Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : "Физика". Курс: "Основы термодинамики". Класс : 10. Тема урок





Скачать 90.21 Kb.
НазваниеКириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : "Физика". Курс: "Основы термодинамики". Класс : 10. Тема урок
Дата публикации04.10.2013
Размер90.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок
Материал, представленного урока рассматривается в курсе физики 10 класса в ходе темы «Основы термодинамики» без акцента на профильное обучение. Урок разработан в виде комбинирования исследования с использованием проблемно-поискового и объяснительно-иллюстративного методов обучения. Данная технология позволяет вовлечь учащихся в различные виды деятельности от постановки проблемы до иллюстрации и объяснения полученных результатов своей работы. Благодаря комбинированию технологий в течение урока происходит смена видов деятельности учащихся, что повышает мотивацию учащихся к изучению физики. Важное условие работы – вовлечение в процесс познания всех учащихся посредством точно подобранных коммуникаций (пар, групп учащихся), в результате деятельности которых может быть сделан важный вывод.

Комбинирование предложенных технологий приносит положительные результаты. А именно обеспечивает наиболее прочное усвоение ранее полученных знаний, развивает мышление, побуждает учащихся к творческой деятельности, формирует умение: анализировать, сопоставлять, обобщать, а также проявлять инициативу и коммуникабельность.

Учитель  Кириллов Сергей Александрович.

г.Кострома.
Предмет:  "Физика".
Курс:   "Основы термодинамики".
Класс : 10.
Тема урока:  "Применение первого закона термодинамики к различным процессам".
Технология урока: исследование с использованием проблемно-поискового и

объяснительно-иллюстративного методов обучения.
Цели урока: 

  • сформировать знания о применении первого закона термодинамики к изопроцессам;

  • повторить теоретическую часть по газовым законам и основам термодинамики;

  • продолжить формировать умения устанавливать закономерности, анализировать изучаемый материал и делать выводы, работать с первоисточником;

  • развивать познавательную деятельность учащихся через систему учебных заданий. 

Задачи урока:

  • активизировать познавательный интерес учащихся к предмету;

  • дифференцировать деятельность учащихся по содержанию темы и видам;

  • направить поисковую деятельность учащихся на решение комплекса внутрипредметных учебных проблем используя проблемно-интегративный подход к обучению.


Учебники: Г.Я.Мякишев "Физика 10", М."Просвещение", 2006 г.

В.А.Касьянов "Физика 10", М."Дрофа", 2003 г.

Оборудование: плакаты "Дизельный двигатель" и "Образование облаков"; компакт-диск "Физика в картинках"; компьютерная демонстрация «Дизельный двигатель»; компьютер с подключенным проецирующим устройством; кодоскоп.


Этапы урока.
I этап: Мотивация учащихся учителем. (3мин.)

II этап: Повторение изученного материала через фронтальную беседу с

сопровождением записями на доске. (5 мин.)

III этап: Предоставление учителем учащимся устной информации по теме. (3 мин.)

IV этап: Проблематизация учащихся на основе полученной информации. (5 мин.)

V этап: Работа учащихся в группах по предложенным заданиям с последующей

проверкой. (5 мин.)

VI этап: Объяснение нового материала учителем (адиабатный процесс) (6 мин.)

VII этап: Информация учащего учащегося по заранее заданной проблеме. (5 мин.)

VIII этап: Закрепление изученного на уроке материала через решение задач. (5 мин.)

IX этап: Итог урока (3 мин.)
I этап: Мотивация учащихся учителем.

С помощью первого закона термодинамики можно делать важные заключения о характере протекающих процессов. Прежде чем мы приступим к получению этих заключений давайте вспомним, что называется изопроцессом и какие изопроцессы вам известны.
Вопросы классу:
- Дать определение изопроцесса.

- Какие изопроцессы вы знаете?
Трое учащихся вызываются к доске (дать описание процесса):
-изотермический процесс;

-изохорный процесс;

-изобарный процесс.
II этап: Повторение изученного материала через фронтальную беседу с

сопровождением записями на доске.

 

Пока учащиеся у доски оформляют свой ответ, учитель работает с  классом в форме фронтальной беседы. Приложение 1.
Вернемся к материалу прошлого урока и вспомним первый закон термодинамики.
- Дать формулировку первого закона термодинамики.

- Что выражает данный закон?

- Какие величины связывает этот закон?

- Как записывается данный закон?
- Что означает каждая физическая величина в первом законе термодинамики?

- Как найти изменение внутренней энергии?

- Как рассчитать работу газа?

- Мы говорим, что система обладает внутренней энергией, но почему нельзя

сказать, что она обладает запасом определенного количества теплоты или

работы?

- В каком случае изменение внутренней энергии отрицательно?


Заслушиваются ответы учащихся по изопроцессам.
Переходим к изучению нового материала.

Тема урока записывается в тетрадях.
Изучение нового материала.
III этап: Предоставление учителем учащимся устной информации по теме.
В ходе урока на доске выстраивается схема. Приложение 2.


При составлении схемы рассматривается первый закон термодинамики применительно к каждому изопроцессу. (изотермический процесс комментирует учитель)
- Изотермический процесс характеризуется постоянной температурой. Следовательно изменение температуры будет равно нулю. Значит нет изменения внутренней энергии. Тогда все переданное газу количество теплоты идет на совершение работы. (Рассматриваем когда газ совершает положительную работу, а когда отрицательную).
IV этап: Проблематизация учащихся на основе полученной информации.
- Аналогично учащиеся в группах рассматривают изохорный и изобарный процессы. Затем представители групп вносят данные в схему и поясняют свои рассуждения.

V этап: Работа учащихся в группах по предложенным заданиям с последующей

проверкой.
Используя полученную схему, работая в группах учащиеся отвечают на вопросы (выдаются карточки-задания для групп). Приложение 3.
(Проверка ответов через кодоскоп или телевизор, присоединенный к компьютеру)
- На графике изображен процесс, в ходе которого  газ совершил работу  20 Дж. Какое количество теплоты было передано газу?


- Как изменилась внутренняя энергия газа в процессе изображенном на рисунке, если ему было передано 600 Дж теплоты?



- Какое количество теплоты получил газ, внутренняя энергия которого изменилась на 100 Дж и газ при этом совершил работу на 50 Дж?


VI этап: Объяснение нового материала учителем (адиабатный процесс)
Обратим внимание на процесс, протекающий в системе, которая не обменивается теплотой с окружающими телами. Это  адиабатный процесс.

Откройте учебник на странице 74, пункт "Адиабатный процесс" и прочитайте об этом процессе.
Пока учащиеся читают, учитель готовит на доску плакат "Устройство дизеля".

Приложение 4.



Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы-задания:

- Сформулируйте определение адиабатного процесса.

- Какова форма записи первого закона термодинамики применительно к адиабатному

процессу.

- Какой процесс можно считать адиабатным?
Полученными учащимися данными учитель дополняет схему.
Использование ТСО (компакт-диск "Физика в картинках"; компьютер с подключенным проецирующим устройством)

Проблема: Посмотрите на компьютерную демонстрацию адиабатного процесса и ответьте на вопрос: чем отличается адиабата от изотермы?
Использование ТСО (компьютерная демонстрация «Дизельный двигатель»; компьютер с подключенным проецирующим устройством)

Адиабатный процесс нашел свое применение в дизельных двигателях. В таких двигателях отсутствует система зажигания. В цилиндр засасывется атмосферный воздух, а к концу такта сжатия в цилиндр, с помощью форсунки, впрыскивается жидкое топливо. К этому моменту температура воздуха на столько велика, что горючее воспламеняется.
Учитель обращает внимание учащихся. Преимущество дизельных двигателей перед карбюраторными:

- отсутствует система зажигания;

- более высокий КПД;

- более дешевое топливо.
VII этап: Информация учащего учащегося по заранее заданной проблеме.
Адиабатный процесс в природе - образование облаков.

Возможно рассмотрение данного вопроса через заранее подготовленную информацию

в форме доклада ученика «Образование облаков»
VIII этап: Закрепление изученного на уроке материала через решение задач.

Приложение 5.
1. Давление газа 8 МПа. При изобарном расширении объем газа увеличился на 0,5 м при сообщении ему 6 МДж тепла. Найти изменение внутренней энергии.

2. Какое количество теплоты необходимо для изохорного нагревания гелия массой 4 кг на 100К?

IX этап: Итог урока
Подведение итогов урока.

На сегодняшнем занятии мы повторили изопроцессы, рассмотрели первый закон термодинамики применительно к различным процессам , познакомились с адиабатным процессом.


  1. Вопросы для учащихся.


1. В зависимости от чего меняется вид формулы, выражающей первый закон

термодинамики?

2. В каком процессе изменение внутренней энергии происходит только за счет совершения

работы?

3. Приведите примеры адиабатных процессов.

II. Оценивание работы класса в целом и отдельных учащихся.

Выставление отметок.
Домашнее задание.

$ 81 (до теплообмена в замкнутой системе), упр.15 (11).

Приложения.
Приложение 1. Вопросы фронтальной беседы.
- Дать формулировку первого закона термодинамики.

- Что выражает данный закон?

- Какие величины связывает этот закон?

- Как записывается данный закон?
- Что означает каждая физическая величина в первом законе термодинамики?

- Как найти изменение внутренней энергии?

- Как рассчитать работу газа?

- Мы говорим, что система обладает внутренней энергией, но почему нельзя сказать, что она

обладает запасом определенного количества теплоты или работы?

- В каком случае изменение внутренней энергии отрицательно?


Приложение 2. Схема.


Приложение 3. Карточки-задания для групп

- На графике изображен процесс, в ходе которого  газ совершил работу  20 Дж. Какое количество теплоты было передано газу?


- Как изменилась внутренняя энергия газа в процессе изображенном на рисунке, если ему было передано 600 Дж теплоты?




- Какое количество теплоты получил газ, внутренняя энергия которого изменилась на 100 Дж и газ при этом совершил работу на 50 Дж?
Приложение 4. Плакат "Устройство дизеля".



Приложение 5. Задачи на закрепление.
1. Давление газа 8 МПа. При изобарном расширении объем газа увеличился на 0,5 м при сообщении ему 6 МДж тепла. Найти изменение внутренней энергии.

2. Какое количество теплоты необходимо для изохорного нагревания гелия массой 4 кг на 100К?



© МОУ гимназия № 15. Кириллов Сергей Александрович


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconУрок по физике в 10 классе. Учитель физики Челак Л. М. Тема урока...
Исследовать первый закон термодинамики и записать уравнения первого закона термодинамики для различных изопроцессов (изохорного,...
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconСергей Георгиевич Кара Мурза, Александр Александрович Александров,...
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconУрок для учителей города по теме: Обобщение материала темы «Молекулярная физика и термодинамика»
Урок обобщающего повторения из элективного курса с, 2 часа в неделю, 10 класс. Всего в 10 классе 4 урока физики – 2 часа в неделю...
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Александр Александрович Александров...
Первый заместитель Председателя Национального статистического комитета Республики Беларусь
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconПрограмма учебной дисциплины основы экскурсионной деятельности для...
Федоренко сергей александрович, преподаватель ано дпо «балтийский образовательный центр»
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок icon«мкт. Основы термодинамики» 10 класс
Основные положения молекулярно-кинетической теории газов и её опытные обоснования
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconУрок-зачет по теме "Законы Ньютона" базовый курс. 10 й класс
Физика. 10 класс: дидактические материалы. А. Е. Марон, Е. А. Марон. М.: Дрофа,2005
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Шуляк Сергей Александрович, Генеральный директор dsm group, тема: «Российский фармацевтический рынок – тенденции и прогнозы»
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. С. Данюшенков, О. В. Коршунова/. М. Просвещение, 2007г; 2 учебник Классический курс Физика 10 класс, составители: Г. Я мякишев,...
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconПунтус Сергей Александрович, Безруков Андрей Викторович, Зайнитдинов...
Охватывает важнейшие общественные отношения, складывающиеся в той или иной стране в экономической, политической, социальной, духовно-культурных...
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Александр Александрович Александров...
Основания для разработки программы, да­та при­нятия ре­шения о раз­ра­бот­ке программы, да­та ут­верж­де­ния программы (реквизиты...
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconИ. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение
Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconЭлективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы...
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
Кириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : \"Физика\". Курс: \"Основы термодинамики\". Класс : 10. Тема урок iconУчебный курс: Физика Уровень обучения, класс: основное общее образование, 7 класс



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск