Скачать 39.56 Kb.
|
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФИЗИКА? Цель урока. В общих чертах ознакомить учащихся с предметом науки физики, что она изучает и некоторыми физическими понятиями. Содержание нового материала. Роль науки в жизни человека. Предмет физики. Физическое тело. Вещество. Физические явления: механические, звуковые, тепловые, электрические, магнитные, световые. Методические замечания Начало урока посвящаем общим организационным вопросам: знакомим учащихся с правилами работы и поведения в физическом кабинете, сообщаем, какие учебные принадлежности они должны иметь для занятий по физике, как пользоваться учебником, какие делать записи в тетрадях. Затем в кратком вступительном рассказе обращаем внимание учащихся на роль науки в преобразовании окружающей жизни и в развитии техники. К технике, к ее достижениям мы привыкли, она сопутствует нам на каждом шагу. Например, поезда, автомобили, самолеты стали распространенным видом транспорта. Ракеты выводят на орбиты космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным на основе применения достижений науки, в том числе и физики. Физика является одной из самых древних наук о природе. Слово «физика» происходит от греческого слова «фюзис», что означает природа. Говорят, что природа — это вода, земля, леса, горы, воздух, животный и растительный мир, различные окружающие нас предметы. Природа существовала всегда. Сейчас природу изучают многие науки. Их называют естественными. Цель этих наук — изучить закономерности природы и использовать их для нужд человека. Не зная закономерностей явлений природы, люди испытывали страх перед ними, а изучив их, они научились управлять природой. По мере развития наук о природе область явлений, изучаемых физикой, стала меньше. Сейчас она исследует простейшие свойства, общие для всех или многих явлений природы. Она стала одной из ведущих наук о природе потому, что все естественные науки используют законы физики. Знания по физике необходимы не только ученым и изобретателям, но и людям разных профессий. Далее выясняем, чем занимается физика. Вначале вводятся такие понятия, как физическое тело и вещество, содержание которых раскрывается на примерах. Называем несколько физических тел и предлагаем учащимся назвать, из каких веществ они состоят. Здесь же указывается, что кроме вещества существуют поля, например электрические и магнитные. Вещество и поле называют материей. Потом обращаем внимание учащихся на то, что в природе, окружающей нас, все постепенно изменяется. Предлагаем привести примеры таких изменений. Делаем заключение, что изменения происходят и с физическими телами. Сообщаем, что всякое изменение, происходящее с телом, называется явлением. Явления делятся на физические и химические. Приводим примеры физических и химических явлений. Далее говорим, что физика изучает разнообразные физические явления, которые могут происходить со всеми телами, как живыми, так и неживыми. К основным физическим явлениям относятся механические, звуковые, тепловые, электрические, магнитные и световые. После этого переходим к рассмотрению опытов, иллюстрирующих перечисленные явления. Эти опыты должны вызвать у учащихся интерес к предмету и помочь составить представление о том, что изучает физика. Любое тело, выпущенное из рук, падает на землю. Происходит изменение положения тела. Движение — это изменение, происходящее с телом, т. е. физическое явление. Проводим опыт с движением шарика по наклонной плоскости, заканчивающейся петлей. Затем учащиеся самостоятельно приводят примеры механических явлений. Звучание камертона является примером звуковых явлений. Обращаем внимание учащихся на то, что ножки камертона колеблются. Звучание камертона можно усилить, если его поместить на резонаторный ящик, В такой же последовательности знакомим учащихся с примерами тепловых явлений. Демонстрируем нагревание током распрямленной спирали от электроплитки, опыт по запотеванию зеркала, которые являются примерами тепловых явлений. Потом приводим примеры электрических явлений: электрический разряд между кондукторами электрофорной машины, который является молнией в миниатюре, движение ватки между кондукторами электрофорной машины. Магнитные явления демонстрируем на примере взаимодействия керамических кольцевых магнитов, один из которых висит в воздухе. Световые явления — на примере получения изображения окна при помощи линзы. После каждого опыта учащиеся самостоятельно приводят примеры соответствующих явлений. Демонстрация различных физических явлений должна вызывать у учащихся вопрос: «А почему так происходит?» Здесь же уместно указать, что ученые, изучая те или иные явления, устанавливают причины их возникновения, объясняют происхождение их. В заключение урока делается краткое резюме: физика изучает физические явления. Изучить явление — это значит установить причину его возникновения, найти закономерности его протекания. Заканчивается изложение материала демонстрацией опыта «электрическая пляска». Учащиеся называют наблюдаемые здесь явления. На примере этого опыта подводим их к выводу, что физические явления не случайны, а находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Этот вывод имеет большое мировоззренческое значение. Закрепление материала. Для закрепления материала используем вопросы, помещенные в § 1—3. Задание на дом. §1,2,3. Записать в тетради 2—3 примера физических явлений, наблюдаемых в природе и быту. Примечание. При подготовке к уроку учителю полезно ознакомиться с содержанием статьи: А. В. Муравьев Первый урок физики в VI классе. «Физика в школе», 1965, № 4. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В физике изучают: механические, электрические, тепловые, магнитные, звуковые и световые явления | Предмет и основные понятия информатики Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | ||
Информация и информационные процессы в природе, обществе, технике.... Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | Урок физики в 7-м классе по теме: "Что изучает физика. Некоторые... Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | ||
Яхин эльгиз содержание: Глава 1 зачатие и звезды звезды спрашивают: «вам мальчика или девочку?» Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | "Информационная безопасность" Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | ||
Понятие общества Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | Кафедра информационной безопасности Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | ||
Информационные процессы и технологии Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | Г. С. Горчаков слово о любви Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | ||
Ответ апостолу постклассицизма Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | Особенности детей 5-7 лет Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | ||
Е. Д. Красильникова Тверской государственный университет Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | Владимир Мегре Новая цивилизация Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | ||
Родовая книга владимир Николаевич Мегре Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор | Худиев С. Л. Креационизм и Эволюция: чужая война Ввести физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физическая величина, физический прибор |