Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А.





Скачать 286.66 Kb.
НазваниеРабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А.
страница1/3
Дата публикации23.06.2014
Размер286.66 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3
,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ковылкинская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1 от 30.08.2012 г.

Руководитель МО

Кудиевская Л.В.


Согласовано с метод. советом школы

Протокол №1 от 31.08.12 г.

Председатель

Подобина О.В.

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1 от 31.08.12 г.

«Утверждаю»

Директор школы

______________ Басенко Н.А.
Приказ №___ от 01.09.2012 г.



Рабочая программа

по окружающему миру
3 класс
Составитель: учитель начальных классов

Кудиевская Л.В.

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А.А. Плешаков) и требований к уровню подготовки учащихся 3 класса и особенностей школы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
      Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер.

Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Цели:

  1. развитие умений, наблюдений, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать.

  2. основание знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе.

  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экономической и духовно-нравственной культуры патриотических чувств, формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе сохранять и укреплять здоровье.


      Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость,

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему селу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Задачи:

  1. на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно-существующих связей и зависимостей между природой и обществом и человеком.

  2. в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность, обучать безопасному поведению в природе и обществе.

  3. формирование общеучебных умений воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, делать обобщающие выводы.

  4. воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.


      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В курсе 3 класса выделяется несколько содержательных линий:

  • обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;

  • изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного




компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;

  • формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;

  • изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;

  • получение элементарных экономических знаний;

  • формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

(70 часов)
Как устроен мир?
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — «ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание
растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида.

Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы- производители, организмы- потребители организмы - разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье
Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика?
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI в.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, — наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 3 класса учащиеся должны знать :

  • человек – часть природы и общества;

  • что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных ( насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

  • взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы ( между растениями и животными, между различными животными);

  • взаимосвязи между природой и человеком;

  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;

  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

  • потребности людей; товары и услуги;

  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией; страны зарубежной Европы, их столицы.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  • распознавать объекты природы с по мощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать результаты;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приёмами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Планирование уроков составлено из расчета 2 часа в неделю, всего за год – 70 часов. Экскурсий-4, проверочных работ – 7.

В связи с тем, что8 марта,1 мая, 3 мая, 10 мая являются праздничными днями, в рабочую программу внесены изменения:

Тема

Дата по календарю

Дата фактического проведения урока

Урок №49 «Животноводство»

08.03.2013 г.

13.03.2013г (Урок №49 и Урок №50 объединить)

Урок и№61 «Наши ближайшие соседи», №62 «На севере Европы»

01.05.2013г.

03.05.2013 г.

08.05.2013г (Урок и№61,№62 и Урок №63 объединить)

Урок №64 «В центре Европы»

10.05.2013 г.

15.05.2013 г. (Урок №64 и Урок №65 объединить)

Учебно-методический комплект.

1.А. А. Плешакова «Окружающий мир». Программа и планирование учебного курса1-4 классы.3 класс. М:Просвещение,2009 г.

2.Концепция и программы для начальных классов.. М.: Просвещение, 2009.

3.Учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир»,3 класс, в 2 ч.: М: Просвещение,2009 г.

4.Методическое пособие Е. П. Фефилова,Е. А. Поторичина Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».43класс М: просвещение,2009 г.

5.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2

6.Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. - М.: «ВАКО», 2009.

7.Календарно-тематическое планирование для комплекта «Школа России»: 1-4 классы /Авт.-сост. О.А.Лутошкина.- М.: ВАКО,2009

Интернет ресурсы:


Для подготовки и проведения уроков используются следующие периодические издания:

  1. Журнал «Путешествие на зеленый свет» (индекс 24263)

  2. газета «Добрая дорога детства» (индекс 11450).

Стенд «Сиди правильно « используется на каждом уроке на организационном этапе, обращая внимание уч-ся на правильную посадку, сидя за партой.

Окружающий мир.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по «Окружающий мир, обж» (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconПрограмма по окружающему миру курс «Мир вокруг нас»
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику: Плешаков А. А. Окружающий...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру для учащихся первой ступени...
А. А. Плешакова, Е. А. Крючкова, «Мир вокруг нас», М. Просвещение, 2007г для 1–4 кл., в соответствии с требованиями Федерального...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе...

Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса создана на основе...
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л....
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая учебная программа по окружающему миру ( индивидуальное обучение)...
Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы «Окружающий мир, 1 -4 класс» А. А....
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа По окружающему миру 4 класс
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа По окружающему миру 4класс
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой Минобрнауки...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир»
Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года, программы «Мир вокруг нас» (автор А. iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе рекомендованной Министерством образования Российской Федерации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск