Автор: Тарасенко Елена Юрьевна
Название работы: Свет, мой зеркальце! Скажи…
Название учебника: Физика. 8 класс, Перышкин А.В., 2010
Должность: учитель физики
Квалификационная категория: высшая
Звания: -
Название образовательного учреждения: Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Лицей – интернат г.Балашова Саратовской области»
Электронный адрес: tarasenlena@yandex.ru
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока: сформулировать и научить применять закон отражения света. Развитие у учащихся способность осознавать себя в связях с окружающим миром.
Задачи УРОКА:
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – сформировать понятие отражения света, раскрыть сущность закона отражения.
2.РАЗВИВАЮЩАЯ – способствовать формированию умения анализировать, выделять главное, обобщать, объяснять понятия, доказывать свою точку зрения на основе эксперимента.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – способствовать развитию диалогического общения, умения работать в группах и формирование мировоззрения. Раскрытие для учащихся ценностного содержания окружающего мира.
Структура урока:
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Постановка учебной проблемы.
Выдвижение и проверка гипотезы
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: компьютер, типовых наборов для фронтальных работ по физике (торговая марка «L-микро»), рабочие тетради (см. приложение), карточки для деления на группы (см. приложение), карточки на выявление проблемы (см. приложение), лист оценивания (см. приложение), клип «Отражение» (см. приложение)
Планируемые результаты
| Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-определять общие для всех правила поведения ;
-определять правила работы в группах;
-оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
-высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
-проводить анализ учебного материала;
-проводить классификацию, указывая на основание классификации;
-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
| Предметные:
- познакомить учащихся с особенностями распространения света на границе раздела двух сред,
- помочь экспериментально установить и сформулировать закон отражения света;
Личностные:
-формирование и развитие коммуникативных умений, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-воспитание таких качеств личности, как дружелюбие, доброта, взаимопонимание.
Метапредметные: умение самостоятельно ставить цели, анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
| ХОД УРОКА:
Мероприятия до урока: 1. прикрепить карточки на выявление проблемы на доску или разместить по классу (см. приложение);
2. на столах: оборудование, рабочие тетради №1 на первом ряду, рабочая тетрадь №2 на втором ряду, рабочая тетрадь №3
на третьем ряду (см.приложение), лист оценивания (см.приложение);
3. на спинках стульев карточки для деления на группы (см.приложение)
4. ноутбуки с выходом в Интернет или с презентацией «Физика 7-9» (см.приложение)
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Доска
( оборудование)
| 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
(2-3 мин)
| -Здравствуйте, ребята!
Рада приветствовать Вас на уроке самого значимого для жизни предмета - физики!
-На прошлом уроке Вы уже начали изучать удивительный мир оптических явлений. Сегодня мы продолжим наше путешествие, предлагаю работать под девизом: «Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность» Бернардо Шоу.
-Ничто в природе не было так неуловимо, ни один свой секрет природа не охраняла так тщательно, как секрет о нем. На этом основании его часто называли самым темным пятном в физике. Но именно он позволил нам познать окружающий мир.
Как вы думаете, о чем идет речь?
| приветствуют учителя
знакомятся с листом самооценки
предполагают, высказывают версии
- «о свете!»
| слайд 1
слайд 2
| 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
(5 мин)
| - Посмотрите, пожалуйста, по сторонам. Вы видите картинки, подумайте, что между ними общего?
(учитель на доску прикрепляет слова: 1.источники света, 2.естественные, 3.искусственные)
-Верно, посмотрите внимательно: какая между ними разница?
- Верно. Помогите мне разделить источники света на две группы: естественные и искусственные
- Правильно. А Луна? Почему же она не попала ни в одну из групп? Является ли Луна источником света?
-Тогда почему мы её видим?
- Почему мы видим окружающие нас тела?
Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, какие объекты лучше всего отражают свет?
-Можем ли мы ответить на эти вопросы?
-Почему?
| Ответы учащихся
- «На них изображены источники света»
Ответы учащихся
- «Одни из них естественного происхождения, другие искусственного»
участники выходят и прикрепляют карточки в две разные группы, комментируя, почему именно так
Ответы учащихся
- «Нет. Она сама не светит!»
Ответы учащихся
-«она отражает свет, и он попадает нам в глаза»
Ответы учащихся
-«все тела отражают свет»
- «Мы не можем»
- «Не знаем, как происходит отражение света и каковы его законы»
| карточки на выявление проблемы (см. приложение)
| 3. Этап построения проекта, выхода из затруднения
(2-3 мин)
_____________
4. Этап реализации построенного проекта
(8-10 мин)
| - Значит, какая проблема перед нами стоит?
- Верно. Какой будет тема нашего занятия?
- Всё верно, но для решения этой задачи мы должны ответить на основные вопросы, сформулируйте их!
-Всё верно, молодцы!
______________________________________
- В древности представления о природе света были весьма примитивными, фантастическими и к тому же весьма разнообразными. То, что Луна светит не своим, а отраженным солнечным светом, впервые понял древнегреческий ученый Демокрит (V в. до н.э.).
Для того чтобы выяснить, что происходит при отражении света от отражающей поверхности, введем важные понятия.
Работать будем с инновационным учебным материалом «Физика 7-9» и рабочей тетрадью, где вы фиксируете важный для себя материал
Откройте ноутбуки и зайдите на сайт http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117115/?interface=pupil&class=50&subject=30
Можно работать с презентацией заранее приготовленной по материалам сайта
- Ребята, оцените, свою работу
-А теперь я предлагаю вам провести самый настоящий эксперимент! На столах у каждой пары находится рабочая тетрадь, прочитайте инструкцию по выполнению задания в ней.
-В ходе эксперимента выясните зависимость угла отражения от угла падения.
Кто завершил работу?
К какому выводу вы пришли?
- Сформулируйте ЗОС
- на странице 154 учебника найдите формулировку закона отражения света, внимательно прочитайте его и сравните с вашей формулировкой.
- Ребята, оцените, работу вашей пары.
| - «Как свет отражается от препятствий?»
- «Отражение света. Закон отражения света»
дети находят решение проблемы, формулируют основополагающие вопросы и записывают их на доске
-Что происходит со светом, когда на его пути встречаются препятствия, как происходит отражение света и каковы его законы
_______________________
дети работают с инновационным учебным материалом и делают заметки в рабочих тетрадях, выделяют главное, затем проговаривают основные моменты
дети работают с оценочными листами
проводят эксперимент (используя лабораторное оборудование и путеводитель, работа в парах)
дети формулируют закон отражения света, исходя из результатов эксперимента
дети, проговаривают закон и делают вывод
дети работают с оценочными листами
Комментируют оценку
|
слайд 3
слайд 4 слайд 5
Работа с ИУМК «Физика 7-9»
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4dc8092d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/117115/?interface=pupil&class=50&subject=30
слайд 6
слайд 7
| 5. Этап первичного закрепления Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
(6-7 мин)
___________
6. Включение в систему знаний и повторение.
(13-15 мин)
7. Этап рефлексии учебной деятельности
(5 мин)
| -Давайте проверим, запомнили ли вы новое правило?
Перед вами стоит задача ответить на следующие вопросы:
1.Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол отражения равен 30?
2.Чему равен угол падения лучей на плоское зеркало, если угол между лучом и зеркалом равен 30?
3.Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 40?
4. Чему равен угол отражения луча на плоское зеркало, если угол падения 0˚?
5. Как изменится угол падения, если угол отражения увеличится на 5˚?
Для выполнения этого этапа 5 минут. Время пошло.
-Время вышло внимание на доску.
Сверьтесь с эталоном и оцените себя
___________________________________
-Отражение света встречается повсеместно в нашей жизни!
«Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи!» вопрошала царевна из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Около 90% всей световой энергии приходящей к зеркалу отражается им.
- Скажите, к числу поверхностей, дающих зеркальное отражение, что можно отнести?
- Именно такие поверхности называют зеркальными и для них выполняется закон отражения света. Но в реальной жизни после отражения от шероховатой поверхности свет распространяется во все стороны. Такое изображение называют диффузным или рассеянным. Большинство предметов мы видим, потому что они отражают свет диффузно.
-Где мы применяем эти знания в жизни? Каково назначение зеркал?
Какие вы знаете зеркала?
-Древняя легенда рассказывает, будто знаменитый греческий ученый Архимед сжег с помощью солнечных лучей, отраженных от вогнутого зеркала, римский флот, напавший на город Сиракузы.
-Многие фокусы построены на оптическом обмане.
-В книге Перельмана «Занимательная физика» вы можете прочесть интереснейший опыт «Говорящая голова»
-Познавая мир, мы учимся применять знания, которые необходимы в жизни.
Николай Васильевич Гоголь в произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» писал:
«Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пестрый ландшафт из крыш, деревьев и развешенного на дворе платья, все только в обращенном виде»
Н.В.Гоголь описал действие удивительного прибора, который сейчас вам предстоит выбрать по описанию.
-А чтобы работа была плодотворной мы разделимся на группы, Найдите карточку на стуле и определите, к какой группе относится это слово
Группы сформированы, можно начинать работу, откройте рабочие тетради и выполните исследовательскую работу.
Ваша задача исследовать особенности приборов, выяснить принцип действия и как они устроены.
Схема ответа:
1.Назначение прибора.
2. На каком принципе действует.
3.Для каких целей используется (использовался).
-Какая группа справилась с заданием? (ответ по схеме)
-Какой прибор был описан Гоголем? Выберите из текста информацию, на основании которой вы сделали этот вывод.
- Ребята, оцените, работу своей группы.
- Обратите внимание, Гоголь в художественном произведении описал закон распространения света. Умение видеть необычное в обычном - это и есть познание мира.
- Для чего нам нужны знания об отражении света?
- Применяя знания на практике, мы познаем мир. Для чего? Чтобы жить в гармонии с собой и миром!
Познавая мир, человек познает себя
- Итак, какая проблема стояла перед нами вначале данного занятия?
Какой проблемный вопрос?
К какому выводу мы пришли?
Мы справились с поставленной задачей?
-Сегодня мы с вами приоткрыли ещё одну тайну в мире света - установили закон его отражения. Хотелось бы отметить, что мы с вами очень счастливые люди, люди, которые могут видеть. Закройте глаза и представьте, хоть на минутку жизнь в темноте. Страшно? Больно и обидно тем, кто никогда не видел таких прекрасных картин мироздания.
- Оцените в общем, пожалуйста, свою работу на данном занятии. Для этого продолжите фразу:
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
- Для своих родных и близких Вы каждый лучик солнца, мира и добра. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению.
- Вы отлично работали на занятии. Домашнее задание: задать себе самостоятельно по результатам урока
-Часто на святках девушки гадают, глядя в зеркало. Проанализировав все знания, которые вы приобрели на сегодняшнем занятии, ответьте на вопрос: Можно ли в зеркале увидеть свое будущее?
- Спасибо за урок!
| дети решат задачи
ставят отметки в индивидуальных оценочных листах.
_____________________________
-спокойная поверхность воды, поверхность полированной мебели, поверхность оконного стекла
дети высказывают предположения
Ответы учащихся
«Выпуклые зеркала заднего вида увеличивают поле обзора, при этом предметы представляются в уменьшенном виде.
Вогнутое зеркало телескопа-рефлектора позволяет сфокусировать в окуляре свет от далеких космических объектов»
дети слушают, работают с рабочими тетрадями
разбиваются на группы
дети проводят исследовательскую работу
дети отвечают по схеме
Камера-обскура
ставят отметки в индивидуальных оценочных листах
дети отвечают
- Изучение космоса.
- Энергия солнца (экология).
- Техника и наука.
дети отвечают
дети смотрят клип о картинах мироздания «Отражение»
дети выходят к доске и размещают лучи в соответствии с результатом занятия
| слайд 8
слайд 9
слайд 10
слайд 11
слайд 12
см. приложение
слайд 13
слайд 14
слайд 15
|
Литература:
1. А.В. Перышкин Физика – 8. М: Дрофа, 2004 г.
2. “Физика” Приложение к “Первое сентября”, № 13, 2000 г. №13, 2001 г.
3. Неизвестное об известном. Москва, “Росмен”, 1997
4. Мир вокруг нас, Энциклопедия для любознательных. Москва: АСТ “Астрель”, 2002 г.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, в 10 частях, версия 2004 г.
Обзор электронных образовательных ресурсов
Электронные ресурсы, где можно найти информацию, фотографии и схемы по теме “Оптика”:
1.mpu.edu.ru \\ модели уроков с применением ИТ
2.1C: Репетитор Физика. Справочные материалы, 2000 г.
3.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия , в 10 частях, версия 2004
4.Открытая физика 1.1, 2.0, 2.5. Физикон.
5.Yandex : Наука и образование: http://www.e-schools.ru/ |