Скачать 476.64 Kb.
|
На правах рукописи ИГОШКИНА Лариса Владимировна РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ Специальность: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)»; «Экономика труда» АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва 2008 Работа выполнена на кафедре социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений. Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор Игорь Шулемович Пенс Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор Надежда Юрьевна Псарева кандидат экономических наук Александр Александрович КОНЮХОВСКИЙ Ведущая организация: Российская академия государственной службы Защита состоится «27» июня 2008 г. в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.001.02 в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, Москва, ул. Лобачевского, д. 90, аудитория 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии труда и социальных отношений. Автореферат разослан «27» мая 2008 г. Ученый секретарь Диссертационного совета Д 602.001.02, Кандидат экономических наук, доцент Т.А. Тхоржевская ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования в принципиальном плане определена следующими обстоятельствами. Во-первых, в условиях глобализации, роста экономики и повышения динамизма конкуренции, политической стабильности и выхода российского бизнеса на международный рынок назрела необходимость в дальнейшем совершенствовании корпоративного управления компаниями. В первоочередном порядке требуют улучшения подходы к качеству отношений с заинтересованными группами, к взаимоотношениям с обществом и окружающей средой, механизмы управления капитализацией и нефинансовыми рисками. Кроме того, в условиях усиления общей гуманитарной направленности экономического развития происходит постепенная социализация бизнеса, он все больше вовлекается в решение ключевых социальных проблем, превращаясь в полноправного и ответственного субъекта социальной политики. Мировой опыт свидетельствует, что решение этих задач может быть достигнуто путем реализации концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), основанной на международных стандартах и учитывающей особенности России1.. Во-вторых, необходимостью адаптации международных стандартов отчетности в области устойчивого развития к специфике деятельности российских компаний с учетом их отраслевой принадлежности. Система показателей отчетности в экономической, социальной и экологических сферах дает возможность стейкхолдерам2 и общественности объективно оценить уровень социальной ответственности той или иной отраслевой компании. В-третьих, актуальность исследования определена недостаточной научной разработанностью проблематики социально ответственного инвестирования и социальных инвестиций, выступающих в качестве практической формы реализации концепции КСО. Высокая значимость решения задачи совершенствования корпоративного управления в изменившихся условиях хозяйствования обусловила необходимость исследовать комплекс организационно-методических проблем реализации концепции КСО, обеспечивающей устойчивое развитие компаний. Концепция КСО исходит при этом из понимания устойчивого развития в широком смысле: оно основывается не только на поступательном и эффективном производственном процессе, но также на единой самоорганизующейся системе экономической, социальной и экологической сфер деятельности компаний. В этой связи целью диссертационной работы является разработка предложений по совершенствованию корпоративного управления на основе инструментария концепции КСО в единстве теоретических и прикладных аспектов. Объект и предмет исследования. Объектом исследования стала деятельность компаний по корпоративному управлению и социальной ответственности, а предметом – система отношений по совершенствованию этой деятельности на основе инструментария концепции КСО. Методической и теоретической основой диссертации послужили: а) системный подход к исследуемому объекту и предмету; б) ключевые положения фундаментальных научных трудов и публикаций отечественных и зарубежных ученых по вопросам общей теории управления, корпоративного управления, корпоративной социальной ответственности, теории предпринимательства, мотивации теории предпринимательской деятельности и взаимодействия бизнеса, общества и государства, а также социальных инвестиций1; в) концептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах РФ, методических документах органов государственного управления, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, Ассоциации менеджеров России, Национального совета по корпоративному управлению, Фонда «Институт экономики города», а также в методических документах международных организаций (Глобального договора ООН, Руководящих принципов ОЭСР, Тройственной декларации МОТ и др.). Фактологической и статистической базой исследования стали материалы Росстата, нормативно-методические и информационно-аналитические материалы Минэкономразвития РФ и ФСФР (ФКЦБ); наработки авторитетных научно-исследовательских институтов Российской Академии наук, НИИ менеджмента, Российского института директоров, Экспертного института; Ассоциации менеджеров России, Агентства социальной информации, Центра исследований стратегий, инноваций и предпринимательства; материалы зарубежной, общероссийской, региональной печати, научно-практических форумов, а также отчеты крупнейших компаний различных отраслей отечественной промышленности, опубликованные в научных журналах и в электронных источниках сети «Интернет»; авторские аналитические разработки по проблеме исследования. Научная новизна диссертации, связанная с реализацией ее цели, состоит в разработке предложений по совершенствованию корпоративного управления на основе инструментария концепции КСО. Основные научные результаты (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблем, выносимых на защиту) сводятся к следующим позициям. 1. На современном этапе рыночных преобразований в России, в условиях глобализации, роста экономики и повышения динамизма конкуренции актуализирована проблема совершенствования корпоративного управления компаниями, улучшения их отношений с заинтересованными группами, обществом и окружающей средой. Остро встают задачи управления капитализацией и нефинансовыми рисками, вовлечения бизнеса в решение ключевых социальных проблем, превращение его в полноправного и ответственного субъекта социальной политики. С учетом новых требований к корпоративному управлению и анализа его теоретических основ сформулирована сущность корпоративного управления как общественно-экономической науки. Сделан принципиальный вывод о необходимости учета компаниями широких социальных интересов, включая развитие регионов присутствия. В этой связи корпоративное управление определяется соискателем как система взаимоотношений между акционерами и менеджерами, между различными группами акционеров, между компанией - организационной моделью бизнеса и заинтересованными группами для обеспечения интересов всех участников корпоративных отношений, эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным ожиданиям. 2. Исследована институциональная основа корпоративного управления и содержательная сторона ее основных элементов. Показана роль Кодекса корпоративного поведения и Хартии корпоративной и деловой этики в развитии корпоративных отношений. Обобщен опыт корпоративного управления на современном этапе, выявлены «болевые» точки по его ключевым позициям. Обоснована настоятельная потребность внедрения в практику корпоративного управления российских бизнес-структур концептуальных основ корпоративной социальной ответственности (КСО) как эффективного инструмента совершенствования управления и устойчивого развития компаний. 3. Показано, что тема КСО выдвинута в центр общественного внимания в результате экономической и политической стабилизации в стране, выхода российских компаний на международные рынки, необходимости повышения инвестиционной привлекательности компаний и их соответствия западным стандартам. Наряду с этим произошел пересмотр социальной политики государства с позиции расширения круга ее субъектов и возросла объективная потребность бизнеса стать равноправным партнером социального развития. К настоящему времени бизнес-сообществом и общественными организациями (РСПП, ТПП РФ и др.) выработана консолидированная позиция по вопросу социальной роли бизнеса и КСО, охватывающая рынок, работника и рабочее место, окружающую среду, сообщество, права человека. По мнению соискателя, социальную ответственность бизнеса необходимо дополнить ответственностью за возрождение и прогрессивное, устойчивое развитие производства на инновационной основе и ответственностью за участие в реализации приоритетных национальных проектов. 4. Из анализа многообразия определений КСО соискатель считает наиболее точным, оттеняющим конкретный и прикладной характер деятельности компаний следующее определение: это система последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие. Рассмотрены принципы деятельности компании при реализации КСО и выявлены причины торможения ее развития, главной из которых является сложившийся деловой климат функционирования бизнеса. Предложены пути развития КСО, основной из них – решение задач в области мотивации и оплаты труда. 5. Определены особенности становления КСО в развитых экономиках, отличия ее американской и европейской моделей в правовом отношении, характере реализации программ, ответственности компании перед группами влияния и изменения в этой связи в системе корпоративного управления. На этом фоне в ретроспективе рассмотрена трансформация российской модели КСО. Установлено, что к настоящему времени для политики КСО характерны следующие тенденции: продуманная политика и открытое обращение к аудитории; переход от стихийной благотворительности к социальному инвестированию и конкурсному отбору проектов; ответственное отношение к персоналу; ориентация на ответственное производство и др. Установлено также, что в качестве основных инструментов реализации социальных проектов целесообразно использовать денежные гранты, благотворительные пожертвования и спонсорскую помощь, социально значимый маркетинг, социальные инвестиции, эквивалентное финансирование, делегирование сотрудников, социальный бюджет. Обсуждена содержательная сторона этих инструментов и границы их использования. На примере международного промышленного холдинга по производству строительных материалов ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» раскрыты предпосылки и факторы становления КСО и принципы деятельности крупнейшей компании в этой области. 6. Дано авторское определение понятий «социальные инвестиции» и «социальное инвестирование». Социальные инвестиции – это самостоятельная экономическая категория, имеющая отношение не только к принятию инвестиционных решений относительно развития бизнеса, связанного с социальной сферой, но и к тематике взаимоотношений компаний с ключевыми и другими заинтересованными лицами в области выработки и реализации внутрикорпоративной и территориальной социальной политики, не относящейся к сфере компетенции компании, но затрагивающей интересы ключевых заинтересованных лиц компании и, значит, косвенно и интересы самой компании. Содержанием социального инвестирования, по нашему мнению, является способ реализации корпоративной социальной ответственности посредством целевых программ, которые отвечают нуждам основных групп заинтересованных лиц – персонала, потребителей, местных сообществ на территориях присутствия. В развитие сложившейся классификации признаков социальных инвестиций, предложено дополнить ее таким признаком как степень солидарности действий (вклада) других участников процесса социального инвестирования (автономия, субсидиарность – долевое, на паях, замещение, субконтракт). Такое предложение обосновано тем, что социальные инвестиции, наряду с самостоятельной деятельностью компаний, могут реализовываться в рамках социального партнерства, частно-государственного и других подходов. Выявлено, что социальные инвестиции компании в большей степени направлены на реализацию внутренних программ, однако намечается трансформация их в направление местного сообщества. Эта тенденция, при наличии эффективных инструментов государственного и общественного влияния на бизнес, может перерасти в долгосрочный тренд. Сделан вывод, что социальные инвестиции становятся полноценным элементом корпоративных стратегий и системы корпоративного управления. 7. В работе показано, что от баланса интересов участников экономического процесса – государства и общества зависит устойчивое развитие и благосостояние всего общества. По мнению соискателя, в стране сформированы условия для преодоления имеющихся противоречий в отношениях между государством, бизнесом и обществом, в том числе по вопросам социальной политики. Эти противоречия должны преодолеваться на базе договорного подхода, позволяющего достичь компромисс путем выработки гибких, неформальных правил взаимодействия бизнеса, государства и общества. Углубление взаимоотношений участников должно также основываться на социальном партнерстве и частно-государственном партнерстве в социальной сфере. Во взаимодействии бизнеса, государства и общества существенную роль играет наличие государственной экономической политике на перспективу. Для эффективного взаимодействия бизнеса и региональной власти необходима, по мнению соискателя, координация региональных социально-экономических программ с инвестиционными программами естественных монополий и частных компаний. 8. Установлено, что в России КСО развивается в соответствии с мировыми тенденциями, однако еще медленно, со слабой вовлеченностью малого и среднего бизнеса. Определена основная причина такой ситуации – это риски, возникающие при добровольном раскрытии компаниями информации, важной для их бизнеса. Вместе с тем, одним из условий включенности российских компаний в мировую экономику является соответствие уровня их открытости требованиям международных стандартов. По оценке соискателя, разработанные в последние годы отечественные стандарты КСО, и прежде всего Социальная хартия, в полной мере отвечают принципам и требованиям международных нормативных документов в этой области. Пакет этих стандартов предложено выделить в отдельную классификационную группу существующей классификации. 9. Механизмом повышения качества управления КСО выступает социальный (нефинансовый) отчет компаний. В процессе исследования установлены закономерности и особенности развития социальной отчетности в России: позитивная динамика, лидерство крупнейших компаний, постепенный переход на отечественные стандарты, самостоятельность в принятии решения компаниями о подготовке отчетов и др. В связи с выходом на международные рынки, переходом к устойчивому развитию и укреплением лидерских позиций в промышленности строительных материалов страны, соискателем разработан и реализован комплекс рекомендаций по социальной (нефинансовой) отчетности холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Предложены система отраслевых показателей отчетности, адаптированных к российскому учету и законодательству, характеризующих экономические, социальные и экологические аспекты деятельности; унифицированная форма отчетности в области устойчивого развития; создание в структуре компании функционального подразделения для управления КСО, разработки и осуществления социальных программ. Рекомендованы различные схемы организации управления социальными проектами на основе адаптивных структур и подходы к оценке эффективности внедрения проектов. Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее выводов и рекомендаций в процессе совершенствования корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса органами государственного управления, общественными организациями, российскими деловыми кругами и компаниями при разработке стратегий развития и социальных программ. Представляется целесообразным использование материалов диссертации в рамках преподавания в высшей школе по специальностям «Менеджмент организации», «Предпринимательство», в системе подготовки и повышения квалификации кадров госслужбы, в структурах бизнес-образования, готовящих специалистов по корпоративному и инвестиционному менеджменту. Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации, сформулированные соискателем в процессе исследования, были использованы Международным вертикально интегрированным промышленным холдингом по производству строительных материалов ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» при разработке стратегии развития на период до 2020 г. и нашли отражение в публикациях автора. Соискатель принял участие в работе ряда международных и общероссийских научно-практических форумов, в том числе: Международной научно-практической конференции «Социальная ответственность бизнеса» (Санкт-Петербург, июнь 2005 г.); Международной конференции «Управление корпоративной ответственностью как реальность: от теории к практике» (Москва, июль 2007г.); Международной научно-практической конференции «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса» (Москва, май 2007 г.) Второй международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли советов директоров» (Москва, ноябрь 2007 г.); Национальном форуме корпоративной социальной ответственности «На пути к формированию национальной платформы КСО» (Москва, декабрь 2007 г.). По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 17,4 п.л. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографии и 4-х приложений. Оглавление выглядит следующим образом. Введение |
№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления | №1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления | ||
Дементьева А. Г., зам декана факультета Международного бизнеса и... Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления зачастую становится основной для привлечения... | Обязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления Четвертое заседание круглого стола по вопросам корпоративного управления в России | ||
Реферат по дисциплине «Проблемы корпоративного права» Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей... | Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа... «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» | ||
Перечень примерных вопросов к экзамену по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность» Интерпретации концепции социальной ответственности: классический подход, теория корпоративного альтруизма, теория «разумного эгоизма»,... | Становление корпоративной социальной ответственности на западе Компании, чтобы обеспечить конкурентоспособность, поддерживают свой имидж, работают над улучшением деловой репутации, осуществляют... | ||
1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности | Реферат (по мероприятию 8) Отчет о проведении мероприятия «Организация... Содержание деятельности и результаты мероприятия «Организация добровольческой деятельности, как сферы общественного служения и механизма... | ||
Реферат (по мероприятию 6) Отчет о проведении мероприятия «Организация... Содержание деятельности и результаты мероприятия тз №6 «Организация добровольческой деятельности, как сферы общественного служения... | 6: Активные методы обучения Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации... | ||
Организационно-методическая работа как механизм совершенствования... Организационно-методическая работа как механизм совершенствования управления в дерматовенерологии | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Системный анализ и теория управления» Цель курса «Системный анализ и теория управления» является формирование у студентов системы знаний по теории управления, развитие... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной... | Реферат Срок выполнения Центральной России; экономическая безопасность государства и бизнеса; сотрудничество власти и бизнеса в цфо как условие экономического... |