Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н.





Скачать 492.14 Kb.
НазваниеРабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н.
страница1/4
Дата публикации17.08.2014
Размер492.14 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Зам. Руководителя по УВР Руководитель М БОУ «Гимназия №2»
___________/С.Ф. Данилова/ __________ / Л.Ш.Вафина / _________/ А.М.Галиев/

Протокол №_______от Приказ № _________ от. «___»_____________2011г. «___»_____________2011г «___»________­­­­­_______2011г


Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №2»

Елабужского муниципального района
Даниловой Сагиды Фалахутдиновны

1 квалификационная категория

По учебному курсу «Окружающий мир и ОБЖ »

4 класс

На основе образовательной программы «Начальная школа 21 века»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № от

« » 2011г.

2011 -2012 учебный год

пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова М.: Вентана- Граф, 2008).

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается в 4классе по 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени в 4 классе составляет 68 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Цели и задачи обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.



Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4 класс (68 ч)

Введение (1ч)

Человек — часть природы. Природа — источник сущест­вования человека. Зависимость жизни и благополучия чело­века от природы.

Человек — живое существо

(организм) (30 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организ­ма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и ук­репление опорно-двигательной системы. Движения и физ­культура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Зна­чение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов*

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организ­ме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в орга­низме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего на­строения людей от умения управлять своими эмоциями. Ох­рана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Детство. От­рочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с дру­гими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание свое­го организма — условие здоровья и эмоционального благопо­лучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представ­ление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Умеем ли мы общаться?

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники че­ловека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отноше­ния человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Пра­вила поведения во время болезней.

Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и жи­вотных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности распо­ложения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, ис­тория и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек и культура. Человек — творец культурных цен­ностей. Что такое культура? Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказыва­ют летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные кни­ги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в Рос­сии. М.В. Ломоносов. Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотеч­ного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпо­хи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерус­ский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство Will века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страни­цы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, II.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, II.И. Левитан и др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебаш­ня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.)- Поэты XX века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, 1>.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композито­ры и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). < Современный театр.

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права м обязанности граждан России.

Расширение кругозора школьников. Какие расы живут на Земле. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России.

Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти и России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и по­беда над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюм м разных эпох.

Экскурсии. В биологический (краеведческий), художест­венный музеи, музей художника, писателя, композитор, (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первом помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение1 повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с задания­ми в учебнике и рабочей тетради).
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

концу обучения в 3 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):

  • тела живой и неживой природы;

  • планеты Солнечной системы (2-3);

  • свойства воздуха, воды;

  • состав почвы;

  • древние города и их достопримечательности;

  • имена отдельных руководителей государства, деяте­лей, просветителей Руси и России (в соответствии с про­граммой);

  • причины исчезновения растений и животных, отдель­ных сообществ;

различать (соотносить):

  • год, век, арабские и римские цифры;

  • названия русского государства и их соответствие исто­рической эпохе;

  • растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

  • животных разных групп (одноклеточные — многокле­точные, беспозвоночные — позвоночные);

  • приспособления животных к среде обитания;

  • особенности внешнего вида, строения животного в за­висимости от среды обитания;

  • понятия «земледелие», «ремесло», «торговля»,«деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

  • объяснять необходимость бережного отношения чело­века к окружающей среде;

  • характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятельно­сти животных;




  • раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

  • составлять описательный рассказ о животном (расте­нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;

  • соблюдать правила поведения в природе; участвовать
    в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

  • характеризовать некоторые важнейшие события в ис­тории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

  • рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

  • сравнивать картины природы, портреты людей, одеж­ду, вещи разных эпох;

  • работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), ра­ботать с контурной картой по заданию учителя;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.



Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны ( с учетом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные
    для человека (в отличие от животных);

  • основные органы и системы органов человека и их
    функции;

  • правила здорового образа жизни;

  • права гражданина и ребенка в России;

  • основных правителей российского государства (князь,
    первый царь, первый и последний императоры);




  • народы, населяющие Россию;
    различать (соотносить):

год и век, арабские и римские цифры

  • искусственные тела (изделия) и тела природы;

  • полезные и вредные привычки;

  • эмоциональные состояния и чувства окружающих страх, радость и др.);

  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный ре­жим и др.);

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

  • узнавать по тексту, к какому времени относится это со-
    бытие (в соответствии с программой);

  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и об­разование в разные исторические времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек — живой орга­низм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «го­сударство», «права ребенка»;

  • в повседневной жизни применять правила нравствен­ного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым
    и незнакомым);

  • работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.


Учебно – тематичечкое планирование

по Окружающему миру и ОБЖ

Класс 4

Учитель Данилова Сагида Фалахутдиновна

Количество часов

Всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 4 , зачетов 8 тестов 15 ч;

Административных контрольных уроков ч.

Планирование составлено на основе программы: «Начальная школа 21 века»

Учебник : Окружающий мир Н.Ф. Виноградова, Вентана – Граф, 2011 год

Дополнительная литература:

-Сборник нормативных документов. Федеральный компонент гос. стандарта.

Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев М.Дрофа, 2007

-Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»

- Окружающий мир Н.Ф. Виноградова, 4 класс – учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 частях, М.: Вентана – Граф, 2011 год

-Дисковой носитель: Образовательные программы и стандарты; Тематическое планирование. Начальная школа – изд. «Учитель»,Волгоград, 2008г.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова «Окружающий мир» учебник. 4класс: в 2 ч. -М.,: Вешана- Граф, 2011.

  2. Н.Ф.Виноградова, Г.С. Калинова : рабочие тетради №1, 2 М.,:Вентана~ Граф, 2011.

3. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир 1-4 класс: Методика обучения
М.,:Вентана - Граф, 2009

4.Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта - член-корреспондент РАО проф. Н. Ф.
Виноградова). - 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2007.


5.Сборник нормативных документов. Федеральный компонент гос. стандарта Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев М. Дрофа, 2007г.

6. Дисковой носитель: Образовательные программы и стандарты; Тематическое планирование. Начальная школа - издательство
«Учитель», Волгоград, 2008г.


7. Дисковой носитель: Окружающий смир, поурочные планы 3-4 класс "Начальная школа XXI века" ,издательство «Учитель» 2009г.

8.Дисковой носитель: Олимпиадные задания 2-4 класс "Начальная школа XXI века" ,издательство «Учитель» 2009г

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая учебная программа по окружающему миру ( индивидуальное обучение)...
Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы «Окружающий мир, 1 -4 класс» А. А....
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру на 2013 2014 учебный год
Разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального...
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального 2004 года,...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир», утверждённой...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру 4 класс рабочая программа предмета «Окружающий мир»
Ос ноо, примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconПояснительная записка рабочая программа к учебному курсу по окружающему...
Рабочая программа к учебному курсу по окружающему миру для 4 класса разработана на основе компонента Федерального государственного...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру (умк «Развивающая система Л....
«Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconПримерная программа по технологии для 4 класса создана на основе...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Т. М. Геронимус «Трудовое обучение. Школа мастеров», утверждённой...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру для 1класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на...
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва,...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по математике составлена на основе Федерального...
В. Н. Рудницкой «Математика» (Образовательная система «Начальная школа XXI века». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconРабочая программа по окружающему миру и обж (интегративно) (указать предмет, курс, модуль)
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, Примерной образовательной...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconДанная рабочая программа по музыке разработана для обучения в 1 4...
РФ, программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр, которая создана на основе концепции «Начальная школа XXI...
Рабочая программа по «Окружающему миру» 4 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы «Начальная школа 21 века» ( Н. iconКонспект урока по окружающему миру " Полезные продукты"
Рабочая программа по истории России для 8 класса создана на основе Примерной программы основного общего образования мо РФ 2004 г,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск