«Согласовано» «Утверждено»
Зам.директора по ВР: Директор МБОУ
Комолятова О.В.___ «Красносельцовская СОШ»
« _2__» _сентября 2013г. Макаркин В.А.
« _2__» сентября 2013г.
Рабочая программа
вокального кружка
«Моя музыка»
Руководитель кружка:
педагог дополнительного образования
Комолятова Е.Л.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами. Каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.
Цель программы:
Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;
Занятия проводятся 2 раза в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и обще музыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для районных, школьных конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
Уметь:
- верно петь, выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью.
Тематический план
№
Раздел
Тема
Количество
часов
1
Музыкально-теоретические дисциплины
Введение.
Ладовое многообразие
| Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения
Динамика.
| Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
| Типы голосов.
Типы дыхания.
| Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода
Урок слушания и анализа
| 12
2
Вокальная работа.
Формирование певческих навыков. Роль распевки
Певческая установка
| Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
| Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.
| Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции.
| Дыхания
| Единство художественного образа и исполнительства
| Работа над тембровой окраской
| Звуковедение. Развитие чувства ритма.
| Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами
| Развитие певческого диапазона. Унисонное пение
Пение фальцетом.
| Пение речитативом. Дикция
| Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.
| Работа над музыкальным и сценическим образом.
|
| 45
3
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки
Жанровое разнообразие музыки.
Роль песни в переломные моменты истории.
| Песня в жизни человека.
История гимнов России.
| Песня на войне.
Бардовская песня.
| Современная музыка – что это?
Вокальные жанры в музыке
| Творчество современных композиторов-песенников
Народное музыкальное творчество
| 16
4
Работа с солистами
Владение своим голосовым аппаратом.
Использование певческих навыков.
|
| Работа над собственной манерой вокального исполнения.
Освоение исполнения бэк-вокал.
|
| Расширение диапазона голоса.
Нотная грамота.
|
| Дикция и артикуляция. Сценическая хореография.
Выявление индивидуальных красок голоса.
|
| Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация.
Движения под музыку.
| Постановка танцевальных движений
Использование элементов ритмики, сценической культуры.
| Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
| 55
5
Теоретико-аналитическая работа
Беседа о гигиене певческого голоса
Народное творчество
Работа исполнителя-вокалиста
Урок-концерт
8
Содержание программы
№
Название раздела, темы
Содержание темы
Тип урока
Форма урока
Информационное сопровождение
Дата
по плану
Дата фактически
Раздел1: Музыкально-теоретические дисциплины.(
12 часов)
1-3
Введение.
Ладовое многообразие
Знакомство с артикуляционным аппаратом и его особенностями. Прослушивание голосов.
Понятие лад. Его значение в музыке.
Занятия изучения и закрепления новых знаний.
Занятие-путешествие Фонограммы детских песен
Примеры мажорных и минорных произведений
4-6
Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения
Динамика.
Понятие-темп. Его разновидность. Определение темпа и лада на примере вокальных произведений
Динамические оттенки в музыке. Способность голоса. Работа над динамикой при исполнении распевок
Комбинированные занятия
Беседа Запись произведений с различными темпами.
Запись произведений с яркими динамическими оттенками
7-9
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
Понятие жанр, песня, танец, марш. Особенности муз.жанров. Слушание.
Понятие музыкальная форма. Схематическое изображение 1,2,3-х частных форм в музыке. Слушание
Комбинированные занятия
Беседа Запись танцевальной, маршевой и песенной музыки
Записи. 1,2,3частные музыкальные произведения
9-10
Типы голосов.
Типы дыхания.
Определение типов голосок каждого участника. Слушание вокальных произведений. Анализ- определение типа голоса
Дыхание. Дыхательная гимнастика. Вокальная работа
Комбинированные занятия
Практические занятия. Вокальные произведения
Фонограммы ансамблевых песен
11-12
Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода
Урок слушания и анализа
Жанр песня. Его особенности. Исполнение ансамблевое, сольное
Закрепление теоретического материала. Слушание, анализ музыкальных произведений. Комбинированные занятия
Практические занятия Песни в ансамблевом исполнении.
Произведения для интонационного анализа
Раздел 2. Вокальная работа. (45 часов)
13-15
Формирование певческих навыков. Роль распевки
Понятие певческие навыки. Знакомство с распевками. Вокальная работа. Комбинированные занятия
Практические занятия
Нотные записи вокальных упражнений для работы
.
16-18
Певческая установка
Основные положения корпуса и головы исполнителя во время пения Комбинированные занятия
Практические занятия
Схема постановки корпуса и головы вокалиста. Правила пения
19-21
Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.
Интонирование. Вокальные упражнения для развития слуха исполнителя. Комбинированные занятия
Практические занятия
Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха
22-24
Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.
Сольфеджирование. Знакомство с дирижёрскими жестами. Вокальная работа Комбинированные занятия
Практические занятия
Нотные записи вокальных упражнений для развития слуха
25-27
Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции.
Разучивание упражнений для артикуляционного аппарата. Комбинированные занятия
Практические занятия
Нотные записи вокальных упражнений для работы над артикуляцией
28-30
Дыхания
Вокальная работа. Упражнения на дыхание. Дыхательная гимнастика.
Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
Нотные записи вокальных упражнений для развития дыхания
31-33
Единство художественного образа и исполнительства
Понятие художественный, музыкальный образ. Вокальная работа- передача образа при помощи средств музыкальной выразительности Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
Запись «+» и «-» для сольного исполнения
34-36
Работа над тембровой окраской
Понятие тембр. Смена тембра голоса. Вокальная работа Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
Запись «+» и «-» для сольного исполнения
37-39
Звуковедение. Развитие чувства ритма.
Разучивание произведений с различными ритмами (колыбельная, речитатив) Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
Запись «+» и «-» для сольного исполнения
40-42
Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами
Образ исполнителя на сцене. Вокальная работа Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
Запись «+» и «-» для сольного исполнения
43-45
Развитие певческого диапазона. Унисонное пение.
Распевка для развития голосового диапазона. Понятие унисон Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
Запись «+» и «-» для сольного исполнения
46-48
Пение фальцетом.
Понятие пение фальцетом. Постановка голоса. Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
49-51
Пение речитативом. Дикция
Ритмические особенности сольного произведения Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
52-54
Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.
Понятие придыхательного пения. Практическая отработка. Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
55-57
Работа над музыкальным и сценическим образом.
Работа с микрофоном. Сольное исполнениё номера. Комбинированные занятия
Занятие-постановка, репетиция
Запись «+» и «-» для сольного исполнения
|