Становление корпоративной социальной ответственности на западе





Скачать 49.42 Kb.
НазваниеСтановление корпоративной социальной ответственности на западе
Дата публикации06.07.2015
Размер49.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
СТАНОВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЗАПАДЕ
С.Ю. Орлова,

Пермский государственный университет
В настоящее время возросло внимание к проблемам социально ответственного поведения бизнеса, его роли в социально-экономическом развитии. Компании, чтобы обеспечить конкурентоспособность, поддерживают свой имидж, работают над улучшением деловой репутации, осуществляют свою деятельность на основе принципов социальной ответственности.

В то же время, с каждым годом влияние, в том числе и негативное (экологическое загрязнение, проблемы безопасности труда, социальной ответственности бизнеса и т.д.) на общество усиливается, что вызывает с его стороны отрицательную реакцию. Поэтому, для того, чтобы компания осуществляла свою деятельность в соответствие с ожиданиями общества, она должна выработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов. Иными словами, речь идет о том, как  стать достойным  корпоративным членом  гражданского общества.

Феномен КСО возник во второй половине ХХ века в США и странах Западной Европы. На сегодняшний день, можно сказать, что именно эти страны являются «законодателями мод» в области КСО.

Несмотря на это, в США и Западной Европе сложились разные подходы к пониманию феномена КСО. Так, выделяют англо-саксонскую модель КСО и модель континентальной Европы [1].

В сфере корпоративного управления американские компании традиционно ориентируются на модель «компании акционеров» (shareholders company). В рамках такого подхода филантропия предстает личным делом индивидуального жертвования и не интегрировано в системное управление компанией. Во многом это обуславливается особенностями ведения бизнеса и политической обстановкой в США. Неолиберальная политика, господствовавшая в США при республиканцах, подразумевает незначительное участие государства в деятельности бизнеса, его максимальную свободу. Компании, выстраивают свои концепции КСО ориентируясь, в первую очередь на своих владельцев [2].

Среди основных направлений КСО в США выделяют:

  • Стратегическая филантропия. Это самый доступный способ для компаний в реализации КСО. Приоритетными сферами вложений являются здравоохранение, социальные услуги, высшее образование. Быстрыми темпами растут расходы на спонсорскую деятельность в области искусства. Грамотное позиционирование в сфере филантропической деятельности создает солидный репутационный капитал для компаний.

  • Многообразные формы волонтерской работы сотрудников. Подобные инициативы, часто менее затратные, чем крупномасштабные благотворительные акции дают заметную отдачу. Они не только выстраивают вокруг корпорации систему дружественных социальных связей, но и способствуют росту духа «корпоративной солидарности»

  • Практика социально-ответственного инвестирования, целеориентированные маркетинговые стратегии. Их аудитория - потребители, которым предоставляется право лично сделать вклад в «добрые дела», через покупку товаров и услуг компании. Фиксированная прибыль от таких мероприятий перечисляется на решение конкретных социально значимых целей, при этом существенного изменения в стратегии корпоративного управления не происходит [3].

В целом, при анализе распространенных в США форм КСО преобладают ориентации, уходящие корнями в традиции американского нейтралитета и политической культуры. Это касается, в первую очередь, приоритетных направлений: волонтерства, филантропии и маркетинговых стратегий. Что же касается круга вовлеченных во взаимодействие с корпорациями стейкхолдеров, то он относительно узок и избирателен: доминирующие позиции занимают здесь акционеры, наемный персонал и местные сообщества. Институционализированные механизмы согласования интересов практически отсутствуют.

В отличие от США для Европы характерна модель «компании участников». Данная модель ориентирует корпорации на взаимодействие с различными стейкхолдерами – от местных сообществ до организаций, отражающих различные общественно значимые интересы.

Европейская модель в противовес модели США предусматривает высокий уровень институционализации отношений со стейкхолдерами. Практика партнерства развивается на уровне ЕС. В частности, здесь функционирует Экономический социальный комитет (ЭСК), инстиуционализировавший отношения между бизнесом, наемным трудом и местными органами власти. Также создаются неформальные организации самими компаниями. Эти организации занимаются координацией позиций и лоббированием интересов на уровне ЕС. Среди них выделяется созданный в 1983 г. круглый стол промышленников, куда входят около 50 представителей крупнейших компаний.

Ключевую роль в процессе институционализации практик КСО в Европе играет государство. Так, в Голландии институт КСО активно используется для поддержания диалога между различными сегментами общества. В Дании правительство приняло программу «Наша общая забота». В рамках данной программы правительство выделяет средства на реализацию инициатив в данной сфере [4].

В целом Европейская модель ориентирована на превращение компаний в полноценных членов национальных сообществ, а стратегии социальной ответственности – в важнейший ресурс европейского строительства. Такая ориентация нашла отражение в самом определении КСО, сформулированном в «Зеленом докладе» Европейской комиссией. КСО в этом документе трактуется как «подход, предполагающий интеграцию компанией на добровольной основе социальных и средоохранных целей [6].

Для Европы характерна системная тенденция к системному видению проблем взаимодействия корпорации и общества. Разумеется, это не означает безоговорочного признания европейским бизнесом практик КСО, как неотъемлемой составляющей стратегии повышения конкурентоспособности. Но они эффективно используются в качестве механизма для вовлечения компании в публичную сферу, площадки для взаимодействия с органами управления помимо налоговой сферы и регулирования рынка труда. Сами европейские компании рассматривают её как непрерывный процесс обучения компаний и заинтересованных во взаимодействии с ними партнеров.

В целом, можно отметить высокий взаимный интерес как компаний, так и государств стран Запада к данной проблематике. Интерес государства проявляется в создании благоприятных условий для компаний в области КСО: консультационные советы по отчетности, гранты, призы, льготы, проведение форумов по проблемным темам, работа с законодательством.

Интерес компаний, в свою очередь проявляется в проявлении инициатив в рамках отчетности, организации форумов, конференций, сводов правил социально-ответственного поведения.

Проанализировав нормы в области КСО на Западе, можно прийти к выводу, что они носят скорее рекомендательный, нежели директивный характер. Таким образом, как таковых, серьезных санкций не предусмотрено, но работа в рамках КСО накладывает серьёзное влияние на репутацию компаний, поэтому компании заинтересованы в соблюдении этических норм социальной ответственности.

Литература:

1. Иванова В. Особенности формирования моделей КСО в зарубежных странах и России //Человек и труд.2009.10

2.Петухов К.А. Современные тенденции развития Корпоративной социальной ответственности //Вестн. Пермского ун-та Вып.8(34)2009

3.Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии М.:Прогресс-Традиция,2008

4. Семененко И.С. Группы интересов на Западе и в России. Концепции и практика. М.,2001.

5.Commission of the European Communities. Green Paper. Promoting a Framework for Corporate Social Responsibility. Com(2001) 366. Brussels, 2001, p 6.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Становление корпоративной социальной ответственности на западе icon1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности
Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconИсследование моделей корпоративной социальной
Рассматриваются вопросы формирования моделей корпоративной социальной ответственности, используемых в мировой практике (европейской,...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconКафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа...
«Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть»
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconТема Понятие и основные характеристики корпоративной социальной ответственности

Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний»
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний»
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconСостояние и роль корпоративной социальной ответственности в институциональной...
Нко) в решении социальных проблем и работе с определенными группами нуждающихся, недоиспользуется со стороны ксо (Доклад о состоянии...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconРоссийской федерации
В процессе изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам предоставляется возможность исследовать феномен...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Становление корпоративной социальной ответственности на западе icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconКлюка Константин «Зеленые»
Зеленый pr является одним из направлений области связей с общественностью, который представляет для общества основы корпоративной...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconКорпоративная социальная ответственность
Цель дисциплины: дать представление о новых систематических знаниях в области корпоративной социальной ответственности, а также овладеть...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconРабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность»
А. Цели дисциплины: освоение студентами концептуальных и практических основ формирование корпоративной социальной ответственности...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconТребования к результатам освоения содержания дисциплины
Цель дисциплины овладение современными концепциями управления компанией с позиции социально-ориентированного менеджмента и маркетинга,...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconУчебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность
Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной...
Становление корпоративной социальной ответственности на западе iconИсламская модель корпоративной социальной ответственности
«Целям развития тысячелетия» оон, принятым на Cаммите тысячелетия в 2000 г., посвященном проблемам устойчивого развития, и присоединяются...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск