Скачать 130.91 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа №4 им. И.С.Черных г. Томска «Принято» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании кафедры ЕНЦ на МС МОУ СОШ№4 Директор МОУ СОШ №4 _________А.Д.Широкова ________С.Н.Шмакова ____________В.И.Зятнин Протокол № _____ от «___»___________200 г. «___»________200 г. «___»________200 г Элективный курс по технологии: «Цветы из ткани» (ориентационный) Программу разработала: учитель технологии Трофимова Наталия Олеговна Классы: 8 Количество часов: 1 Всего 28 часов; в неделю 1 час Планирование составлено на основе: Сборника программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии 8 -11 классы, под ред. С.В.Кондратьева- 2-е издание, стереотип.- Москва: Глобус, 2007г. - 232с. (серия «Профильная школа» приложение к журналу «учебный год», №21) Томск 2008 г. Пояснительная записка Элективный курс «Художественная обработка материала» (Цветы из ткани) – курс ранней предпрофильной ориентации для обучающихся 8 классов общеобразовательной школы (28 часов в рамках инновационного проекта «Школа ранней предпрофильной ориентации»). Глубокие изменения в современном мире затронули практически все сферы социальной и политической жизни общества и привели к возникновению серьёзнейших проблем. Уже сегодня необходимо наметить пути к иному образу жизни, мышлению и типу поведения в окружающей среде. Красота спасет мир – эти слова великого Ф. Достоевского в наши дни, приобретают наибольшую актуальность. Изготовление цветов – декоративно-прикладное искусство. Один из видов лоскутной пластики доступен для восприятия, его красота пробуждает интерес к истории и культуре своей Родины. Изготовление цветов – интересное и увлекательное занятие, требующее проявления творчества и фантазии. Пределу совершенства в этом виде рукоделия нет. Оно может перейти в настоящее искусство. Цель данного элективного курса - знакомство с легендами и преданиями о цветах, путём формирования у обучающихся знаний и умений по изготовлению цветов из ткани. Развитие чувства красоты и гармонии. Задачи: Обучающиеся: -познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства; -обучить навыкам и приёмам работы с тканью; -формировать умение самостоятельно решать поставленные задачи в процессе изготовления изделия; -ознакомить с профессиями; -познакомить обучающихся с основами обработки ткани; -привить практические трудовые навыки по изготовлению цветов из ткани; -развить художественный вкус; -развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий; -создать условия для подготовки к профессиональному самоопределению в ходе работы над изготовлением изделия - цветов из ткани. -развивать творческий подход к порученному делу. Воспитательные: -способствовать развитию художественно-творческих способностей и эстетического вкуса обучающихся; -формировать чувство самоконтроля; -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности; Развивающие: -создавать условия для развития личности каждого обучающего, раскрытия его способности к творчеству; -развить образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; -развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать моторику рук, глазомер. Мотивационные: -создавать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и сотрудничества; -развивать активную деятельность. Социально-педагогические: -формирование активности, реализация в социуме. -формировать духовно-нравственные качества личности; Учащиеся должны знать: 1. Основные сведения о видах художественной обработки ткани. 2. Историю возникновения цветов из лоскута. 3. Применяемые инструменты. 4. Технологический процесс изготовления цветов. 5. Правила безопасности труда, пожарной безопасности, требования и организацию рабочего места. Учащиеся должны уметь: 1. Владеть инструментом и технологией обработки ткани. 2. Проектировать изделие и изготовлять его. 3. Организовать рабочее место. 4. Соблюдать правила безопасности труда. Содержание обучения предусматривает ознакомление обучающихся с тем, что значат цветы в жизни человека; основами композиции; материаловедением; с технологией изготовления цветов из ткани. В процессе занятий обучающихся необходимо знакомить с литературой и иллюстративным материалом, с легендами и преданиями о цветах. Возможно, посещение выставок по изучению декоративно-прикладного искусства, экскурсий по наблюдению за живой природой. Теоретический материал по теме “Основы композиции” усваивается в сочетании с практическими работами. Теоретическое и практическое обучение обучающихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. В процессе практического обучения обучающиеся осваивают виды обработки основных деталей цветка, выполняют сборку цветка. Программа предусматривает проведение традиционных занятий: лекции, беседы, групповые и индивидуальные занятия. Особое место отводится в овладении данным курсом индивидуальной работе с обучающимися. Весь процесс обучения должен быть творческим, должен быть направлен на изготовление красивых и нужных изделий, созданных руками обучающихся. Именно это имеет большое значение для воспитания у них здорового нравственного начала, уважения к своему труду и к людям труда. Гуманизм и жизнеутверждающая сила декоративно-прикладного искусства, уникальность технических приёмов во многом способствует формированию мировоззрения обучающихся, их сознательному отношению к окружающему миру, определению своего “Я” в жизни. Содержание программы предусматривает подведение обучающихся к сознательному выбору художественно-эстетического профиля. Контроль знаний. Балловая система.
Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Вводное занятие. ТБ №3-0, 3-1,3-2,3-3. Инструменты и материалы для изготовления цветов из ткани. Мир цветов. Теоретические сведения: Цели и задачи курса. Общие сведения о цветах. Правила безопасности труда и гигиены. Профессия «дизайнер». Основные приёмы и правила работы с нагревательным прибором. История возникновения и развития цветов из лоскута. Цветы в легендах и преданиях. Виды лоскутной пластики. Цветы – один их разделов лоскутной пластики. Практическая работа: Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены. Ознакомление с квалификационными требованиями профессии «дизайнер». Ассортимент цветов из лоскута. Тема 2- 3. Основы композиции. Теоретические сведения: Понятие о композиции декоративно-прикладного произведения. Композиционное пространство, пропорции, симметрия, ритм, линия. Значение цвета в изделиях декоративно-прикладного искусства. Цветоведение. Практическая работа: Основы цветовой гармонии. Подбор ткани. Тема 4-22. Технология изготовление цветов. Теоретические сведения: Выбор ткани по цвету и фактуре. Подготовка ткани. Инструменты и их применение. Изготовление выкроек и шаблонов. Изготовление основных деталей цветов. Сборка цветов. Практическая работа: Изготовление цветов ромашки, яблоневый цвет, цветок из шотландки, георгина, хризантемы, астры, лилии, розы. Тема 23-26. Отделка и составление букета, композиции. Теоретические сведения: Виды и способы отделки. Искусство составления букета. Практическая работа: Составление букетов и оформление в композицию. Тема 27-28. Защита проекта. Практическая работа: Презентация творческой работы. Литература для учителя: 1.Золотницкий Н. Ф. Цветы в легендах и преданиях. Москва.:Дрофа, 2002. 2.Клевенская. Цветы в интерьере. М.: 1993. 3.Козинкина. Цветы из ткани. М.: Легпромбытиздат, 1990. 4.Маракаев. Первый букет. Ярославль, 1999. 5.Моложавенко. Тайны красоты. Книга о цветах. М.: Педагогика, 1993. 6.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии, М.: Дрофа, 2000. 7.Стельмахович Л. Н. Цветы из ткани. М.: Лёгкая промышленность. 1977. 8.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение; 1981. Список литературы для обучающихся: 1.Журнал “Интерьер”- 2003-2009 г. 2. Журнал “Ручная работа”- 2003-2009 г. 3. Журнал “Коллекция идей”- 2001-2009 г. 4. Журнал “Диана креатив”- 2005- 2009 г. 5. «Энциклопедия моды». Методические рекомендации и учебно-методические разработки Приложение 1 Рекомендации. В помощь учителю. При организации элективного курса рекомендуются следующие формы деятельности обучающихся – групповая (при изучении особенностей изготовления цветов), индивидуальная (разработка цветовых композиций и их презентация). Для эффективного изучения курса рекомендуется использование современных технических средств – компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронного планшета и возможности сети Internet т.д. Владея мастерством, совсем нетрудно помочь детям изготовить забавные и смешные поделки. А если поделки эти еще и полезны, необходимые вещи – тогда от работы-игры ребенок испытывает не только радость, но и гордость, потому что выполняет нужное дело. Приложение 2 История появления Еще 3 тысячи лет до нашей эры, в древнем Египте появились первые искусственные цветы из папируса. Позже искусство изготовления цветов переняли в Древней Греции, а в Древнем Риме женщины стали носить цветы пропитанные духами. Эти надушенные корсажи и броши из цветов имели двойное назначение: цветы служили как украшение платья, а духи использовались для обольщения поклонников. Такие аксессуары для женщин как искусственные цветы с запахом были очень тонким оружием. Причем интересно, чем благороднее, и насыщеннее был запах духов, тем выше был статус у его обладательницы, тоже касалось и кропотливо выполненных цветов, не все могли себе позволить носить такую роскошь. В эпоху средневековья в Италии и Испании цветы изготавливали в монастырях и украшали ими церкви, соборы и храмы к религиозным праздникам. В XV веке из Италии это искусство распространяется во Францию, которая стала и до сих пор остается законодательницей моды в изготовлении одежды и аксессуаров к ней, в том числе и искусственных цветов. Здесь это искусство стало светским. Возникли большие центры ручного производства в Париже и Лионе. В середине XIX века уже при каждой швейной или шляпной мастерской были свои мастерицы, занимающиеся цветами. В то же время искусство создания декоративных цветов из Польши пришло в Петербург – город слывший законодателем российской моды. Во времена СССР это искусство считалось «пережитком буржуазного прошлого» и на долгие годы ушло в забытие. Возродилось оно благодаря женам офицеров перенявшим искусство цветоделия от прибалтийских мастериц. После Отечественной войны и присоединении к России Прибалтики, где традиция украшения одежды цветами из ткани не прерывалась. Наши жены в военных гарнизонах, всегда славились и отличались большой любовью к рукоделию: женщины вязали, вышивали, шили, украшали одежду и свои дома, и во многом благодаря им в нашей стране сохранились различные ремесла. Искусство создания цветов имеет многовековую историю и содержит в себе громадный опыт, основанный на культуре, традициях, а также техниках и секретах разных мастеров. Но научиться делать цветы может каждый, кто небезразличен к рукодельному творчеству. Приложение 3 Инструменты и приспособления для изготовления мягкой игрушки Для изготовления бутоньерок наиболее подходят ткани из натурального шёлка, крепдешин, атлас, креп-сатин. Для изготовления цветов «для вазы» – хлопчато- бумажные (ситец, сатин, штапель), синтетические ткани. Любую ткань (обязательно сухую) необходимо предварительно обработать: хлопчато-бумажную: желатином или крахмалом из картофельной муки; шёлковую или трикотажную – желатином; бархат – картофельным крахмалом или желатином. Картофельный крахмал – 2 ст. ложки крахмальной муки заливают ½ стакана холодной воды и, помешивая раствор, вливают ½ литра крутого кипятка. Для изготовления цветов необходимы следующие инструменты и приспособления:
Приложение 3 Технология изготовления цветка «РОЗА» Для изготовления розы необходимо раскроить: 8 лепестков 1, по 6 лепестков 2 и 3, шесть листьев 4. Лепестки 1 сложить вместе по два, и края в круговую прогофрировать пинцетом. Середину лепестков 2 и 3 обработать булькой, чтобы получилась ямка. Края лепестков закрутить. Проволоку обернуть белой бумагой, на конце сделать крючок. Подвязать к нему гофрированные лепестки 1. Ниже сделать из ваты утолщение , прикрепить к ней в круговую лепестки 2. Затем приклеиваем лепестки 3. Лепестки должны заходить один на другой. На листья наклеивают проволоку и наносят жилки, собирают ветки и соединяют с цветком. Приложение 4 Цифровые образовательные ресурсы созданные обучающимися (более подробно можно посмотреть в электронном пособии данного методического пособия) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полное название образовательного учреждения: маоу сош №4 им И. С. Черных г. Томска | И. С. Черных г. Томска Предмет : естествознание (физика) Класс : 5 6 Тема : Решение Приглашаем в школьный дом, Здесь живёт Гном-Эконом. Он живёт не первый год, Знает всё наперечёт | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Города Томска, приказами департамента образования и департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью... | Конкурс проектных работ Конкурс исследовательских работ конкурс рефератов... Мау имц г. Томска, тгпу, маоу гимназия №18 г. Томска в феврале-марте 2013г проводят сетевую муниципальную научно-практическую конференцию... | ||
О портфолио выпускников 9-х классов маоу сош №43 г. Томска Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 г. Томска | Шахматная доска представляет собой поле из 64-х (8×8) черных и белых... В шахматной игре участвует 32 боевые единицы – по 16 от черных и белых. Набор фигур состоит из короля, ферзя, двух слонов, коней,... | ||
Протокол №14 заседания Комиссии по землепользованию и застройке города Томска Коренев В. И. заместитель начальника Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска — заместитель председателя... | Протокол №3 заседания комиссии по землепользованию и застройке Города Томска Владимир Иннокентьевич Коренев начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, заместитель председателя... | ||
Положение о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных... Едомственных департаменту образования администрации города Томска, (далее – Положение) определяет порядок и условия оплаты труда... | Изменения типа муниципального образовательного учреждения г. Томска,... Томска создано путем изменения типа муниципального образовательного учреждения г. Томска, зарегистрированного муниципальным учреждением... | ||
Урока Образовательная Авторы: Филатова А. Б., учитель географии маоу гимназии №24 им. М. В. Октябрьской г. Томска; Прохорова Н. А., учитель биологии маоу... | Доклад о состоянии и результатах деятельности маоу сош №42 г. Томска... Публичный доклад о деятельности маоу сош №42 г. Томска уже стал традиционным. Мы говорим, открыто о наших достижениях и недочетах,... | ||
Департамент образования города Томска Муниципальное автономное учреждение... Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но... | Сократ Общие положения Конференция проводится на базе сетевой образовательной... Конференция проводится на базе сетевой образовательной площадки маоу гимназии №18 г. Томска муниципальной образовательной сети, координатором... | ||
Рабочая программа По музыкальному искусству Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Черных» | Программа по присвоению названий улицам, переулкам, площадям города... По присвоению названий улицам, переулкам, площадям города томска «томский именослов» |