город Сочи Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 16 г. Сочи
| УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 26 августа 2013 года протокол № 1 Председатель __________М.Л. Пешкова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По географии Уровень образования (класс): основное общее образование, 5 класс Количество часов: 34 Учитель Сычёва Светлана Петровна
Программа разработана на основе авторской программы
Е.М. Домогацких «География. Введение в географию» 5 класс, 2012 год 1. Пояснительная записка
к курсу «География» (V класс) (34 часа) Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе. Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МОБУ гимназия №16.
Данная рабочая программа по географии для 5 класса, построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М. Домогацких, изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под ред. Е.М. Домогацких).
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе основного общего образования по географии под ред. Е.М.Домогацких. Срок реализации программы учебного предмета «География» 5 класс - один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.
Общие цели географического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания программы по географии.
Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:
– социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
– приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Географическое образование призвано обеспечить:
– ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;
– развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
– овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
– формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности
Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под ред. Е.М.Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Цели и задачи курса:
– ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
– формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
– формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;
– формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
– формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.
Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела - «Земля и ее изображения»- не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Автор не преследовал цель дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех условиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника - «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
2. Общая характеристика курса Рабочая программа полностью реализует идеи ФГОС. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.
Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности и направлен на формирование у обучающихся представлений о специфике природы, населения и хозяйства на различных уровнях познаний.
Содержание основного общего образования структурировано по пяти курсам: «Введение в географию», «Физическая география», «Материки и океаны», «Физическая география России», «Население и хозяйство России».
Рабочая программа по географии для 5 класса строится с учетом следующей содержательной лини:
– многообразие природы и хозяйственной деятельности человека.
Курс «Введение в географию» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли. Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты.
При изучении курса обучающиеся выполняют один проект по разделам.
3. Описание места курса в учебном плане Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане МОБУ гимназия №16. Примерная программа по географии для 5 класса составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 10% времени, отводимого на вариантную честь программы, содержание формулируется преподавателем, составившим рабочую программу.
Распределение часов основного общего образования по географии
по годам обучения
-
Класс
| Количество часов
в неделю
| Количество часов
за год
| 5
| 1
| 34
| 6
| 1
| 34
| 7
| 2
| 68
| 8
| 2
| 68
| 9
| 2
| 68
|
В соответствии с БУПом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс естествознания («Окружающий мир»), включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии и географии. В ходе его освоения, у обучающихся формируются элементарные представления об общих географических закономерностях.
Настоящая рабочая программа по географии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под ред. Е.М. Домогацких. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год - 34 часа, из них - 3 часа резервного времени, которое в представленной рабочей программе отводится на повторение и обобщение учебного материала и заключительный урок.
5 класс
№ п/п
| Разделы,
темы
| Количество часов
| Программа Е.М. Домогацких
| Рабочая программа
| 1
| Тема 1. Наука география
| 2
| 2
| 2
| Тема 2. Земля и ее изображение
| 5
| 5
| 3
| Тема 3. История географических открытий
| 12
| 12
| 4
| Тема 4. Путешествие по планете Земля
| 10
| 10
| 5
| Тема 5. Природа Земли
| 2
| 2
|
|
|
|
|
| Резерв времени
| 3
| 3
|
| Итого:
| 34
| 34
| |