Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму





Скачать 104.05 Kb.
НазваниеВозможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму
Дата публикации03.08.2013
Размер104.05 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
Возможна ли этика науки?*

И.В. Силуянова, д.ф.н., профессор,

зав. кафедрой биомедицинской этики РГМУ

Прежде чем ответить на вынесенный в заглавие вопрос, надо выяснить то, при каких условиях или в каком смысловом контексте выражение “этика науки” является корректным.

Уже в античной философии между наукой (“физикой”, естествознанием) и ”метафизикой” (философией) признавалось существование принципиальных отличий. В связи с этим, действительно ли корректно говорить о взаимосвязи науки (естествознания) и этики, которая со времен Сократа, рассматривалась как часть философии, т.е. как типично гуманитарное знание? Аристотель в “Большой этике” писал, что ставить вопрос о взаимодействии, например, утверждения “душа бессмертна” и утверждения, что сумма углов треугольника равна двум прямым “нелепо.... Сумма углов треугольника доказуема и без ссылки на бессмертие души”.1 Не менее классическим является и кантовское различение познавательных приемов естествознания (“физики”) и этики. Это различие заключается в том, что законы “физики”(законы природы) “определяются как законы, по которым все происходит”. Законы же этики - это ”законы, по которым все должно происходить”2.

Законы этики, как законы “должного” по отношению к “существующему”, неизбежно носят или ограничительный или запретительный характер. Именно это и объясняет то, что в рамках сциентистских идеологий постановка вопроса об этике науки в принципе невозможна. Типичным в этом отношении является понимание науки в советской государственной сциентистской идеологии 20-80-х годов XX века. Социализм трактовался как “общество, опирающееся на науку в своем развитии”3. “Речь шла о “научности”, о “научной рациональности” как одном из ведущих принципов социалистической культуры, что выражалось в распространении научного стиля мышления, в научном характере социалистической идеологии, господстве научного мировоззрения и атеистическом характере культуры”4. Наука в государственной идеологии оценивалась не только как “непосредственная производительная сила общества”, т.е. по производственно-экономическим параметрам. Из “непосредственно производительной силы” она была превращена в непосредственную и высшую “человекообразующую” ценность культуры. “Наука в условиях социализма становится средством преобразования не только материально-технической базы общественного производства, но и общества в целом”5. В 1995 году были опубликованы рукописи российского методолога науки М.К.Петрова, который в 60-ые годы обосновывал другую “марксистскую” идею о том, что “наука по канону слепа к человеческому, не видит и не в состоянии видеть человеческого, даже, если бы захотела”6.

Демократизация в России, которая коснулась и мировоззренческой культуры - стала основной предпосылкой отказа от стандартного сциентистского “образа науки” и перехода к осознанию существования широкого круга нестандартных для сциентистской идеологии аксиологических и этических проблем науки.

Более того, сегодня мы вправе говорить, что у современной “науки” и “этики” не только существуют, но должны быть найдены и определены “точки пересечения”. От того возможно или невозможно их определить, от того возможно или невозможно преодолеть барьеры, ранее их разделяющие, зависит не просто качество жизни, но и само существование человека.

Первый барьер - понятийный. Он преодолевается с помощью определения основных понятий и раскрытия непротиворечивости объединения слов “наука” и “этика” в понятие “этика науки”.

Чрезвычайно значимым в этом плане является определение науки, данное А.А.Ухтомским.

“Наука - это принципиально связное миропонимание или жизнепонимание. Поэтому проступок против основного принципа науки, когда хотят понимать жизнь с ее какой-нибудь одной стороны”7.

Нравственная сторона жизни - одна из важнейших ее свойств. Назначение нравственности - приобретение ценного опыта и научение избегать зла и даже предотвращение его наступления. Нравственная проверка мысли, в том числе и мысли научной, значима тем, что способна определить - к гибели или торжеству может привести она исследуемое наукой и самого исследователя.

Наука есть познавательное и исследовательское дело человека. И как таковое есть человеческое действие. И как таковое оно не может не иметь отношения к другим людям. Но система знания о правилах и нормах отношений между людьми - это и есть этика. В определенной степени вполне корректно говорить и об этичности отношения человека к исследуемой, и даже неорганической, природе, отношение к которой человека превращает ее в специфический “субъект” этого отношения. При этом природа является крайне беспомощным субъектом этого отношения, не способным ничем противостоять исследовательской агрессии ученого. И здесь кроется опасность (по золотому правилу этики) - снижение этического качества отношения к субъекту, особенно к беспомощному - снижает уровень этического отношения ведущего субъекта к самому себе. Или в терминах библейских - не любовь к другому оборачивается нелюбовью к себе. Чем опасна нелюбовь к себе? Ростом деструктивных, т.е. саморазрушающих действий и состояний ( цинизм, нигилизм и т.п.) Таким образом, с точки зрения классической этики снижение уровня отношения к тому или иному субъекту этического отношения разрушительно, так как оно не сообразно законам связности процессов природы и взаимоотношений в мире.

Соблюдение нравственного закона - методологически значимый для научных исследований критерий верного направления познавательной деятельности человека. Отказ от нравственных принципов приводит к формированию феномена “утопического активизма”. П.Гайденко определяет утопический активизм как “технократическую волю к переустройству человеком не только Земли, но и всего Космоса, переустройству, угрожающему уничтожением всего живого”8. История науки XX века полна примерами, когда утопический активизм заводил научное исследование, или, в лучшем случае, в тупик, или, в худшем - к более непоправимым результатам. К классическому примеру утопического актинизма можно отнести опыты проф. Иванова по скрещиванию человека и обезьяны в 20-е годы. Интересы “революционной” науки, освобожденной, в 1917 г. от морально-этических, и в основе своей религиозных ценностей, определили решение Совнаркома СССР о поддержке чудовищных практических опытов по получению ”новогибридного человека” путем скрещивания людей с антропоморфными обезьянами. В своем Отчете 1928 года, представленном в Совнарком СССР Председателю Комиссии по содействию работам Академии Наук СССР, проф. Иванов, руководитель экспериментального проекта, писал: ”Серьезным тормозом для постановки этой экспериментальной работы являлись также предрассудки религиозного и морального характера. В дореволюционной России было совершенно невозможно не только что-либо сделать, но и писать в этом направлении”5 .

В интересах “революционной науки” “научность” и “объективность” вытесняла традиционные для культуры морально-нравственные ценности.

При этом никогда не раскрывался относительный смысл провозглашаемой “объективности” науки. А он заключается в том, что наука всегда находилась и находится в границах нашего - субъективного - понимания и наших - субъективных - смыслов. Наука не может быть “чистой”, она всегда в той или иной форме функциональна, т.е. зависима, в том числе и от человеческих взаимоотношений, а значит неразрывно связана с решением моральных проблем.

Один из традиционных для европейской культуры морально-нравственных смыслов науки заключен в христианском понимании познавательной деятельности человека. Согласно этой традиции человек на протяжении веков, совершенствуя свой разум, как поистине божественную способность, пытался понять мир в согласии с духовно-нравственным законом, в согласии с чувством ответственности, совести и любви, различая добро и зло. От века к веку то, что было непостижимым, становилось доступным человеческому разуму. Наука прошла громадное расстояние и разгадала множество тайн. К началу ХХ века, питаясь мощным энергетическим потенциалом христианских ценностей святости жизни, милосердия, делания добра, наука, в частности медико-биологическое знание, приходит к ликвидации постоянно угрожающих человечеству факторов риска - эпидемий, инфекционных заболеваний.

Но нельзя закрывать глаза и на падение науки в XX веке. Чудовищны в своей реализации такие достижения как изобретение ядерного, биологического и т.п. оружия массового поражения, способного уничтожить жизнь на Земле за весьма ограниченное время. Как это ни парадоксально, но падения преобразующего разума наиболее глубоки в современной биомедицине, призванной охранять человеческую жизнь. Именно в связи с достижениями в биомедицине И.Т.Фролов, одним из первых отечественных философов, ставил вопрос “не только о ценности научной истины, но и о ее цене, причем “точкой отсчета” выступает здесь человек, его благо”9. Под влиянием процессов, происходящих именно в медицине, несмотря на господствующие в стране идеологические принципы, начинало формироваться внимание к проблеме соотношения этики и науки.

Действительно, заготовка “запасных” зигот (стадия развития человеческого эмбриона) и их последующее уничтожение - условие процедуры искусственного оплодотворения. Отрицательные результаты пренатальной диагностики - еще одно мощное основание “показаний” для искусственного прерывания жизни. Превращение человеческих зародышей в фармацевтическое “сырье” является условием фетальной терапии. Именно здесь сегодня налицо потеря наукой главного ориентира - достижения совершенного блага человека. Именно этой потерей сегодня обеспокоена общественность, в том числе и христианская.

Христианство никогда не было против науки. Христианская религия “рассматривает науку как необходимый инструмент этой жизни”10. Более того, слова Спасителя “Дела, аже Аз творю, и вы сотворите, и больше сих сотворите” (Ин.14,12), православное богословие трактует как призыв к делам человеческим, в том числе и к развитию науки и научных теорий. Но не “любых”, а лишь тех, как учит Нектарий Оптинский, которые “не портят нравственность”.

“Человек двухсоставен, духовно-телесен, и его нормальное бытие невозможно без соответствующей гармонии этих двух начал... Уже по этой причине, в силу единства духовной и физической природ в человеке взаимосвязь религиозного и научного знания естественна и необходима”11. Разрыв этой взаимосвязи и приводит к возникновению феномена “полу-науки”. Слова св.Василия Великого в “Беседах на Шестоднев” о “полу-ученых” его времени становятся все более уместными в наши дни: “Не имеют ли те, кто посвятил себя полу-науке, глаза сов, ибо зрение совы, проникающее сквозь мрак ночи, поражается великолепием Света”. Ф.Достоевский говорит о феномене “полу-науки” почти в апокалипсическом тоне: “Полу-наука,- говорит один из его героев,- есть невиданный прежде деспот, деспот, имеющий своих собственных жрецов и рабов, деспот, перед которым всякий преклоняется с любовью и суеверным страхом, нечто до сих пор невиданное, перед чем постыдно дрожит и трепещет наука”12. Полу-наука максимально проявляет себя в современном научно-техническом прогрессе, деспотизм которого обусловлен отсутствием благо-разумия, т.е. нравственной неполнотой разума.

Нравственная неполнота разума формирует такое явление как “рациофашизм” (П.Фейрабенд), когда под знаменем научной рациональности и ради ”объективного” знания вживляются раковые клетки в здоровый организм человека. Или когда ради ”объективной” информации отказываются от лечения больного, погибающего от болезни. Или когда без ведома и согласия больных их используют для клинических испытаний новых лекарственных препаратов. К сожалению, перечень подобных примеров, сопровождающих современную научную работу, может составить не одну страницу. Сегодня к ним добавляются вопросы о практических, социо-культурных последствиях современных биомедицинских технологий. Например, насколько социально безопасно распространение генетического тестирования или вмешательство в геном человека? Или насколько этически допустимо клонирование клеток человека с целью получения его “оригинальных копий”, “запасных частей”? Эти вопросы выходят далеко за узкие рамки внутринаучной области и касаются как каждого человека, так и судеб общественного развития в целом.

На вынесенный в заглавие статьи вопрос христианство отвечает положительно, определяя проблему этической и социальной ответственности ученых как одну из современных и социально-значимых общецивилизационных проблем.

В смысловом контексте христианской культуры “этика науки” является чрезвычайно значимым понятием, которое означает область знания, развитие которой становится необходимым условием для существования не только самой науки, но и общества в целом.

Какой же конкретно видится этика науки в контексте Православия?

Прежде всего дисциплиной, предусматривающей

- наличие четко выраженной конечной цели в каждом научном исследовании,

- осознание необходимости и приоритетности духовно-нравственных критериев в определении полезности конкретной исследовательской деятельности ученого,

- ограждение исследователя от установки “познание ради познания”, подчинение которой все с большей вероятностью приближает современное человечество к катастрофическим процессам.

Разумное сотрудничество религии, этики и науки в рамках этики науки также способствовало бы

- нахождению наиболее нравственно оправданных направлений развития естественнонаучного и гуманитарного знания,

- решению задачи полноценной совместимости религиозных представлений с научной деятельностью ученого,

- сыграло бы огромную роль в создании в обществе атмосферы доверия к науке, к достижению социального признания и социализации научных открытий.

Искомое доверие особенно значимо в условиях революционного развития современного знания и технологий. Проблемы и трудности современной науки не должны быть корпоративно-кланово закрыты, ибо в этом случае потеря доверия со стороны общества к науке в целом неизбежна. Ведущим основанием и условием столь значимого для научного сообщества социального и индивидуального доверия является широкое обсуждение острейших этических проблем современной научной практики с представителями различных социальных групп. Этика науки - уникальная форма общения и диалога между людьми, которые ведутся с целью - обрести доверие, столь важное для всех членов общества.

Изоляция же науки от такой важной сферы, как нравственно-религиозная и духовно-интеллектуальная жизнь, от таких социальных реалий как Православная Церковь, неизбежно ведет к потере не только социального доверия, но и неизбежным деформациям в понимании целостности мира и многомерности самого человека.

В настоящее время в нашей стране сложились все необходимые и достаточные условия к развитию плодотворного диалога между древнейшими формами познающего человеческого духа - этикой и наукой. Под влиянием особенностей современной цивилизации особым пространством данного диалога становится такая область знания как этика науки. Чем более точной, выверенной и определенной будет эта область знания, тем более устойчивым и надежным будет искомое всеми связное миропонимание и значимое для всех доверие.

* Этика и наука будущего. Материалы Второй Российской междисциплинарной научной конференции. М. Дельфис, 2002. с. .35-38.

1 Аристотель. Большая этика. Соч. в 4-х томах,Т.4,М.1984, с. 300.

2 И. Кант “Основы метафизики нравственности” Соч. в 6-ти томах, т.4ч.1,М.1965, c.222.

3 Наука и культура. М., 1984, Предисловие, с.4.

4 Келле В.Ж. Наука как феномен культуры. - "Наука и культура". М., 1984, с.15.

5 Макешин Н.И. Наука, культура, общественный прогресс. - "Наука и культура". М., 1984, с.314.

6 Петров М.К. Искусство и наука. М., 1995, с.48.

7 А.А.Ухтомский. Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск, 1997, с.83.

8 Гайденко П.П.Бытие и разум.-”Вопросы философии”,№7,1997,с.114.

9 Фролов И.Т. Взаимодействие наук и гуманистические ценности. - "Наука и культура", с.329.

10 А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины.М.,1997,с.146.

11 Там же, с.145.

12 “The Devils”, Harmondsworth: Penqium books,1971,p.257.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму icon4. Морально-этические проблемы «статуса эмбриона» Силуянова И. В.,...
Обе стороны приводят веские аргументы в свою защиту, в основе которых лежат разные мировоззренческие позиции
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму icon4. Морально-этические проблемы «статуса эмбриона» Силуянова И. В.,...
Обе стороны приводят веские аргументы в свою защиту, в основе которых лежат разные мировоззренческие позиции
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму icon1. Этика и медицина. Теоретические основы биомедицинской этики. Биомедицинская...
Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики ргму
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconРоссийской Федерации Федеральное государственное образовательное...
Петренко И. М., зав кафедрой экономической теории, д-р экон наук профессор Дулин М. П., зав кафедрой педагогики и психологии, д-р...
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconЛекция 1 Медицина и этика. История биомедицинской этики
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconС. Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики ргму план
Однако уже в XX в достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconС. Л. Болховитинова, сотрудник кафедры биомедицинской этики ргму план
Однако уже в XX в достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconРабочая программа вариативной части учебного плана разработана в...
Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой биохимии гоу впо мгсму (зав кафедрой...
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconЛитература Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М., 2001
Структура современного этического знания. Место биоэтики, биомедицинской этики и медицинской этики в структуре этического знания
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconПроблемы коммуникации
М. Е. Евсевьева (зав кафедрой, доцент А. А. Ветошкин); С. А. Борисова, директор Института международных отношений Ульяновского государственного...
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconСеминарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”
...
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconПрограмма городской научной конференции школы молодых ученых «современное...
Иок, проректор по ур сгту; Борщов А. С., профессор, директор испм; Устьянцев В. Б., профессор каф. Флс; Елютина М. Э., профессор,...
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconРабочая программа Название дисциплины биохимия шифр специальности...
Рф от 8 ноября 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060103 «педиатрия», разработанной кафедрой...
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconЗаслуженный деятель искусств рф, заведующий кафедрой камерного ансамбля...
Зав кафедрой специального фортепиано, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconСтандарты (протоколы) диагностики и лечения болезней органов пищеварения
Рф академик ман, проф. П. Я. Григорьев зав кафедрой гастроэнтерологии ргму, руководитель федерального гастроэнтерологического центра....
Возможна ли этика науки? И. В. Силуянова, д ф. н., профессор, зав кафедрой биомедицинской этики ргму iconИнтерактивные инновационные методы обучения студентов иностранным языкам
И. Турковский; зав кафедрой педагогики, канд пед наук, доцент Н. А. Ракова; декан филологического факультета, кандидат филологических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск