Скачать 86.13 Kb.
|
Конкурс «Реализация воспитательного потенциала географии в стандарте второго поколения основной школы» Номинация «Люблю тебя, мой край родной!» Урок краеведения в 6 классе «Природные зоны Саратовской области» Автор: учитель географии МОУ «ООШ с. Раздольное Краснопартизанского района Саратовской области» Титкова Елена Анатольевна 2011 год Аннотация к уроку краеведения 6 класса. Данный урок составлен согласно календарно-тематическому планированию уроков краеведения 6 класса по авторской программе Макарычевой Л.В. и Маркиной Р.В. Урок «Природные зоны Саратовской области» входит в цикл уроков, посвященных изучению и охране растительного и животного мира края. На предыдущих уроках рассматривались почвы, отдельно растительный и животный мир. Поэтому к данному уроку учащиеся уже имеют определенные знания. Также на этом уроке не выделяются проблемы охраны и сохранности животного, растительного мира и почв Саратовской области. Следующими уроками по программе следуют «Охраняемые памятники природы» и «Экологические проблемы». Учителем сознательно нарушается последовательность характеристики природных зон области. Это сделано для того, чтобы вторую половину урока посвятить той природной зоне, в которой проживают учащиеся, и тем самым усилить воспитательный потенциал урока. Основная идея урока- любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд ее незаметно. Тип урока: комбинированный, знакомство с природными зонами Саратовской области и систематизация знаний о взаимосвязи компонентов ПК (климата, растительного и животного мира, почвы на определенной территории). Цель обучения: формировать целостную картину природы родного края. Задачи урока: 1. Систематизация знаний о растительном и животном мире родного края, знакомство с природными зонами Саратовской области. 2. Обучение умению сопоставления и анализа карты природных зон Саратовской области с климатической картой Саратовской области. 3. Воспитание чувства любви к родному краю. Средства обучения: карты Саратовской области (климатическая и природных зон), компьютерная презентация, фонограмма, рабочая тетрадь по краеведению. Методы и формы обучения: активизация опорных знаний школьников в ходе беседы; яркий и образный рассказ учителя о природных зонах Саратовской области с опорой на опыт учащихся. Основное содержание. Географическое положение природных зон. Связь растительного, животного мира и почвы с климатом. Хозяйственная деятельность человека. Степь - житница области. Влияние рельефа и растительности на топоним своего села. Любовь к Родине начинается со своей малой Родины.
(звучит музыка «Колокола России» на фоне презентации слайдов с пейзажами Саратовской области) Учитель: «Земляки!»- так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течет полноводная и могучая Волга. И наша земля всегда была щедрой и гостеприимной для всех, кто поселялся на ней.
–Вы посмотрели фотографии с картинами природы нашего края. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы уч-ся). Тема нашего урока «Природные зоны Саратовской области». Сегодня мы систематизируем полученные ранее знания о почвах, растительном и животном мире; выделим отличительные черты, присущие для каждой природной зоны. В ходе урока мы будем заполнять таблицу (Приложение1 )
- Определите по карте, какие природные зоны расположены на территории области? (лесостепи, степи, полупустыни). - Северо-запад и север области занимает лесостепная зона. Почему эта природная зона получила такое название? (слайды с видами лесостепи). - Вспомните, из каких пород состоят наши леса? (сосновые, широколиственные из дуба, клена, липы, осины) - Какое дерево является «царем саратовского леса?» (дуб) -Почему лесная зона области расположена островками в северной и северо-западной частях Саратовской области? Что необходимо для их произрастания в первую очередь? (учащиеся дают ответ о достаточном количестве осадков). - В лесостепной зоне выпадает около 450-600 мм/г., ярко выражены сезоны года, часто дуют западные ветры, приносящие влагу с Атлантики. Лето не очень жаркое. Средняя температура июля до +20°С. - Вспомните, какие почвы формируются под такой растительностью (серые лесные и дерновые). Плодородны ли они? Как человек использует лесостепи в своей деятельности? - Что вы можете сказать о животном мире? Назовите представителей лесостепной зоны. - Кто из вас бывал в лесу? А кто ночевал в лесу? Опишите свои чувства. (ответы уч-ся) Море зелени, разнотравья на лугах, шум листвы, пение птиц, особенно ночное пение соловья. Всё это необычайным образом влияет на чувства человека. Мне кажется, человек в лесу становится добрее, душа его наслаждается звуками и красками природы. - Вдоль крутого правого берега Волги на меловых горах произрастают реликтовые сосны, ровесники динозавров. Таких лесов в нашей стране очень мало, и мы по праву можем гордиться этим. Но не только. Они нуждаются в нашей защите. От кого и почему? Об этом мы поговорим на следующем уроке. Чередование лесных массивов с открытыми пространствами вдохновляли поэтов и художников на творчество. Далеко за пределами нашей области известны имена наших земляков В.Э. Борисова-Мусатова, К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова. В своих полотнах они воспевали красоту родного края. (Приложение 2) - От красоты лесостепной зоны мы отправимся на крайний юго-восток области. Определите, какая природная зона занимает крайний юго-восток области? (полупустыня). На какой равнине она находится? - Что способствует образованию пустынь? (недостаток влаги) Климат здесь резко-континентальный. В чем это проявляется? (ответы уч-ся) - Определите по климатической карте годовое количество осадков. (менее 250 мм/г.) - Как вы представляете лето и зиму в такой природной зоне? Лето- жаркое, сухое. Средняя температура июля выше +25°С. Зима- холодная, малоснежная. - Какие растения произрастают в полупустыне? (различные виды лебеды, полыни, клоповник, солерос). (Приложение 3) - Как животные приспособлены к достаточно суровым условиям жизни? - Как называются здесь почвы? И что вы можете сказать об их плодородии? Несмотря на условия не очень благоприятные для жизни, эти территории давно заселены человеком. И здесь находятся районы с самой большой рождаемостью населения. На этой земле люди рождаются, живут, работают, обзаводятся семьей. и для них этот край родной, любимый. Динамическая пауза. Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь прочувствовать атмосферу песни, которая сейчас прозвучит (звучит фрагмент песни «Ой, ты степь широкая») – Какая мысленная картина возникла перед вами? - Какие чувства передает эта песня? (ответы уч-ся) Перед глазами возникает картина безбрежной степи: где-то вдалеке горизонт сливается с землей, и куда бы мы не посмотрели- бескрайняя ширь. Степной ветер ласково перебирает перья ковыля. 80% территории Саратовской области занимает степная природная зона, в которой мы с вами живем. - Опишите типичные погодные условия, присущие нашей местности. По сравнению с лесостепной зоной, лето более жаркое, засушливое. Осадков выпадает от 400 мм на западе области до 300 мм на востоке. -Чем вы можете объяснить такое различие в количестве осадков? - Перед вами две фотографии со степными пейзажами. Определите, на какой фотографии запечатлена степь Правобережья области, на какой степь Заволжья? По каким признакам вы это определили? (Приложение 4) - В какой части Саратовской области находится наша малая Родина? - Наше село носит очень красивое название: Раздольное. Как вы думаете, почему оно получило такое название? («Раздольное» от слова «раздолье»). - Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову? (слайд ) Презентация слайдов с видами окрестностей родного села на фоне песни Ю.Антонова «Родные места» -Любите ли вы свое село? Чем вас привлекают родные просторы? В какое время года вы любите степь больше всего? Почему? (ответы уч-ся) -В настоящее время лесостепи и степи практически полностью изменены человеком. Степь- это житница нашего края. Что означает слово «житница», «жито»? (слайд ) Наши предки занимались здесь испокон веков земледелием, потому что в степной зоне самые плодородные почвы. «Царь почв»: о какой почве так говорят? (ответы уч-ся) - Бескрайние просторы степей воспел в своих стихах и песнях наш земляк, поэт Н.Палькин.
НЕМАЛО ТЕБЕ ИЗВЕДАТЬ ДОВЕЛОСЬ. И КУЛИКОВЫМ ТЫ БЫВАЛО, И БОРОДИНСКИМ ТЫ ЗВАЛОСЬ… ЖИВУ ТОБОЙ,ГОРЖУСЬ ТОБОЮ. ХРАНЮ ЖЕЛАНИЯ СВОИ, ЧТОБ БЫЛО ТЫ НЕ ПОЛЕМ БОЯ, А ПОЛЕМ СЧАСТЬЯ И ЛЮБВИ.
ХЛЕБОВ ОЗИМЫХ ЗЕЛЕНЯ… ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ ОТСЮДА, ВСЕ, ЧТО ВО МНЕ, ВОКРУГ МЕНЯ - Сколько великих событий произошло на полях России. Сколько замечательных песен, стихов сложено! Вот и мы с вами попробуем сейчас сочинить синквейн про нашу степь. 4. Этап обобщения и закрепления знаний. - В начале урока перед вами была поставлена задача: заполнить таблицу по ходу нашей беседы. Что же у нас получилось? Сравните свою таблицу с таблицей на слайде. (Приложение 5) -Один незадачливый путешественник поделился со мной своими воспоминаниями, но при этом допустил много ошибок. Попробуйте исправить рассказ этого горе-путешественника. Характеристика степной зоны области Здесь резко-континетальный климат. Осадков выпадает в течение года от 350 до 250 мм. Почвы- солонцы, на которых выращивают значительный урожай зерновых. Из животного мира встречаются: кабаны, суслики, тушканчики, жаворонки, дрофы, дятлы. Эту зону называют «житницей» нашего края. - На этом слайде собраны фотографии представителей животного и растительного мира Саратовской области. К каким природным зонам они принадлежат? (Приложение 6) 5. Анализ и оценка итогов работы. 6. Домашнее задание: продолжить накопление материала для проекта «Природа моего края в устном творчестве и живописи»; Рабочая тетрадь по краеведению стр.20 упр.4. заполнить таблицу «Характеристика природной зоны, где я живу» Приложения Приложение 1 Отличительные черты природных зон
Приложение 2 В.Э.Борисов-Мусатов К.С.Петров-Водкин Приложение 3 Приложение 4 Какая из фотографий характеризует степь Правобережья, какая- Левобережья? Приложение 5 Отличительные черты природных зон
Приложение 6
|
Люблю тебя, мой край родной Любой человек любит то место, где он живет. Вот и я люблю мой край родной. На земле много очень красивых мест, но сердце прикипело... | Конспект занятия в подготовительной группе «Люблю тебя, мой край родной» Изучить методическую и познавательную литературу по вопросам экологического воспитания и образования дошкольников | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Люблю тебя, мой край родной!», посвящённый 217 – летию высадки черноморских казаков на кубанскую землю | Тема урока: «Люблю тебя, мой край родной» Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Конкурс методических разработок «Новый урок для новой школы» Номинация Номинация: Реализация системно деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках | Рабочая учебная программа курса «Химия» О. С. Габриеляна (2011 г.) и Примерной программы по химии для основной школы, представленной в федеральном Государственном стандарте... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований фгос... | Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе:... Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном... | ||
Конференция, экзамены Васильева Лиза 7-1 класс, я тебя люблю! Я тебя люблю! Твой самый, самый преданный поклонник, ну ты знаешь, кто! | От августа 91-го к декабрю 93-го Я дал моей новой книге название "Иван, запахни душу!" Я обращаюсь к тебе, простой русский парень Ваня. Я люблю тебя. Я люблю тебя,... | ||
Рабочая программа по географии для 5-9 классов составлена на основе:... Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном... | Программа «Мой край родной» Методические рекомендации к проведению занятий | ||
«Согласовано» О. С. Габриеляна (2011 г.) и Примерной программы по химии для средней школы, представленной в федеральном Государственном стандарте... | Рабочая программа по предмету «География» Составители Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном... | ||
Семинара была очень актуальна – «Реализация регионального компонента... Наши учителя преподают следующие учебные курсы: экологическое краеведение, биологическое краеведение, географическое краеведение,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... О. С. Габриеляна (2011 г.) и Примерной программы по химии для средней школы, представленной в федеральном Государственном стандарте... |