ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель дисциплины - овладение современными концепциями управления компанией с позиции социально-ориентированного менеджмента и маркетинга, методами анализа и оценки корпоративной социальной ответственности компании.
Учебные задачи дисциплины: усвоение современных теоретических представлений о корпоративной социальной ответственности бизнеса, факторах и условиях, обеспечивающих эффективное формирование и управление корпоративной социальной ответственностью;
овладение основами методологии и методики в области корпоративного социального учета, аудита и отчетности;
приобретение базовых навыков практической работы в области развития и управления корпоративной социальной ответственностью.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина включена в базовую часть профессионального цикла Б.3. учебного плана и предназначена для студентов 2 курса. Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» входит в состав дисциплин, формирующих профессиональные компетенции в области экономики и менеджмента. Студент должен владеть важнейшими методами экономического анализа, в том числе математическими и статистическими, уметь выявлять и правильно интерпретировать явления и процессы на микро- и макроуровне.
Знания, полученные в ходе изучения «Корпоративная социальная ответственность», используются при выполнении выпускной квалификационной работы и производственной практики.
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Управление человеческими ресурсами», «Психология», «Философия».
Для успешного освоения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студент должен:
Знать: базовые ценности мировой культуры; знать законы развития природы и общества; организационную структуру, распределять полномочия и ответственность на основе их делегирования; способы разрешения конфликтных ситуаций (ОК-1, ОК-2, ПК-2, ПК-6).
Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь; работать в коллективе; стратегии управления человеческими ресурсами организации; основные мотивы принятия решений органами государственной власти (ОК-6, ОК-7, ПК-11, ПК-28).
Владеть навыками: использования информационных технологий; делового общения; лидерскими; анализа финансовой отчетности (ОК-16, ОК-19, ПК-4,ПК-40).
Изучение дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Деловые коммуникации», «Этика деловых отношений», «Маркетинг».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» участвует в формировании как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций (ПК) обучающегося:
ОК-5: умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-9: способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-10: способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков
ОК-11: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ОК-12: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
ОК-17: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
ОК-19: способен осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации
ПК-1: способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-6: владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций
ПК-11: способен использовать основные методы финансового менеджмента для стоимостной оценки активов, управления оборотным капиталом, принятия решений по финансированию, формированию дивидендной политики и структуре капитала
ПК-12: способен оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании
ПК-15: готов участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента
ПК-18: владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
ПК-19: способен планировать операционную (производственную) деятельность организаций
ПК-20: владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения
ПК-21: готов участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций
ПК-32: способен выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления.
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать (ОК-5; ОК-9; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ОК-17; ОК-19; ПК-6; ПК-11; ПК-12; ПК-15; ПК-19):
- основные точки зрения, виды, категории, эволюцию, концепции и подходы к корпоративной социальной ответственности (далее - КСО);
- концепцию управления КСО с позиции стейкхолдеров, этапы анализа стейкхолдеров, типологии стейкхолдеров;
- инструменты регулирования КСО (международные организации, стандарты, рейтинги и т.п.), роль государства в развитии и поддержании КСО в России;
- основные положения концепции социально-ориентированного управления внутренними стейкхолдерами; типологию основных внутренних стейкхолдеров;
- принципы корпоративного саморегулирования; основные направления и элементы социальной политики;
- основные положения, недостатки, структуру и формы представления кодексов этики и этических программ;
- элементы эффективной системы управления КСО; типы предприятий по специфике и масштабам КСО;
- характер связей между внешними стейкхолдерами, моральными целями и корпоративной социальной ответственностью; типы внешних стейкхолдеров; систему ценностей потребителя;
- экологические корпоративные обязательства, основные экологические проблемы, их причины и законы по защите окружающей среды;
- основные индикаторы результативности КСО; индексы и рейтинги КСО; систему оценки корпоративной социальной ответственности;
- этапы составления корпоративной социальной отчетности, документы, регулирующие отчетность, информационные потребностистейкхолдеров, преимущества составления социальной отчетности;
- основные понятия и принципы стратегии социально ответственного инвестирования; типы стратегий социально ответственного инвестирования;
- виды социальных и экологических инвестиционных индексов;
- основные перспективы развития КСО; направления совершенствования подходов к КСО в России и за рубежом. Уметь (ОК-5; ОК-9; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ОК-17; ОК-19; ПК-1; ПК-6; ПК-11; ПК-12; ПК-15; ПК-18; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-32):
- анализировать современные представления о КСО, его роль в современном российском бизнесе;
- сформулировать примеры успешных подходов к КСО, в том числе в практике российского бизнеса;
- дифференцировать национальные/региональные особенности КСО;
- анализировать основные субъекты регулирования КСО в России и характер их воздействия на организации различного уровня (международные, региональные, локальные);
- анализировать стейкхолдеров; оценивать риски, вызванные поведением стейкхолдеров;
- структурировать внутреннюю коммуникационную модель компании;
- находить подходы к разрешению конфликтов между внутренними стейкхолдерами;
определять типологию внешних стейкхолдеров;
- критически оценивать пути взаимодействия компании с внешними стейкхолдерами и давать предложения по их совершенствованию;
-проводить интегральную оценку эффективности корпоративной социальной ответственности;
- анализировать корпоративные социальные отчетности российских и зарубежных организаций;
- анализировать и оценивать вложения в социально ответственные инвестиции. Владеть (ОК-5; ОК-9; ОК-10; ОК-11; ОК-12; ОК-17; ОК-19; ПК-1; ПК-6; ПК-11; ПК-12; ПК-15; ПК-18; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-32):
- методами анализа общемировых тенденций развития КСО, а также возможностей их применения к условиям российского бизнеса;
- методиками анализа подходов к регулированию КСО, а также степени их воздействия на российские организации;
- базовыми навыками управления КСО;
- методами разработки стратегии и тактики компании в области КСО;
- базовыми навыками разработки социальной политики, Кодекса этики и Социальной программы;
- методологией оценки влияния КСО на репутацию компании;
- базовыми навыками разработки корпоративной социальной отчетности;
- методами расчета социальных и экологических инвестиционных индексов.
Формы контроля Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.
Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в виде:
Опрос по теории;
Контрольные работы;
Самостоятельные расчетно-аналитические работы;
Письменные домашние задания, задачи;
Написание эссе, рефератов;
Подготовка докладов, выступлений;
Промежуточные тестирования по разделам дисциплины.
Кейс-стади – разбор заданий
Промежуточный контроль: тестирования по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточная аттестация: зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Наименование тем
| Аудиторные часы
| Самостояте-льная работа (формы, часы)
| Интерактив-ные формы обучения
| Формы текущего контроля
| Лекции
| Практические занятия
| Всего
|
|
|
|
| Теоретические основы корпоративной социальной ответственности | 1
| 2
| 3
| 2, литерат
., эссе
| 1,Мастер-классы экспертов
| Написание эссе, опрос по теории
|
| Практические подходы к корпоративной социальной ответственности: мировой и отечественный опыт
| 2
| 2
| 4
| 4, литерат.,
задания, эссе
| 0,5
Анализ конкретных ситуаций; эссе.
| Проверка работ, заданий, эссе, разбор КС, опрос по теории
|
| Макрорегуляторы корпоративной социальной ответственности
| 2
| 3
| 5
| 4, литерат.,
задания, эссе
| 0,5
Дискуссия, анализ конкретных ситуаций;
| Проверка работ, заданий, эссе, разбор КС. Контр.раб.
|
| Управление корпоративной социальной ответственностью
| 1
| 3
| 4
| 4, литерат.,
задания, эссе
| 1,Анализ конкретных ситуаций.
| Проверка работ, заданий, эссе, опрос по теории.
Тест
|
| Социально-ориентированный менеджмент. Внутренняя социальная политика.
| 2
| 2
| 4
| 6, литерат.,
задания, задачи, эссе
| 1,Дискуссия, анализ конкретных ситуаций; круглый стол, И.л.(1)
| Проверка работ, задач, эссе, разбор КС
|
| Социально-ориентированный маркетинг. Внешняя социальная политика.
| 2
| 2
| 4
| 8, литерат.,
задания, эссе
| 1,Дискуссия, анализ конкретных ситуаций
| Проверка заданий, эссе, разбор КС.
Контр.раб.
|
| Социальный аудит и отчетность
| 1
| 2
| 3
| 6, литерат.,
задания, эссе
| 1,анализ конкретных ситуаций; И.л.(1)
| Проверка работ, эссе, разбор КС
|
| Перспективы развития корпоративной социальной ответственности
| 1
| 2
|
3
| 4, литерат.,
эссе
| 1,Круглый стол, эссе
| Проверка работ, заданий, эссе, опрос
Тест
| КСР (контроль самостоятельной работы студентов)
|
|
|
4
|
|
|
| Итого:
|
12
|
18
|
34
|
38
|
9/30%
| Зачет
|
Принятые сокращения
1
| лит. -
| работа с литературой
| 2
| п.з. -
| выполнение письменного домашнего задания
| 3
| а.д.с. -
| анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода
| 4
| реф.-
| обсуждение рефератов
| 5
| Дискусия
| Групповые дискуссии и проекты
| 6
| эссе
| Обсуждение подготовленных студентами эссе
| 7
| И.л.
| Интерактивные лекции
|
|