Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год





Скачать 151.5 Kb.
НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год
Дата публикации03.07.2014
Размер151.5 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа






Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании МО учителей

физического и

эстетического развития

Протокол № 1

от ________ 2013г.

Руководитель МО

А.П.Петрова


Согласовано

Зам. директора по УВР

______Н.Ю. Кузьмина

__________2013г.

Утверждаю

Директор школы

_______/В.В. Пермякова/

____________ 2013г.

Протокол педсовета № 1

от ________ 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

на 2013-2014 учебный год

Ступень обучения (класс): основное общее образование, 8 класс

Количество часов: 35 часов

Составитель: учитель первой квалификационной категории

Пестерникова Людмила Владимировна

Программа разработана на основе:

программы Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Авторы программы:-Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских - М.: Просвещение, 2011г.

Полысаево 2013

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа разработана на основе  программы под редакцией   Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», М.:«Просвещение» 2011.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной.

Задачами курса являются:

- формировать у учащихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;

- развивать художественно-творческую активность школьника;

- помочь обучающимся овладеть образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств – дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

        Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет )

        Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

        Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

                Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный).

На изучение изобразительного искусства в восьмом классе, согласно учебному плану школы, отводится 35 часов в год (1 час в неделю, 35 недель в год), из которых 17 часов выделено на изучение регионального компонента.

Планируемые результаты

В результате изучения изобразительного искусства обучающиеся должны знать и понимать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

        уметь:
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные графические материалы и материалы для работы в объёме.
        

        

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»

8

2

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

8

3

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

11

4

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

7

5

Резервный урок

1


Содержание программы

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы; линии и пятна. Буква - строка – текст. Искусство шрифта.

Композиционные основы макетирования полиграфическом дизайне.

Многообразие форм полиграфического дизайна.

Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.

Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

Интерьер и вещь в доме. Дизайн-средство создания пространственно вещной среды интерьера. Природа и архитектура. Организация архитектурного пространства. Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируешь себя – моделируешь мир.

Список литературы для учителя

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  2. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты. Библиотека учителя изобразительного искусства. / Г.В, Беда, - М.: Просвещение, 1989г.

  3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО Модек, 1997.

  4. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство./ И.Г., Паньшина - Мн., 1975. – 112с., ил.

  5. Питерских, А.С, Гуров, Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 класс / А.С. Питерских, Г. Е. Гуров; под редакцией  Б.М. Неменского. -  М., Просвещение, 2009 г.

  6. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. Учеб. заведений/ П.И.Уткин, Н.С. Королева – М.: Высш. Шк., 1992. – 159с.


Список литературы для обучающихся

  1. Питерских, А.С, Гуров, Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.  7-8 класс / А.С. Питерских, Г. Е. Гуров; под редакцией  Б.М. Неменского. -  М., Просвещение, 2009 г.

  2. Сокольникова, Н.М. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. / Н.М. Сокольникова, - Обнинск : Титул, 1996г.

  3. Сокольникова , Н.М., Основы живописи. Учебник для учащихся 5-8 классов. / Н.М. Сокольникова , - Обнинск: Титул, 1996г.


Основные понятия

Визажист – специалист-косметолог, художник-гример

Грим – искусство изменения лица при помощи косметических средств (красок, карандашей, наклеек и др.), а также сами косметические средства.

Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

Дизайн – художественное проектирование и конструирование предметной среды (промышленный дизайн, дизайн автомобиля)

Имидж – образ делового человека, часто целенаправленно создаваемый; представление о человеке, складывающееся у окружающих имидж актера)

Композиция – составление или соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Учебно-тематическое планирование уроков ИЗО в 8 классе



п/п



раздела

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

проведения







1 четверть – 8 час.











1

«Дизайн и архитектура – конструктивные искусств в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры»


8




1


1.1


Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

1




2

1.2

Прямые линии и организация пространства

1




3

1.3

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

1




4


1.4


Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

1




5

6

1.5

1.6

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

2




7

8

1.7

1.8

Многообразие форм полиграфического дизайна. Региональный компонент.

2










2 четверть – 8 час.











2

«Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

8




9

2.1

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Региональный компонент.


1




10

2.2


Архитектура – композиционная организация пространства. Региональный компонент.

1




11

2.3

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Региональный компонент.

1




12

2.4

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Региональный компонент.

1




13

2.5

Важнейшие архитектурные элементы здания. Региональный компонент.

1




14

2.6

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Региональный компонент.

1




15


2.7


Роль и значение материала в конструкции. Региональный компонент.

1




16

2.8

Цвет в архитектуре и дизайне.

Региональный компонент.

1










3 четверть – 10 час.











3

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

10




17

18

3.1

3.2

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Региональный компонент.

2




19

20

3.3

3.4

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Региональный компонент.

2




21

3.5

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Региональный компонент.

1




22

3.6

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Региональный компонент.

1




23

24

3.7

3.8

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно- вещной среды интерьера. Региональный компонент.

2




25


3.9


Природа и архитектура. Организация архитектурного пространства. Региональный компонент.

1




26

3.10

Природа и архитектура. Организация архитектурного пространства. Региональный компонент.

1










4 четверть – 9 час











3

«Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»

1




27

3.11

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Региональный компонент.

1







4

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

7




28

29

4.1

4.2

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

2




30

4.3

Дизайн и архитектура моего сада

1




31

4.4

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1




32

4.5

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1




33

4.6

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна

1




34

4.7

Моделируя себя – моделируешь мир


1




35




Резервный урок

1






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству для 5 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству, 1- 4 класс (2013 2014 учебный год)
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год 3 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по «Изобразительному искусству». для 3 класса на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Планирование составлено на основе методических рекомендаций миоо 2011-2012 уч год
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год
Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год
Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconПриказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса...
«Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика...
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изо 5-8 класс + развёрнутое календарно-тематическое...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов составлена на основе
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по предмету «изобразительное искусство» для 3 «в» класса 2013-2014 учебный год
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству на 2012-2013 учебный...
«Технология» для 4 класса, авторы О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, рабочей тетрадью «Разноцветный мир» по изобразительному искусству...
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1класса на 2012- 2013 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изо для 6 классов на 2013- 2014 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconРабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 8 9 класса 2013-2014 учебный год
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 пос. Цэс городского поселения «Рабочий...
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование на 2013- 2014 учебный год по изобразительному искусству
Планирование составлено на основе (программа): Изобразительное искусство и художественный труд, под редакцией Б. М. Неменского


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск