Департамент образования Вологодской области
БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БОУ СПО ВО «ЧХТК»
__________О.А. Быкова
«____» _________ 20 ___г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)» Организация - разработчик:
БОУ СПО ВО «Череповецкий химико-технологический колледж» Разработчик:
Балдычева Ольга Анатольевна, преподаватель физики первой квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО с
методической комиссией
Руководитель:
_______________/О.С.Беляева/
и рекомендовано к применению
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 8
| условия реализации программы учебноЙ дисциплины
| 22
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 23
|
|
|
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА 1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины Физика для специальностей среднего профессионального образования 2008 года и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике (профильный уровень) 2007 года.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
«Физика» как общая наука о природе, является дисциплиной, закладывающей базу для последующего изучения специальных предметов. Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной физики, которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
Учебная дисциплина «Физика» относится к циклу общеобразовательная подготовка.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Физика изучается как профильный учебный предмет:
– при освоении специальностей СПО технического профиля в учреждениях СПО – 219 часов.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В данной программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств (по химической отрасли)», профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как данная специальность относится к техническому профилю, связанному с электротехникой и электроникой.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
о физических явлениях:
а) признаки явления, по которым оно обнаруживается;
б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;
в) примеры использования явления на практике;
о физических опытах:
а) цель, схему, ход и результат опыта;
о физических понятиях, физических величинах:
а) определение понятия, величины;
б) формулы, связывающие данную величину с другими;
в) единицы измерения;
г) способы измерения;
о физических законах:
а) формулировку и математическое выражение закона;
б) опыты, подтверждающие его справедливость;
в) примеры применения;
г) границы применимости (если они рассматриваются в курсе физики);
о физических теориях:
а) опытное обоснование теории;
б) основные формулы, положения;
в) законы, принципы;
г) основные следствия;
д) границы применимости (если они рассматриваются в курсе физики);
о приборах, механизмах:
а) схему устройства и принцип действия;
б) назначение, примеры использования;
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, планета, звезда, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
в ходе лабораторных занятий:
а) применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами;
б) планировать проведение опыта;
в) собирать установку по схеме;
г) проводить наблюдения;
д) снимать показания с физических приборов;
е) составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
ж) оценивать и вычислять погрешности измерений;
з) составлять отчет и делать выводы по проделанной работе.
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
применять полученные знания для решения физических задач;
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
всего – 219 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 219 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 169 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 219
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 169
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| 17
| практические занятия
| 15
| контрольные работы
| 3
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 50
| в том числе:
|
| внеаудиторная самостоятельная работа:
подготовка к аудиторным тестам, зачетам, контрольным, практическим и лабораторным работам
самостоятельное решение задач, в том числе выполнение домашних работ.
самостоятельная проработка отдельных тем дисциплины, вынесенных на самостоятельное изучение.
|
15 15 20
| Итоговая аттестация в форме: экзамена
|
. Структура учебной дисциплины ФИЗИКА.
Наименование
разделов и тем
| Макс. учебная
нагрузка
| Количество аудиторных часов
| Самостоятельная работа студента
|
|
| всего
| лабораторные занятия
| практические занятия
|
| Введение.
Физика как наука.
| 4,5
| 4
| -
| 1
| 0,5
| Механика.
| 33
| 27
| 2
| 3
| 6
| Основы кинематики.
| 11
| 9
| -
| 1
| 2
| Основы динамики.
| 11
| 9
| 1
| 1
| 2
| Законы сохранения.
| 11
| 9
| 1
| 1
| 2
| Молекулярная
физика и термодинамика.
| 31
| 23
| 1
| 3
| 8
| Основы МКТ.
Идеальный газ.
| 11
| 9
| -
| 1
| 2
Тема 1*
| Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела.
| 9
| 7
| 1
| 1
| 2
| Основы термодинамики.
| 11
| 7
| -
| 1
| 4
Тема 2*
| Основы
электродинамики.
| 51
| 38
| 1
| 4
| 13
| Электростатика.
| 12
| 10
| -
| 1
| 2
| Законы постоянного тока.
| 12
| 8
| 1
| 1
| 4
Тема 3*
| Контроль знаний за первый семестр.
| 5
| 3
| -
| -
| 2
| Электрический ток
в различных средах.
| 11
| 8
| -
| 1
| 3
Тема 4*
| Магнитное поле.
Электромагнитная индукция.
| 16
| 12
| -
| 1
| 4
Тема 5*
| Колебания и волны.
| 28
| 22
| 1
| 1
| 6
| Механические и
электромагнитные колебания.
| 17
| 13
| 1
| -
| 4
Тема 6*
| Механические и
электромагнитные волны.
| 11
| 9
| -
| 1
| 2
| Оптика.
| 23,5
| 18
| 1
| 2
| 5,5
| Световые волны.
| 15
| 11
| 1
| -
| 4
Тема 7*
| Элементы СТО.
Излучения и спектры.
| 8,5
| 7
| -
| 2
| 1,5
| Квантовая физика.
| 27
| 20
| 1
| 2
| 7
| Световые кванты.
| 8
| 6
| 1
| 1
| 2
| Физика атома и атомного ядра
| 19
| 14
| -
| 1
| 5
| Итоговый контроль знаний.
| 6
| 4
| -
| -
| 2
| Лабораторный практикум.
| 10
| 10
| 10
| -
| -
| ИТОГО
| 219
| 169
| 17
| 21
| 50
| * - см. п. 2.5. (стр.23)
|