Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива»)





Скачать 195.81 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива»)
Дата публикации25.07.2014
Размер195.81 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 182

РАССМОТРЕНО:



ПРОВЕРЕНО:

УТВЕРЖДЕНО:

Предметной комиссией МО


Заместитель директора по УВР

Директор ГБОУ СОШ № 182

Председатель /Сенченко А.Ф./

Протокол №

/Комарова Л.Д./

/Адамович В.В./

«___» ____________________2013 г.

«___» __________________ 2013 г.

«___» ________________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 А КЛАСС.

(УМК «ПЕРСПЕКТИВА»)

Составитель: учитель искусства Заугольникова Арина Владимировна.

Срок реализации 2013 – 2014 учебный год.

Красногвардейский район, Санкт-Петербург, 2013 г.

Особенности контингента учащихся 4 а кл, в котором реализуется данная программа.

Класс полный. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют небольшое количество учеников, низкий единичное количество учеников.

Уровень сформированности учебной мотивации средний. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Но есть дети, которых следует отнести к группе «аутсайдеров». Они не замкнуты, общительны, но отличаются крайне медленным темпом деятельности, у некоторых, напротив, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. В работе с такими детьми необходимо применять индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям, таким как: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Некоторые учащиеся показали слабый уровень распределения внимания, устойчивость и концентрацию.

Основной тип памяти в классе – зрительная и двигательная, а так как в целом типы памяти совпадающие, это также является основой для взаимопонимания в классе. Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим уровнем способностей и высокой мотивацией учения, они в состоянии освоить программу по базовому уровеню. Они отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных заданий.

В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Музыкальному искусству» составлена на основе рекомендованных Министерством образования Российской Федерации рабочих программ «Музыка 1 - 4классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. (УМК «Школа России»)

Продолжительность изучения курса 4 класс – 35 часов.

Каждая образовательная область в обновляемой школе вносит свой вклад в формирование человека. Цель образовательной области «Искусство» - формирование духовной культуры человека. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности.

Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры.

На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:

  1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

  2. Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;

  3. Овладение навыками умениями, навыками, способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);

  4. Развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти

  5. Воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, к своему народу, Родине, уважение к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству

  6. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;

  7. Освоение знаний о музыке как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре и лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;

  8. Формирование устойчивого интереса к музыке и различным формам ее бытования.

Задачи предмета «Музыкальное искусство» в 4 классе заключаются в следующем:

- понятие интернациональности музыкального языка;

  • совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;

  • воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средства выразительности;

- выявление собенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.

- формирование навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски);

Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.
Содержание программы.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности); интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности; развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;

  • Формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации.

  • Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.

  • Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).

Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.

Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность возвращения школьника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.

Содержание курса. 4 класс.

Музыка не знает границ. Всеобщая понятность музыкального языка. Взаимопроникновение культур. Обращение зарубежных композиторов к музыкальному фольклору других народов. Общность жизненного содержания музыки всех времен и народов. Особенности интонационно – образного воплощения содержания музыкального произведения в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.

Понятия и термины: баркарола, хота, контраст, симфонический оркестр, орган, полифония, этюд, ноктюрн.
Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.

  • Метод драматургии урока музыки как урока искусства;

  • Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения);

  • Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств;

  • Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями;

  • Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам);

  • Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей;

  • Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника;

  • Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыкальное искусство» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки – урок – путешествие, урок – концерт, урок – размышление, урок – репортаж и другие.
Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения музыкального искусства ученик должен

знать

• особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства;

• основные жанры народной и профессиональной музыки;

• основные музыкальные инструменты;

• имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения;

• роль и значение музыки в синтетических видах творчества;
уметь

• эмоционально-образно воспринимать содержание музыкальных произведений;

• узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов;

• определять основные средства музыкальной выразительности;

• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

• исполнять народные и современные песни самостоятельно, в ансамбле и в хоре;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях;

• петь и распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

• выражать свои впечатления от прослушанных произведений в пении, в пластическом и танцевальном движении, цветовом и графическом изображении;

• участвовать в художественной жизни школы, стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг.
Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса:

- наличие интереса к предмету «Музыкальное искусство», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях);

- умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки;

- знание имён композиторов – венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига;

- знание названий различных видов оркестров;

- узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х);

- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия).
Тематическое планирование.



дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся.

Страница учебника.

1 четверть. Россия - Родина моя (3 часа)

1




Мелодия. Ты запой мне ту песню...

Слушание музыки: Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Интонационно-образный анализ.

с. 8 — 11

2




Что не выразишь словами, звуком на душу навей

Слушание музыки: Рахманинов Вокализ Интонационно-образный анализ.

с. 12 — 13

3




Ты откуда русская зародилась музыка?

Слушание музыки. В. Локтев Песня о России. Прокофьев Кантата «Александр Невский» Интонационно-образный анализ.

с. 14 — 19




О России петь, что стремиться в храм. (2 часа)




4




Святые земли Русской. Илья Муромец.

Слушание музыки. Стихира Земле Русская. Бородин симфония № 2 Интонационно-образный анализ.

с. 26 — 29




5




Кирилл и Мефодий.

Слушание музыки.Величание Кириллу и Мефодию. Гимн Кириллу и Мефодию Интонационно-образный анализ.

с. 30 — 31

День, полный событий (4 часа)




6




Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...

Слушание музыки. В деревне Мусоргский М.П, Интонационно-образный анализ.

с. 42 — 43




7




Зимнее утро. Зимний вечер.

Слушание музыки. Чайковский П.И. Зимнее утро. Яковлев. Зимний вечер. русские народные песни Интонационно-образный анализ.

с. 44 — 47




8




Что за прелесть эти сказки!

Слушание музыки. Три чуда вступление ко 2 действию оперы Сказка о царе Салтане. Интонационно-образный анализ.

с. 48 — 51




9




Ярмарочные гулянья

Слушание музыки.Девицы, красавицы хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского Интонационно-образный анализ.

с. 52 — 53




2 четверть.




День, полный событий (2 часа)




10




Святогорский монастырь

Слушание музыки. Вступление к опере Мусоргского «Борис Годунов». Интонационно-образный анализ.

с. 54 — 55




11




Приют, сияньем муз одетый...

Слушание музыки.Венецианская ночь М.Глинка Интонационно-образный анализ.

с. 56 — 57







В концертном зале (5 часов)







12




Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо

Слушание музыки. Бородин Ноктюрн. Вариации на тему рококо Чайковский. Интонационно-образный анализ.

с. 72 — 77







13




Старый замок. Счастье в сирени живёт.

Слушание музыки. Сирень Рахманинов. Старый замок Мусоргский Интонационно-образный анализ.

с. 78 — 81







14




Не молкнет сердце чуткое Шопена.

Слушание музыки. Ф.Шопен Полонез, Мазурки, Желание Интонационно-образный анализ.

с. 82 — 83







15




Танцы, танцы, танцы...

Слушание музыки. Арагонская хота М.Глинка. Баркарола Чайковский Интонационно-образный анализ.

с. 84 — 85







16




Царит гармония оркестра

Слушание музыки. Симфоническая увертюра. М.И. Глинка Интонационно-образный анализ.

с. 90 — 91







3 четверть. В музыкальном театре (6 часов)







17




Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля

Слушание музыки. Глинка опера Иван Сусанин, фрагменты Интонационно-образный анализ.

с. 94 — 95




18




За Русь мы все стеной стоим…

Слушание музыки. Глинка опера Иван Сусанин, фрагменты Интонационно-образный анализ.

с. 96 — 97




19




Сцена в лесу.

Слушание музыки. Глинка опера Иван Сусанин, фрагменты Интонационно-образный анализ.

с. 98 — 99




20




Русский Восток

Слушание музыки. «Персидский хор» оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» Интонационно-образный анализ.

с. 102 — 105




21




Балет «Петрушка»

Слушание музыки. Первая картина из балета Петрушка. И.Стравинский Интонационно-образный анализ.

с. 106 — 107




22




Театр музыкальной комедии

Слушание музыки. Джаз Я.Дубравин. Острый ритм Гершвин Дж. Интонационно-образный анализ.

с. 108 — 109




Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4 часа)







23




Прелюдия

Слушание музыки. Рахманинов Прелюдия. Шопен Прелюдия Интонационно-образный анализ.

с. 112 — 113







24



Исповедь души.

Слушание музыки. Кушелев-Безбородко Што ты клонишь… Тонкая рябина. Р.н.п. Интонационно-образный анализ.

с. 114 — 115







25




Революционный этюд

Слушание музыки. Шопен Этюд Интонационно-образный анализ.

с. 116 — 117







26




Мастерство исполнителя

Слушание музыки. Дж. Рейнхард К Жако Интонационно-образный анализ.

с. 118 — 119







4 четверть.







О России петь – что стремиться в храм (2 часа).







27




Праздников праздник, торжество из торжеств.

Слушание музыки. Тропарь праздника Пасхи Интонационно-образный анализ.

с. 32 — 33







28




Родной обычай старины. Светлый праздник.

Слушание музыки. Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии № 1 для двух фортепиано. С.Рахманинов Интонационно-образный анализ.

с. 36 — 39







Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)







29




Композитор - имя ему народ

Слушание музыки. Народные песни Интонационно-образный анализ.

с. 60 — 61







30




Музыкальные инструменты России

Слушание музыки. Мужик на гармонике играет П.Чайковский, Светит месяц р.н.п. Интонационно-образный анализ.

с. 62 — 63







31




Оркестр русских народных инструментов

Слушание музыки. Римский-Корсаков Троицкие песни из оперы «Снегурочка» Интонационно-образный анализ.

с. 64 — 65







Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (3 часа)







32



В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты.

Слушание музыки. Бетховен Соната № 8 Интонационно-образный анализ.

с. 120 — 123







33




Музыкальный сказочник.

Слушание музыки. Римский-Корсаков Шахерезада Интонационно-образный анализ.

с. 124 — 125







34




Рассвет на Москве-реке.

Слушание музыки. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Интонационно-образный анализ.

с. 126 — 127




Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    1. Компьютер.

    2. Фонохрестоматия 4 класс.

Список литературы.

  1. Сергеева Г.П. Музыка 1- 4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 64 с.

  2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconРабочая программа по музыкальному искусству 3б класс. (Умк «школа 2100»)
Рабочая программа по музыкальному искусству разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconУрок математики во 2 классе
Учебно-методический комплекс: Математика 2 класс. Л. Г. Петерсон. Умк "Школа 2000 ", Умк "Перспектива"
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, базовый уровень
Рабочая программа составлена в соответствии с фгос ооо, на основе примерной программы основного общего образования по зобразительному...
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс: Математика 1 класс. Л. Г. Петерсон. Умк "Школа 2000 ", Умк "Перспектива"
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconРабочая программа По музыкальному искусству
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Черных»
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconУчебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8
Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.»
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconМузыкальная литература в дмш и дши является одним из ведущих предметов...
Дмш и дши является одним из ведущих предметов в воспитании у учащихся любви и интереса к музыкальному искусству, понимание народного,...
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconПротокол №5 от 31. 03. 2011
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconПрограмма по окружающему миру 4 класс умк «Перспектива» Количество...
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconУрок изучения новых знаний
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconРабочая программа вокального кружка «Моя музыка»
Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников...
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconРабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение,...
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconПлан-конспект занятия по теме «Правильность и точность словоупотребления»
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconКонспект урока тема: «Межотраслевые комплексы России. Апк.»
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconКонспект урока по теме: «Межотраслевые комплексы России и их география»
Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г
Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») iconРабочая программа на 2012-2013 учебный год Предмет: Музыка 1 класс
Программа: Перспектива. Составлена на основе Гос образовательного стандарта начального общего образования по искусству. Примерной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск