Урок по теме «Электромагнитная волна»





Скачать 33.29 Kb.
НазваниеУрок по теме «Электромагнитная волна»
Дата публикации30.09.2013
Размер33.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Урок по теме «Электромагнитная волна» ,11 класс.

Цель: рассмотреть гипотезу Дж. Максвелла и свойства электромагнитных волн.

Ход урока:


  1. ПОВТОРЕНИЕ.

  1. Вопросы:

Что представляет собой волновое движение?

Какие волны называются продольными, поперечными?

В каких средах могут распространяться продольные волны? Поперечные?

Опишите механизм образования поперечных и продольных волн?

Происходит ли перенос вещества волной, перенос энергии?

Что такое волновая поверхность, фронт волны, луч волны? Что называется длиной волны? Какая зависимость существует между длиной волны и скоростью волны?

  1. Решение задач:

А) какова скорость распространения волны,

если длина волны 2м, а частота 200Гц.

Б) рыболов заметил, что за время 10с поплавок совершил

на воде 20 колебаний, а расстояние между соседними гребнями волн 1,2 м. Найдите скорость распространения волны.

В) определите длину звуковой волны в воде,

вызываемой источником колебаний с частотой 200 Гц,

если скорость звука в воде 1450 м/с.

  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

  1. Актуализация знаний:

Что называют электромагнитным полем?

Что характеризует вектор Е? В каких единицах он измеряется?

Что характеризует вектор В? В каких единицах он измеряется?

Почему утверждение, что в данной точке пространства существует только электрическое или только магнитное поле не является вполне определенным?

  1. Теория Дж. Максвелла:

Существует особая форма материи – электромагнитное поле, характеризуемое напряженностью Е и индукцией В;

В свободном пространстве переменное электромагнитное поле распространяется в виде волны, в которой векторы Е и В перпендикулярны друг другу и лежат в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны;

Электромагнитные волны распространяются в веществе с конечной скоростью

V 2 =1/ε0 ε ϻ 0ϻ;

Свет является электромагнитной волной.

  1. Экспериментальное открытие электромагнитных волн (1887 г., Г.Герц).



  1. Открытый колебательный контур - два кусочка провода, на концах которых были проводящие шарики. К этим двум кускам провода подключалась вторичная обмотка повышающего трансформатора T, так что при замыкании ключа К на вибратор подавался импульс высокого напряжения, который пробивал пространство между шариками. Проскочившая искра (кратковременный импульс тока) возбуждала колебания в вибраторе, которые сопровождались излучением волн; частоты волн достигали 500МГц. Регистрировать такие волны уже можно было в пределах лаборатории, поскольку их дины были от нескольких метров до дециметров (для сравнения: старые колебательные контуры могли дать волны с длиной не менее 300м). Регистрировал излучаемые волны Герц с помощью резонатора Р — проводящего кольца с шариками на концах, между которыми было очень маленькое расстояние (вплоть до микрометра). Проходящие через резонатор электромагнитные волны вызывали в нем колебания тока, при этом если частота волны была близка к собственной частоте резонатора, возникал резонанс, и возросшее амплитудное напряжение могло приводить к пробою искрового промежутка в резонаторе.

Именно по возникновению искры между шариками резонатора Герц делал вывод о возбуждении электромагнитных волн.

Также Герц использовал вибраторы немного другой конструкции: внешние шарики были заменены пластинами. Такой вибратор позволял создавать более поляризованное излучение.

  1. Где могут распространяться электромагнитные волны? Чем излучаются электромагнитные волны?

Дж. Максвелл считал, что электромагнитные волны распространяются в некоторой среде, которую назвали «светоносным эфиром». В начале ХХ века А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, которая убедительно объяснила все электромагнитные явления. Согласно этой теории электромагнитные волны могут распространяться и в веществе, и в вакууме, причем скорость в вакууме наибольшая – 3*108 м/с.

Электромагнитные волны излучаются ускоренно движущимися заряженными частицами. Наличие ускорения – главное условие излучения электромагнитных волн.

  1. Как направлены электрические и магнитные поля в электромагнитной волне?

  2. Характеристики электромагнитной волны: фронт волны, луч, длина волны.

  3. Свойства электромагнитных волн: поперечность, отражение, преломление, поглощение, преломление.

  1. Задания для закрепления.

  1. Что такое электромагнитные волны?

  2. Как измениться длина электромагнитных волн, излучаемых колебательным контуром, если емкость контура увеличить в 4 раза?

  3. Какова взаимная ориентация векторов В, Е и v?

  4. Определите частоту колебаний электромагнитных волн в вакууме, если длина волны равна 2 см.

  5. Как должна двигаться заряженная частица, чтобы возникло электромагнитное излучение?

  6. Можно ли выбрать систему отсчета, в которой бы обнаружилась только магнитная составляющая В?

  7. № 996,998,1000.

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание: п.48, 49, № 997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Электромагнитная волна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Электродвижущая сила индукции, самоиндукции, взаимной индукции. Электромагнитное поле, основные уравнения электромагнитного поля...
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Электродвижущая сила индукции, самоиндукции, взаимной индукции. Электромагнитное поле, основные уравнения электромагнитного поля...
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок по теме: Электромагнитная индукция
Основная часть магнитофона. (Громкоговоритель Ученый, открывший явление э-м индукции. (Фарадей). Вещество с ярковыраженными магнитными...
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconПрограмма прикладного курса «Электромагнитная экология»
Тематическое планирование прикладного курса «Электромагнитная экология»
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconКонспект по теме «Электромагнитная индукция. Получение переменного электрического тока»
Мп дв ся заряженые частицы взять замкнутый проводник, магнит, двигать магнит или проводник в проводнике появится ток
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок по теме
Тема: Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте (второй урок по теме)
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок по теме
«Правописание -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок...
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок в 9-м классе по теме: "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрока в теме. 1 урок по теме «Степени сравнения прилагательных»
Урок русского языка в 6 классе учителя мбоу сош №65 города Краснодара Ждановой М. А
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconУрок алгебры в 7 классе по теме: «Формулы сокращенного умножения»
Тип урока: Обобщающий урок с применением технологии разноуровневого обучения, учитывая степень продвижения учащихся по теме
Урок по теме «Электромагнитная волна» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск