Пояснительная записка
Примерная программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным ценностям. Программа составлена на основе основного содержания общего среднего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа является базовой для основной школы, определяет содержание учебного курса «Музыка». В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Курс музыки в основной школепредполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, включение элементов музыкального самообразования, знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемленной части их духовной культуры;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального искусства, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий.
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативногои социального развития направлены на развитие музыкальных интересов школьников, обеспечение их интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Изучение музыки дает возможностьреальной интеграции со смежными предметными областями.Возникает возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Личностное развитие учащихся заключается в реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, семьи обеспечивает социальное развитие детей. Коллективное сотрудничество, умение слышать другого, построение совместной деятельности и поиск нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет музыка изучается в 5-7 классах в объеме 35 ч. В год, 1 час в неделю.
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся., в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и ее влиянии на человека. Роль курса в основной школе состоит в установлении связей музыки с другими видами искусства, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основ музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает социализацию растущего человека, становление его жизненной позиции.
Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала.
Личностные результаты изучения музыки отражают
- формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитие музыкально-эстетического чувства, как способности воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе музыкально-творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных творческих задач.
Метапредметные результаты изучения музыки подразумевают:
- анализ собственной учебной деятельности для достижения результатов;
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации. Стремление к самообразованию;
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, применение знаний для решения разнообразных творческих задач;
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений;
Предметные результаты:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого человека;
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественных выразительности;
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка,отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и народов мира;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для рализации собственного творческого потенциала.
Содержание курса.
Основу примерной программы составляет отечественное и зарубежное музыкальное наследие, современная музыка различных стилей и жанров, духовная музыка.
Основными содержательными линиями при изучении курса музыка являются:
Музыка как вид искусства, средства музыкальной выразительности, образ и драматургия, народное музыкальное творчество, особенности музыки различных эпох, отечественная музыкальная культура 19 века, стилевое разнообразие музыки 20 века, взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Основными видами учебной деятельности школьников являются:
Слушание музыки, пение, музыкальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений, музыкально творческая практика с применением информационно-коммуникативных технологий.
Музыка как вид искусства. Музыка как часть духовного опыта человечества. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка ( средства музыкальной выразительности: мелодия, гармония, ритм, тембр, лад и др.). музыкальная картина современного мира.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор. Музыкальной образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного творчества как части общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке.
Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки.Музыка Средневековья в России и Западной Европе. Музыка эпохи Возрождения и Барокко в Западной Европе. Своеобразие музыкальной культуры России во второй половине 17, 18 и19 веков.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Традиции русской классической музыкальной школы. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство: наиболее популярные жанры.
Музыка в семье искусств. Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы.
Практические творческие работы.
!. Слушание музыки. Эмоционально-образное восприятие музыкальных шедевров русской и зарубежной классики (фрагменты, полностью).
2. Хоровое и сольное пение, вокально-инструментальная импровизация.
3. Музицирование на простейших музыкальных инструментах(в том числе электронных).
4. Музыкально-пластическое движение. Выражение через пластику образного содержания музыкального произведения.
5. Драматизация музыкальных произведений.
6. выполнение исследовательских проектов, связанных с историей музыки, современным этапом ее развития, практическим музицированием( в том числе с использованием средств новых информационно-коммуникативных технологий).
7. Участие в конкурсах, олимпиадах, концертные выступления.
Объекты культуры для посещения учащимися.
Музеи -художественные, декоративно-прикладного искусства, краеведческие, мемориальные.
Концертные и выставочные залы, театры, кинотеатры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков МУЗЫКИ на 2013-2014 учебный год
Классы:6
Учитель: Микитенко Л.С.
Количество часов на год – 34 час., в неделю: - 1 час.
Планирование составлено на основе: Примерной программы.
Учебник: Музыка Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.изд. «Просвещение» 2013г.
Дополнительная литература:Программа Д. Б. Кабалевского.
Методическое пособие по музыке авт. Е. Д. Критская.2010г.
Примерные программы по музыке,искусству по новым стандартам, изд. «Просвещение» 2010 г.
№
урока
| Содержание
| Количество
часов
| Дата
| Требования к
результатам
| 1
| Западноевропейская музыка18-19 веков.
Вводный урок.
| 9
1
| сентябрь
| метапредметные
| 2
| Стилевые направления в западноевропейской музыке.
| 1
|
| метапредметные
| 3
| Композиторы венской классики.
| 1
|
| предметные
| 4
| Творчество Й. Гайдна.
Инструментальные жанры.
| 1
|
| предметные
| 5
| Сонатно-симфонический цикл. Симфонический оркестр.
| 1
| октябрь
| предметные
| 6
| Симфоническое творчество Й. Гайдна , «Прощальная» симфония.
| 1
|
| предметные
| 7
| Творчество В. А. Моцарта. Инструментальная музыка «Фантазия» ре минор.
| 1
|
| предметные
| 8
| Симфоническое творчество В. Моцарта. Симфония №40.
| 1
|
| предметные
| 9
| Характеристика творчества Л. Бетховена.
Симфоническое творчество.
| 1
| ноябрь
| предметные
| 10
| Эпоха романтизма.
Композиторы-романтики.
| 7
1
|
| метапредметные предметные
| 11
| Ф. Шуберт – основоположник романтизма в музыке.
| 1
|
| предметные
| 12
| Вокальное творчество Ф. Шуберта. Цикл «Лесной царь».
| 1
| декабрь
| предметные
| 13
| Симфоническое творчество Ф. Шуберта.»Неоконченная» симфония си минор.
| 1
|
| предметные
| 14
| Р. Шуман - характеристика творчества.»Фантастические танцы».Ф. Шопен инструментальная музыка
| 1
|
| предметные
| 15
| Ф. Шопен – характеристика творчества. Инструментальная музыка, вальсы, мазурки.
| 1
|
| предметные
| 16
| Ф. Лист «Венгерские рапсодии».
| 1
| январь
| предметные
| 17
| Индивидуальный стиль композиторов-классиков.
Определение стиля.
| 9
1
|
| метапредметные
| 18
| Э. Григ основоположник норвежской музыки. «Пер Гюнт».
| 1
|
| предметные
| 19
| Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт». Программная музыка.
| 1
| февраль
| предметные
| 20
| В.Моцарт .Опера «Волшебная флейта». Характеристика образов.
| 1
|
| предметные
| 21
| Характерные особенности стиля музыки П. И. Чайковского. 4 симфония.
| 1
|
| предметные
| 22
| Балет «Лебединое озеро» П. Чайковского, разбор формы.
| 1
|
| предметные
| 23
| Увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта». П. И, Чайковского.
| 1
| март
| предметные
| 24
| С Прокофьев симфонизм музыки. Балет «Ромео и Джульетта».
| 1
|
| предметные
| 25
| С. Прокофьев «Классическая» Симфония. Стиль неоклассицизма.
| 1
|
| предметные
| 26
| Индивидуальный исполнительский стиль в музыке.
Язык выражения.
| 9
1
|
| метапредметные
| 27
| Вокальные тембры, жанры. Творчество Ф. Шаляпина.
| 1
| апрель
| предметные
| 28
| Романсы русских композиторов на стихи А. С. Пушкина. «Зимний вечер».
| 1
|
| предметные
| 29
| Фортепианная музыка. Выдающиеся исполнители. Концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского.
| 1
|
| предметные
| 30
| Творчество С. Рихтера..Концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова.
| 1
|
| предметные
| 31
| Скрипичная музыка. Творчество А. Вивальди. «Времена года».Международные конкурсы исполнителей.
| 1
| май
| предметные
| 32
| Творчество Д Ойстраха. Концерт для скрипки с оркестром.
| 1
|
| предметные
| 33
| Музыкально-театральные жанры. Язык выражения.
| 1
|
| предметные
| 34
| Итоговый урок.
| 1
|
| предметные
| |