И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение





Скачать 170.25 Kb.
НазваниеИ. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение
Дата публикации19.08.2013
Размер170.25 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Физика > Решение
Автор: Лебедева Наталья Юрьевна

Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска

Предмет: естествознание (физика)

Класс: 5 - 6

Тема: Решение задач по теме «Плотность»

Тип урока: комбинированный (урок получения и отработки новых знаний с применением компьютерных технологий)

Формы и методы обучения: беседа, презентация, фронтальная практическая работа, выполнение тестовых заданий.

Задачи занятия:

образовательные – познакомить учащихся с правилами решения расчетных задач по физике; с различными видами задач.

развивающие – продолжить

- развитие логического мышления (при работе с математическими формулами);

- развитие памяти (при работе на воспроизведение физических величин, их обозначений, единиц измерения, формул);

- развитие устной речи (при устных ответах на вопросы).

воспитательные – продолжить

- воспитание аккуратности при оформление расчетных задач по физике,

- воспитание дружбы, взаимовыручки.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. Физика. Химия. 5-6 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: 1998.

  2. Шулежко Е.М., Никифоров Г.Г. Физика. Учебник – рабочая тетрадь для учащихся 6 класса/ Под ред. Ю.И.Дика – Спб: «Специальная литература»,1998.

Время реализации занятия: 45 мин.

Авторский медиапродукт:

  1. cреда PowerPoint, табличный процессор Excel, текстовый редактор Word, графический редактор Paint.




  1. вид медиапродукта:

    • наглядная презентация учебного материала «Решение задач на тему «Плотность» (PowerPoint); Приложение 2

    • тренажерный комплекс: тест (Excel), Приложение 1

    • документ «Мое мнение» в среде Paint; Приложение 5

    • документ «Найди ошибки» в Microsoft Office Word; Приложение 3

    • документ «Найди ошибки» (Проверка) в Microsoft Office Word; Приложение 4




      1. технологический сценарий:

  • структура медиапродуктов




п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

слайда

1

Организационный момент.

1 минута

№1

2

Повторение изученного на прошлом уроке: выполнение тестового задания на ПК.

3 минуты

№2,

тренажерный комплекс «Тест»

3

Постановка познавательной задачи.

2 минуты

№1

4

Решение познавательной задачи.



10 минут


№4 - №9

5

Закрепление изученного. Самостоятельная работа

10 минут

№10,

«Найди ошибки»

6

Подготовка к решению экспериментальной задачи

7 минут

№11 - №15

7

Рефлексия.

3 минуты

№16,

«Мое мнение»

8

Задание на дом.

2 минуты

№17


  • краткое описание содержания интерактивных учебных кадров – экранов:

№2. Тема урока

№3. Название первого этапа урока «Проверь свои знания»

№4. Начало сказки.

№5. Продолжение сказки. Решение задачи №1.

№6. Окончание сказки.

№7. Начало новой сказки.

№8. Продолжение новой сказки. Решение задачи №2.

№9. Окончание новой сказки.

№10. Название второго этапа урока «Найди ошибки».

№11. Название третьего этапа урока «Экспериментальная задача» .

№12. Вызов (вопрос задачи) и осмысление ее решения.

№13. Обсуждение измерения массы тела.

№14. Обсуждение определения цены деления мензурки.

№15. Обсуждение измерения объема тела.

№16. Название следующего этапа урока. Рефлексия.

№17. Домашнее задание.


  • система навигации:



  • описание медиаприложений:

Наглядная презентация учебного материала «Решение задач на тему «Плотность»

Слайд № 1 содержат информационный материал об уроке, учителе.

Слайд № 2 – «Название урока»

Слайд № 3 – «Название первого этапа урока»

Управление слайдом: навести курсор на прямоугольник с гиперссылкой. Нажать левой кнопкой мышки. По щелчку открывается документ «Тест».

Слайд № 4 – «Начало сказки»

Слайд № 5 – "Задача №1", содержит продолжение сказки, условие и решение задачи.

Управление слайдом: нажать левую кнопку мышки. Появляется слово «Задача» и ее условие.

Нажать левой кнопкой мышки. По каждому щелчку последовательно появляются элементы правильного оформления решения задачи.

Слайд № 6 – «Окончание сказки»

Слайд № 7 – «Начало новой сказки»

Слайд № 8 – "Задача №2", содержит продолжение новой сказки, условие и решение задачи.

Управление слайдом: нажать левую кнопку мышки. Появляется слово «Задача» и ее условие.

Нажать левой кнопкой мышки. По каждому щелчку последовательно появляются элементы правильного оформления решения задачи.

Слайд № 9 – «Окончание новой сказки. Вывод.»

Слайд № 10 – «Название второго этапа урока»

Управление слайдом: навести курсор на прямоугольник с гиперссылкой «Задание». Нажать левой кнопкой мышки. По щелчку открывается документ «Задание». Аналогичные действия проделать с кнопкой «Проверка».

Слайд № 11 – «Название третьего этапа урока»

Слайд № 12 – «вопрос»

Управление слайдом: нажать левую кнопку мышки. Появляется формула. При следующем щелчке появляется стрелка и рисунок прибора «Весы». При следующем щелчке появляется стрелка и рисунок прибора «Мензурка».

Слайд № 13 – «Цена деления весов»

Управление слайдом: нажать левую кнопку мышки. Появляется формула и расчет.

Слайд № 14 – «Цена деления мензурки»

Управление слайдом: нажать левую кнопку мышки. Появляется формула и расчет.

Слайд № 15 – «Определение объема тела с помощью мензурки»

Управление слайдом: нажать левую кнопку мышки. Появляется черта верхнего уровня воды в мензурке и значение начального объема воды. Нажать левой кнопкой мышки. По щелчку появляются значения первоначального и конечного объема воды на второй мензурке. Нажать левую кнопку мышки. Появляется формула для расчета.

Слайд № 16 – «Название следующего этапа урока»

Управление слайдом: навести курсор на прямоугольник с гиперссылкой «Документ». Нажать левой кнопкой мышки. По щелчку открывается новый документ.

Слайд № 17 – «Домашнее задание»

Тренажерный комплекс: тест

Медиапродукт представляет собой задание с выбором ответа. К каждому вопросу предлагается 5 ответов. Верным является только один. Его необходимо вписать в желтую ячейку. Буква заглавная. Точку ставить не надо. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Сумма баллов является оценкой.

Документ «Найди ошибки»

Левым курсором мыши выделить найденную ошибку. Выбрав на панели инструментов «Рисование» кнопку «Цвет шрифта», изменить цвет букв с черного на красный. Используя данный порядок действий, выделить все найденные ошибки. Если в задаче не достает какого-либо элемента, установив курсор в нужное место, дописать его.

Документ «Мое мнение»

1 задание: шарик, соответствующий настроению, закрасить желтым цветом, выбрав инструмент «Заливка» на панели инструментов и цвет краски в палитре.

2 задание: выделив понравившийся шарик, выбрать в меню пункт «правка» (правкакопироватьвставить). Появившийся в правом верхнем углу объект перетащить в нужное место. Повторить действия количество раз соответствующее оценке. Либо необходимо выбрать инструмент «Выделение прямоугольной области» и установить режим восприятия белого цвета фона в качестве прозрачного. Выделенную область можно скопировать с помощью клавиши Ctrl и перетащить мышью.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. эффективность индивидуального подхода к работе учащихся при проверке усвоения изученного материала на разных этапах урока (продуктивная самостоятельная творческая деятельность, развитие способностей, индивидуальное время освоения)

  2. интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, уменьшение времени подачи материала)

  3. повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

  4. развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности (виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости.)

  5. развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы.)


План занятия




Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организацион-ный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

1 мин

2

Повторение изученного на прошлом уроке


Учитель проводит сначала устный опрос, затем предлагает детям выполнить тестовое задание на ПК.


Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию. Затем самостоятельно определяют уровень своих знаний.

5 мин


3

Постановка познавательной задачи

Мотивация детей к постановке задач урока. Обобщение предложений ребят.

Дети определяют задачи урока.

3 мин

4

Решение познавательной задачи.

Решение воспитательной задачи.



Беседа учителя с обучающимися с процессе чтения сказки, активизация их деятельности. Составление алгоритма оформления записи и решение задачи.

Формулировка задач, навеянных сказкой. Дети вспоминают алгоритм записи решения задачи, решают ее и записывают решение в тетрадь.

12 мин

5

Совершенство-вание знаний


Проверка на доске. Объяснение ненайденных ошибок.

Индивидуальная работа обучающихся на ПК. Проверка уровня своих знаний по данному вопросу. Объяснение найденных ошибок в процессе проверки на доске.

10 мин

6

Закрепление.

Подготовка к решению экспериментальной задачи

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Работа в парах. Осмысление ранее изученной и новой информации детьми.

8 мин

7

Итоги занятия. Рефлексия.

работа детей на ПК.

Побуждение к дальнейшему расширению своих знаний.

Оценка урока и своей работы на нем.

3 мин

8

Задание на дом.

Разъяснение задания на дом.

Запись в дневниках и рабочих тетрадях.

2 мин


Необходимое оборудование и материалы для занятия компьютерный класс, мультимедийный проектор.
Технологии, методы:

  1. элементы традиционного обучения,

  2. элементы педагогики сотрудничества,

  3. элементы эвристического обучения,

  4. элементы развивающего обучения,

  5. фронтальная практическая работа,

  6. выполнение тестовых заданий,

  7. работа в парах.


Понятийно - категорийный аппарат усвоения: плотность, масса, объём, мензурка, весы.

Карта занятия



Комментарий хода урока

Время (мин)

№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Орг. момент.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, мотивирует их и настраивает на урок.

1

1

Внимание


Организованность

Аккуратность


Учитель предлагает детям вспомнить материал, изученный на прошлом уроке сначала устно, задавая вопросы, затем провести самооценку своих знаний с помощью компьютерного тестирования.

5

2

Тест

Внимание

Память

Ответственность

Самостоятельность Мышление Рефлексивность



Детям предлагается ответить на вопрос «Где и как можно использовать имеющиеся у них знания по данному вопросу?», а затем сформулировать задачи этого урока. Учитель обобщает ответы учащихся и объявляет тему занятия.

3

3

Внимание
Память

Самостоятельность

Системность

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Культура эмоций

Коммуникативная культура


Педагог читает сказку и задает вопрос «Если бы вы оказались на месте героев сказки, какие бы вопросы вы поставили перед собой?» Дети объединяются в пары и обсуждают. В результате появляется несколько задач. Педагог выбирает необходимое ему условие. После обсуждения идет проверка – решение задачи с поэлементным повторением алгоритма оформления. Детям предлагается придумать новую сказку. Предлагается для решения новая задача. В ходе решения дети вновь повторяют алгоритм записи. Формируется навык оформления задач. Учитель подводит итоги этой работы, акцентируясь на воспитательном моменте.

12

4 - 9

Внимание, память

Самостоятельность

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Глубина рассуждений Умение слушать и слышать

Для самопроверки учащимся предлагается выполнить задание «Найди ошибки». Затем идет проверка на доске.

10

10

«Найди ошибки»

Внимание, память

Рефлексивность

Аргументированность

Ясность речи

Активность

Коммуникативная культура

Культура эмоций

Учитель рассказывает о различных видах задач и предлагает детям придумать решение экспериментальной задачи. Работа в парах. Используя презентацию, идет обсуждение.

8

11 - 15

Внимание

Аргументированность

Системность

Мышление

В заключение урока учитель определяет ценность урока, его полезность, проводит рефлексию, предлагая детям определить свое настроение и провести самооценку своей деятельности на уроке. Учащиеся работают на ПК.

3

16

Рефл.

 

Рефлексивность;

Самостоятельность;


Детям предлагается дифференцированное домашнее задание.

2

17




Ответственность;

Самостоятельность;

Аргументированность;

Любознательность;

Рефлексивность;


ХОД УРОКА:


  1. Организационный момент:


приветствие, настрой на успех.


  1. Повторение изученного на прошлом уроке.


Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с понятием «плотность». Что такое плотность?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Мы узнали, как она обозначается, в каких единицах измеряется и по какой формуле её найти. Сядьте к компьютерам и выполните тест на проверку этих знаний. Откройте файл «Тест» (Приложение 1). (Дети открыли заданный файл). Перед вами задание с выбором ответа: вопрос и пять вариантов ответа. Выбрав правильный, запишите ответ на желтом поле. Точку ставить не надо. Выполнив тест, вы получите оценку за домашнее задание.

Обучаемые выполняют задание «Тест».

Учитель: Закройте этот файл, не сохраняя.


  1. Постановка познавательной задачи


Учитель: Кто получил пятерки? Четверки? Молодцы! Мы познакомились с понятием «плотность». Где и как можно использовать эти знания? (Учащиеся отвечают.) Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? (Дети формулируют задачи урока.) Сегодня на уроке мы вспомним, как правильно оформлять физические задачи, решим их и подготовимся к решению экспериментальной задачи. Откройте тетради, запишите число и тему урока «Решение задач».


  1. Решение познавательной задачи


Использование презентации «Решение задач на тему «Плотность» (Приложение 2).

Учитель: (Слайд №4, 5). Вспомним сказку «Пузырь, Соломинка и лапоть». [3](Читает сказку.)

Учитель: Если бы вы оказались на месте героев сказки, какие бы вопросы вы поставили перед собой?

Объединитесь в пары. Обсудите варианты. У вас 2 минуты.

После обсуждения, учитель предлагает решить задачу, придуманную учащимися, добавляя к ней конкретные данные.

(Слайд №5). Задача: Сможет ли лапоть перейти через реку по Соломинке, если его масса 10 г, а Соломинка имеет объём 4 см3 и плотность 0,5 г/см3? Соломинка сплошная, однородная. (Учитель обсуждает с учащимися, как оформляются физические задачи с помощью наглядной презентации. Дети записывают решение в тетрадь).

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему герои сказки не смогли выполнить поставленную задачу – нарубить в лесу дрова? Какие качества героев сказки вам не понравились?

Учащиеся обсуждают сказку.

Учитель: Давайте придумаем новую добрую сказку про настоящих друзей Пузыря, Соломинку и Лаптя.

Учащиеся придумывают новую сказку.

Учитель: (Слайд №6) рассказывает новую сказку.

(Слайд №5). Задача. Какой станет плотность Соломинки, если её масса 2 г, а объём после купания в реке стал 1 см3?

Учащиеся обсуждают решение, оформление задачи и записывают её в тетрадь.

Учитель заканчивает читать сказку.

Научиться очень нужно

В этом мире жить нам дружно,

Быть терпимым к близким людям,

Их любить и уважать.

Доброта и пониманье,

К окружающим вниманье.

И тогда мы сможем с вами

Мирно сосуществовать. [1]


  1. Совершенствование знаний


Учитель: А сейчас мы посмотрим, как вы научились оформлять задачи. Пересядьте к компьютерам, откройте файл «Задачи» (Приложение 3). Перед вами решение трех задач. В решениях спрятались ошибки. Найдите их, выделите цветом или измените, цвет шрифта на красный, либо допишите недостающее.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Сколько вы нашли ошибок? Молодцы! Внимание на доску (Приложение 4). Перед вами правильно выполненное задание. (Разбираем ошибки).


  1. Закрепление. Подготовка к решению экспериментальной задачи


Учитель: Как вы уже поняли, задачи могут быть разными: качественными (когда задача похожа на устный вопрос), расчетными (когда необходимо писать формулы, делать расчеты). А еще задачи бывают экспериментальными. В этом случае для решения задачи необходимо провести эксперимент, снять показания приборов. Давайте подумаем, как решают такую задачу. У меня есть игрушка. Необходимо определить ее плотность. Ваше предложение: как это сделать? Объединитесь в пары. Обсудите ваши идеи. У вас 3 минуты.

Обсуждают выполнение работы, используя раздел презентации «Экспериментальная задача» (Приложение 2).

Учитель: В любой области деятельности, будь то наука или техника, промышленность или сельское хозяйство, космонавтика или медицина, человеку постоянно приходится сталкиваться с необходимостью измерить ту или иную величину — температуру воздуха или высоту горы, объем тела или возраст археологических находок, и так далее. Иногда необходимые измерения можно выполнить специально для того предназначенными приборами или инструментами. Линейные размеры тела, например, определяют линейкой; температуру измеряют термометром, массу — с помощью весов. В подобных случаях измерения называются прямыми или непосредственными. Однако значительно чаще вместо непосредственного определения интересующей величины приходится измерять совсем другие, а нужную — вычислять затем по соответствующим формулам. Такие измерения называют косвенными.

На следующем уроке мы будем решать с вами экспериментальную задачу по определению плотности вашей игрушки или какого-то другого предмета. Какие должны быть требования к будущему вашему исследуемому предмету?

Учащиеся: Чистота, размеры.


  1. Домашнее задание


1. Придумать задачу с шуточным текстом на тему «Плотность».

  • Оформить решение этой задачи на отдельном листе;

  • В решении задачи допустить ошибки;

  • На другом листе записать решение задачи без ошибок, места ошибок выделить другим цветом.

(При выполнении домашнего задания за образец взять этап урока «Найди ошибки». Задание можно сделать как документ Microsoft Office Word).

2. Принести любое физическое тело малых размеров, плотность которого вы хотели бы узнать.


  1. Рефлексия:


Сядьте за компьютеры. Откройте файл «Мое мнение» с помощью графического редактора Paint (Приложение 5).

  • Выбери шарик соответствующий вашему настроению и залей его желтым цветом.

  • Самооценка. Выберите понравившийся шарик, скопируйте его. Пусть мальчик держит в руках столько шаров, на какую оценку вы поработали на уроке. Для этого необходимо выбрать инструмент Выделение прямоугольной области и установить режим восприятия белого цвета фона в качестве прозрачного.

Выделенную область можно скопировать с помощью клавиши Ctrl и перетащить мышью.
Список используемой литературы:

  1. «Красная Шапочка», сценарий детского мини-мюзикла, Есипова И.П., педагог-организотор, школа № 34, г. Самара

  2. «Физика» (задачник), Остер Г.Б., М. «Росмэн»,1994

  3. http://www.teremok.pp.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconТематика семинарских занятий. Тема Естествознание и его место в культуре
Естествознание и его место в ряду современных наук. Физика. Химия. Биология. Астрономия. Сотрудничество двух культур
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Полное название образовательного учреждения: маоу сош №4 им И. С. Черных г. Томска
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconКрасикова Юлия Петровна Класс 1 «Б» Предмет «Обучение грамоте» Тема урок
Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Физика 7-9 классы», авторами которой являются А. В. Перышкин и Е. М. Гутник; обучение рассчитано на работу по учебникам: «Физика...
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconАвдонина Галина Николаевна, учитель математики, высшая квалификационная...
Обучение решению текстовых задач с помощью уравнений, развитие мышления учащихся
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconПредмет-Класс
Преподаваемые предметы (классы): Физика (7-11), Информатика и икт(10-11), Математика(6)
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconУрок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле....
Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconМетодические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс "
Методические рекомендации к учебникам "Физика. 10 класс" и "Физика. 11 класс " под редакцией А. А. Пинского и О. Ф. Кабардина
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconУчебника: Кривченко И. В. Тема урока : Силы в механике
Предмет: физика класс: 7 автор учебника: Кривченко И. В. Тема урока: Силы в механике
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconИм. И. С. Черных г. Томска
Элективный курс «Художественная обработка материала» (Цветы из ткани) – курс ранней предпрофильной ориентации для обучающихся 8 классов...
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconРяскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)...
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая...
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconКириллов Сергей Александрович г. Кострома. Предмет : "Физика". Курс:...
Важное условие работы – вовлечение в процесс познания всех учащихся посредством точно подобранных коммуникаций (пар, групп учащихся),...
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconПредмет 5 а класс
Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Города Томска, приказами департамента образования и департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью...
И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение iconУчебного материала Предмет Физика Класс 8 Учитель Лимонова Н. М кол-во...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск