Скачать 130.42 Kb.
|
Буданова Наталья Юрьевна, учитель физики МОУ «ООШ п. Чистопольский Краснопартизанского района Саратовский области» Урок физики в 10 классе. Тема: Электроемкость. Конденсаторы. Цели: Формировать представления о материальности электрического поля. Познакомить учащихся с понятием электроемкости, элементами теории конденсатора, с его устройством, применением; Развивать представления учащихся о физической картине мира, познавательную и творческую активность, интерес и мотивацию школьников к изучению физики; активизировать деятельность учащихся, проектируя физический эксперимент на компьютере. Прививать культуру умственного труда, воспитывать патриотические чувства Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск «Открытая физика», военные фотографии в слайд-фильме, таблицы, фотоаппарат, опорный конспект; электрометры, конденсаторы, электрофорная машина. План урока:
Ход урока. 1. Организационный момент Эпиграфом урока послужат слова Конфуция: «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». В ходе урока мы воспользуемся тремя путями, которые ведут к знаниям, по мнению философа. Но какой путь для вас самый приемлемый решать вам. Я предлагаю ответить на вопросы тестового задания, путем размышления, опираясь на полученные знания предыдущих уроков. 2. Проверка домашнего задания Учащимся предлагается выполнить тестовое задание «Диэлектрики и проводники в электростатическом поле» по материалам домашнего задания 3. Сообщение темы и целей урока. -Перечислите способы, с помощью которых можно зарядить тело? -Опишите процесс зарядки нейтральных тел. Демонстрация Перед вами электрофорная машина. В результате трения банки машины заряжаются. Между металлическими шариками возникает разность потенциалов. С увеличением напряжения между проводниками может возникнуть пробой диэлектрика, проводники разряжаются. Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной, которая характеризует способность двух проводников накапливать электрический заряд. Эту величину называют – электроемкостью, обозначают буквой с. Так же установим, от каких величин она зависит, в каких единицах измеряется. Познакомимся с устройством конденсаторов и их применением. Выводы и формулы вы должны записать в опорном конспекте. 4. Изучение нового материала - Установим, как зависит электроемкость проводника от заряда и изменения потенциала. Демонстрация. А) Два корпуса электрометра заземлить, а стержни, на которые надеты шаровые кондукторы - большой и малый, соединить по очереди, от наэлектризованной палочки электрофорной машины. Каждый шар получает одинаковое количество положительного электричества. (Для большей эффективности и наглядности можно продемонстрировать аналогичное явление с сообщающимися сосудами с различными поперечными сечениями (1 опыт с зажимом, 2 опыт - зажим убрать)) - Потенциал, какого электрометра увеличивается быстрее? /малого шара/ Б) Заряженные шары соединить проводником. - Что показывают электрометры, как же распределились заряды? /По показанию электрометров видно, что потенциалы шаров стали равными. После соединения происходило перемещение положительного заряда в сторону понижения потенциал, т. е. от малого шара к большому, пока потенциалы не выровнялись. Следовательно, на шарах заряды не равны; у большого шара заряд больше, чем у малого/ - Вы наглядно увидели, что у каждого проводника потенциал изменяется пропорционально заряду, а отношение заряда к потенциалу для данного проводника – величина постоянная, зависящая от его размеров и форм называется электроемкостью проводника. - Можно ли размышлением или подражанием прийти к такому выводу? /Не всегда, нет/ Электроемкостью системы из двух проводников называется физическая величина, определяемая как отношение заряда q одного из проводников к разности потенциалов Δφ между ними: В системе СИ единица электроемкости называется фарад (Ф): 1Ф = 1Кл/1В. Конденсатор — двухполюсник с определённым значением ёмкости и малой омической проводимостью; устройство для накопления энергии электрического поля. Конденсатор является пассивным электронным компонентом. Обычно состоит из двух электродов в форме пластин (называемых обкладками), разделённых диэлектриком, толщина которого мала по сравнению с размерами обкладок. Демонстрация. В) Установить зависимость электроемкости от размеров, форм проводника, диэлектрической проницаемости среды можно, проведя опыт с электрометрами, металлическими дисками. 1. При уменьшении расстояния между дисками, стрелка электрометра показывает уменьшение потенциала. 2. Уменьшение потенциала произойдет, если, сблизив диски до расстояния немного превышающего толщину пластины из диэлектрика, вставить её в зазор между дисками при удалении пластины потенциал восстанавливается до прежней величины. Электроемкость плоского конденсатора прямо пропорциональна площади пластин (обкладок) и обратно пропорциональна расстоянию между ними. Если пространство между обкладками заполнено диэлектриком, электроемкость конденсатора увеличивается в ε раз:
- А сейчас совершим небольшой экскурс в историю. Сообщения учащихся: «Открытие факта конденсации», «Устройство первого конденсатора» - Конденсатор в переводе на русский язык означает «сгуститель». Чтобы на емкость конденсатора не оказывали влияние окружающие тела, проводникам придают такую форму, чтобы поле было сосредоточенно в узком зазоре между обкладками конденсатора. Такому условию удовлетворяют: - Две плоские пластины – плоский конденсатор; - Два коаксиальных цилиндра – цилиндрические; - Две концентрические сферы – сферические; Демонстрация различных конденсаторов (таблица, конденсаторы) 1Ф очень большая емкость. Если создать конденсатор емкостью в 1Ф, то пластины будут площадью примерно 100км2 при расстоянии между ними в 1 мм. На принципиальных электрических схемах номинальная ёмкость конденсаторов обычно указывается в микрофарадах (1 мкФ = 106 пФ) и пикофарадах, но нередко и в нанофарадах. Конденсаторы могут соединяться между собой, образуя батареи конденсаторов. (Схемы) При параллельном соединении конденсаторов напряжения на конденсаторах одинаковы: U1 = U2 = U, а заряды равны q1 = С1U и q2 = С2U. Такую систему можно рассматривать как единый конденсатор электроемкости C, заряженный зарядом q = q1 + q2 при напряжении между обкладками равном U. Отсюда следует
Таким образом, при параллельном соединении электроемкости складываются.
При последовательном соединении одинаковыми оказываются заряды обоих конденсаторов: q1 = q2 = q, а напряжения на них равны и Такую систему можно рассматривать как единый конденсатор, заряженный зарядом q при напряжении между обкладками U = U1 + U2. Следовательно,
При последовательном соединении конденсаторов складываются обратные величины емкостей. Формулы для параллельного и последовательного соединения остаются справедливыми при любом числе конденсаторов, соединенных в батарею. Сообщения учащихся: «Типы конденсаторов», «Применение конденсаторов» Выдержки из сообщений учащихся:
В России условные графические обозначения конденсаторов на схемах должны соответствовать ГОСТ 2.728-74[2] либо международному стандарту IEEE 315-1975: - При быстром разряде конденсатора можно получить импульс большой мощности, например, в фотовспышках при фотографировании. Демонстрация. Принцип работы мгновенного фотоаппарата, получение снимка. - Благодаря фотографии многие интересные сюжеты из жизни человека можно хранить длительное время. Выставку фотографий мы посвятили 63 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Просмотр слайд – фильма, сопровождаемый чтением стихотворения учащегося. Ты пойди по стороне – в каждом доме Или в красном углу, или в старом семейном альбоме Ты увидишь портреты хозяев в пилотках и касках. Ты увидишь людей в гимнастерках солдатских. Кто под Нарвой иль Псковом, а кто под Москвой сражался. Кто увидел победу, а кто не дожил, не дождался. Все эти люди, что с разных глядят фотографий, Наши деды и наши отцы. Это сплав боевых биографий. - Как происходит зарядка конденсатора, затем его разрядка при превращении электрической энергии в световую, мы посмотрим в сюжете «Открытая физика». Проделаем виртуальную лабораторную работу. Ваша задача: а) собрать электрическую цепь, состоящую из источника питания, конденсатора, электрической лампочки, ключей, электрических соединительных проводов; б) от источника питания 4 В зарядить конденсатор; в) использовать конденсатор как самостоятельный источник тока для того, чтобы электрическая лампочка горела. Вопросы: 1) Как осуществлялся процесс горения лампочки? 2) Какое напряжение получила электрическая лампочка в начале разрядки конденсатора? 3) какое напряжение имели конденсатор и лампочка в конце работы? 5. Закрепление знаний учащихся.
Определите общую электроемкость, если С1 = С2 = 4мкФ при параллельном и последовательном соединении конденсаторов. (8 мкФ, 2 мкФ)
- В распоряжении радиолюбителя имеются 2 конденсатора. Как нужно их соединить, чтобы удвоить, уменьшить в 2 раза электрическую емкость? - Определите электроемкость конденсатора, если заряд на одной из обкладок конденсатора равна 1,2 10-5 Кл, а напряжение в цепи равно 12 В. (1 мкФ)
- Что называют электрической емкостью? - Чему равна емкость плоского конденсатора? - Что такое конденсатор? - С какими видами конденсаторов вы познакомились? - Определите емкость на раздаточных конденсаторах. 6. Подведение итогов урока. - Еще раз прочитайте слова Конфуция и скажите, какой из путей приобретения знаний для вас самый приемлемый? /Дети отвечают по-разному/ - Не важно, каким путем человек получает знания, каждый индивидуален, важен результат. Результат нашего урока - ваши приобретенные знания по теме: «Электроемкость, конденсаторы», и конечно заслуженные оценки. (Выставление оценок) 7. Домашнее задание п. 65-66 (повторить), п.67, упр. 295, 305. В опорных конспектах дети отмечают свой эмоциональный настрой в конце урока. При выставлении оценки обращаю внимание на заполнение опорного конспекта, оцениваю умение выделять учащимися главного из многого. Самоанализ урока
|
Урок физики в 5 классе. Тема: «Поведение световых лучей в различных веществах» Ребята! Мы продолжаем с вами принимать участие в проекте «Успешное чтение», поэтому сегодня у нас необычный урок физики, к нам снова... | Конспект урока физики в 10 классе По теме: «Тепловые двигатели и... Тип урока: урок – обобщения и систематизация знаний (урок проводится в виде конференции) | ||
Урок физики в 7 классе по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» Разработал учитель физики мбоу «Ладомировская сош» Ломакин Александр Владимирович | Урок по теме “Путешествие по шкале электромагнитных волн” Проведен студенткой 5 курса фмф анушиной М. в 11-ом классе лицея №40 (учитель физики Морозова Н. В.), Сош №2 (учитель физики Митроченкова... | ||
Урок физики и астрономии в 11 классе урок семинар по теме: «Солнце и законы физики» Цель: изучить материал по теме «Солнце, его строение, эволюция и влияние на жизнь на Земле» (астрономия). Познакомить учащихся понятием... | Урок физики. 10 класс. Тема: закон ома для полной цепи Урок физики с использованием электронно-образовательных ресурсов (эор) в образовательном процессе | ||
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 9 класса «Хочу стать... Неделя физики, информатики и икт проводилась согласно утвержденной программе на заседании учителей шмо естественнонаучного цикла | Урок физики в 7 классе «Суд над Инерцией» Цели: Дидактические закрепить знания, полученные на уроках физики; развитие логического и абстрактного мышления; повышение интереса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок, предложенный вашему вниманию – это урок физики в 9 классе (умк а. В. Перышкин), который является шестым в разделе «Строение... | Уроков физики в 9 классе Тема: «Кинематика» Моу гатчинская сош №9 с углубленным изучением отдельных предметов; учитель физики Шишкина М. Н | ||
Методическая разработка урока физики, 8 класс 2009 г. Автор: Платонова... Урок «Кристаллические тела и особенности их строения» первый урок в теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | Уроки по сольфеджио: Тема урока «Работа в тональности» Преподаватели Косыгина А. С. (урок в 1 классе), Гольева Т. В. (урок в 3 классе), Первушина Н. М. (урок в 6 классе) | ||
Урок физики в 9 классе Оснащение конкурса: пишущие машинки, секундамер, пюпитры, канцелярские наборы, наглядные пособия, ученическая доска | Урок физики в 8 классе по теме: «Работа и мощность электрического тока» Муниципальное общеобразовательное учреждение Константиновская средняя общеобразовательная школа | ||
Урок в 5 классе по теме: «Площади и объемы» Жарова Оксана Александровна учитель физики, математики, информатики моу «Середейская средняя школа» | Урок физики в 9 классе Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... |