№ п/п
| Дата
| Тема урока
| Кол-во часов
| Характеристика основных видов деятельности уч-ся
| Учебно-методическое оснащение, ИКТ ресурс
| Дом. задание
|
Раздел «Как устроен мир» 7 часов
|
1
|
| Разнообразие природы. Значение природы для человека
| 1
| Актуализация знаний о разнообразии природы, классификация ее частей, установление взаимосвязей между природой и человеком
| Учебник, рабочая тетрадь, тесты, фото разнообразных объектов природы
|
|
2
|
| Человек как часть природы. Ступени познания
| 1
| Выделение отличий человека от других объектов живой природы, знакомство со ступенями познания
| Учебник, рабочая тетрадь, тесты
|
|
3
|
| Общество, его части. Государство и его символы
| 1
| Формирование представления об обществе, его частях (семья, народ), государстве, актуализировать знания о гос. символике России
| Учебник, рабочая тетрадь, тесты, фото Земли из космоса, таблица «самые многочисленные народы», герб, флаг, гимн России
|
|
4
|
| Мир глазами эколога. Экология, экологические связи
| 1
| Знакомство с экологией как наукой, формирование умения выделять экологические связи и прогнозировать последствия влияния человека на природу
| Учебник, рабочая тетрадь, тесты
|
|
5
|
| Природа в опасности. Охрана природы в Тульской области
| 1
| Актуализировать знания о влиянии человека на природу, о цели создания Красной книги, заповедников. Знакомство особо охраняемыми территориями Тульской области
| Учебник, рабочая тетрадь, тесты, фото особо охраняемых территорий Тульской области, фото охраняемых растений и животных
|
|
6
|
| Экскурсия «Мир вокруг нас. Влияние человека на природу»
Обобщение по разделу
| 1
| Систематизация и обобщение знаний по разделу. Создание условий для проявления правильного поведения в природе
| ЦПКиО им. Белоусова, Учебник, рабочая тетрадь, тесты
|
|
7
|
| Проверочная работа по разделу «Как устроен мир»
| 1
| Самостоятельная работа, контроль этапов выполнения
| Тест
|
|
Раздел «Эта удивительная природа» 20 часов
|
8
|
| Тела, вещества, частицы.
Пр. р. №1 «Строение тел и веществ»
| 1
| Знакомство с телами и веществами, их составом. Практическая работа
| Карточки-опоры, для опыта: стакан, кусок сахара, ложка, вода
|
|
9
|
| Разнообразие веществ.
Пр. р. №2 «Определение наличия крахмала в телах»
| 1
| Знакомство с разнообразием веществ, их особенностями, с правилами безопасного использования веществ. Практическая работа
| Вещества (соль, сахар, крахмал, уксусная кислота), для опыта: продукты (хлеб, картофель, яблоко), раствор йода, пипетка
|
|
10
|
| Воздух и его охрана. Пр. р. №3 «Свойства воздуха». Охрана воздуха в нашем городе
| 1
| Знакомство с составом и свойствами воздуха. Практическая работа
| Схема-опора «Состав воздуха», для опыта:
|
|
11
|
| Вода и жизнь.
Пр. р. №4 «Свойства воды»
| 1
| Знакомство со свойствами воды. Практическая работа
| Глобус, для опыта: стакан с водой, ложка, полоски цвет.бумаги, сахар, мел
|
|
12
|
| Превращение и круговорот воды в природе.
| 1
| Формирование представления о круговороте воды как важнейшем явлении природы, определение трех состояний воды в природе
| Плакат «Круговорот воды в природе», схема-опора «Состояния воды»
| Сочинить сказку «Путешествие Капельки»
|
13
|
| Берегите воду! Последствия загрязнения воды. Охрана воды в нашем городе
| 1
| Расширение представлений о роли воды, о последствиях загрязнения воды в природе, составление правил экономного расходования воды в быту, знакомство с мерами охраны водоемов от загрязнения
| Плакат «Круговорот воды в природе»
|
|
14
|
| Как разрушаются камни?
| 1
| Формирование представлений о причинах разрушающих твердые породы
| Схема-опора «Разрушение горных пород»
|
|
15
|
| Почва и ее состав. Что растения получают из почвы?
Пр. р. №5 «Состав почвы»
| 1
| Расширение представлений о почве, определение основных свойств почвы, определение значения почвы для растений. Практическая работа
| Схемы-опоры «Состав почвы», «Что растения получают из почвы»
|
|
16
|
| Разнообразие растений. Растительный мир Тульской области
| 1
| Выделение основных признаков для классификации растений. Классификация растений по группам, знакомство с их особенностями
| Демонстрационные таблицы с изображением различных групп растений
|
|
17
|
| Солнце и растения. Роль растений в жизни человека
| 1
| Установление связи между солнцем и растениями, определение роли растений в жизни человека и Земли
| Схемы-опоры «Питание растений», «Дыхание растений»
| Сочинить фантастич. рассказ «Что случилось бы на Земле, если растения исчезнут»
|
18
|
| Размножение и развитие растений. Пр. р. №6 «Строение семян и плодов»
| 1
| Расширение представлений о жизни растений: размножение и развитие из семени. Практическая работа по определению приспособлений у семян и плодов к распространению
| Таблица «Разнообразие растений», «Развитие растения из семени», образцы семян и плодов
|
|
19
|
| Охрана растений. Красная книга Тульской области.
Проект «Берегите растения!»
| 1
| Расширение и систематизация представлений об охране растений. Обсуждение выполнения проекта: распределение заданий, способов и сроков работы
| Фото охраняемых растений Тульской области
| Проект «Берегите растения!»
|
20
|
| Разнообразие животных. Животный мир Тульской области
| 1
| Выделение основных признаков для классификации животных. Классификация животных по группам, знакомство с их особенностями
| Демонстрационные таблицы с изображением различных групп животных
|
|
21
|
| Кто что ест? Цепи питания
| 1
| Классификация животных по способу питания, составление цепей питания, изучение приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов
| Схема-опора, карточки с изображениями объектов живой природы для составления цепей питания
|
|
22
|
| Невидимая сеть и невидимая пирамида. Экологическая пирамида
| 1
| Знакомство с понятием экологическая сеть и экологическая пирамида, составление экологических сетей и пирамид
| Схема-опора пищевой сети в дубовом лесу
|
|
23
|
| Размножение и развитие животных
| 1
| Знакомство с особенностями размножения и развития различных групп животных
| Таблица «Размножение и развитие животных»
|
|
24
|
| Охрана животных. Охраняемые животные Тульской области.
Проект «Берегите животных!»
| 1
| Расширение и систематизация представлений об охране животных. Обсуждение выполнения проекта: распределение заданий, способов и сроков работы
| Фото охраняемых животных Тульской области
| Проект «Берегите животных!»
|
25
|
| В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов
| 1
| Расширение представлений о грибах как особом царстве живой природы, упражнение в распознавании съедобных и несъедобных грибов, составление правил грибника
| Схема «Строение гриба», таблица «Съедобные и несъедобные грибы»
|
|
26
|
| Великий круговорот жизни. Роль человека в сохранении круговорота жизни
| 1
| Формирование представления о круговороте жизни на Земле и его основных звеньях
| Схема-опора «Круговорот жизни на Земле»
|
|
27
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа «Эта удивительная природа».
| 1
| Систематизация и обобщение знаний по разделу. Самостоятельная работа
| Тест
|
|
Раздел «Мы и наше здоровье» 9 часов
|
28
|
| Организм человека
| 1
| Знакомство с системой органов человека и их ролью в организме
| Плакат «Организм человека»
|
|
29
|
| Органы чувств
| 1
| Знакомство с органами чувств и их значением для человека, с правилами гигиены.
| Плакат «Организм человека», «Органы чувств»
|
|
30
|
| Кожа надежная защита организма.
Пр. р. №7«Строение и свойства кожи»
| 1
| Расширение представлений о коже как защите организма, знакомство с ее функциями, правилами гигиены и первой мед. помощи при ожогах и травмах кожи
| Схема-опора «Строение кожи», лупа, зеркало
|
|
31
|
| Опора тела и движения
| 1
| Знакомство со скелетом и мышцами как опорой тела человека, с понятием «осанка», составление правил «Как сидеть за столом»
| Плакат «Опорно-двигательная система человека», «Как сидеть за столом»
|
|
32
|
| Наше питание. Пр. р. №8 «Определение количества питательных веществ, содержащихся в продуктах питания»
| 1
| Знакомство с пищеварительной системой человека, питательными веществами (жиры, белки, углеводы, витамины), составление правил рационального питания, практическая работа по определению питательности разл. продуктов
| Таблица «Пищеварительная система», «Питательные вещества», этикетки от 4-5 продуктов питания
|
|
33
|
| Дыхание и кровообращение. Пр. р.№9 «Измерение пульса и дыхания»
| 1
| Знакомство с системой дыхания и кровообращения, ее ролью в организме человека, измерение пульса и дыхания
| Таблица «Дыхательная система», «Кровообращение»
|
|
34
|
| Умей предупреждать болезни
| 1
| Знакомство с мероприятиями по закаливанию и укреплению здоровья организма, формирование представления об инфекционных болезнях
| Плакат «Закаливание организма», таблица «Инфекционные болезни
|
|
35
|
| Здоровый образ жизни
| 1
| Формирование представлений о вредных привычках и их последствиях на организм человека , составление правил здорового образа жизни
| Плакат «Здоровый образ жизни», таблица «Вредные привычки»
|
|
36
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа «Мы и наше здоровье»
| 1
| Систематизация и обобщение знаний по разделу. Самостоятельная работа
| Тест
|
|
Раздел «Наша безопасность» (8 часов)
|
37
|
| Огонь, вода, газ
| 1
| Расширение знания о причинах возникновения пожара, утечки газа, протечки водопровода и правилах поведения в этих ситуациях
| Плакаты, карточки с номерами телефонов экстренных служб
|
|
38
|
| Чтобы путь был счастливым
| 1
| Актуализировать знания о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах
| Макет светофора, комплект дорожных знаков
|
|
39
|
| Дорожные знаки, их виды.
| 1
| Систематизация знаний о дорожных знаках, знакомство с их видами
| Макет светофора, комплект дорожных знаков
|
|
40
|
| Экскурсия «Дорожные знаки»
| 1
| Применение на практике знаний о ПДД, видах дорожных знаков, соблюдение культуры безопасного поведения на улицах и дорогах
| Макет светофора, комплект дорожных знаков
|
|
41
|
| Опасные места
| 1
| Установление опасных мест в доме, на улице, формирование умения предвидеть опасность и избегать ее, составление правил безопасности жизни человека
| Плакаты и картинки (лифт, балкон, окно, трансформаторная будка, пустырь, стройплощадка)
|
|
42
|
| О молниях, змеях, собаках и прочем
| 1
| Расширение представлений об опасностях, связанных с домашними и дикими животными, природными явлениями (гроза), знакомство с правилами безопасного поведения
| Атлас-определитель «От земли до неба», фото с изображением ядовитых растений и животных, учебно-познават. фильм
|
|
43
|
| Экологическая безопасность
| 1
| Знакомство с понятием «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», составление цепей загрязнений, выявление последствий загрязнений и способов их предотвращения
| Таблица «Город», бытовой фильтр, карточки с терминами
|
|
44
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа «Наша безопасность»
| 1
| Систематизация и обобщение знаний по разделу. Самостоятельная работа
| Тест
|
|
Раздел «Чему учит экономика» 11 часов
|
45
|
| Для чего нужна экономика?
| 1
| Расширение представлений о понятии «экономика» как хозяйственной деятельности человека, актуализация знаний о частях экономики, знакомство с понятием «потребность», «товар», «услуга»
| Схема-таблица «Экономика и ее части»
|
|
46
|
| Три кита экономики
| 1
| Знакомство с понятием «три кита экономики»
| Плакат «Три кита экономики»
|
|
47
|
| Полезные ископаемые.
Пр. р. №10 «Изучение свойств полезных ископаемых»
| 1
| Определение свойств полезных ископаемых, способы их применения, знакомство с профессиями людей, их добывающие
| Коллекция полезных ископаемых (гранит, известняк/мел, каменный уголь, и др)
|
|
48
|
| Растениеводство. Пр. р. №11 «Определение жизненных форм растений и их сельскохозяйственную роль»
| 1
| Актуализация знания о видах культурных растений, знакомство с одной из отраслей с/х – растениеводством, и ее ролью в экономике, определение жизненных форм растений и их с/х роли
| Гербарий (рожь, овес, пшеница, ячмень), карточки с названием культур
|
|
49
|
| Животноводство. Животноводство Тульского края
| 1
| Знакомство с одной из отраслей с/х – животноводством, ее ролью в экономике, знакомство с особенностями животноводства в Тул. крае, знакомство с профессиями людей этой отрасли
| Картинки с изображением домашних животных
|
|
50
|
| Какая бывает промышленность? Промышленность нашего города
| 1
| Расширение представлений о промышленность как части экономике, знакомство с ее отраслями на примере нашего города, упражняться в различении продукции разных отраслей
| Схема-опора «Промышленность и ее отрасли», картинки с изображением различной промыш. продукции
|
|
51
|
| Что такое деньги? Пр. р. №12 «Монеты и банкноты: внешний вид, особенности»
| 1
| Расширение представлений о денежных единицах, знакомство с понятием «бартер», «купля-продажа», «цена товара», на примере российских монет знакомство с названием ее сторон и частей, сравнение внешнего вида монет
| Коллекция монет, у каждого на парте монеты: 1 рубль, 10 рублей, 1 копейка
|
|
52
|
| Государственный бюджет
| 1
| Знакомство с понятием «бюджет», «расходы», «доходы», «налоги» и их видами
| Схемы-опоры
|
|
53
|
| Семейный бюджет. Пр. р. №13 «Планирование семейного бюджета»
| 1
| Знакомство с составными частями семейного бюджета, упражнение в планировании бюджета на пример своей семьи
| Карточки с названиями составных частей бюджета
|
|
54
|
| Экономика и экология
| 1
| Установление взаимосвязей между экономикой и экологией, упражнение в экологическом прогнозировании заданных ситуаций
| Схемы-опоры, карточки с описанием различных экологич. ситуаций
|
|
55
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа «Чему учит экономика»
| 1
| Систематизация и обобщение знаний по разделу. Самостоятельная работа
| Тест
|
|
Раздел «Путешествие по городам и странам» (13 часов)
|
56
|
| Золотое кольцо России
| 1
| Знакомство с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями.
Обсуждение выполнения проекта: распределение заданий, способов и сроков работы
| Карта Золотого кольца России, фотографии достопромичатель-ностей
| Проект «Путешествие по Золотому кольцу России»
|
57
|
| Проект «Путешествие по Золотому кольцу России»
| 1
| Презентация и защита проекта
| Собственные презентации уч-ся
|
|
58
|
| Наши ближайшие соседи
| 1
| Актуализация знаний о политической карте мира. Знакомство с государствами – ближайшими соседями России, упражнение в нахождении их границ, столиц
| Политическая карта России
| Сообщение о стране
|
59
|
| На севере Европы
| 1
| Знакомство с северными европейскими государствами, их столицами и достопримечатель-ностями, особенностями культуры
| Физическая и политическая карта северной Европы
| Составить кроссворд по теме урока
|
60
|
| Что такое Бенилюкс?
| 1
| Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, их столицами и достопримечатель-ностями, особенностями культуры
| Физическая и политическая карта Европы
| Составить викторину по теме урока
|
61
|
| В центре Европы
| 1
| Знакомство со странами, расположенными в центе Европы, их столицами и достопримечатель-ностями, особенностями культуры
| Физическая и политическая карта Европы
| Сообщение о стране
|
62
|
| Путешествие по Франции и Великобритании
| 1
| Знакомство с Францией и Великобританией, их столицами и достопримечательностями, особенностями культуры
| Физическая и политическая карта Европы, фото достопримечат-ей
| Составить кроссворд по теме урока
|
63
|
| На юге Европы
| 1
| Знакомство со странами, расположенными на юге Европы (Италия, Греция), их столицами и достопримечательностями, особенностями культуры
| Физическая и политическая карта Европы, фото достопримечат-ей
| Составить викторину по теме урока
|
64
|
| По знаменитым местам мира
| 1
| Знакомство со знаменитыми местами мира
| Физическая и политическая карта Европы, фото достопримечат-ей, учебно-познав. фильм
| Составить кроссворд по теме урока
|
65
|
| Обобщение по разделу. Проверочная работа по курсу
| 1
| Систематизация и обобщение знаний за курс 3 класса
| Проверочная работа
|
|
66
|
| Экскурсия «По знаменитым местам Тулы»
| 1
| Знакомство с историческим прошлым Тулы, посещение памятных мест
|
|
|
67
|
| КВН «Зеленый патруль»
| 1
| Применение полученных знаний и умений для выполнения конкурсных заданий
|
|
|
68
|
| Резервный урок
Игра по станциям «Экологическая ромашка»
| 1
| Обобщение и систематизация знаний и умений в игровой форме
|
|
|