Название работы





Скачать 161.29 Kb.
НазваниеНазвание работы
Дата публикации30.09.2013
Размер161.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Автор: Тарасенко Елена Юрьевна

Название работы: Свет, мой зеркальце! Скажи…

Название учебника: Физика. 8 класс, Перышкин А.В., 2010

Должность: учитель физики

Квалификационная категория: высшая

Звания: -

Название образовательного учреждения: Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Лицей – интернат г.Балашова Саратовской области»

Электронный адрес: tarasenlena@yandex.ru

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель урока: сформулировать и научить применять закон отражения света. Развитие у учащихся способность осознавать себя в связях с окружающим миром.

Задачи УРОКА:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность закона отражения.

2.РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе эксперимента.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать развитию диалогического общения, умения работать в группах и формирование мировоззрения. Раскрытие для учащихся ценностного содержания окружающего мира.

Структура урока:

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  3. Постановка учебной проблемы.

  4. Выдвижение и проверка гипотезы

  5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  7. Включение в систему знаний и повторение.

  8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютер, типовых наборов для фронтальных работ по физике (торговая марка «L-микро»), рабочие тетради (см. приложение), карточки для деления на группы (см. приложение), карточки на выявление проблемы (см. приложение), лист оценивания (см. приложение), клип «Отражение» (см. приложение)

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-определять общие для всех правила поведения ;

-определять правила работы в группах;

-оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

-высказывать свое предположение на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

-проводить анализ учебного материала;

-проводить классификацию, указывая на основание классификации;

-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

- познакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред,

- помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света;

Личностные:

-формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-воспитание таких качеств личности, как дружелюбие, доброта, взаимопонимание.

Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели, анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

ХОД УРОКА:

Мероприятия до урока: 1. прикрепить карточки на выявление проблемы на доску или разместить по классу (см. приложение);

2. на столах: оборудование, рабочие тетради №1 на первом ряду, рабочая тетрадь №2 на втором ряду, рабочая тетрадь №3

на третьем ряду (см.приложение), лист оценивания (см.приложение);

3. на спинках стульев карточки для деления на группы (см.приложение)

4. ноутбуки с выходом в Интернет или с презентацией «Физика 7-9» (см.приложение)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска

( оборудование)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(2-3 мин)

-Здравствуйте, ребята!

Рада приветствовать Вас на уроке самого значимого для жизни предмета - физики!

-На прошлом уроке Вы уже начали изучать удивительный мир оптических явлений. Сегодня мы продолжим наше путешествие, предлагаю работать под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность» Бернардо Шоу.

-Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир.

Как вы думаете, о чем идет речь?

приветствуют учителя

знакомятся с листом самооценки

предполагают, высказывают версии

- «о свете!»

слайд 1

слайд 2


2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

(5 мин)

- Посмотрите, пожалуйста, по сторонам. Вы видите картинки, подумайте, что между ними общего?

(учитель на доску прикрепляет слова: 1.источники света, 2.естественные, 3.искусственные)

-Верно, посмотрите внимательно: какая между ними разница?

- Верно. Помогите мне разделить источники света на две группы: естественные и искусственные

- Правильно. А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света?

-Тогда почему мы её видим?

- Почему мы видим окружающие нас тела?

Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, какие объекты лучше всего отражают свет?

-Можем ли мы ответить на эти вопросы?

-Почему?

Ответы учащихся

- «На них изображены источники света»

Ответы учащихся

- «Одни из них естественного происхождения, другие искусственного»

участники выходят и прикрепляют карточки в две разные группы, комментируя, почему именно так

Ответы учащихся

- «Нет. Она сама не светит!»

Ответы учащихся

-«она отражает свет, и он попадает нам в глаза»

Ответы учащихся

-«все тела отражают свет»

- «Мы не можем»

- «Не знаем, как происходит отражение света и каковы его законы»

карточки на выявление проблемы (см. приложение)

3. Этап построения проекта, выхода из затруднения

(2-3 мин)

_____________

4. Этап реализации построенного проекта

(8-10 мин)

- Значит, какая проблема перед нами стоит?

- Верно. Какой будет тема нашего занятия?

- Всё верно, но для решения этой задачи мы должны ответить на основные вопросы, сформулируйте их!

-Всё верно, молодцы!

______________________________________

- В древности представления о природе света были весьма примитивными, фантастическими и к тому же весьма разнообразными. То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.).

Для того чтобы выяснить, что происходит при отражении света от отражающей поверхности, введем важные понятия.

Работать будем с инновационным учебным материалом «Физика 7-9» и рабочей тетрадью, где вы фиксируете важный для себя материал

Откройте ноутбуки и зайдите на сайт http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117115/?interface=pupil&class=50&subject=30

Можно работать с презентацией заранее приготовленной по материалам сайта

- Ребята, оцените, свою работу

-А теперь я предлагаю вам провести самый настоящий эксперимент! На столах у каждой пары находится рабочая тетрадь, прочитайте инструкцию по выполнению задания в ней.

-В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения.

Кто завершил работу?

К какому выводу вы пришли?

- Сформулируйте ЗОС

- на странице 154 учебника найдите формулировку закона отражения света, внимательно прочитайте его и сравните с вашей формулировкой.

- Ребята, оцените, работу вашей пары.

- «Как свет отражается от препятствий?»

- «Отражение света. Закон отражения света»

дети находят решение проблемы, формулируют основополагающие вопросы и записывают их на доске

-Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, как происходит отражение света и каковы его законы

_______________________

дети работают с инновационным учебным материалом и делают заметки в рабочих тетрадях, выделяют главное, затем проговаривают основные моменты

дети работают с оценочными листами

проводят эксперимент (используя лабораторное оборудование и путеводитель, работа в парах)

дети формулируют закон отражения света, исходя из результатов эксперимента

дети, проговаривают закон и делают вывод

дети работают с оценочными листами

Комментируют оценку


слайд 3

слайд 4
слайд 5

Работа с ИУМК «Физика 7-9»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117115/?interface=pupil&class=50&subject=30

слайд 6

слайд 7


5. Этап первичного закрепления Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(6-7 мин)

___________

6. Включение в систему знаний и повторение.

(13-15 мин)

7. Этап рефлексии учебной деятельности

(5 мин)


-Давайте проверим, запомнили ли вы новое правило?

Перед вами стоит задача ответить на следующие вопросы:

1.Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол отражения равен 30?

2.Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол между лучом и зеркалом равен 30?

3.Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 40?

4. Чему равен угол отражения луча на плоское зеркало, если угол падения 0˚?

5. Как изменится угол падения, если угол отражения увеличится на 5˚?

Для выполнения этого этапа 5 минут. Время пошло.

-Время вышло внимание на доску.

Сверьтесь с эталоном и оцените себя

___________________________________

-Отражение света встречается повсеместно в нашей жизни!

«Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи!» вопрошала царевна из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Около 90% всей световой энергии приходящей к зеркалу отражается им.

- Скажите, к числу поверхностей, дающих зеркальное отражение, что можно отнести?

- Именно такие поверхности называют зеркальными и для них выполняется закон отражения света. Но в реальной жизни после отражения от шероховатой поверхности свет распространяется во все стороны. Такое изображение называют диффузным или рассеянным. Большинство предметов мы видим, потому что они отражают свет диффузно.

-Где мы применяем эти знания в жизни? Каково назначение зеркал?

Какие вы знаете зеркала?

-Древняя легенда рассказывает, будто знаменитый греческий ученый Архимед сжег с помощью солнечных лучей, отраженных от вогнутого зеркала, римский флот, напавший на город Сиракузы.

-Многие фокусы построены на оптическом обмане.

-В книге Перельмана «Занимательная физика» вы можете прочесть интереснейший опыт «Говорящая голова»

-Познавая мир, мы учимся применять знания, которые необходимы в жизни.

Николай Васильевич Гоголь в произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писал:

«Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из крыш, деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращенном виде»

Н.В.Гоголь описал действие удивительного прибора, который сейчас вам предстоит выбрать по описанию.

-А чтобы работа была плодотворной мы разделимся на группы, Найдите карточку на стуле и определите, к какой группе относится это слово

Группы сформированы, можно начинать работу, откройте рабочие тетради и выполните исследовательскую работу.

Ваша задача исследовать особенности приборов, выяснить принцип действия и как они устроены.

Схема ответа:

1.Назначение прибора.

2. На каком принципе действует.

3.Для каких целей используется (использовался).

-Какая группа справилась с заданием? (ответ по схеме)

-Какой прибор был описан Гоголем? Выберите из текста информацию, на основании которой вы сделали этот вывод.

- Ребята, оцените, работу своей группы.

- Обратите внимание, Гоголь в художественном произведении описал закон распространения света. Умение видеть необычное в обычном - это и есть познание мира.

- Для чего нам нужны знания об отражении света?

- Применяя знания на практике, мы познаем мир. Для чего? Чтобы жить в гармонии с собой и миром!

Познавая мир, человек познает себя

- Итак, какая проблема стояла перед нами вначале данного занятия?

Какой проблемный вопрос?

К какому выводу мы пришли?

Мы справились с поставленной задачей?

-Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света - установили закон его отражения. Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минутку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем, кто никогда не видел таких прекрасных картин мироздания.

- Оцените в общем, пожалуйста, свою работу на данном занятии. Для этого продолжите фразу:

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

- Для своих родных и близких Вы каждый лучик солнца, мира и добра. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.

- Вы отлично работали на занятии. Домашнее задание: задать себе самостоятельно по результатам урока

-Часто на святках девушки гадают, глядя в зеркало. Проанализировав все знания, которые вы приобрели на сегодняшнем занятии, ответьте на вопрос: Можно ли в зеркале увидеть свое будущее?

- Спасибо за урок!

дети решат задачи

ставят отметки в индивидуальных оценочных листах.

_____________________________

-спокойная поверхность воды, поверхность полированной мебели, поверхность оконного стекла

дети высказывают предположения

Ответы учащихся

  • «Выпуклые зеркала заднего вида увеличивают поле обзора, при этом предметы представляются в уменьшенном виде.

Вогнутое зеркало телескопа-рефлектора позволяет сфокусировать в окуляре свет от далеких космических объектов»

дети слушают, работают с рабочими тетрадями

разбиваются на группы

дети проводят исследовательскую работу

дети отвечают по схеме

Камера-обскура

ставят отметки в индивидуальных оценочных листах

дети отвечают

- Изучение космоса.

- Энергия солнца (экология).

- Техника и наука.

дети отвечают

дети смотрят клип о картинах мироздания «Отражение»

дети выходят к доске и размещают лучи в соответствии с результатом занятия


слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

слайд 12

см. приложение

слайд 13

img1

слайд 14

слайд 15



Литература:

1. А.В. Перышкин Физика – 8. М: Дрофа, 2004 г.

2. “Физика” Приложение к “Первое сентября”, № 13, 2000 г. №13, 2001 г.

3. Неизвестное об известном. Москва, “Росмен”, 1997

4. Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. Москва: АСТ “Астрель”, 2002 г.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004 г.

Обзор электронных образовательных ресурсов

Электронные ресурсы, где можно найти информацию, фотографии и схемы по теме “Оптика”:

1.mpu.edu.ru \\ модели уроков с применением ИТ

2.1C: Репетитор Физика. Справочные материалы, 2000 г.

3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , в 10 частях, версия 2004

4.Открытая физика 1.1, 2.0, 2.5. Физикон.

5.Yandex : Наука и образование: http://www.e-schools.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Название работы iconКонтрольная работа и реферат одна из видов самостоятельной работы...
Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия,...
Название работы iconНазвание исследовательской работы
Объём работы 11 страниц с учётом титульного листа и списком использованной литературы
Название работы iconКонтрольная работа выполняется рукописным
Титульный лист содержит название университета, факультета и кафедры. А также название предмета и две темы контрольной работы из разных...
Название работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты уроков и сведения об авторах просим направлять прикрепленными файлами в редакцию на адрес электронной почты: konf- в теме...
Название работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты уроков и сведения об авторах просим направлять прикрепленными файлами в редакцию на адрес электронной почты: konf- в теме...
Название работы iconНазвание работы

Название работы iconНазвание работы

Название работы iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Название работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Требования...
Титульный лист – название темы, фамилия и курс автора, предмет, фамилия преподавателя
Название работы iconКонспект урока по обществознанию по теме Название работы «Методическая...
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»
Название работы iconНазвание работы
«История развития предпринимательства в Павловском р-не в начале 18-нач. 20 в-в.»
Название работы iconОбщепринята следующая структура
При оформлении текста работы следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства,...
Название работы iconКурсоваяработ а по дисциплине «Название дисциплины»
«название темы точно в соответствии с утвержденным заданием»
Название работы iconНазвание разработки
Название учебного учреждения: когоау многопрофильный лицей г. Вятские Поляны Кировской области
Название работы iconНазвание Год издательства
В соответствии с планом работы муниципального бюджетного учреждения образования Сочинского центра развития образования, с целью оказания...
Название работы iconНазвание раздела
Распределение трудоёмкости дисциплины (модуля) и видов учебной работы по семестрам


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск