Скачать 0.7 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильево – Шамшевская средняя общеобразовательная школа № 8
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству для 1класса на 2012- 2013 учебный год. Срок реализации программы: 1год. Составил: Начинённая Н.В., учитель начальных классов МБОУ Васильево- Шамшевской СОШ №8. Образование: высшее 2012-2013 уч. год Содержание: 1.Пояснительная записка____________________ 3-11 2.Содержание учебного предмета_____________11-15 3.Тематическое планирование________________15-17 4. Календарно- тематическое планирование_____18-28 5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса __________________ 29-40 2 1. Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии (базовый уровень) , образовательная система « Школа 2100, авторов: О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. . Изобразительное искусство. 1 класс. Москва., Баласс. 2012г. Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения , в соответствии с учебным планом МБОУ Васильево - Шамшевской СОШ №8 для 1,2 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2012-2013 учебный год., основной образовательной программой ступени начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-2 класса МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2012-2013 учебный год. Нормативная база разработки рабочей программы : - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 - Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»; - Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения. - Приказ Минобразования России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования»; 3 - Приказ Минобразования России от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераци ая Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета №1 от 27-28 июля 2010г. выставлен на сайте: http: // standart. еdu.ru); - Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010г. №472 «О введении ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях РО. - Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373». - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 «Об утверждении СаиПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». - Учебный план МБОУ Васильево - Шамшевской СОШ №8 для 1,2 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2012-2013 учебный год. - Основная образовательная программа ступени начального общего образования в контексте ФГОС НОО для 1-2 класса МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ №8 на 2012-2013 учебный год. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта « Школа 2100»:
4 Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. В учебном плане МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ № 8 для 1,2 классов при пятидневной учебной неделе в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2012-2013 учебный год на изучение изобразительное искусство в 1 классе отводится 1 час. Данная рабочая программа составлена из расчета 33 часа в год (согласно календарному графику образовательного процесса в 1 классе МБОУ Васильево – Шамшевской СОШ № 8). В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир. 5 II. Общая характеристика учебного предмета Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира. Особенности программы 1) Необходимо для освоения программы максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. 6 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. Основные цели программы 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности. Основные задачи программы В соответствии с поставленными целями решаются следующие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского 7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. 7 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета изобразительное искусство в начальной школе Личностные результаты освоения предмета изобразительное искусство : а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; Функциональная грамотность Метапредметные результаты. Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные. Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале) Образовательные технологии 1-я линия развития Технология мотивации работы (деятельный подход). Технология оценивания 2-я линия развития Технология продуктивного чтения (задания для работы с текстом). Задания для групповой работы 8 Предметные результаты (цели предмета) 1-я линия развития Объяснять содержание произведений искусства. Владеть основными техниками и з о б р а з и т е л ь н о г о искусства (тексты и задания) 2-я линия развития Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоционально воспринимать произведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания) Личностные результаты - ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; - ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; - первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; - получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД -Проговаривать последовательность действий на уроке. -Учиться работать по предложенному учителем плану. -Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. -Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД -Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. -Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 9 -Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. -Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). -Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД -Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. -Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. -Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 1. Овладевать языком изобразительного искусства: -понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать; -понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски; -знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета; знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; -учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: -учиться чувствовать образный характер различных видов линий; -учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками. 10 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками: -рисунка; -аппликации; -построения геометрического орнамента; -техники работы акварельными и гуашевыми красками. 4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства: -живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей); -графика (иллюстрация); -народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели). 5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики: -композиция, рисунок, цвет для живописи; -композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики. 6. Иметь представление об искусстве Древнего мира. Содержание учебного предмета 1-й класс , 33 часа в год, 1 час в неделю Раздел 1. Форма. Цвет. Размер.- 5 часов Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер. Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях. Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать, какими качествами должен обладать художник. Отличать профессии, которые может освоить художник. Иметь понятие о том, чем могут различаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) . Уметь называть порядок цветов спектра. Иметь представление о живописи и дополнительных цветах. Иметь представление о тёплых и холодных цветах. Уметь характеризовать предметы по этим признакам. Выполнить практическую работу, учиться работать в группах. Применять полученные знания. 11 Раздел 2. Линии и формы предметов. Орнаменты. Аппликации.- 10 часов Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо. Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник, квадрат, овал, круг). Понятие об аппликации. Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать, что такое замкнутая линия, орнамент. Уметь: различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы. Иметь представление о разных типах линий и уметь определять их характер. Исследовать характер линий в работах П. Пикассо. Уметь применять полученные знания. Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных. Уметь определять симметричность фигуры. Вырезание симметричных листьев и составление из них композиции. Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать. Раздел 3. Дополнительные цвета. – 1 час Развитие представлений о живописи и некоторых её законах. Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов. В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые оттенки при их смешивании. Иметь представление о родственных и дополнительных цветах. Исследовать, какими цветами написаны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление. Выполнить гуашью или акварелью задание. Раздел 4.Натюрморт. Композиция. Графика. Пейзаж.- 6 часов Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. 12 Первичное понятие о контрасте. Графические иллюстрации. Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку. В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего. Знать, что такое композиция и её простейшие правила. Уметь использовать в своих работах фон. Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора. Уметь объяснять, что такое пейзаж. Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каждом пейзаже. Уметь выполнять практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета. Иметь понятие о натюрморте. Определять, что хотел показать нам художник. Иметь понятие о графике и её основных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведённых иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами пользуются художники для решения своих задач. Раздел 5. Народные промыслы.- 11 часов Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Получение представления об искусстве Древнего мира. В результате изучения раздела учащиеся должны: Знать, что такое сюжет, наброски. Уметь работать акварелью слоями. Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах. Иметь представление об основных свойствах акварельных красок. Исследовать на примере приведённых на стр. 36 учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на настроение живописного произведения. Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение. Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски. Иметь представление о зарождении искусства. Выполнять коллективную творческую работу «Рисунок на скале». 13 Система оценки планируемых результатов учащихся 1 класса Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству. 1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ. 2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. 3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. Продуктивные задания требуют уметь применять полученные знания к конкретному практическому или творческому заданию. Требования к уровню подготовки учащихся, окончивших предмет « Изобразительное искусство» в 1 классе К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно-творческой изобразительной деятельности должны знать:
Должны уметь:
14
|
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | Рабочая программа по изобразительному искусству на 2012-2013 учебный... «Технология» для 4 класса, авторы О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, рабочей тетрадью «Разноцветный мир» по изобразительному искусству... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе | Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству... Планирование составлено на основе методических рекомендаций миоо 2011-2012 уч год | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству учителя начальных классов Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2012 – 2013 учебный год составлена на основе | Рабочая программа по изобразительному искусству, 1- 4 класс (2013 2014 учебный год) Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству... | ||
Рабочая программа по «Изобразительному искусству». для 3 класса на 2013 2014 учебный год | Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год 3 класс | ||
Приказ №235 от 26 августа 2013 г рабочая программа учебного курса... «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика... | Рабочая программа по изо 5-8 класс + развёрнутое календарно-тематическое... Рабочая программа по изобразительному искусству для V- viii классов составлена на основе | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г | Рабочая программа по изобразительному искусству на 2013-2014 учебный год Изобразительное искусство 1-4 классы. Авторы программы:- о. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская М.: Баласс, 2011г | ||
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» 2012/2013... Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов... | Рабочая программа по изо для 6 классов на 2013- 2014 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе | ||
Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» для 3 «в» класса 2013-2014 учебный год Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б. М. Неменского | Рабочая программа по музыке для 1класса на 2012- 2013 учебный год Настоящая программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии (базовый уровень), образовательная... |