Скачать 195.81 Kb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 182
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 А КЛАСС. (УМК «ПЕРСПЕКТИВА») Составитель: учитель искусства Заугольникова Арина Владимировна. Срок реализации 2013 – 2014 учебный год. Красногвардейский район, Санкт-Петербург, 2013 г. Особенности контингента учащихся 4 а кл, в котором реализуется данная программа. Класс полный. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют небольшое количество учеников, низкий единичное количество учеников. Уровень сформированности учебной мотивации средний. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Но есть дети, которых следует отнести к группе «аутсайдеров». Они не замкнуты, общительны, но отличаются крайне медленным темпом деятельности, у некоторых, напротив, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. В работе с такими детьми необходимо применять индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям, таким как: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Некоторые учащиеся показали слабый уровень распределения внимания, устойчивость и концентрацию. Основной тип памяти в классе – зрительная и двигательная, а так как в целом типы памяти совпадающие, это также является основой для взаимопонимания в классе. Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим уровнем способностей и высокой мотивацией учения, они в состоянии освоить программу по базовому уровеню. Они отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных заданий. В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала. Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Музыкальному искусству» составлена на основе рекомендованных Министерством образования Российской Федерации рабочих программ «Музыка 1 - 4классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. (УМК «Школа России») Продолжительность изучения курса 4 класс – 35 часов. Каждая образовательная область в обновляемой школе вносит свой вклад в формирование человека. Цель образовательной области «Искусство» - формирование духовной культуры человека. Искусство служит средством формирования мировоззрения ребенка, позволяет ценностно охватить весь мир в целом, в его эстетической и нравственной сущности. Цель массового музыкального воспитания и образования обучающихся – формирование музыкальной культуры как части их духовной культуры. На основе целевой установки программы сформулированы задачи музыкального воспитания и образования:
Задачи предмета «Музыкальное искусство» в 4 классе заключаются в следующем: - понятие интернациональности музыкального языка;
- выявление собенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига. - формирование навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски); Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами. Содержание программы. Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:
Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов. Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры. Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность. Содержание программы концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность возвращения школьника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе. Содержание курса. 4 класс. Музыка не знает границ. Всеобщая понятность музыкального языка. Взаимопроникновение культур. Обращение зарубежных композиторов к музыкальному фольклору других народов. Общность жизненного содержания музыки всех времен и народов. Особенности интонационно – образного воплощения содержания музыкального произведения в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига. Понятия и термины: баркарола, хота, контраст, симфонический оркестр, орган, полифония, этюд, ноктюрн. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры.
Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыкальное искусство» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой. Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки – урок – путешествие, урок – концерт, урок – размышление, урок – репортаж и другие. Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения музыкального искусства ученик должен знать • особенности музыкального языка и образности, определяющие специфику музыки как вида искусства; • основные жанры народной и профессиональной музыки; • основные музыкальные инструменты; • имена крупнейших русских и зарубежных композиторов и их основные произведения; • роль и значение музыки в синтетических видах творчества; уметь • эмоционально-образно воспринимать содержание музыкальных произведений; • узнавать изученные произведения русских и зарубежных композиторов; • определять основные средства музыкальной выразительности; • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; • исполнять народные и современные песни самостоятельно, в ансамбле и в хоре; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • высказывать собственные суждения о музыкальных произведениях; • петь и распознавать на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; • выражать свои впечатления от прослушанных произведений в пении, в пластическом и танцевальном движении, цветовом и графическом изображении; • участвовать в художественной жизни школы, стремиться наполнить музыкой свой культурный досуг. Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 4 класса: - наличие интереса к предмету «Музыкальное искусство», который выражается в стремлении к музыкально-творческому самовыражению (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в импровизации, участие в музыкально-драматических спектаклях); - умение высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки; - знание имён композиторов – венских классиков, композиторов – представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига; - знание названий различных видов оркестров; - узнавание музыкальных произведений, изученных в 4 классе (не менее 4х); - проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия). Тематическое планирование.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Список литературы.
|
Рабочая программа по музыкальному искусству 3б класс. (Умк «школа 2100») Рабочая программа по музыкальному искусству разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального... | Урок математики во 2 классе Учебно-методический комплекс: Математика 2 класс. Л. Г. Петерсон. Умк "Школа 2000 ", Умк "Перспектива" | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс, базовый уровень Рабочая программа составлена в соответствии с фгос ооо, на основе примерной программы основного общего образования по зобразительному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс: Математика 1 класс. Л. Г. Петерсон. Умк "Школа 2000 ", Умк "Перспектива" | ||
Рабочая программа По музыкальному искусству Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоилимская средняя общеобразовательная школа имени Н. И. Черных» | Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 8 Планирование составлено на основе «Примерной программы по музыкальному искусству. М.: Просвещение, 2006г.» | ||
Музыкальная литература в дмш и дши является одним из ведущих предметов... Дмш и дши является одним из ведущих предметов в воспитании у учащихся любви и интереса к музыкальному искусству, понимание народного,... | Протокол №5 от 31. 03. 2011 Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г | ||
Программа по окружающему миру 4 класс умк «Перспектива» Количество... Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Урок изучения новых знаний Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г | ||
Рабочая программа вокального кружка «Моя музыка» Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников... | Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по окружающему миру (М.: Просвещение,... | ||
План-конспект занятия по теме «Правильность и точность словоупотребления» Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г | Конспект урока тема: «Межотраслевые комплексы России. Апк.» Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г | ||
Конспект урока по теме: «Межотраслевые комплексы России и их география» Л. С. Климанова, А. В. Абрамов. Пропись «Мой алфавит» 1 класс умк «Перспектива», Москва Просвещение 2012 г | Рабочая программа на 2012-2013 учебный год Предмет: Музыка 1 класс Программа: Перспектива. Составлена на основе Гос образовательного стандарта начального общего образования по искусству. Примерной... |