Скачать 57.18 Kb.
|
Формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников Уроки музыки в школе являются органической частью системы эстетического воспитания. Развитие и обогащение музыкально-творческих способностей, формирование навыков восприятия музыки, заинтересованное отношение учащихся к музыкальному искусству в форме классной, внеклассной и внешкольной работы должны осуществляться в продуманной и последовательной системе. В воспитании духовности и формировании всесторонне развитой личности действенным средством является художественно-эстетическое воспитание, приобщение подрастающего поколения к высоким духовным ценностям. Эта задача огромной важности в большей степени решается в общеобразовательной школе, которая является основным учебно-воспитательным учреждением. Уроки музыки имеют огромные возможности развития духовности, общей и эстетической культуры учащихся, так как самой жизнью доказано, что музыка в силу своей специфической особенности и неповторимости, путем целенаправленного и систематического воздействия облагораживает человека, делает его восприимчивым, отзывчивым, чутким, добрым, помогает формированию мировоззрения, нравственных качеств, духовной культуры. Одной из главных задач музыкального воспитания учащихся начальных классов является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой. Детям данного возраста, особенно на начальной стадии обучения, сложно еще воспринимать музыку полноценно, оценить ее в эстетическом плане. Тем не менее, дети проявляют большой интерес к каждому услышанному звуку музыки, к каждому слову учителя о музыке, проявляют умение определять общее настроение музыкального произведения, различают средства музыкальной выразительности, высказывают свое суждение о музыке. Все это является благодатной почвой развития у младших школьников необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкально-эстетической культуры. Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. Это один из важнейших принципов общей и музыкальной педагогики. Осуществляя музыкально-эстетическое воспитание, важно четко определить педагогические условия, при которых поставленная задача решается успешно. На основе изучения специальной литературы и опыта передовых учителей музыки можно определить основные педагогические условия, способствующие успешному формированию музыкально-эстетической культуры школьников: - целенаправленность урока (в плане эстетического воспитания; - четкая структура урока в соответствии с изучаемым материалом; - правильный отбор художественного материала и соответствующих ему методов, приемов обучения; - знание учителем специфической особенности каждого класса, каждого ученика (имеется в виду организованность детского коллектива, певческие особенности учащихся, способности их музыкального восприятия и т.д.); - специальная направленность работы учителя музыки на уроке, предусматривающая формирование музыкально-эстетической культуры; - непрерывность и систематичность работы учителя в соответствии с поставленной целью; - создание необходимой психологической ситуации в течение всего урока и особенно при знакомстве с новым произведением; - активизация в момент восприятия внимания, чувств и переживаний эстетического характера; - эстетическая образованность, психолого-педагогическая и методическая подготовленность самого учителя музыки, систематичность его работы в эстетической деятельности учащихся; - влияние эстетических интересов родителей на детей; - влияние радио, телевизионных передач на развитие эстетических чувств и формирование эстетических вкусов учащихся. Два последних условия, хотя и не имеют на первый взгляд, непосредственного, прямого отношения к урокам музыки, но, как показала практика, косвенно влияют на отношение учащихся к музыке, урокам в целом, отдельным музыкальным произведениям, композиторам, исполнителям. Одним из важных педагогических условий формирования музыкально-эстетической культуры учащихся является творческое ведение урока, которое предполагает научность изложения художественного материала, идейно-нравственную направленность, непосредственную связь искусства с жизнью, использование конкретных приемов и фактов с целью понимания сущности и содержания музыкального искусства, его выразительных средств, обеспечение учителем межпредметных связей, строгий учет практических знаний и опыта как всего класса, так и отдельных учащихся. Учителю музыки необходимо владеть профессиональными умениями и навыками, наиважнейшими из которых являются умения использовать свои знания для творческого решения практических задач, самостоятельной интерпретации музыкальных произведений. Учитель должен профессионально петь и играть на музыкальном инструменте, владеть певческим голосом, уметь интересно рассказывать о музыке, словом профессионально вводить детей в мир большого искусства. Учителю музыки важно знать, что в музыкально-эстетическом воспитании большое значение имеет атмосфера, в которой проходят занятия. Она должна быть творческой, спокойной, непринужденной, взаимодоверительной между учителем и учащимися. Одной из особенностей работы с учащимися начальных классов на уроках музыки является охрана детского голоса. Возрастное становление и развитие детского голоса можно условно подразделить на четыре периода. Первый период – это период становления и развития детского голоса от 6-7 до 10-12 лет. Второй период можно обозначить как предмутационный период, он охватывает возраст детей от 11-12 до 11-13 лет. Третий период (от 11-13 до 14-16 лет) – период мутационный и очень важный в плане бережного отношения, воспитания и охраны детского голоса. Наконец, четвертый – послемутационный период - начинается с 16 лет и далее. По степени развития голоса учащихся учителю необходимо проявлять особое внимание каждому периоду, учитывать их индивидуальные и возрастные особенности, продуманно отбирать для пения репертуар, использовать методы, помогающие охране детского голоса. Научно обоснованный процесс формирования музыкально-эстетической культуры учащихся на уроках музыки предполагает соблюдение учителем следующих принципов: единство обучения и воспитания; научность и сознательность в обучении; связь обучения с жизнью; доступность и наглядность обучения; прочность усвоенных знаний, умений и навыков; индивидуальный подход и единство эмоционального и сознательного. Последний принцип играет в музыкальном воспитании особо важную роль. Сила воздействия музыки в ее яркой эмоциональности. Эмоциональная отзывчивость на музыку является центром музыкальности. Исходя из специфических особенностей уроков музыки, целесообразно выделить следующие дидактические требования: 1. Содержательность музыкального материала, его эмоциональность, разнообразие, гибкость приемов и методов музыкальной работы, живой темп урока, опора на связь музыки с жизнью. 2. Четкость основной учебной цели, целенаправленность песенного и слушательного репертуара, подчиненность всех методов музыкальной работы единой теме урока. 3. Целенаправленный подбор музыкального материала для каждого урока в зависимости от целей музыкально-эстетического воспитания. 4. Продуманный отбор наиболее эффективных приемов и методов музыкальной работы для каждого вида музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений и т.д.). 5. Организация учащихся на уроках (разделение на голоса, выявление групп по музыкальным интересам, склонностям и др.). 6. Работа учителя с отстающими в певческом отношении учащимися, пропустившими ряд уроков музыки. 7. Сочетание коллективной и индивидуальной формы работы как в певческой деятельности, так и в деятельности по слушанию музыки и другим разделам. 8. Организационная четкость работы, единство построения уроков музыки, единство музыкальных требований к учащимся, единство певческой установки и т.д. 9. Неразрывность образовательных и воспитательных задач, выражающихся в подборе соответствующего музыкального репертуара, направленного на формирование музыкально-эстетической культуры младших школьников. Ожидаемые результаты достигаются тогда, когда начальному музыкальному воспитанию уделяют должное внимание не только учителя, но и руководство, весь педагогический коллектив школы, органы народного образования всех уровней. Музыка может и должна стать доступной всем, чтобы обогатить детские души радостью и наслаждением, неоценимым богатством мира звуков, так как музыка важнейшее средство формирования духовной культуры школьников. |