Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып





Скачать 314.86 Kb.
НазваниеКонкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып
страница1/3
Дата публикации09.07.2014
Размер314.86 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > География > Конкурс
  1   2   3

Школа доктора Базарного


Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей и при этом сохранять и укреплять их здоровье. Им разработана принципиально новая концептуальная платформа строительства отечественной школы и целостная методологическая система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебно-воспитательном процессе, основанная на принципах сенсорной свободы, двигательно-поисковой активности, трудового и художественного рукотворчества.

Владимир ГОРЯЧЕВ

Спасём детей - спасём Россию!

О здравоохранительных педагогических технологиях

доктора В.Ф.Базарного

Введение

Пытаясь мысленным взором заглянуть в ХХI век и представить себе, какими будут Россия и её народ в третьем тысячелетии, мы не можем не думать о том, каким будет наше народное образование, наша школа - та сфера жизни общества, которая в решающей мере определяет наше будущее. Ибо именно в ней из подрастающих поколений страны формируется народ, его интеллектуально-творческий, духовно-нравственный, психически-волевой и телесно-физический образ. Пытаясь представить себе контуры школы третьего тысячелетия, мы должны дать себе ясный и полный отчёт в том, какова наша школа сегодня, от какой школы и - шире - от какой системы обучения и воспитания (в том числе и в семье, и в детских садах) мы должны уйти, критически и творчески её преодолев. Если мы этого не сделаем, то рискуем и в третьем тысячелетии попасть в замкнутый круг тяжелейших и трагических проблем, порождённых современной системой образования. Именно поэтому я хочу привлечь внимание читателей к судьбоносному для России (и не только для России, но для всего человечества) социально-образовательному проекту, реализация которого уже идёт сегодня в двух регионах нашей страны - в Республике Коми и в Ставропольском крае.

* * *

Удивительное, можно сказать, беспрецедентное для нашего смутного времени событие произошло недавно в России. По инициативе губернатора Ставропольского края Александра Леонидовича Черногорова с 5 мая по 5 июля сего года в Ставрополье был проведён открытый конкурс на разработку краевой целевой программы “Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании детей”.

Среди трёх десятков программ, представленных на конкурс из России, Узбекистана и Украины, победила программа, разработанная руководителем Московской областной лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, доктором медицинских наук, профессором Владимиром Филипповичем БАЗАРНЫМ. Девиз программы: “Спасём детей - спасём Россию!” Чем же был вызван этот конкурс? И почему это событие является беспрецедентным?

“Русский крест” или Что происходит в России?

Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% выпускников школ практически здоровы, 80% школьников хронически больны, свыше 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Из каждой тысячи рождающихся младенцев 900 имеют врождённые пороки развития. В ряде регионов России до 70% молодых людей призывного возраста не способны нести службу в современной армии по медицинским показаниям. Резко упал интеллектуальный потенциал нации. Уже в начале 90-х годов тревожным набатом прозвучало заключение одного из авторитетнейших педиатров России академика АМН А.Баранова: “Пройдёт не так уж много времени - и может не стать государства. Просто некому будет его защищать и некому будет рожать детей”. А специалисты ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, в 1992-1993 годах исследовавшие проблему жизнеспособности различных наций и государств и оценивавшие её по пятибалльной шкале, жизнеспособность России оценили лишь в 1,4 балла. Это уровень, ниже которого начинается необратимая деградация страны. Подтверждением вывода ЮНЕСКО и ВОЗ является совершающаяся в России депопуляция: идёт процесс вымирания населения. Эта ситуация получила название “русский крест”. Если наложить друг на друга два графика - увеличивающейся год от года смертности и уменьшающейся рождаемости, мы получим названную фигуру. Сегодня на этом кресте распинается народ России. На наших глазах разворачивается и набирает силу демографическая трагедия - угасание жизнеспособности народа в череде его поколений. Ещё одно-два поколения - и этот процесс может стать необратимым. И самое парадоксальное в этой ситуации то, что её невозможно преодолеть средствами современной медицины, сколько бы денег и средств в неё не вкладывали, поскольку глубинные корни проблемы, а значит и её решение находятся вне её сферы и, следовательно, вне возможностей медицинской коррекции.

Но есть ли выход?

Здоровье - категория педагогическая

Безвыходных ситуаций не бывает! Однако, для предотвращения нашей демографической катастрофы необходимо осознание внутренних законов, по которым она совершается, и мобилизация всех сил общества на её преодоление.

Так в чём же дело? Почему русский народ, некогда один из самых здоровых по духу и телу народов планеты, стал сегодня одним из самых больных? Как пришли мы к этой трагической ситуации? Специалисты обычно называют целый ряд причин, связанных с процессами, протекающими в стране в последние годы: ухудшение качества питания у большей части населения в связи с его обнищанием, нехватка денег на народное образование, здравоохранение и другие социальные программы, вызванная разрушением экономики и падением производства, резкое ухудшение экологической обстановки, дефицит микроэлементов (например, йода) в воде, глубокий нервно-психологический шок у народа от катастрофических результатов проводимых в стране “реформ” и т.д. и т.п. И многих подобные объяснения вполне удовлетворяют. Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах и странах ситуация со здоровьем детей такая же трагическая, как и в неблагополучных? Почему среди детей богатых “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях и лицеях, соматических и нервно-психических нарушений ничуть не меньше, а даже больше, чем у учащихся нищих государственных школ? Почему в самые экономически и политически стабильные годы, согласно официальным публикациям бывшего главного психиатра Министерства обороны СССР профессора В.Смирнова, количество нервно-психических отклонений среди призывников достигло уже к 1989 году запредельного уровня - 45%? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорождённых была выше, чем сегодня? Вопросы, вопросы...

Дело в том, что такие масштабные популяционные трагедии никогда не начинаются вдруг. Они готовятся исподволь в течение длительного времени - десятилетий, и даже столетий. Поэтому несмотря на то, что объяснений описанным выше трагическим фактам предлагается множество, но и вопросов к объяснителям остаётся ничуть не меньше. К тому же приведённые объяснения ни педагогов, ни родителей ни к чему не обязывают - ведь все перечисленные причины от них вроде бы не зависят, а значит их собственной вины в той трагедии, что происходит с детьми, как бы и нет. Однако это не так.

Все эти объяснения исходят из традиционного представления о здоровье как категории медико-биологической. Но это неверное представление. “Как же так?” - спросите вы, - разве здоровье человека не зависит от того, в каких условиях он живёт, чем он дышит, что и сколько он ест?” Конечно зависит, но не в решающей степени. Вспомните, что ели солдаты на фронте, в каких условиях они там находились. Но известно много случаев, когда именно на фронте в сырых окопах у солдат исчезал ревматизм, в нервном сверхнапряжении нормализовывалось артериальное давление и зарубцовывалась язва желудка. Возвращались домой - и все болезни открывались снова! Традиционная медицина эти факты не объяснила. А всё дело в том, что здоровье человека как социально-духовного существа - это категория не медицинская и даже не биологическая. Медицинская категория - это болезнь. А здоровье - это мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного существа в единстве его телесных, психических и духовно-нравственных характеристик. Причём эта жизнеспособность, эти резервы не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе воспитания. И только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же несообразное природе разрушает и истощает их от поколения к поколению. А это уже область педагогики. Следовательно, здоровье - категория педагогическая. Оно либо формируется и развивается, либо расстраивается и утрачивается в процессе воспитания человека. Именно в этом - корень проблемы. И главная причина нынешнего нездоровья нации - это способ, система воспитания детей как в семье, так и в образовательных учреждениях. Эта система породила эволюционную цепь телесной, психической и духовно-нравственной деградации сменяющих друг друга поколений не только у нас в стране, но и практически во всей современной цивилизации. В результате большинство детей сегодня уже рождаются с ослабленными жизненными силами. А родители и воспитатели ещё более усугубляют их состояние.

Раньше, когда не было всех этих комфортно-расслабляющих приспособлений цивилизации, с помощью которых родители “облегчают” себе и своему ребёнку жизнь (коляски, каталки, всякого рода подпорки), дети очень много двигались: ползали, ходили, бегали. Причём большей частью - на воздухе, на открытых природных пространствах. Именно в постоянном движении формировалась и укреплялась их телесность, развивалось телесное чувство пространства - начало психической сути человека. Ведь природа за миллионы лет эволюции создала наш организм таким образом, что движение - основной принцип его бытия, главный момент его телесной и психической жизни. Недостаток же движения, особенно в первые месяцы и годы жизни ребёнка, ведёт к блокировке его генофонда, к задержке телесного и психического развития. А что делают современные родители (да и воспитатели детских садов и яслей)? Они делают всё для того, чтобы дети с самого раннего возраста двигались как можно меньше, сажая их на различного рода коляски и каталки, за столы и стулья, лишая их необходимой телесно-моторной и мышечной активности. “Облегчая” себе жизнь, папы и мамы, дедушки и бабушки осложняют тем самым жизнь своим детям и внукам, “секвестируя” их генофонд, сея в них семена немощи и болезней на всю оставшуюся жизнь, - и взрастают целые поколения “расслабленных”.

А как это преодолеть? Только одним единственным способом, которым ешё Иисус Христос лечил расслабленных: “Встань и ходи!” - т.е. двигайся. Другого пути просто нет. А что говорят родители и учителя детям? “Сядь и сиди! Сиди смирно! Не бегай, не прыгай - упадёшь! Сиди и слушай! Пиши и не вертись!” - вот их главные воспитательные установки. А что нам, взрослым, предлагали и предлагают для паралича нашей воли и разума на массовых сеансах и с экранов телевизоров разного рода кашпировские? “Сядь и расслабься!” И мы все до того расслабились и телесно, и духовно, что не смогли оказать сопротивления тёмным силам, позволили им разрушить и разграбить страну. Но телесная и волевая наша расслабленность с самого раннего детства - это хотя и важнейший, но не единственный фактор нездоровья возрастающих поколений России.

Школа расчеловечивания

Исторически корни нынешней трагической ситуации уходят вглубь образовательных технологий, сложившихся в эпоху Просвещения и бурного роста городской цивилизации и получивших логическое завершение к середине ХХ века.

В подмосковном Сергиевом Посаде как раз напротив Лавры в двух небольших комнатах находится лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (ФЗПО) Московской области. Её руководитель доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный в течение 25-ти лет провёл со своими учениками системное исследование учебных методик, режима, эргономики учебной деятельности, принципов дидактики, на основе которых традиционно строится учебно-воспитательный процесс, и в результате пришёл к выводу: то, на чём столетиями держалась школа, что стало классической системой, применяемой повсеместно, оказалось опаснейшим разрушителем здоровья детей. Существующая система воспитания и обучения сориентирована против природы ребёнка, поэтому она и есть главный похититель его здоровья. А непонимание обществом существа проблемы приводит к тому, что родители и педагоги оказываются не способны понять, что их воспитательная деятельность разрушает здоровье детей.

В современной школе ребёнок полностью закрепощён - и телесно-физически, и психически, и духовно-интеллектуально. В ней, как и триста лет назад, преобладают инструктивно-программирующие методики, формально-логическое построение оторванного от реальной живой жизни учебного процесса на закрепощающей детский организм основе - в режиме постоянного сидения, “близорукого” и узкоформатного зрения. И педагогика только тогда станет наукой, когда она откроет законы раскрепощения духовно-творческих и телесно-физических потенциалов человека и положит их в основу построения учебно-воспитательного процесса.

Один из главных факторов, разрушающих здоровье детей - это их поза во время учебного процесса. В течение всего урока дети практически обездвижены, за столами при письме они находятся в напряжённо-неестественном положении - старчески согнувшись и вцепившись в шариковую ручку, которой они пытаются выводить каракули, с низко склонённой к тетради головой. При таком психомоторном и нейровегетативном закрепощении в начальной школе ребёнок во время контрольных работ уже через 10- 15 минут испытывает нервно-психические нагрузки и стрессы, сравнимые с теми, что переживают космонавты при взлёте. Результат - так называемый “школьный шок”, неврастения и ранняя стенокардия, не говоря уже о близорукости и нарушении осанки (сколиозе). Кроме того, многолетнее систематическое сидение угнетает и парализует общий тонус организма, его энергетику, генетические биоритмы и психомоторные функции.

Второй фактор - это продолжительное воздействие на детей традиционной учебной среды - закрытых помещений, ограниченных пространств, заполненных однообразными искусственно созданными элементами и лишающих детей живых чувственных впечатлений. В этих условиях происходит угасание животворного мироощущения, образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов, угнетение эмоциональной сферы детей. В итоге - быстрое истощение нервно-психической энергии, иммунно-защитных сил организма, подавление реактивных процессов и закрепощение реализации генетических программ.

Третий фактор - вербальный (словесно-информационный) принцип построения учебного процесса, “книжное” изучение жизни, основанное на некритическом восприятии готовой информации, - приводит к тому, что ученик превращается в принимающее программируемое устройство, а учитель - в передающее программирующее. И здесь живого учителя с “успехом” может заменить обучающая машина. Например, компьютер. Люди, взращённые на таких методиках, лишённые живого творчества, не могут свободно развиваться и реализовывать заложенные в них природой творческие потенциалы, не могут быть внутренне свободными, т.е. обладать самостоятельностью мышления и свободой суждения. И, что особенно страшно, они приобретают зависимость от разного рода программирующих воздействий. Поэтому феномен Кашпировского не в нём самом, а в психозависимости миллионов. Школа взрастила их по законам программирования, и они жаждут, чтобы их программировали и дальше.

Четвёртый фактор - это лежащие в основе учебного процесса методики, предполагающие дробное, строго поэлементное овладение знаниями, умениями и навыками, а значит - разрушающие целостность мировосприятия, миропонимания и мироотношения детей.

Пятый фактор, восходящий к “классической” гимназии, - это чрезмерное увлечение методиками “интеллектуального” развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Раннее, начиная уже с детского сада, обучение детей чтению, счёту, компьютеру приводит к “шизоидной интоксикации” сознания. Реальный образно-чувственный мир заменяется искусственно созданным (виртуальным) миром букв, цифр, символов, слов, что ведёт к расщеплению в человеке чувственного и интеллектуального, к распаду важнейшей психической функции - воображения. И, как следствие, - к раннему формированию шизоидной психической конституции. На западе эта психоэпидемия началась уже в 50-х годах, а в 70- 80-х она захватила и нас. Сегодня симптомы скрытой шизофрении наблюдается у 70- 80% детей уже в 4-м классе. А воздействие электронных СМИ и рок-музыки на детей с надорванной психикой и разрушенным воображением делает из них биороботов, уставших от жизни и легко поддающихся внушению и манипуляции.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconБeссмeртиe людeй и элeктроннaя цивилизaция
И какой бы рай, какие бы блага на том свете не сулила нам религия, подавляющее большинство людей стремятся пробыть как можно дольше...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып icon«Российской науке — виват!»
Здравствуйте! Сегодня мы представляем проект, который поможет нам найти что-то общее в культуре нашей страны и зарубежных странах....
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып icon«Физкультура»
Большинство людей потребляют больше белков, чем требуется организму. Но сейчас спортивные диетологи пришли к выводу, что ведущим...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconАвтокредитование в России, как вид банковских услуг, возникло сравнительно...
По данным опросов, автокредитование в России становится всё более и более популярным. 53 процента российских жителей предпочитают...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сми. Особенно велико влияние женщин в нашей системе образования. Подавляющее большинство учителей в средней и высшей школах ─ это...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып icon«уроки и перемены»
В нашей стране только по официальным данным, 2 процента населения имеют стойкую привычку к наркотикам, более полумиллиона подростков...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность темы определяется тем, что в России в течение последних лет, после распада Советского Союза, идет переосмысление многих...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Немного найдется людей, которые не хотели бы разбогатеть. Но некоторые осознают это желание отчетливее, чем большинство. Другие притворяются,...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconУрок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
На уроках мы с вами разгадывали многие загадки этой удивительной страны. Сегодня нам предстоит еще раз вспомнить все, о чем мы говорили....
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconДню Знаний «Нам школа в жизнь открыла дверь»
Ведь сегодня день начала учебы, новых встреч с огромным миром знаний, который готовы открыть нам учителя. Доброго настроения вам...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconМетоды активного обучения на уроках английского языка Учитель английского...
Изучение английского языка, также как и изучение любого другого предмета, требует нелегкой систематической работы, тем более, что...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconЮ. И. Семенов Наше общество находится на крутом переломе, характер...
В этих условиях абсолютно необходимым является тщательный объективный анализ существовавшего и в определенной степени все еще продолжающего...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconМодернизация в управлении молодежной занятостью в республике молдова
Согласно данным Международной Организации Труда (мот) около 228 миллионов работающих молодых людей в мире считаются бедными и живут...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconВедущий 1
Ведь сегодня день начала учебы, новых встреч с огромным миром знаний, который готовы открыть нам учителя. Доброго настроения вам...
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconСегодня большинство людей сторонятся смерти, даже упоминание о смерти...
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и гуманитарных дисциплин 2012 года. Протокол №
Конкурс вызван к жизни тем, что к концу ХХ столетия подавляющее большинство молодых людей нашей страны оказалось хилым, болезненным, безволевым и безмыслящим поколением, о чём говорит нам бесстрастная статистика. По официальным данным сегодня лишь 5% вып iconТема «Екатерина Великая»
Мы продолжаем говорить об известных личностях в истории нашей страны. Это личности правителей, ученых, военных. Сегодня мы подходим...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск