Скачать 253.85 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Черных» Нижнеилимского района Иркутской области
Рабочая программа По музыкальному искусству Учитель Погодаева Наталья Анатольевна I квалификационная категория Год составления 2013-2014 учебный год Класс 8 Количество часов в неделю 1 Автор учебника: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2013 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 90, [6] с. 2013 год Содержание: 1.Пояснительная записка ……………………. ….. 3-5 2.Критерии оценки…………………………..... …. 6-7 3. Содержание программы………………. …... …. 8-9 4. Календарно - тематическое планирование…… 10-17 5. Требование к уровню подготовки обучающихся 18 6. Учебно-методический комплекс по предмету… 19 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования. Использовались нормативные документы: - Закон РФ «Об образовании» (статья 7) - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства от 05. 03. 2004 № 1089); - Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года №1897. - Примерные образовательные программы для общеобразовательной школы Музыка 5-7 классы: проект.-2-е изд.-М.: просвещение, 2010-67с.- (Стандарты второго поколения) для классов, изучающих предмет по новым стандартам базового уровня; - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях; - Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 г. № 920-мр. -. Учебный план ОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Черных» на 2013/2014 учебный год. - Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11 Уровень: базовый Направленность рабочей программы: основная общеобразовательная. Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Целью музыкального воспитания в школе является развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи музыкального образования учащихся 5 класса:
Для более полного формирования прочных представлений о жизненном содержании, стилях, жанрах, художественных направлениях прошлого и настоящего разных стран широко используются межпредметные связи с историей (историческая характеристика эпохи создания музыкального произведения, формирования мышления композитора), литературой (литературная основа музыкальных произведений), изобразительным искусством (зрительные ассоциации музыкальных произведений). Методы музыкального образования и воспитания отражают цель, задачи и содержание данной программы: Метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки; Метод интонационно – стилевого постижения музыки; Метод эмоциональной драматургии; Метод концентричности музыкального материала; Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному»; Метод создания «композиции» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.) Метод игры; Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). Метод моделирования художественно – творческого процесса. Форма работы: классно – урочная. Программа направлена на постижение того, что музыка является важной частью жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека. Урок музыки трактуется как урок искусства, и изучение музыки опирается на закономерности самой музыки. Обстоятельное изучение тем, раскрывающих многообразные жизненные связи музыки, рассматриваются с тем или иным жизненным или историческим фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь. Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. В основе различных форм приобщения школьников к музыке лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитывающую роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Неумеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнить (петь, играть, дирижировать). Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время звучания различных инструментов, и в моментах, требующих наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы. стремление сделать что – то свое, новое, лучшее. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется через исполнительскую деятельность: хоровое и сольное пение, импровизация, пластическое интонирование, драматизация песен, сочинение попевок КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё. 2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки. 3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях. Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся. На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы. Учитывается: -степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности; -самостоятельность в разборе музыкального произведения; -умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний. Нормы оценок. Оценка «пять»: дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный. Оценка «четыре»: ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя. Оценка «три»: ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя. Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала. Хоровое пение. Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны-учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев ,фразу. Нормы оценок. «пять»: -знание мелодической линии и текста песни; -чистое интонирование и ритмически точное исполнение; -выразительное исполнение. «четыре»: -знание мелодической линии и текста песни; -в основном чистое интонирование, ритмически правильное; -пение недостаточно выразительное. «три»: -допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности; -пение невыразительное. «два»: -исполнение неуверенное, фальшивое. Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем. 1.Кроссворды. 2.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося. 3.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных). 4.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.) 5.Ведение тетради по музыке. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Традиция и современность в музыке (2 час) Музыка «старая» и «новая», Настоящая музыка не бывает «старой». О традиции в музыке (1 час) Живая сила традиции. Сказочно-мифологические темы (5 часов) Искусство начинается с мифа, Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского, Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна», «Благословляю вас, леса.,.». Мир человеческих чувств (10 часов) Образы радости в музыке, «Мелодией одной звучат печаль и радость», «Слезы людские, о слезы людские...», Бессмертные звуки «Лунной» сонаты, Тема любви в музыке. П. Чайковский. «Евгений Онегин», «В крови горит огонь желанья...» , Трагедия любви в "музыке, Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен, Увертюра «Эгмонт», Мотивы пути и дороги в русском, искусстве. В поисках истины и красоты (5 часов) Мир духовной музыки, Колокольный звон на Руси, Рождественская звезда, От Рождества до Крещения, «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. О современности в музыке (8 часов) Как мы понимаем современность, Вечные сюжеты, Философские образы XX века: «Туран-гадила-симфония» О. Мессиана, Новые области в музыке XX века (джазовая и эстрадная музыка), Лирические страницы советском музыки, Диалог времен в музыке А. Шнитке, «Любовь никогда не перестанет». Музыка всегда остается (1 час) Музыка всегда остается. Заключительный урок (2 часа) Календарно- тематическое планирование По музыке в 8 классе учебник Т.И. Науменко, В.В. Алеева программа для общеобразовательных учреждений /В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 8-е изд., стереотип. – М.: дрофа, 2010. – 90, [6] с. Количество часов – 34, в неделю – 1 час
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ — в умении аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов); — в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; — в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений; — в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; — в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы; — в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
8 класс - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва – 2012 г. «Музыка». 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - В.В.Алеев, Т.Н.Кичак. «Дрофа». Москва – 2012 г. «Музыка». 8 класс - аудиоприложение к учебнику. Наглядные пособия:
Технические средства обучения
2) Мультимедиа проектор 3) Магнитофон Учебно-практическое оборудование:
|
Рабочая программа по музыкальному искусству 3б класс. (Умк «школа 2100») Рабочая программа по музыкальному искусству разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального... | Музыкальная литература в дмш и дши является одним из ведущих предметов... Дмш и дши является одним из ведущих предметов в воспитании у учащихся любви и интереса к музыкальному искусству, понимание народного,... | ||
Рабочая программа вокального кружка «Моя музыка» Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Привить любовь к музыкальному искусству и навыки общения в творческом коллективе | ||
«Музицирование как функциональная основа компетентностного подхода».... Формирование ценностного отношения к музыкальному искусству и музыкальной деятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Развитие музыкальности детей через музыкально-художественную деятельность, приобщение к музыкальному искусству | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Вокальное искусство» – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения детей к музыкальному искусству | Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8 Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.» | ||
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») Класс полный. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют... | Рабочая программа По изобразительному искусству, 6 класс Варик Людмилы Сергеевны Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие и обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение учащихся... | Рабочая программа по изобразительному искусству Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего... | ||
Программа по искусству «Изобразительному искусству» Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса | Пояснительная записка Примерная программа разработана на основе преемственности... Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству (название предмета) Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство... | Рабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый... Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов |