Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления





Скачать 110.64 Kb.
НазваниеОбязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления
Дата публикации12.12.2014
Размер110.64 Kb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Право > Тезисы


Четвертое заседание круглого стола по вопросам корпоративного управления в России

ОБЯЗАННОСТИ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ И РОЛЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ

В ОБЛАСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Москва, 20 – 21 июня 2001 г.
Заседание IV: Роль заинтересованных лиц

в корпоративном управлении
РОЛЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ РОССИИ
Андрей Шаронов,

Заместитель Министра экономического развития России


1 Тезисы выступления.
1. Настоящая конференция, должна преследовать две основополагающие цели:

  • Во–первых, совместное обсуждение должно привести к большему пониманию участниками конференции реальных процессов, которые происходят сегодня в области корпоративных отношений, а также той роли, которую играют и должны играть заинтересованные лица в корпоративном управлении.

  • Во-вторых, и представителям государства и представителям бизнес сообщества необходимо определиться с общей идеологией и целями дальнейшей работы по совершенствованию корпоративной культуры в российских компаниях и совершенствованию правового регулирования в области корпоративного управления.


2. Важно отметить, что реальные процессы и практика корпоративного поведения в российских компаниях постепенно меняются в лучшую сторону. Пока еще рано говорить о существенных изменениях, однако, громкие скандалы с вооруженными захватами замещаются более «цивилизованными» методами борьбы за корпоративный контроль. Это неизбежный этап эволюции корпоративной экономики.

Но две ключевые проблемы российского КУ остаются по-прежнему актуальны – это «вывод» активов и размывание долей определенных категорий акционеров. Сейчас необходимо иметь четкое представление о том, что побуждает участников корпоративных отношений прибегать к полулегальным схемам захвата предприятий, и вывода активов. Почему эти схемы легко доступны и требуют, даже с учетом риска, меньших затрат, чем цивилизованные технологии ведения бизнеса? Почему в настоящее время быть полноправным собственником корпорации, не скрываясь за номинальными держателями, не выгодно и даже опасно?

Пока «правила игры» в области корпоративного управления установленные государством и бизнес сообществом делают «плохое» корпоративное поведение более привлекательным для участников, существенных изменений не произойдет. Безусловно, кроме «правил» игры на поведение инвесторов, кредиторов и директоров компаний оказывают влияние факторы политической нестабильности, экономической конъюнктуры, факторы, связанные с результатами массовой приватизации.
3. Общую картину негативных процессов в практике корпоративного поведения можно описать следующим образом.

В целях «захвата» предприятий на практике применяются два основных подхода – это «размывание» пакета (долей) акций и преднамеренное банкротство. Уменьшение доли контрагента обычно осуществляется с использованием «пробелов» в законодательстве, наиболее существенными из которых являются:

несовершенство правовых основ функционирования учетной системы (когда действия регистраторов приводят к невозможности акционеров реализовать свои имущественные права на акции);

низкий уровень правоприменительной практики (например, можно инициировать арест акций в результате неправомерных решений, и лишить, таким образом, на определенное время акционеров права голоса при принятии обществом решений об изменении уставного капитала);

недостаточная регламентация процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров (когда акционеры теряют право или возможность голосовать по вопросам изменения уставного капитала);

недостаточная регламентация механизмов реализации преимущественного права акционеров на приобретение дополнительно выпущенных акций (в том числе проблемы с уведомлением акционеров, нечеткие правила, позволяющие использовать выпуск конвертируемых облигаций для размывания капитала).

Доступность процедур банкротства в сочетании с нечеткостью и недостаточной проработкой законодательно установленных процедур приводит к использованию данного института скорее в целях передела собственности, чем в целях финансового оздоровления и повышения платежной дисциплины. Таким образом, искажается роль кредиторов в корпоративном управлении.

Проблема «вывода» активов возникает в силу возможности получения корпоративного контроля, несоизмеримого имеющейся доле в акционерном капитале. Такая возможность возникает как следствие целого ряда правовых проблем, наиболее характерные - это:

противоречия трудового и акционерного законодательства в вопросах прав и ответственности исполнительных органов акционерных обществ (например трудовое законодательство исключает неограниченную материальную ответственность единоличного исполнительного органа, возникают противоречия законодательства в вопросах досрочного отстранения руководителя от выполнения своих функций и т.д.);

недостаточная регламентация процедур и требований по предоставлению информации, необходимой для принятия решений на общих собраниях акционеров;

недостаточная регламентация критериев для определения «крупных» сделок и сделок с «заинтересованностью», а также понятия «обычной хозяйственной деятельности» (например балансовая стоимость активов, используемая для определения крупной сделки, может существенно отличаться от рыночной, активы могут быть переведены из одной организации в другую в результате трансфертного ценообразования и т.д.);

несоответствие применяемых большинством предприятий стандартов финансовой отчетности международным стандартам, и как следствие невозможность для акционеров контролировать финансово-хозяйственную деятельность общества.
4. Таким образом, даже поверхностный анализ проблем корпоративного управления позволяет сделать два важных вывода

  • роль, которую играют акционеры и заинтересованные лица в корпоративном во многом определяется законодательно установленными правилами;

  • политика государства в этой области должна носить комплексный и системный характер и включать в себя несколько сфер государственного регулирования, круг которых сегодня можно достаточно четко обозначить:

  • Регулирование организационно-правовых форм (акционерное законодательство, законодательство об обществах с ограниченной ответственностью).

  • Регулирование отдельных отношений (законодательство об аффилированных лицах, инсайдерской информации).

  • Регулирование деятельности холдингов и финансово промышленных групп (законодательство о холдингах, ФПГ).

  • Регулирование деятельности профессиональных участников фондового рынка (лицензирование, сертификация, регистрация, отчетность, антимонопольное законодательство).

  • Регулирование несостоятельности (банкротства).

  • Налоговое регулирование (в части налогообложения доходов по ценным бумагам).

  • Антимонопольная политика (в части контроля за экономической концентрацией, приобретением крупных пакетов акций).

  • Регулирование трудовых отношений (в части прав и ответственности исполнительных органов обществ).

  • Регулирование инвестиционной деятельности и деятельности коллективных инвесторов (законодательство об инвестициях, инвестиционных фондах, НПФ, страховое законодательство).

  • Политика государства в отношении саморегулируемых организаций (законодательство об СРО).

  • Политика государства в отношении стандартов финансовой отчетности и аудита (законодательство о бухгалтерской отчетности и аудиторской деятельности).

  • Регулирование оценочной деятельности (нормы законов, требующие обязательного привлечения независимых оценщиков, законодательство об оценочной деятельности).

  • Политика государства в области приватизации, национализации и управления государственной собственностью (прежде всего в части установления правового режима деятельности акционерных обществ с участием государства в акционерном капитале).


Политика государства в области регулирования организационно-правовых форм должна быть направлена, прежде всего, на создание условий для свободного выбора той или иной организационно-правовой формы в зависимости от целей, с которыми создается и действует предприятие. Очень важно, особенно на настоящем этапе, чтобы предприятия имели возможность повышать эффективность как за счет производственной, так и за счет организационно-правовой реорганизации. Тем более, что в Росси продолжается процесс концентрации и перепрофилирования производства, в котором предприятия активно скупают отдельные заводы и подразделения в целях вертикальной и горизонтальной интеграции, избавляются от непрофильных и не основных производств.

Одной из мер государства в данной области является разработка законопроекта «О реорганизации и ликвидации коммерческих организаций». Законопроект предусматривает решение многих проблем, в том числе:

регламентируются правила и условия участия в реорганизации предприятий различных организационно-правовых форм;

вводятся необходимые механизмы защиты прав и интересов участников и кредиторов реорганизуемых организаций;

регламентируется правоспособность реорганизуемой организации в целях обеспечения ее текущей деятельности в процессе реорганизации.
Регулирование вопросов аффилированности и использования служебной (инсайдерской) информации при совершении сделок в настоящее время решаются в рамках разработки законопроектов «Об аффилированных лицах» и «Об инсайдерской информации». Принятие этих законопроектов существенно сократит возможности по «выводу» активов и использованию инсайдерской информации при совершении сделок с акциями.
Регулирование профессиональных участников фондового рынка должно обеспечивать высокую степень независимости и ответственности депозитариев и регистраторов, особенно в вопросах касающихся защиты прав акционеров. Надежность учетных институтов должна повышаться, во-первых, за счет законодательных изменений – Правительство готовит соответствующие поправки в закон «О рынке ценных бумаг», во-вторых через усиление роли саморегулируемых организаций на фондовом рынке.
В области правового регулирования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности необходимо обеспечить применение дифференцированного подхода исходя от потребностей и возможностей предприятий к переходу на международные стандарты финансовой отчетности. Задача государства заключается в обеспечении достаточных условий для применения российскими предприятиями международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и международных стандартов аудита.

В качестве приоритетных мер необходима доработка и принятие нового федерального закона «О бухгалтерском учете». Закон должен обеспечить формирование системы бухгалтерского учета, отвечающей требованиям достоверности, открытости и прозрачности финансовой информации о деятельности предприятий.

Необходимо принятие новой стратегии реформы системы финансовой отчетности и бухгалтерского учета на среднесрочный период, которая будет учитывать опыт предыдущего этапа реформы и обеспечит системный подход к формированию и реализации государственной политики в области бухгалтерского учета.

При этом необходимо отметить, что наряду с необходимостью реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, большое значение для повышения качества корпоративного управления имеет формирование на предприятиях эффективной системы управленческого учета. Применение современных механизмов управленческого учета позволяет руководству и собственникам иметь доступ к актуальной информации обо всех сторонах хозяйственной и финансовой жизни предприятия в оперативном режим на протяжении всего отчетного периода.

Крупные российские предприятия уже сейчас используют в своей деятельности механизмы управленческого учета, проводя самостоятельную разработку с использованием международного опыта. Однако отсутствие сколь-нибудь унифицированных методологических наработок в этой области существенно тормозит становление системы управленческого учета на многих российских предприятиях. Поэтому Минэкономразвития России считает целесообразным инициировать разработку профессиональных методических рекомендаций для внедрения и ведения управленческого учета.

Антимонопольная политика в части контроля за концентрацией капитала требует изменений на концептуальном уровне. Антимонопольное регулирование строится сегодня на основе предпосылки, что легче предотвратить усиление доминирования, монополизации рынков, чем заниматься потом выявлением злоупотреблений монопольным положением. Однако неразвитость российской инфраструктуры исполнения законодательства приводит к тому, что на практике предупредительные меры могут быть применены только к явным формам интеграции. Согласованные антиконкурентные действия, которые непрозрачны, при этом не ограничиваются. Естественно, что выявлять факты злоупотребления доминирующим положением на рынке сложнее, но излишние предупредительные меры через контроль за приобретением акций могут привести к сдерживанию экономически эффективных процессов интеграции.

В области регулирования несостоятельности (банкротства) также ведется активная законотворческая работа. Роль кредиторов как заинтересованных лиц сегодня не вполне адекватна экономическим условиям. Если проанализировать статистику по банкротству, то можно увидеть, что достаточно большая часть дел о банкротстве - это банкротства с целью захвата корпоративного контроля.

Разрабатываемый правительством законопроект «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает ограничение возможностей преднамеренного банкротства. В частности для этого предусмотрено право на обжалование определений о введении наблюдения и назначении и отстранении временного управляющего. Необходимо предусмотреть право на обжалование определений, устанавливающих размер требований кредиторов, а также в отказе в установлении данных требований.

Предполагается изменение концепции внешнего управления в части предоставления прав собственнику в принятии некоторых решений в отношении предприятия, в частности, возможности проведения дополнительной эмиссии для пополнения оборотных средств предприятия или конвертации кредиторской задолженности в акции в целях последующего заключения мирового соглашения.

Политика государства в области приватизации, национализации и управления госсобственностью оказывает непосредственное влияние на практику и уровень корпоративного управления в Российских компаниях. Государство является одним из крупнейших акционеров в стране, у которого как у акционера есть дополнительные права в корпоративных отношениях в соответствии с законодательством о приватизации. В частности это – дополнительные права по контролю за исполнительными органами, права по сохранению доли в случае допэмиссии, право «золотая акция». Именно с этой точки зрения можно рассматривать государство – как заинтересованное лицо в корпоративном управлении. Кроме того, участвуя в органах управления акционерных обществ, государство может оказывать существенное влияние на корпоративную культуру и поведение. В этом отношении особенно обостряется вопрос согласования интересов, так как интересы государства как акционера, в частности социальные и стратегические, могут не совпадать с интересами других акционеров и руководства компании. Много проблем возникает с реализацией прав государства в отношении компаний, акции которых продавались с определенными условиями. Эти проблемы касаются управления на таких предприятиях, поскольку они вынуждены ограничивать свою деятельность на протяжении нескольких лет, и имущественных отношений, так как право собственности на акции переходит только после выполнения условий.

В связи с этим, политика государства по вопросам участия в акционерных обществах должна предусматривать:

Во-первых, четкое определение целей и задач управления, для их постановки представителям государства в органах управления АО;

Во-вторых, обеспечение политики (проводимой представителям), направленной на соблюдение корпоративного законодательства и цивилизованных правил корпоративного поведения.




В завершение можно сделать следующие выводы:

дальнейшая работа по совершенствованию корпоративного управления должна строится во-первых исходя из четкого понимания практических проблем, с которыми сталкиваются в России акционеры и предприятия; во-вторых исходя их международных принципов и стандартов, поскольку многие особенности российской деловой среды – это переходное явление;

для совершенствования законодательно установленных правил корпоративных отношений требуются согласованные действия в нескольких сферах государственного регулирования. В противном случае локальные изменения правового поля могут не привести к желаемым результатам.





1 Мнение автора доклада не всегда совпадает с мнением представителей ОЭСР. Текст доклада в дальнейшем может быть изменен.



© ОЭСР Все права защищены

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconРешение от «24»
Совета директоров Открытого акционерного общества «Стойленский горно – обогатительный комбинат» (далее Общество) вознаграждения и...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconАктивизация управления развитием
Настоящее Положение о Комитете по кадрам и вознаграждениям Совета директоров (далее – «Положение») ОАО «Северсталь-авто» (далее –...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconПротокол №01-2005 положение о комитете по кадрам и вознаграждениям совета директоров
Настоящее Положение о Комитете по кадрам и вознаграждениям Совета директоров (далее – «Положение») ОАО «Северсталь-авто» (далее –...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconЗаседание Совета управления директоров
Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность муниципальной системе образования
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconК сведению выпускников, педагогов, родителей и всех заинтересованных лиц
На основании приказа департамента образования и науки Тюменской области от 15. 04. 2013 г. №172/од «Об утверждении Порядка окончания...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconДементьева А. Г., зам декана факультета Международного бизнеса и...
Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления зачастую становится основной для привлечения...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconКодекс корпоративного управления защитит миноритариев и срежет "золотые...
Цб в понедельник 3 марта ликвидировал преемницу фсфр службу Банка России по финансовым рынкам (сбрфр), создав вместо нее 9 подразделений,...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconПротокол от 27. 06. 2013 №13 положение о порядке созыва и проведения...
Роль педагогического коллектива по успешному завершению учебного года и задачи по подготовке к новому учебному году /Казанфаров И....
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconНп сро «Союз Стройиндустрии Свердловской области»
Хмелев Максим Александрович Председателя Совета Директоров ООО «Инвестиционно- строительной компании» Председатель Аттестационной...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconПрезидиум Совета директоров средних специальных учебных заведений...
Вандышев Валерий Васильевич (родился в 1941 г.) доктор юридических наук, профессор
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconСамосудов М. В., к э. н., вице-президент Института корпоративного...
На карточках написаны названия рыб, нужно за 1 минуту отобрать, карточки с названиями морских рыб, за правильный ответ 1 балл, неправильный...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconСпецкурс немецкого языка для специальности «Технология машиностроения»
Допущено учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Допущено учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Допущено учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендовано учебно-методическим объединением Совета директоров средних специальных учебных заведений Волгоградской области в качестве...
Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления iconI состав Президиума Совета директоров учреждений спо свердловской области 2
Международные, Всероссийские, межрегиональные, региональные, областные, значимые городские мероприятия, организуемые профессиональными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск