Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления





Скачать 96.41 Kb.
НазваниеСамосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления
Дата публикации06.07.2013
Размер96.41 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > География > Вопрос


Самосудов М.В., к.э.н.,
вице-президент Института корпоративного развития,
руководитель департамента методологии корпоративного управления


Корпоративное управление – наука или религия?

Сегодня у корпоративного управления (КУ) есть все признаки религии. Судите сами: с одной стороны, научно обоснованная доказательная база еще недостаточно развита, а, с другой стороны, есть вера в то, что оно исключительно полезно для бизнеса, есть адепты веры, убеждающие, в основном, опираясь на свои личностные качества, всех в том, что их вера истинна, что именно она поможет, сохранит [бизнес и/или предпринимателя].

Причем, что конкретно полезно, что является источником пользы, какими закономерностями эта польза определяется, основная масса людей, вовлеченных в эту тему, не знает, но искренне верит и, что примечательно, всячески пытается обратить в эту веру и всех окружающих.

Собственно, если присмотреться и прислушаться, то и процесс убеждения выстроен в классической религиозной канве: если ты будешь соблюдать правила, обряды, то будешь спасен, какие-то высшие силы (читай – законы рынка) тебя оградят от бед и несчастий, и ты получишь большие выгоды завтра (читай – в ином мире: здесь, на Земле, конечно, но, все-таки, в ином, когда все вокруг будут честными, «белыми и пушистыми»…). Налицо все признаки религиозной пропаганды – массированное информационное воздействие, основанное на эмоциях, без точной доказательной базы, опираясь исключительно на свидетельства очевидцев или участников, с иллюстрациями в виде «чудес» (рост капитализации после введения кодекса компании, например, или рост капитализации ЮКОСа на 800% после создания системы КУ, или…) и страшных кар за «грехопадение» (страшные наказания руководителей Enron, WorldCom, других компаний, понижение рейтингов и т.п.).

Существует свой «страшный суд» - оценка рынка: падение капитализации для грешников и небывалый рост для праведников. Даже тенденции прощения близкие – сравните: притчу о раскаявшемся сборщике податей в Ветхом завете и реакцию рынка в отношении ценных бумаг ВиммБильДанна после опубликования информации, что один из основных акционеров привлекался ранее к уголовной ответственности.

Опираются в своих рассуждениях и действиях, кстати, адепты этой религии, если все же ввести некоторую научную терминологию, на мягкие социальные институты – мораль, этика, кодексы. Также и в традиционных религиях, основная опора – на Закон Божий.

Кстати, есть здесь и свои «ветхий завет» и «новый завет» - мифическая «лучшая практика», кто писал которую – никто не знает, документа никто не видел, но все ссылаются на нее как на «Ветхий завет» и, соответственно, Кодекс корпоративного поведения («Новый завет») с понятным авторством, на которое уже никто не обращает внимание, но считают документ народным достоянием и воспринимают как основу к действиям.

Есть здесь и свои культовые обряды – раскрытие информации, принятие решений по сделкам, социальная ответственность и отчетность, подготовка и проведение годового собрания акционеров. Сегодня эти корпоративные процедуры проводятся, как правило, исключительно для соблюдения формы, основное внимание уделяется соблюдению норм закона (читай – канона) и, что интересно, большинство даже не задумывается о том, что от них можно ожидать какой-то практической пользы. Просто есть какие-то высшие силы, которые требуют исполнения определенных действий в определенное время, почему это так, уже все забыли, а те, кто не знал – не задумываются. Есть же канон, то бишь, закон, простите.

Есть и свои «молитвенные дома» – различные экспертные организации, в том числе, международные, ассоциации и объединения, в которых проходят массовые молебны и проповеди (конференции, форумы, круглые столы и т.п.). Есть «секты» и конфессиональные течения, которые отличаются друг от друга несколько различной убежденностью, различными обрядами, но, в целом, исповедуют одну религию.

Есть свои проповедники, подвижники, монахи, отшельники и прочие служители культа – отдельные эксперты, специалисты компаний, сотрудники органов государственного регулирования, например.

Причем, как и любая религия, корпоративное управление претендует на всеобщий охват – стремится проникнуть во все сферы и области деятельности организаций, установить диктат над стратегией, управлением персоналом, запасами, логистикой, маркетингом, социальными связями компании. Ведь концепции стейкхолдеров и социальной ответственности корпораций включают в круг непосредственного внимания корпоративного управления любых лиц, так или иначе имеющих отношение к компании. Например, хотя бы потому, что живут они рядом с офисом или заводом компании.

Как и религия, корпоративное управление основывается сегодня на добровольных ограничениях приверженцев этой религии – необходимо соблюдать нормы морали и этики, быть честными, принимать на себя дополнительные обязательства по раскрытию информации, выплате дивидендов, взаимодействию с участниками корпоративных отношений. Причем, далеко не все понимают тех предпринимателей и руководителей, которые вводят у себя в организациях принципы корпоративного взаимодействия, ведут свой бизнес в соответствии с нормами деловой этики и морали. Служители «корпоративного сатаны» (рейдеры, нечистые на руку чиновники и т.п.) чинят всяческие козни таким подвижникам под громкое улюлюканье со стороны окружающих предпринимателей, которые усматривают в этом расчистку рыночного пространства – также как и подвижникам религии нелегко приходится подвижникам высоких идей высокоморального бизнеса…

Кстати и дань свою религиозные функционеры получают – как членские взносы в фонды и некоммерческие партнерства, как плата за участие в конгрессах, конференциях, форумах…

Адепты этой религии активно пропагандируют необходимость самоотречения от мирских искушений (приверженцы этой религии должны добровольно не «кидать» своих акционеров, партнеров, других участников – все это грех), уверяя, что, как только наступит светлое будущее и все станут честными и хорошими, все эти самоограничения непременно скажутся лучшим образом на благосостоянии последователей, а все, кто не смог устоять перед соблазном «сатаны» непременно будут гореть в «гиене огненной» и ни за что не попадут в рай (читай – на фондовый рынок).

Так что же такое, корпоративное управление – религия или наука?

При всем том, что в сегодняшнем развитии налицо все признаки религии, автор, тем не менее, утверждает, что это наука, которая сегодня, в силу различных условий, в том числе, и неграмотности людей, продвигается за счет религиозной «упаковки».

Собственно, как религия, в свое время, возникла и развивалась за счет выполнения определенной социальной функции – она защищала от излишней жестокости (хотя и жестокими, порой, методами), от болезней, социальных и психологических потрясений. Религия, в свое время, сыграла большую роль в развитии человечества. Во многом религии мы обязаны тем, что у нас есть понятие морали, этики. Во многом благодаря религии развивались и науки, технологии, более того, многие научные открытия, изобретения были сделаны служителями религии, многие гениальные творения были сделаны, либо служителями религии, либо при поддержке церкви1 – вокруг религии консолидировались наиболее талантливые и образованные люди. Правда, иногда зарвавшихся еритиков приходилось спасать, сжигая на кострах, но это уже издержки… Были, конечно, и ошибки – так, в 2002 году церковь признала, что с сожжением Коперника как-то погорячились, в свое время… Что же, с отдельными направлениями науки и учеными приходилось бороться, поскольку они подрывали власть некоторых религиозных функционеров. Но это, собственно, церковь, а не религия – от того, что отдельная организация или отдельные представители организации допускают ошибки или злоупотребления, сам социальный институт не становится ни лучше, ни хуже.

Тем не менее, при всех издержках, религия оказала очень сильное положительное влияние на человечество, причем, похоже, чем сильнее религия, тем больше пользы получала от нее человеческая популяция, хотя, отдельные люди и страдали, порой. В целом, религия сыграла роль стабилизатора, она сплотила, консолидировала людей для достижения определенных целей, сформировала правила игры, обеспечила условия выживания популяции и в этом ее значимость для общества.

Но, по мере развития человечества, его интеллектуального потенциала, по мере накопления знаний, позиции религии и, тем более, церкви понемногу ослаблялись – люди стали больше понимать и, соответственно, видеть просчеты, натянутости и т.п.

Также, собственно, происходит и с корпоративным управлением – только сегодня появляются публикации, в которых разбираются не столько преимущества, сколько недостатки или ограничения этой области деятельности. Еще несколько лет назад, материалов было меньше. И все они носили, скорее, пропагандистский характер, повествовали, что где-то там, кто-то внедрил принципы КУ и получил огромные выгоды, акции компании «взлетели до небес», что буквально любой инвестор готов выложить на 20-50% больше только за то, что узнал, что в этой компании есть корпоративное управление2.

Сегодня материалы также, в основном, описывают высокую идею, но уже появились работы, которые раскрывают реальную основу корпоративного управления, процессов взаимодействия различных субъектов в рамках корпорации и, что радует, появились сомнения и попытки установить истинные причины происходящих процессов и явлений. Так, оказалось, что не только акционеры играют значимую роль в компании, не только они контролируют бизнес; что рынок, который у экономистов отождествляется с высшей силой, не так уж совершенен и его «невидимая рука» не всегда может направить процессы в нужное русло. Да и фондовый рынок, в некоторых публикациях, предстает уже не безоблачным местом всеобщего счастья, но институтом, позволяющим получить финансирование профессионалам, понимающим закономерности взаимодействия на фондовом рынке.

То есть, если мы присмотримся, в корпоративном управлении мы проходим тот же путь – от обожествления не очень понятных нам явлений до рассчитываемой деятельности по мере понимания закономерностей и системных свойств. Также, собственно, проходило познание природы вообще – пока мы не понимали свойства и закономерности природных явлений люди обожествляли огонь, грозу, вулканы, воду, землю и др. По мере узнавания, божественный налет уходил, но, поскольку непонятного нам еще довольно много, то религия оставалась. А самое непонятное нам явление – мы сами, человек. Поэтому современная религия оперирует, в основном, категориями, относящимися к человеческим взаимоотношениям.

Сегодня уже в корпоративном управлении имеется надлежащая теоретическая база, поднимающая завесу тайны над процессами взаимодействия различных субъектов в корпоративной среде, позволяющая не только эффективно объяснять происходящие в корпорациях процессы, но и прогнозировать их развитие. Существующий аппарат позволяет, по крайней мере на качественном уровне, считать, в том числе, кто и насколько контролирует корпорацию, кто из участников корпоративных отношений несет угрозу корпорации, чьи интересы необходимо учитывать, а чьими можно и пренебречь, как поведут себя те или иные участники при принятии тех или иных решений…

Сегодняшний уровень развития теории позволяет формировать довольно эффективные стратегии. Только, оказывается, посмотреть нужно на корпорацию и процессы в ней не как на божество, а реально, не приукрашая и не приуменьшая достоинств.

В частности, теория корпоративного взаимодействия имеет все атрибуты теории – необходимый понятийный аппарат, аксиоматическую базу (принципы, положенные в основу теории), формализованные закономерности взаимодействия субъектов в корпоративных рамках и математический аппарат, позволяющий моделировать это взаимодействие. Правда, оказалось, что необходимо рассматривать привычные категории (корпорация3 и само корпоративное управление, ресурсы, выгоды, издержки и др.) по-другому, в сравнении с классическими представлениями.

Следует отметить, что также как и в религии, в свое время, наблюдается некоторая борьба адептов религии с новым знанием. Во-первых, знание развенчивает божество – оно уже предстает не всесильным и всемогущим, но простым природным явлением. Во-вторых, знание позволяет уже более широкому кругу посвященных использовать соответствующие принципы, не привлекая для этого служителей культа (например, консультантов). Это, естественно, вызывает отторжение у отдельных проповедников корпоративного управления – кусок-то уходит…

В заключении хотелось бы подвести итог нашим рассуждениям: корпоративное управление – это многогранное понятие.

С одной стороны, это социальное явление участия не собственников материальных средств производства в разделе прибыли.

С другой стороны, это, как процесс управления, воздействие участников корпоративных отношений на компанию с целью добиться желаемого ими распределения ресурсов в корпорации. Само по себе, это воздействие может быть более или менее сильным – в зависимости от того, какими ресурсами обладает тот или иной участник отношений, но оно существует всегда.

С третьей стороны, это научная дисциплина, изучающая процессы контроля в корпоративной среде, а также методы и инструменты достижения нужного распределения ресурсов с учетом активности участников корпоративных отношений. Как научная дисциплина, корпоративное управление обладает необходимым понятийным аппаратом, аксиоматической и нормативной базой, определенным математическим аппаратом, которые позволяют прогнозировать развитие процессов, выявлять причины неэффективности, прогнозировать риски и определять стратегии достижения нужного распределения ресурсов – то есть, решать управленческую задачу корпоративного управления.

Возникнув, скорее, как нечто религиообразное, корпоративное управление довольно быстро приобрело признаки научной дисциплины и, на сегодняшнем этапе ее развития, можно смело утверждать, что это, все-таки, наука. Довольно молодая, конечно, и, соответственно, имеющая еще белые пятна, но уже наука. А это открывает новые возможности в управлении социальными системами, в том числе, возможность управлять не методом «научного тыка», как это сегодня часто еще делается, но, рассчитывая шаги, что позволит значительно снизить издержки, связанные с самим процессом управления и, как следствие, повысить эффективность хозяйственной деятельности.

1 Автор, правда, не отождествляет церковь и религию. Если быть точным, религия – это социальный институт (или комплекс социальных институтов), а церковь – организация, которая, опираясь на этот институт, формирует институциональную надстройку (дополнительные институты, определяющие правила взаимодействия внутри организации и обеспечивающие привлекательность ее для определенных участников), позиционирующую эту организацию в социальном пространстве.

2 Кстати, автор придерживается мнения, что говорить о наличии или отсутствии КУ в компании – бессмысленно: КУ как влияние различных групп участников корпоративных отношений на процесс распределения ресурсов есть всегда, обращаем мы на него внимание или нет. Но если собственники не обращают внимание на КУ, то они должны быть готовы, что этот процесс пройдет без их участия…

3 До сих пор бытует мнение, что корпорация – это акционерное общество, хотя в большинстве работ, касающихся этого вопроса авторы уже довольно единодушно утверждают, что корпоративное взаимодействие присуще различным организационно-правовым формам и не связывают жестко корпорации с акционерными обществами.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconОбязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления
Четвертое заседание круглого стола по вопросам корпоративного управления в России
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconЗаместитель Директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России
Директор Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconЗаместитель Директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России
Директор Всероссийского института научной и технической информации Российской академии наук
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconДементьева А. Г., зам декана факультета Международного бизнеса и...
Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления зачастую становится основной для привлечения...
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconРеферат по дисциплине «Проблемы корпоративного права»
Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей...
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconПеречень крупных и средних промышленных предприятий Южно-Казахстанской области
Тоо «ПетроКазахстан Ойл Продактс» вице- президент: по производству Цзян Ши вице- президент: по коммерции Акишев А. Н
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconАвтор: А. А. Маслов Вице-президент и исполнительный директор Ассоциации...
Ассоциации Шаолиньского ушу по странам Европы и снг, вице-президент Ассоциации боевых искусств России, доктор исторических наук,...
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconШаблон
Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconWww e
Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconМарджи Алипранди
Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconСайт Mediactivist ru
Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconРазвитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования...
Работа выполнена на кафедре социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconПоложение о комиссии по чрезвычайным ситуациям
Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа
Самосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного развития, руководитель департамента методологии корпоративного управления iconУведомление о проведении открытого запроса предложений
Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск