В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Оздоровительные, пришкольные лагеря, профильные смены – вот несколько из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.
В целях совершенствования работы с одаренными учащимися, развития научно-исследовательской деятельности школьников, а также оздоровления и укрепления физического состояния учащихся одна из таких профильных смен для учащихся специализированных классов состоялась благодаря Главному управлению образования города Новосибирска совместно с городским комплексным центром «СОЛО» с 10-18 августа 2012 года на базе ДСОЛ КД «Чкаловец».
Не знаю, кто придумал этой смене название ЛАД – «Летняя Академия Достижений», но ведь действительно за эти 10 дней, всё прошло, состоялось, свершилось ЛАДненько, а уж результаты полученные школьниками – настоящие достижения.
Идея создания данной смены заключается в том, чтобы собрать талантливых детей и создать условия для их раскрытия вне образовательного учреждения, что позволяет любому заинтересованному ребенку, отвлекшись от повседневной учебной суеты, заняться тем, что ему особенно интересно. Перед педагогами ставились следующие задачи:
– развивать одарённость через создание активной творческой образовательной среды;
– предоставить каждому ребенку возможность самоутверждения, максимальное раскрытие его способностей и возможностей;
– развивать одарённость через создание активной творческой образовательной среды;
– предоставить каждому ребенку возможность самоутверждения, максимальное раскрытие его способностей и возможностей;
– создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;
– обучение учащихся методам самостоятельной работы, овладение приёмами поисковой и исследовательской работы на основе изучения дополнительных материалов, необходимым для развития независимого мышления, способности самостоятельно и творчески мыслить;
– формирование способности работать в коллективе, навыков здорового (физического, социального и духовного) образа жизни.
Участниками пилотного проекта стали 96 учащихся гимназий № 1, 6, 11, Второй Новосибирской гимназии, лицеев № 130, № 9, № 136, Инженерного лицея НГТУ, инженерно-экономического лицея и СОШ № 159. Кураторами – учителя-предметники, которые в первую половину дня проводили тематические занятия по физике, математике, химии, психологии, оказывали помощь по созданию проектов и экспериментальной части к ним. В течение 10 дней ребята реализовывали свой творческий потенциал, используя новое поколение естественнонаучных лабораторий – цифровую лабораторию «Архимед». Они учились ставить цели эксперимента, на основании теории выдвигать гипотезу, подбирать приборы и материалы, проводить эксперимент, анализировать его и делать выводы. Лаборатория обладает целым рядом неоспоримых достоинств: позволяет получать данные, недоступные в традиционных учебных экспериментах; даёт возможность производить удобную обработку результатов; обладает мобильностью – незаменимым качеством при проведении исследований в «полевых условиях». Всё это способствует осуществлению дифференцированного подхода, к развитию у учащихся интереса к самостоятельной исследовательской деятельности, создаются условия для приобретения ими навыков научного анализа явлений природы.
Днём школьники встречались с интересными людьми из науки, по выбору посещали лекции, а вечером участвовали во всех мероприятиях лагеря. Погружение в тему смены состоялось непосредственно уже на её открытии, которое проходило в детско-юношеском центре «Планетарий», где у участников была возможность увидеть протуберанцы на Солнце, узнать подробности о маятнике Фуко и посмотреть уникальный фильм о границах солнечной системы. В рамках проекта «Наука детям» из научного центра «Ярмарка научных идей» молодые ученые (волонтёры) выступали перед школьниками на тему «Наука на современном этапе», Небогатикова Надежда – капитан команды физиков с темой «Физика жидкостей» и Иван Поликарпов – капитан команды биологов с темой «Гормоны», а ведущие учёные Академгородка читали ребятам лекции:
– Владимир Евгеньевич Блинов, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией института ядерной физики имени Г.И. Будкера СО РАН – «Чёрные дыры, белые пятна»,
– Роман Андреевич Бредихин, инженер НИОХ СО РАН – «Мир современной химии»,
– Александр Ефимович Гутман, доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией института математики имени С.Л. Соболева СО РАН – «Вся правда о математике»,
– Иван Андреевич Бурков, кандидат биологических наук института цитологии – «Трансгенные животные»,
– Сергей Владимирович Двойнишников, кандидат технических наук института теплофизики им. С.С. Кутателадзе – «Метод оптической диагностики 3D геометрии объектов сложной формы»,
– Максим Анатольевич Ильин, кандидат химических наук НГУ – «Платиновые металлы»,
– Евгений Иванович Пальчиков, доктор технических наук, профессор НГУ, ведущий научный сотрудник ИГиЛ СО РАН, председатель жюри секции физики Региональной научно-практической конференции «Эврика» – «Интересная физика».
Итогом смены стали 27! проектов (и это за 8 дней, если не считать первый и последний дни), выполненные коллективно и индивидуально участниками смены, разработка, создание, вёрстка печатного издания газеты «Ладья», море позитива и желание «двигать науку» дальше. Защита всех проектов проходила в открытом доступе для участников смены, каждый ребёнок был и слушателем, и выступающим.
Нельзя не отметить особую роль психологического климата во всех четырёх отрядах, где проживали школьники. Высоко профессиональный состав отрядных вожатых, тщательная подготовка и проведение общелагерных мероприятий, желание школьников не просто участвовать в мероприятиях, а на равных бороться с другими детьми в творческих конкурсах.
Не секрет – талантливый ребенок – талантлив во всём. Но не про всех ребят, увлеченных наукой, можно сказать так. Чаще эти дети – «белые вороны», они одиноки, не всегда понимаемы одноклассниками. Профильная смена – это как раз та форма работы, где каждый школьник открылся педагогу, ребятам из отряда, самому себе. Где каждый ребёнок, не побоюсь так сказать, уехал домой с новым другом, с новой идеей в своей исследовательской работе, с надеждой на встречу. |