План-конспект урока по физике в 9 классе





Скачать 148.72 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по физике в 9 классе
Дата публикации25.09.2013
Размер148.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
МБОУ Чертковская сош №2

План-конспект урока

по физике в 9 классе

Тема урока «Сила трения»

Подготовил :

Учитель физики

МБОУ Чертковская сош №2

Чертковского района

Ростовской области

2012

Урок физики в 9 классе

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления

«Познание начинается с удивления».

Аристотель

«Драгоценный камень нельзя

отполировать без трения».

Конфуций

Цели урока: 1) создание условий для развития информационных и коммуникативных компетенций учащихся,

2)формирование понятия о трении, о роли трения в быту, технике и природе, умений проводить эксперименты и делать выводы.

Задачи урока. Достижение учащимися следующих результатов:

1.личностных: способность к отстаиванию своей точки зрения, сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, умение осуществлять планомерный поиск ответов.

2. метапредметных: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, владеть устной и письменной речью

3. предметных: понимать смысл явления трение, силы трения, приводить примеры практического применения и учета трения, использовать приобретенные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения:словесный, наглядный, проблемно- поисковый, деятельностный.

Оборудование: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов, лист бумаги, наждачная бумага, карандаши круглые, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

План урока

Этап

занятий

Методические

приемы

Формы учебной

работы

время

1.Организационный

момент

Приветствие.




1 мин

2.Мотивация

Парная мозговая

атака,проблемная беседа

Групповая работа с карточками,

Фронтальное обсуждение,

4 мин

3. Вызов

Толстые и тонкие

вопросы

Фронтальная

Беседа, определение

целей

4мин

4.Осмысление


заполнение бортового

журнала,проведение эксперимента,зигзаг

Индивидуальное

чтение текста с

пометками,

заполнение бортового журнала,

групповая исследовательская ,


20 мин

5.Рефлексия

Заполнение кластера, составление синквейна,

просмотр видеофрагментов

Коллективная,

групповая

10 мин

6.Заключение

Презентация

Коллективная,

индивидуальная

5 мин

7.Итог урока

Самооценка, выставление

оценок,домашнее задание

Индивидуальная,

групповая

1 мин

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день! Я рад вас видеть на сегодняшнем уроке. Тема нашего урока очень важна и интересна. Явление, которое мы будем изучать подстерегает нас на каждом шагу, принимает непосредственное участие в каждой нашей деятельности.

2.Мотивация. Парная мозговая атака. Каждая группа получает карточку с вопросом, обсуждает и готовит ответ.

1.Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?

2.Почему после дождя грунтовая дорога становится скользкой?

3.Для чего делают насечки около шляпки гвоздя?

4.Почему человек может поскользнуться, наступив на твердую сухую горошину?

5.Дайте физическое обоснование пословице: «Попала шина на щебенку- быть ей изъеденной».

Вы поняли, что мы сегодня будем изучать трение. Вездесущее, мешающее и вместе с тем необходимое. Каким же является трение? Вредным или полезным?

Единственный способ решить проблему-это попробовать ее решить

Второе правило Коуна

Всякое знание исходит из наблюдений и опыта

Сент-Бев Шарль

3.Вызов. «Толстые» и «тонкие» вопросы.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

1.Где применяется сила трения покоя?

2.Где трение покоя является вредным?

3.Каковы причины силы трения?

4.От чего зависит сила трения?

5.Дайте объяснение пословице

«Баба с возу- кобыле легче».

6.Дайте объяснение пословице

«Не подмажешь-не поедешь»

1.Когда возникает сила трения?

2.Как направлена сила трения?

3.Каковы виды трения?

4.Как измерить силу трения?

5.По какой формуле можно рассчитать силу трения?

6.Как смазка влияет на силу трения?

7.Чему равна сила трения, если тело движется равномерно?


На эти и другие вопросы мы дадим ответы, если продуктивно выполним свою работу. Разделимся на группы по 4 человека. В каждой группе выберем организатора, секретаря, спикера, хронометриста.

4.Осмысление. Организаторы в каждой группе организуют работу всех членов команды. Каждый работает по своей теме. Трение покоя, трение скольжения, трение качения. 1)Чтение текста § 23.Сила трения с пометками.

v- знал

- -противоречит представлениям

+ - интересно, неожиданно

? – неясно, хочу узнать

2)Заполнение бортового журнала.

v

-

+

?













3) «Зигзаг». Встреча экспертов. Беседа по вопросам темы. Выполнение экспериментальных заданий. Возвращение в свои группы. Выступление каждого эксперта в своей группе.

Эксперты выполняют эксперименты в группах.

Группа 1. Сравнение сил трения скольжения, качения и веса тела.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения запишите в тетрадь.

  3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

  4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

  5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

вес тела,Н

сила трения покоя, Н

сила трения скольжения, Н

сила трения качения, Н













6. ВЫВОД:трение качения….. трения скольжения.

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

  1. Определите цену деления шкалы динамометра.

  2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву




Дерево по гладкой бумаге




Дерево по наждачной бумаге




ВЫВОД: сила трения ….. от рода трущихся поверхностей.

Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления .

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

    1. Определите цену деления шкалы динамометра.

    2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

    3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.

    4. Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь. Сравните полученные данные.




F тр. скольжения

1 груз




2 груза




3 груза




5.ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем ….. сила трения скольжения.

Группа 4.Изучение зависимости силы трения скольжения от площади опоры.

Приборы и материалы: динамометр, брусок, доска, набор грузов.

1.Определите цену деления динамометра.

2.Положите на доску брусок большой гранью, а на него груз.

Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Запишите показания динамометра в таблицу.

3.Положите брусок узкой гранью, а на него груз. Измерьте силу трения.

4.Сравните результаты.

5.Повторите опыты с 2-мя и 3-мя грузами. Сделайте вывод.



Fтр на широкой грани, Н

Fтр на узкой грани , Н

1 груз







2 груза







3 груза







Каждая группа проговаривает результат своей работы.

ВЫВОДЫ

-сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности;

-сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;

-сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей,

-сила трения не зависит от площади опоры

5.Рефлексия.

1) Просмотр видеофрагментов

2) Возвращение к «толстым» и «тонким» вопросам и заполнение кластера.

3) Составление синквейна или написание эссе по желанию группы.

6.Заключение. Просмотр презентации.

7. Итог урока.

  1. Поделитесь своими впечатлениями. Какая часть урока понравилась, а какая нет?

  2. Что вызвало затруднения?

  3. Чья работа на уроке признана вами более успешной?

  4. Насколько оправдались ваши ожидания от урока.

  5. Выставление оценок (за активность на уроке, за решение качественных и экспериментальных задач).

Задание дом: обязательное §23 №1-7 Физика 9

Для желающих

1)Задача 1: Вы знаете, что чтобы забить гвоздь в древесину, необходимо приложить немало усилий, но чтобы вытащить его нужно не меньше. Это можно сделать с помощью клещей. Но, что же так крепко держит гвозди в доске? Ведь поверхность гвоздя гладкая, и если он прямой, то ему нечем зацепиться за дерево! Чем можно это объяснить?

Ответ: Держит гвоздь сила трения. Когда его забивали, то заостренный конец с силой раздвигал древесные волокна, проделывая отверстие, по которому проходило тело гвоздя. Раздвинутые волокна стремятся занять свое положение и снова сдвинуться. Они со всех сторон сжимают гвоздь. Благодаря этому нажиму между поверхностью гвоздя и деревом возникает большая сила трения. Гвоздь оказывается зажатым, будто в тисках.

Задача 2: Жидкости являются смазкой при трении, и допустим, деревянное изделие с вбитыми гвоздями долго находилось под дождем или в сыром месте. Если начать вытаскивать гвозди из сырой древесины, то нужно приложить еще больше усилий, чем при вытаскивании из сухой, почему так? Ведь вода, кажется должна быть смазкой.

Ответ: Потому, что промежутки между частичками древесины, набухшей от влаги, увеличиваются, и гвоздь сильнее сжимается волокнами древесины. Значит, сила трения увеличивается.

3. Найдите ответы на народные приметы и пословицы (дидактические пособия – карточки с пословицами). Определите, значение силы трения для каждой пословицы, и какую роль эта сила играет положительную или отрицательную.

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – и ты домой.

(русская)

Пошло дело, как по маслу.

(русская)

От безделья и лопата ржавеет.

(русская)

Без мыла в душу влезет.

(русская)

От того телега запела,

Что давно дегтя не ела.

(русская)

Не, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду.

(осетинская)

Каков но, так и режет.

(русская)

Не смазанное колесо ось перетрет.

(узбекская)

Три, три, три – дырка будет.

(русская)

Задумал муравей

Фудзияму-гору сдвинуть.

(японская)

На льду не строятся.

(русская)

Лопату не покрывают позолотой.

(корейская)

Не подмазанная арба не поедет.

(таджикская)

Сухая ложка рот дерет.

(русская)

Из навощенной нити

трудно плести сети.

(корейская)

Баба с возу – кобыле легче.

(русская)

Часы могут остановиться,

Время – никогда.

(сербская)

Плуг от работы блестит.

(русская)

Ключ, который часто в работе, блестит.

(турецкая)

От работы пила,

раскалилась до бела.

(русская)

Ржавый плуг только на пахоте очищается.

(марийская)

Что кругло – легко катится.

(японская)

Жнущий серп всегда блестит.

(мокша)

Кататься, как сыр в масле.

(русская)

Мел оставляет белый след,

а уголь – черный.

(индонезийская)

Против шерсти не гладят.

(русская)

Остер шип на подкове,

Да скоро сбивается.

(русская)

Угря в руках не удержишь.

(французская)

Не подмажешь, не поедешь.

(французская)

Колодезная веревка,

сруб перетирает.

(японская)

2)Написать мини-сочинение «Мир без силы трения».

«Роль силы трения в нашей жизни».

Синквейн

Трение трение

Необходимое, полезное вредное, тормозящее

Скользит, катится, покоится изнашивается, ломается, мешает

Играет важную роль в жизни не подмажешь- не поедешь

Движение противник движения

Приложение

Мини проект «В мире трения»

на колесо, проскальзывающее по дороге, действует сила трения. она направлена в сторону, противоположную направлению скольжения

А если бы трения не было? Лауреат Нобелевской премии, швейцарский физик

Шарль Гийом сказал: «Вообразим, что трение может быть устранено совершенно, тогда никакое тело, будь оно величиной с каменную глыбу или мало, как песчинка, никогда не удержится одно на другом, все будет скользить и катится, пока не окажется на одном уровне. Не будь трения, Земля была бы без неровностей, подобно жидкости»

Но, оно есть, есть, есть!!! И в этом наше счастье и беда… Из – за отсутствия хорошего трения ежегодно в мире происходят миллионы транспортных катастроф… Из-за слишком сильного трения на обувь ставятся ежедневно тысячи новых набоек… Ни один бантик нельзя завязать без помощи силы трения… Человек никогда бы не стал прямостоящим (и ходящим), а оставался бы пресмыкающим, если бы не было трения…

Да, что там говорить о человеке, и змеи не смогли бы передвигаться ползком… Вот это да-а-а! Трение со временем разрушает движущиеся детали, поэтому чем больше их в механизме, тем он менее долговечен. Но из каждого правила есть исключение. Существует механический прибор, которому трение совсем не вредит, а даже наоборот!. Поэтому, несмотря на большое количество движущихся частей, он может прослужить очень долго. Это песочные часы! В Малайзии предложен новый материал для строительства автодорог. Особенно важную роль он может сыграть в странах с дождливым климатом. Это – резина! Коэффициент трения резины по резине очень велик, и колеса не скользят даже по мокрой дороге.

Использование фольклора. Трение: «От того телега запела, что дёгтю давно не ела». Объясните, почему телега поёт?

16

А что известно тебе о трении?

«Полезное трение»

Без трения покоя ни люди, ни животные не могли бы ходить по земле, так как при ходьбе мы отталкиваемся ногами от земли.



Представим себе на минутку, что трение внезапно исчезло:

окружающий нас мир стал бы совершенно иным, мебель «гуляла бы» по комнате от легкого сквозняка, с гор сползли бы все льдинки, все камни и даже земля лежащая на склонах. Даже самые спокойные из нас учеников не смогли бы усидеть за партами – при малейшем движении мы бы соскальзывали на пол.

Без трения не играла бы скрипка, так как при движении смычка по струнам не издавался звук.

Не будь трения предметы выскальзывали бы из рук.

Все дома и другие конструкции рассыпались бы на составные части, так как все гвозди и шурупы выскочили бы. Поэтому трение во многих случаях необходимо и выступает очень часто помощником человека.



«Трение в природе»

У многих растений и животных имеются различные органы, служащие для хватания (усики растений хобот слона, цепкие хвосты лазающих животных). Все они имеют шероховатую поверхность для увеличения силы трения.

1

Среди живых организмов распространены приспособления (шерсть, щетина, чешуйки, шипы, расположенные наклонно к поверхности), благодаря которым трение получается малым при движении в одном направлении и большим – при движении в противоположном направлении. На этом принципе основано движение дождевого червя.

Щетинки, направленные, свободно пропускают тело червя вперед, но тормозят обратное движение. При удалении тела головная часть продвигается вперед, а хвостовая остается на месте, при сокращении головная часть задерживается, а хвостовая подтягивается к ней.

Значительное трение существенно для рабочих поверхностей органов движения. Необходимым условием перемещения является надежное сцепление между движущимся телом и опорой. Сцепление достигается либо заострениями на конечностях, либо мелкими неровностями, например щетинками, чешуйками, бугорками. Необходимо значительное трение и для хватательных органов. Интересна их форма: это либо щипцы, захватывающие предмет с двух сторон, либо Тяжи, огибающие его. В руке сочетается действие щипцов и полный охват со всех сторон; мягкая кожа ладони хорошо сцепляется с шероховатостями предметов, которые надо удержать.





«Трение в технике»

В технике сила трения имеет большое значение. Во всех машинах из –за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Для уменьшения трения соприкасающиеся поверхности делают гладкими, между ними вводят смазку. Чтобы уменьшить трение вращающихся валов машин и станков, используют подшипники.



Замена в машинах подшипников скольжения шариковыми или роликовыми подшипниками позволяет уменьшить силу трения в 20 -30 раз. Шариковые и роликовые подшипники используют в разнообразных машинах: автомобилях, токарных станках, электрических двигателях, велосипедах и т.д.

«Мир без силы трения»

Однажды на Земле произошло нечто странное! Как объяснили потом ученые, внезапно исчезла СИЛА ТРЕНИЯ! Просто взяла и делась куда-то! Что тут началось!!!

ks-2 ks-1

ks-3 ks-4 ks-5

ks-6

ks-7 ks-8

ks-9 ks-10

ks-11 ks-12

ks-14 ks-13

Какое счастье, что это длилось недолго! Продлись это безобразие еще какое-то время, на Земле произошли бы необратимые катастрофические изменения! Никакие тела не смогли бы удержаться одно на другом! Земля бы превратилась в ровный шар из единой однородной массы!

ks-15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
План-конспект урока по физике в 9 классе iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока по физике в 9 классе iconПлан конспект урока по физике в 7 классе Тема урока: «Атмосфера....
...
План-конспект урока по физике в 9 классе iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по физике в 9 классе iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока по химии в 10 классе Тема. Витамины
План-конспект пробного урока математики в 9 классе по проблеме «Решение арифметических задач на уроке математики с целью повышения...
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по физике в 9 классе iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по физике в 9 классе iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по физике в 9 классе iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск