Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления





Скачать 476.64 Kb.
НазваниеРазвитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления
страница1/4
Дата публикации09.06.2015
Размер476.64 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

ИГОШКИНА Лариса Владимировна
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Специальность:

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – промышленность)»; «Экономика труда»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва

2008
Работа выполнена на кафедре социальной политики и управления социальными процессами Академии труда и социальных отношений.
Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор Игорь Шулемович Пенс
Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Надежда Юрьевна Псарева

кандидат экономических наук Александр Александрович КОНЮХОВСКИЙ

Ведущая организация:

Российская академия государственной службы


Защита состоится «27» июня 2008 г. в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.001.02 в Академии труда и социальных отношений по адресу: 119454, Москва, ул. Лобачевского, д. 90, аудитория 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии труда и социальных отношений.

Автореферат разослан «27» мая 2008 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Д 602.001.02,

Кандидат экономических наук, доцент Т.А. Тхоржевская
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования в принципиальном плане определена следующими обстоятельствами. Во-первых, в условиях глобализации, роста экономики и повышения динамизма конкуренции, политической стабильности и выхода российского бизнеса на международный рынок назрела необходимость в дальнейшем совершенствовании корпоративного управления компаниями. В первоочередном порядке требуют улучшения подходы к качеству отношений с заинтересованными группами, к взаимоотношениям с обществом и окружающей средой, механизмы управления капитализацией и нефинансовыми рисками. Кроме того, в условиях усиления общей гуманитарной направленности экономического развития происходит постепенная социализация бизнеса, он все больше вовлекается в решение ключевых социальных проблем, превращаясь в полноправного и ответственного субъекта социальной политики. Мировой опыт свидетельствует, что решение этих задач может быть достигнуто путем реализации концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), основанной на международных стандартах и учитывающей особенности России1.. Во-вторых, необходимостью адаптации международных стандартов отчетности в области устойчивого развития к специфике деятельности российских компаний с учетом их отраслевой принадлежности. Система показателей отчетности в экономической, социальной и экологических сферах дает возможность стейкхолдерам2 и общественности объективно оценить уровень социальной ответственности той или иной отраслевой компании. В-третьих, актуальность исследования определена недостаточной научной разработанностью проблематики социально ответственного инвестирования и социальных инвестиций, выступающих в качестве практической формы реализации концепции КСО.

Высокая значимость решения задачи совершенствования корпоративного управления в изменившихся условиях хозяйствования обусловила необходимость исследовать комплекс организационно-методических проблем реализации концепции КСО, обеспечивающей устойчивое развитие компаний. Концепция КСО исходит при этом из понимания устойчивого развития в широком смысле: оно основывается не только на поступательном и эффективном производственном процессе, но также на единой самоорганизующейся системе экономической, социальной и экологической сфер деятельности компаний.

В этой связи целью диссертационной работы является разработка предложений по совершенствованию корпоративного управления на основе инструментария концепции КСО в единстве теоретических и прикладных аспектов.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования стала деятельность компаний по корпоративному управлению и социальной ответственности, а предметом – система отношений по совершенствованию этой деятельности на основе инструментария концепции КСО.

Методической и теоретической основой диссертации послужили: а) системный подход к исследуемому объекту и предмету; б) ключевые положения фундаментальных научных трудов и публикаций отечественных и зарубежных ученых по вопросам общей теории управления, корпоративного управления, корпоративной социальной ответственности, теории предпринимательства, мотивации теории предпринимательской деятельности и взаимодействия бизнеса, общества и государства, а также социальных инвестиций1; в) концептуальные подходы, реализованные в законодательных и нормативных актах РФ, методических документах органов государственного управления, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты РФ, Ассоциации менеджеров России, Национального совета по корпоративному управлению, Фонда «Институт экономики города», а также в методических документах международных организаций (Глобального договора ООН, Руководящих принципов ОЭСР, Тройственной декларации МОТ и др.).

Фактологической и статистической базой исследования стали материалы Росстата, нормативно-методические и информационно-аналитические материалы Минэкономразвития РФ и ФСФР (ФКЦБ); наработки авторитетных научно-исследовательских институтов Российской Академии наук, НИИ менеджмента, Российского института директоров, Экспертного института; Ассоциации менеджеров России, Агентства социальной информации, Центра исследований стратегий, инноваций и предпринимательства; материалы зарубежной, общероссийской, региональной печати, научно-практических форумов, а также отчеты крупнейших компаний различных отраслей отечественной промышленности, опубликованные в научных журналах и в электронных источниках сети «Интернет»; авторские аналитические разработки по проблеме исследования.

Научная новизна диссертации, связанная с реализацией ее цели, состоит в разработке предложений по совершенствованию корпоративного управления на основе инструментария концепции КСО.

Основные научные результаты (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблем, выносимых на защиту) сводятся к следующим позициям.

1. На современном этапе рыночных преобразований в России, в условиях глобализации, роста экономики и повышения динамизма конкуренции актуализирована проблема совершенствования корпоративного управления компаниями, улучшения их отношений с заинтересованными группами, обществом и окружающей средой. Остро встают задачи управления капитализацией и нефинансовыми рисками, вовлечения бизнеса в решение ключевых социальных проблем, превращение его в полноправного и ответственного субъекта социальной политики. С учетом новых требований к корпоративному управлению и анализа его теоретических основ сформулирована сущность корпоративного управления как общественно-экономической науки. Сделан принципиальный вывод о необходимости учета компаниями широких социальных интересов, включая развитие регионов присутствия. В этой связи корпоративное управление определяется соискателем как система взаимоотношений между акционерами и менеджерами, между различными группами акционеров, между компанией - организационной моделью бизнеса и заинтересованными группами для обеспечения интересов всех участников корпоративных отношений, эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным ожиданиям.

2. Исследована институциональная основа корпоративного управления и содержательная сторона ее основных элементов. Показана роль Кодекса корпоративного поведения и Хартии корпоративной и деловой этики в развитии корпоративных отношений. Обобщен опыт корпоративного управления на современном этапе, выявлены «болевые» точки по его ключевым позициям. Обоснована настоятельная потребность внедрения в практику корпоративного управления российских бизнес-структур концептуальных основ корпоративной социальной ответственности (КСО) как эффективного инструмента совершенствования управления и устойчивого развития компаний.

3. Показано, что тема КСО выдвинута в центр общественного внимания в результате экономической и политической стабилизации в стране, выхода российских компаний на международные рынки, необходимости повышения инвестиционной привлекательности компаний и их соответствия западным стандартам. Наряду с этим произошел пересмотр социальной политики государства с позиции расширения круга ее субъектов и возросла объективная потребность бизнеса стать равноправным партнером социального развития. К настоящему времени бизнес-сообществом и общественными организациями (РСПП, ТПП РФ и др.) выработана консолидированная позиция по вопросу социальной роли бизнеса и КСО, охватывающая рынок, работника и рабочее место, окружающую среду, сообщество, права человека. По мнению соискателя, социальную ответственность бизнеса необходимо дополнить ответственностью за возрождение и прогрессивное, устойчивое развитие производства на инновационной основе и ответственностью за участие в реализации приоритетных национальных проектов.

4. Из анализа многообразия определений КСО соискатель считает наиболее точным, оттеняющим конкретный и прикладной характер деятельности компаний следующее определение: это система последовательных экономических, экологических и социальных мероприятий компании, реализуемых на основе постоянного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) и направленных на снижение нефинансовых рисков, долгосрочное улучшение имиджа и деловой репутации компании, а также на рост капитализации и конкурентоспособности, обеспечивающих прибыльность и устойчивое развитие. Рассмотрены принципы деятельности компании при реализации КСО и выявлены причины торможения ее развития, главной из которых является сложившийся деловой климат функционирования бизнеса. Предложены пути развития КСО, основной из них – решение задач в области мотивации и оплаты труда.

5. Определены особенности становления КСО в развитых экономиках, отличия ее американской и европейской моделей в правовом отношении, характере реализации программ, ответственности компании перед группами влияния и изменения в этой связи в системе корпоративного управления. На этом фоне в ретроспективе рассмотрена трансформация российской модели КСО. Установлено, что к настоящему времени для политики КСО характерны следующие тенденции: продуманная политика и открытое обращение к аудитории; переход от стихийной благотворительности к социальному инвестированию и конкурсному отбору проектов; ответственное отношение к персоналу; ориентация на ответственное производство и др. Установлено также, что в качестве основных инструментов реализации социальных проектов целесообразно использовать денежные гранты, благотворительные пожертвования и спонсорскую помощь, социально значимый маркетинг, социальные инвестиции, эквивалентное финансирование, делегирование сотрудников, социальный бюджет. Обсуждена содержательная сторона этих инструментов и границы их использования. На примере международного промышленного холдинга по производству строительных материалов ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» раскрыты предпосылки и факторы становления КСО и принципы деятельности крупнейшей компании в этой области.

6. Дано авторское определение понятий «социальные инвестиции» и «социальное инвестирование». Социальные инвестиции – это самостоятельная экономическая категория, имеющая отношение не только к принятию инвестиционных решений относительно развития бизнеса, связанного с социальной сферой, но и к тематике взаимоотношений компаний с ключевыми и другими заинтересованными лицами в области выработки и реализации внутрикорпоративной и территориальной социальной политики, не относящейся к сфере компетенции компании, но затрагивающей интересы ключевых заинтересованных лиц компании и, значит, косвенно и интересы самой компании. Содержанием социального инвестирования, по нашему мнению, является способ реализации корпоративной социальной ответственности посредством целевых программ, которые отвечают нуждам основных групп заинтересованных лиц – персонала, потребителей, местных сообществ на территориях присутствия. В развитие сложившейся классификации признаков социальных инвестиций, предложено дополнить ее таким признаком как степень солидарности действий (вклада) других участников процесса социального инвестирования (автономия, субсидиарность – долевое, на паях, замещение, субконтракт). Такое предложение обосновано тем, что социальные инвестиции, наряду с самостоятельной деятельностью компаний, могут реализовываться в рамках социального партнерства, частно-государственного и других подходов. Выявлено, что социальные инвестиции компании в большей степени направлены на реализацию внутренних программ, однако намечается трансформация их в направление местного сообщества. Эта тенденция, при наличии эффективных инструментов государственного и общественного влияния на бизнес, может перерасти в долгосрочный тренд. Сделан вывод, что социальные инвестиции становятся полноценным элементом корпоративных стратегий и системы корпоративного управления.

7. В работе показано, что от баланса интересов участников экономического процесса – государства и общества зависит устойчивое развитие и благосостояние всего общества. По мнению соискателя, в стране сформированы условия для преодоления имеющихся противоречий в отношениях между государством, бизнесом и обществом, в том числе по вопросам социальной политики. Эти противоречия должны преодолеваться на базе договорного подхода, позволяющего достичь компромисс путем выработки гибких, неформальных правил взаимодействия бизнеса, государства и общества. Углубление взаимоотношений участников должно также основываться на социальном партнерстве и частно-государственном партнерстве в социальной сфере. Во взаимодействии бизнеса, государства и общества существенную роль играет наличие государственной экономической политике на перспективу. Для эффективного взаимодействия бизнеса и региональной власти необходима, по мнению соискателя, координация региональных социально-экономических программ с инвестиционными программами естественных монополий и частных компаний.

8. Установлено, что в России КСО развивается в соответствии с мировыми тенденциями, однако еще медленно, со слабой вовлеченностью малого и среднего бизнеса. Определена основная причина такой ситуации – это риски, возникающие при добровольном раскрытии компаниями информации, важной для их бизнеса. Вместе с тем, одним из условий включенности российских компаний в мировую экономику является соответствие уровня их открытости требованиям международных стандартов. По оценке соискателя, разработанные в последние годы отечественные стандарты КСО, и прежде всего Социальная хартия, в полной мере отвечают принципам и требованиям международных нормативных документов в этой области. Пакет этих стандартов предложено выделить в отдельную классификационную группу существующей классификации.

9. Механизмом повышения качества управления КСО выступает социальный (нефинансовый) отчет компаний. В процессе исследования установлены закономерности и особенности развития социальной отчетности в России: позитивная динамика, лидерство крупнейших компаний, постепенный переход на отечественные стандарты, самостоятельность в принятии решения компаниями о подготовке отчетов и др. В связи с выходом на международные рынки, переходом к устойчивому развитию и укреплением лидерских позиций в промышленности строительных материалов страны, соискателем разработан и реализован комплекс рекомендаций по социальной (нефинансовой) отчетности холдинга ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Предложены система отраслевых показателей отчетности, адаптированных к российскому учету и законодательству, характеризующих экономические, социальные и экологические аспекты деятельности; унифицированная форма отчетности в области устойчивого развития; создание в структуре компании функционального подразделения для управления КСО, разработки и осуществления социальных программ. Рекомендованы различные схемы организации управления социальными проектами на основе адаптивных структур и подходы к оценке эффективности внедрения проектов.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности применения ее выводов и рекомендаций в процессе совершенствования корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса органами государственного управления, общественными организациями, российскими деловыми кругами и компаниями при разработке стратегий развития и социальных программ. Представляется целесообразным использование материалов диссертации в рамках преподавания в высшей школе по специальностям «Менеджмент организации», «Предпринимательство», в системе подготовки и повышения квалификации кадров госслужбы, в структурах бизнес-образования, готовящих специалистов по корпоративному и инвестиционному менеджменту.

Апробация результатов исследования. Выводы и рекомендации, сформулированные соискателем в процессе исследования, были использованы Международным вертикально интегрированным промышленным холдингом по производству строительных материалов ОАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» при разработке стратегии развития на период до 2020 г. и нашли отражение в публикациях автора. Соискатель принял участие в работе ряда международных и общероссийских научно-практических форумов, в том числе: Международной научно-практической конференции «Социальная ответственность бизнеса» (Санкт-Петербург, июнь 2005 г.); Международной конференции «Управление корпоративной ответственностью как реальность: от теории к практике» (Москва, июль 2007г.); Международной научно-практической конференции «Корпоративная социальная ответственность и этика бизнеса» (Москва, май 2007 г.) Второй международной конференции «Корпоративное управление и устойчивое развитие бизнеса: стратегические роли советов директоров» (Москва, ноябрь 2007 г.); Национальном форуме корпоративной социальной ответственности «На пути к формированию национальной платформы КСО» (Москва, декабрь 2007 г.).

По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 17,4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, библиографии и 4-х приложений. Оглавление выглядит следующим образом.

Введение

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconДементьева А. Г., зам декана факультета Международного бизнеса и...
Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления зачастую становится основной для привлечения...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconОбязанности совета директоров и роль заинтересованных лиц в области корпоративного управления
Четвертое заседание круглого стола по вопросам корпоративного управления в России
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconРеферат по дисциплине «Проблемы корпоративного права»
Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа наилучшей...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconКафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа...
«Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть»
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconПеречень примерных вопросов к экзамену по дисциплине «Корпоративная социальная ответственность»
Интерпретации концепции социальной ответственности: классический подход, теория корпоративного альтруизма, теория «разумного эгоизма»,...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconСтановление корпоративной социальной ответственности на западе
Компании, чтобы обеспечить конкурентоспособность, поддерживают свой имидж, работают над улучшением деловой репутации, осуществляют...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления icon1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности
Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconРеферат (по мероприятию 8) Отчет о проведении мероприятия «Организация...
Содержание деятельности и результаты мероприятия «Организация добровольческой деятельности, как сферы общественного служения и механизма...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconРеферат (по мероприятию 6) Отчет о проведении мероприятия «Организация...
Содержание деятельности и результаты мероприятия тз №6 «Организация добровольческой деятельности, как сферы общественного служения...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления icon6: Активные методы обучения
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconОрганизационно-методическая работа как механизм совершенствования...
Организационно-методическая работа как механизм совершенствования управления в дерматовенерологии
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Системный анализ и теория управления»
Цель курса «Системный анализ и теория управления» является формирование у студентов системы знаний по теории управления, развитие...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconУчебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность
Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной...
Развитие социальной ответственности бизнеса как инструмента совершенствования корпоративного управления iconРеферат Срок выполнения
Центральной России; экономическая безопасность государства и бизнеса; сотрудничество власти и бизнеса в цфо как условие экономического...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск