Скачать 49.42 Kb.
|
СТАНОВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЗАПАДЕ С.Ю. Орлова, Пермский государственный университет В настоящее время возросло внимание к проблемам социально ответственного поведения бизнеса, его роли в социально-экономическом развитии. Компании, чтобы обеспечить конкурентоспособность, поддерживают свой имидж, работают над улучшением деловой репутации, осуществляют свою деятельность на основе принципов социальной ответственности. В то же время, с каждым годом влияние, в том числе и негативное (экологическое загрязнение, проблемы безопасности труда, социальной ответственности бизнеса и т.д.) на общество усиливается, что вызывает с его стороны отрицательную реакцию. Поэтому, для того, чтобы компания осуществляла свою деятельность в соответствие с ожиданиями общества, она должна выработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов. Иными словами, речь идет о том, как стать достойным корпоративным членом гражданского общества. Феномен КСО возник во второй половине ХХ века в США и странах Западной Европы. На сегодняшний день, можно сказать, что именно эти страны являются «законодателями мод» в области КСО. Несмотря на это, в США и Западной Европе сложились разные подходы к пониманию феномена КСО. Так, выделяют англо-саксонскую модель КСО и модель континентальной Европы [1]. В сфере корпоративного управления американские компании традиционно ориентируются на модель «компании акционеров» (shareholders company). В рамках такого подхода филантропия предстает личным делом индивидуального жертвования и не интегрировано в системное управление компанией. Во многом это обуславливается особенностями ведения бизнеса и политической обстановкой в США. Неолиберальная политика, господствовавшая в США при республиканцах, подразумевает незначительное участие государства в деятельности бизнеса, его максимальную свободу. Компании, выстраивают свои концепции КСО ориентируясь, в первую очередь на своих владельцев [2]. Среди основных направлений КСО в США выделяют:
В целом, при анализе распространенных в США форм КСО преобладают ориентации, уходящие корнями в традиции американского нейтралитета и политической культуры. Это касается, в первую очередь, приоритетных направлений: волонтерства, филантропии и маркетинговых стратегий. Что же касается круга вовлеченных во взаимодействие с корпорациями стейкхолдеров, то он относительно узок и избирателен: доминирующие позиции занимают здесь акционеры, наемный персонал и местные сообщества. Институционализированные механизмы согласования интересов практически отсутствуют. В отличие от США для Европы характерна модель «компании участников». Данная модель ориентирует корпорации на взаимодействие с различными стейкхолдерами – от местных сообществ до организаций, отражающих различные общественно значимые интересы. Европейская модель в противовес модели США предусматривает высокий уровень институционализации отношений со стейкхолдерами. Практика партнерства развивается на уровне ЕС. В частности, здесь функционирует Экономический социальный комитет (ЭСК), инстиуционализировавший отношения между бизнесом, наемным трудом и местными органами власти. Также создаются неформальные организации самими компаниями. Эти организации занимаются координацией позиций и лоббированием интересов на уровне ЕС. Среди них выделяется созданный в 1983 г. круглый стол промышленников, куда входят около 50 представителей крупнейших компаний. Ключевую роль в процессе институционализации практик КСО в Европе играет государство. Так, в Голландии институт КСО активно используется для поддержания диалога между различными сегментами общества. В Дании правительство приняло программу «Наша общая забота». В рамках данной программы правительство выделяет средства на реализацию инициатив в данной сфере [4]. В целом Европейская модель ориентирована на превращение компаний в полноценных членов национальных сообществ, а стратегии социальной ответственности – в важнейший ресурс европейского строительства. Такая ориентация нашла отражение в самом определении КСО, сформулированном в «Зеленом докладе» Европейской комиссией. КСО в этом документе трактуется как «подход, предполагающий интеграцию компанией на добровольной основе социальных и средоохранных целей [6]. Для Европы характерна системная тенденция к системному видению проблем взаимодействия корпорации и общества. Разумеется, это не означает безоговорочного признания европейским бизнесом практик КСО, как неотъемлемой составляющей стратегии повышения конкурентоспособности. Но они эффективно используются в качестве механизма для вовлечения компании в публичную сферу, площадки для взаимодействия с органами управления помимо налоговой сферы и регулирования рынка труда. Сами европейские компании рассматривают её как непрерывный процесс обучения компаний и заинтересованных во взаимодействии с ними партнеров. В целом, можно отметить высокий взаимный интерес как компаний, так и государств стран Запада к данной проблематике. Интерес государства проявляется в создании благоприятных условий для компаний в области КСО: консультационные советы по отчетности, гранты, призы, льготы, проведение форумов по проблемным темам, работа с законодательством. Интерес компаний, в свою очередь проявляется в проявлении инициатив в рамках отчетности, организации форумов, конференций, сводов правил социально-ответственного поведения. Проанализировав нормы в области КСО на Западе, можно прийти к выводу, что они носят скорее рекомендательный, нежели директивный характер. Таким образом, как таковых, серьезных санкций не предусмотрено, но работа в рамках КСО накладывает серьёзное влияние на репутацию компаний, поэтому компании заинтересованы в соблюдении этических норм социальной ответственности. Литература: 1. Иванова В. Особенности формирования моделей КСО в зарубежных странах и России //Человек и труд.2009.10 2.Петухов К.А. Современные тенденции развития Корпоративной социальной ответственности //Вестн. Пермского ун-та Вып.8(34)2009 3.Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии М.:Прогресс-Традиция,2008 4. Семененко И.С. Группы интересов на Западе и в России. Концепции и практика. М.,2001. 5.Commission of the European Communities. Green Paper. Promoting a Framework for Corporate Social Responsibility. Com(2001) 366. Brussels, 2001, p 6. |
1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности | Исследование моделей корпоративной социальной Рассматриваются вопросы формирования моделей корпоративной социальной ответственности, используемых в мировой практике (европейской,... | ||
Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа... «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» | Тема Понятие и основные характеристики корпоративной социальной ответственности | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний» | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний» | ||
Состояние и роль корпоративной социальной ответственности в институциональной... Нко) в решении социальных проблем и работе с определенными группами нуждающихся, недоиспользуется со стороны ксо (Доклад о состоянии... | Российской федерации В процессе изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам предоставляется возможность исследовать феномен... | ||
№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления | №1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления | ||
Клюка Константин «Зеленые» Зеленый pr является одним из направлений области связей с общественностью, который представляет для общества основы корпоративной... | Корпоративная социальная ответственность Цель дисциплины: дать представление о новых систематических знаниях в области корпоративной социальной ответственности, а также овладеть... | ||
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» А. Цели дисциплины: освоение студентами концептуальных и практических основ формирование корпоративной социальной ответственности... | Требования к результатам освоения содержания дисциплины Цель дисциплины овладение современными концепциями управления компанией с позиции социально-ориентированного менеджмента и маркетинга,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине корпоративная социальная ответственность Целью изучения дисциплины “Корпоративная социальная ответственность” является формирование у бакалавров в будущей профессиональной... | Исламская модель корпоративной социальной ответственности «Целям развития тысячелетия» оон, принятым на Cаммите тысячелетия в 2000 г., посвященном проблемам устойчивого развития, и присоединяются... |