекислотные огнетушители широко применяются в химических лабораториях, библиотеках, музеях и других помещениях. В качестве заряда в этих огнетушителях применяется сжиженная углекислота (диоксид углерода), находящаяся под давлением. Углекислота, как огнегасящее средство, имеет ряд достоинств. Она не оказывает на окружающие предметы какого-либо физического или химического воздействия, не проводит электрический ток, с успехом может применяться для тушения твердых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, за исключением веществ, которые горят без доступа кислорода.

Во время перехода углекислоты из сжиженной фазы в газообразную ее объем увеличивается в 400-500 раз, причем это сопровождается поглощением большого количества тепла из окружающей среды.

Для приведения в действие углекислотного огнетушителя необходимо взять рукоятку в руку, провернуть раструб к огню, поворотом маховичка против часовой стрелки до отказа открыть запорный вентиль, после чего направить снежную струю газа в очаг горения. При работе огнетушителя нельзя наклонять баллон в горизонтальное положение, так как при этом будут нарушены нормальные условия выхода углекислоты.

В настоящее время наибольшее распространение получают порошковые огнетушители. Они представляют собой баллоны, заполненные сухими порошками, которые, попав в зону огня, выделяют огнегасящие вещества.

Огнетушители порошковые используются при тушении пожаров и загорании легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, газов, древесины, электропроводки под напряжением, щелочных металлов и других веществ, способных к самовозгоранию.

Принцип работы порошкового огнетушителя: при нажатии на пусковой рычаг, порошок под действием давления рабочего газа выдавливается и через насадку выбрасывается на очаг загорания. В рабочем положении огнетушитель держать строго вертикально, не поворачивая его.

Многие школьные здания, детские сады-ясли оборудуются внутренним противопожарным водопроводом.

Внутренние пожарные краны устанавливаются у входов внутрь помещения, на площадках, отапливаемых лестничных клетках, в вестибюлях, коридорах. Наиболее часто внутренние пожарные краны располагают в нишах в стенах зданий.

Внутренний пожарный кран оборудуется рукавом и стволом. Длина рукава 10 или 20 метров. Пожарный рукав скатывается, соединяется с краном и стволом. При возникновении пожара нужно раскатать пожарный рукав, затем открыть вентиль и подать воду.

Все первичные средства пожаротушения и противопожарный ручной инвентарь должны всегда находиться в полной исправности и быть готовыми для применения в случае пожара.

Для безопасности работы, пребывания и эвакуации людей в здании или помещении на видных местах устанавливаются знаки пожарной безопасности. Они подразделяются на запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные. Существует специальный стандарт, которому эти знаки должны соответствовать, поэтому, самостоятельное их изготовление не допускается. Они выпускаются в различных вариантах – бумажные, ламинированные, светонакапливающие и т.д.

Запрещающие знаки предназначены для запрещения определенных действий. Эти знаки представляют собой круг красного цвета с белым полем внутри, белой по контуру знака каймой и символическим изображением черного цвета на внутреннем белом поле, перечеркнутым наклонной полосой красного цвета, обозначающие:

запрещается пользоваться открытым огнем (изображена зажженная спичка);

запрещается курить (изображена зажженная сигарета) и т.д.

Предупреждающие знаки предназначены для предупреждения о возможной опасности. Эти знаки представляют собой равносторонний треугольник желтого цвета, обращенный вершиной вверх, с каймой черного цвета и символическим изображением черного цвета, обозначающие:

Осторожно! Легковоспламеняющиеся вещества (изображен огонь);

Осторожно! Опасность взрыва (изображен взрыв);

Осторожно! Электрическое напряжение (изображена молния) и т.д.

Предписывающие знаки предназначены для разрешения определенных действий и для указаний пути эвакуации. Знаки представляют собой прямоугольник зеленого цвета с белой каймой по контуру.

Например: Выход (открытая дверь и человек) устанавливается на дверях эвакуационных или запасных выходов.

Указательные знаки предназначены для указания местонахождения различных объектов и устройств – огнетушителя, пожарного крана, места, где разрешено курение и т.д.
Обеспечение пожарной безопасности в зданиях с массовым пребыванием людей немыслимо без использования автоматических систем сигнализации и пожаротушения.

Под системой пожарной сигнализации понимается совокупность технических средств обнаружения пожара, сообщение о месте его возникновения и переработке сигнала о пожаре.

Пожарные извещатели по принципу действия подразделяются на тепловые, дымовые, ультразвуковые, световые, фотоэлектрические, комбинированные. Для обнаружения очагов загораний, сопровождающихся появлением дыма применяются дымовые пожарные извещатели. При возможности возникновения загораний с открытым пламенем, быстрым горением и малым выделением дыма, целесообразнее применять пожарный извещатель пламени. Их принцип действия основан на периодическом или непрерывном (в зависимости от модели) контроле показателей среды в помещении. При превышении порогового значения, извещатель переходит в режим «Пожар». Кроме того, существуют ручные извещатели. Они особенно эффективны в помещениях с постоянным пребыванием людей.

Состояние автоматических и ручных извещателей контролируется с помощью приемно-контрольных пультов. При приеме сигнала о внештатной ситуации это немедленно отображается на пульте централизованного наблюдения. Происходит автоматическое включение всех существующих на объекте систем - оповещения о пожаре, систем пожаротушения, дымоудаления.

Автоматические установки пожаротушения обеспечивают не только обнаружение пожара, оповещение о нем, но и локальное тушение очага загорания в начальной стадии.

Под установкой пожаротушения понимается совокупность стационарных технических средств для тушения пожаров за счет выпуска огнетушащего средства после приведения их в действие. В зависимости от вида огнетушащего вещества установки пожаротушения бывают водяного, пенного, газового и порошкового тушения.

Опыт эксплуатации автоматических установок пожарной автоматики подтверждает надежность и эффективность их работы на пожарах.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фз «О пожарной безопасности» и от 22 июля 2008 года №123-фз «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее Нормы пожарной безопасности) устанавливают...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconМетодическое пособие для обучения сотрудников и студентов университета по пожарной безопасности
Законы РФ от 21. 12. 1994 г. №69 фз «О пожарной безопасности» и от 22. 06. 09 г. №123 фз «Технический регламент о требованиях пожарной...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconИнструкция по пожарной безопасности в учреждении. Произведён расчёт...
Об обеспечении требований пожарной безопасности в Кузнецовской средней общеобразовательной школе
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconРекомендации по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений 1
Это создает определенные трудности для инспекторов государственного пожарного надзора при проведении мероприятий по контролю. Рекомендации...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconПамятка по эксплуатации пожарной сигнализации для руководителей образовательных...
В комплект нормативных документов по пожарной безопасности для образовательных учреждений входят следующие документы
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconКонспект занятий по правилам пожарной безопасности. «От чего возникает...
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconДоклад «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»...
Тема моего выступления «Опыт работы мбоусош №56 по обеспечению пожарной безопасности»
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconПравила пожарной безопасности в быту, лесопарковой зоне и на садовых участках
Проведения открытого урока «Школа безопасности» в учебных учреждениях Боградского района в апреле 2013 года
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconОсновные вопросы проверки
ГО, защиты населения и территорий от чс, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» icon№ Мероприятия по предупреждению и ликвидации чс. Основы аварийно-спасательных...
Назначение, задачи и правовые основы деятельности комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconСибирский федеральный университет
Законы РФ от 21. 12. 1994 г. №69 фз «О пожарной безопасности» и от 22. 06. 09 г. №123 фз «Технический регламент о требованиях пожарной...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconЗакон от 21 декабря 1994 г. №69 «О пожарной безопасности»
Вопрос 1: Система обеспечения пожарной безопасности, ее организационная структура, законодательная и нормативная база
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconЛитература: а) нормативно-правовые акты Федеральный закон РФ "О пожарной...
Тема занятия №4: Действия работников организаций при угрозе и возникновении на территории организации чрезвычайных ситуаций техногенного...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconОсновные показатели деятельности муниципального образования город...
Разработке и выполнению положений законодательных и иных нормативных правовых актов, организационно-планирующих и методических документов...
Тема №1 «Основные меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях» iconПлан мероприятий по обучению обучающихся мерам пожарной безопасности...
Изучение вопросов пожарной безопасности по программе курсов кбж (1-5) и обж (6-11)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск