Скачать 254.87 Kb.
|
1.Цели и задачи дисциплины Цель: сформировать у студентов основы музыкально-педагогической культуры, подготовить студентов к деятельности в области музыкального воспитания младших школьников.Задачи: - сформировать у будущих учителей интерес к музыкальному искусству, к музыкально-педагогической работе в школе; - раскрыть студентам сущность и особенности музыки, ее роль в жизни людей, сформировать у них систему основополагающих знаний о музыкальном искусстве, навыки активного восприятия и исполнения музыки; - ознакомить студентов с программами "музыка" для начальной школы, основными принципами и методами работы по ним. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны: - знать сущность методики музыкального воспитания в контексте методологии и теории преподавания музыки; - знать музыкально-психологические особенности детей младшего школьного возраста: методику организации различных видов учебной музыкальной деятельности (слушание, хоровое пение, пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах, импровизация, изучение нотной грамоты); - знать основные требования к разработке урока музыки и внеклассного музыкального мероприятия; основные программы по музыке, действующие на федеральном уровне и др. - уметь ориентироваться в вопросах музыкально-эстетического воспитания; - участвовать в планировании, разработке сценариев уроков разного типа с учетом музыкально-психологических особенностей младших школьников; - методически грамотно организовывать основные виды учебной музыкальной деятельности школьников. 3.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.Содержание дисциплины 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий
4.2.Содержание разделов дисциплины Раздел 1. История музыки и детского музыкального воспитания. Взгляды на воспитательное значение музыки мыслителей античности (Аристотель, Платон, пифагорейская школа), древнего Китая (Конфуций). Знакомство с различными музыкально-педагогическими направлениями в области музыкального образования школьников, богатым практическим опытом, накопленным поколениями педагогов-музыкантов. Основные методические положения видных деятелей музыкального воспитания в школах для народа (А.Н. Карасев, С.И. Миропольский, Д.Н. Зорин, А.Л. Маслов). Деятельность БМШ, певческих курсов А.Д. Городцова, Московской народной консерватории, колонии «Бодрая жизнь» и др. Становление музыкального образования в отечественной школе после Октябрьской социалистической революции. Идеи «свободного воспитания», их отражение в программно-методических материалах. Взгляды Н.Я. Брюсовой, Луначарского, Н.М. Ковина, М.М. Койранской. Музыкльное воспитание в 20-80 годы, основные идеи каждого десятилетия. Раздел 2. Теория детского музыкального воспитания. Музыка как вид искусства. Своеобразие музыкальной выразительности и художественного мышления в музыке. Воспитательные, образовательные и эстетические возможности музыкального искусства. Роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности ребенка. Курс «Теория и методика музыкального воспитания» призван сформировать основы музыкальной культуры школьников как часть их духовной культуры. Задачи музыкального воспитания: сформировать ценностное отношение к музыке; воспитать у детей потребность в музыке, устойчивый интерес к ней; развить у учащихся музыкальные способности. Музыка в школе как предмет художественно-эстетического цикла. Реформа общеобразовательной школы и совершенствование эстетического воспитания подрастающего поколения. Основные достижения отечественной и зарубежной музыкальной психологии и педагогики. Труды В.Ф. Одоевского, К. Орфа, Э. Жак-Далькроза, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Д.Б. Кабалевского, Б.В. Асафьева, В.И. Петрушина, Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой. Раздел 3. Урок музыкального искусства и его виды. Урок музыки - основная форма музыкального обучения и воспитания в начальной школе. Реализация дидактических принципов на уроке музыки, специфика уроков музыки: эмоционально-образный характер познания, роль чувств, звуковая форма воплощения музыкальных образов. Целостная организация уроков музыки. Цель и содержание урока. Типы уроков музыки: введение в тему, углубление темы, обобщение темы, итоговый урок-концерт. Проблема интереса и увлеченности на уроке. Особенности современного урока. Домашние задания по музыке, их назначение и виды. Музыкально-ритмическое воспитание на уроках музыки. Музыка и движение. Система музыкально-ритмического воспитания детей младшего школьного возраста. Необходимость ритмических движений на уроке как психофизиологическая особенность детей 6-9 лет. Основные методы и приемы развития чувства ритма и навыков исполнения музыкально-ритмических движений. Освоение музыкальных игр, хороводов, танцев. Использование движений из области физкультурных упражнений, драматизации, танца, при проведении физкультминуток, подвижных перемен. Раздел 4. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах. Музыкальное развитие детей до поступления в школу. Музыкальная подготовка в детском саду и в семье. Основные задачи музыкального развития шестилетних детей. Особенности преподавания в 1 классе. Значение игровой деятельности. Проблематика музыкального воспитания в 1 классе. Темы уроков для 1 класса. Психологические особенности развития учащихся 2 класса. Основные задачи обучения музыке во 2 классе и особенности преподавания. Проблематика музыкального воспитания и темы уроков для 2 класса. Методика преподавания. Психологические особенности развития учащихся 3 класса. Основные задачи обучения музыке во 2 классе и особенности преподавания. Содержание музыкального воспитания и темы уроков для 3 касса. Методика преподавания. Основные задачи обучения в 4 классе. Общая характеристика проблематики музыкального воспитания в 4 классе. Содержание уроков в 4 классе, логика их развития и методика преподавания. Содержание, формы и методы преподавания курса «Теория и методика музыкального воспитания». Изучение и использование достижений отечественной и зарубежной музыкальной педагогики в преподавании курса. Специфика применения общих методов обучения в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Понятие о методе обучения и воспитания и их классификация. Педагогические методы: наглядные (иллюстрация, ТСО), словесные (объяснение, беседа), практические (работа с учебником и др.). Проблемные методы обучения. Метод музыкального общения, метод забегания вперед и возвращения к пройденному, метод эмоциональной драматургии. Оценка, критерии оценки. Методы мотивации и стимулирования музыкальной деятельности, эмоционального воздействия на детей, ситуация успеха. игровые ситуации, дискуссия, метод сопоставления и сравнения в музыке. Методика приобщения к слушанию музыки детей младшего школьного возраста. Методика обучения пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, простейшей импровизации и уровня развития музыкальных способностей ребенка. Раздел 5. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Общедидактические принципы обучения. Особая роль принципов связи музыки с жизнью, интереса и увлеченности в музыкальном обучении и воспитании школьников. Проблемы единства эмоционального и рационального, эстетического и технического в процессе занятий музыкой. Учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста в организации процесса музыкального воспитания. Формирование элементарных музыкальных знаний. умений и навыков. Принципы связи музыкально-эстетической деятельности детей с окружающей действительностью, с современностью. Активизация процесса музыкально-эстетического воспитания на основе учета своеобразия музыкального искусства, преемственность в музыкальном развитии детей на различных возрастных этапах. Раздел 6. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Основные методы и формы музыкального воспитания (ритмические упражнения, подвижные и сюжетно-ролевые игры, импровизации, музыкальные занятия и праздники). Слушание-восприятие. Формирование музыкального восприятия. Работа по слушанию музыки как фактор развития музыкального восприятия детей. Цель слушания музыки - воспитание устойчивого интереса и любви к ней. Детское исполнительство. Детское музыкальное творчество. Музыкально-образовательная деятельность(усвоение элементарных знаний о музыке). Воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению как первоначального проявления музыкального вкуса. Формирование навыка слушания музыки; создание фонда любимых детских произведений. Характеристика детского музыкального творчества. Последовательность работы в процессе формирования песенного творчества школьников (ритмизация заданных текстов, игра в "эхо", мелодизация заданных ритмов, досочинение и т.д.). Использование элементарных музыкальных инструментов для импровизации. Приемы активизации музыкально-игрового, танцевального творчества детей, развитие фантазии в процессе инсценирования песен. Роль обучения в формировании детского музыкального творчества. Значение пения в общем и музыкально-эстетическом воспитании. Влияние пения на детский организм. Роль пения в личностном развитии ребенка. Возможности обучения пению младших школьников. Координирование звукообразования, певческого дыхания и дикции. Умение петь в ансамбле. Задания в обучении пению. Разучивание песни и его этапы. Приемы для развития дикции. Единство моторной и образной сторон в основе музыкальной интонации и переживания музыки. Активизация музыкального развития через интеграцию звучащих образов и пластически-двигательных мотивов. Опыт нахождения разнообразных форм движения для выражения различных музыкально-ритмических формул в музыкальной педагогической практике. Музыкально-хореографическая система Э. Жак-Далькроза. Ритмическое воспитание в жизни детского образовательного учреждения. Синтез различных форм художественной деятельности в разных сферах художественной деятельности детей. Музыкальное воспитание средствами движения, виды ритмического движения. Ритмико-хореографическая деятельность детей на музыкальных занятиях. Пути и методы и приемы активизации работы по ритмическому воспитанию детей Обучение игре на струнных и духовых, клавишно-язычковых инструментах - в зависимости от способностей детей. Разновидности детского оркестра: шумовой, ансамбль однотипных инструментов и смешанный оркестр. Модели пьес с элементами импровизационности для инструментального музицирования. Применение различных музыкальных инструментов и игрушек. Классификация детских музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Раздел 7. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Задачи и содержание внеклассной музыкальной работы; ее связь с учебной деятельностью школьников. Формы внеклассной музыкальной работы. Возможность углубленного развития интересов в условиях внеклассной работы. Планирование работы кружков, подготовка и организация выступлений. Музыкальные праздники в школе. Конкурсы, смотры. Музыкальное воспитание в группах продленного дня. Посещение концертов и музыкальных спектаклей. Музыкальное оформление танцевальных вечеров. Хоровые и инструментальные кружки. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе. Музыкальный клуб, фольклорный ансамбль. Фонотека. Музыкальный репертуар для внеклассной работы. Музыка и развлечения (концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и игры-забавы, музыкальные, танцевальные, драматические и кукольные спектакли). Раздел 8. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Тенденции развития отечественного музыкального образования конца 20 – начала 21 века. Достижения массового музыкального воспитания в России и за рубежом. Музыкальные способности и музыкальная одаренность (по Б.М. Теплову). Основа музыкальности — способность к эмоциональной реакции на музыку, ее активному восприятию, самостоятельному творчеству. Диагностика и развития музыкальных способностей. Формирование основ музыкальной культуры у младших школьников. Три аспекта психологии музыкального образования: индивидуально-личностный, составляющий психологию музыкального воспитания и музыкально-психологического развития личности; социокультурный, составляющий психологию социального, этнического и общечеловеческого значений музыкального образования; гностический, реализующий познание музыки, познание себя через музыку, познание законов Бытия посредством музыки. Психологический результат музыкального образования - музыкальное сознание и самосознание личности ребенка. Акцент на каком-либо аспекте определяет психологический тип музыкального образования. Психологические основания дидактических задач музыкального образования. Раздел 9. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе. Психология (преимущества и сложность) музыкально-педагогического общения. Метакоммуникация целостностей: личности ученика, личности учителя музыки как целостной и отчужденной сущности. Педагогические стили и уровни общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизированный, игровой, деловой, духовный (по А.Б.Добровичу). Полифоничность общения. Виды формального общения и стремление к его преодолению. Самораскрытие и самопредъявление педагога как психологический фактор процесса обучения (по А.Болотовой). Особенности личности педагога-музыканта. Трансактный анализ вариантов взаимоотношений ученик-учитель. Тренинг трансакций на уроке музыки, направленный на реализацию установки любви к детям. Понятие и возможность трансфера и контрасфера в педагогике (по К.Г.Юнгу). Функции, обязанности и содержание работы музыкального руководителя в начальных классах в реализации задач музыкального воспитания детей. Руководство планированием, создание необходимых условий, методическая помощь и контроль процесса музыкально-эстетического воспитания. Оборудование, дидактические пособия, методические материалы, технические средства. Особенности индивидуальных занятий, занятий с группой и смешанной, индивидуально-групповой формы обучения музыки. Влияние группового контекста на творческую самореализацию личности. Особенности индивидуальных занятий, занятий с группой смешанной, индивидуально-групповой формы обучения музыке. Конформность и конфликтность личности в контексте обучения искусству. Возможности и опыт музыкотерапии в различных странах мира. Музыка в образовательных учреждениях коррекционного типа. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1 Рекомендуемая литература а) Основная литература:
б) Дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие: видеотеки, телефильмов, диафильмов. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие: музыкального инструмента, средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, аудио- и видео-записей. 8.Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины 8.1.Методические рекомендации преподавателю Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде демонстрации и обсуждения видеопрограмм, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен. Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной литературы, законодательной и другой нормативно-правовой документации, сбор и анализ практического материала в средствах СМИ, ведение словаря и методической папки социального педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом. 8.2.Методические указания для студентов Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерная тематика рефератов, курсовых работ Не предусмотрена. Примерный перечень вопросов к зачетам
|
Изучение английского языка Требования к уровню освоения содержания дисциплины | Аграрный институт Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины кызылский педагогический институт кафедра философии Требования к уровню освоения содержания дисциплины | 3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается | ||
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается | Экзаменационные вопросы по «Криминалистике» Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе | ||
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Данная дисциплина относится к дисциплинам специализации дс 02, преподается в VII семестре | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Методы криминалистики» Для специальности Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе | ||
Требования к уровню освоения содержания дисциплины России, раскрыть влияние на него географического, регионального, политического, духовного факторов | Российский государственный торгово-экономический университет Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия... | Учебно-методический комплекс уголовно-исполнительное право Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки студенты, требования к уровню освоения содержания дисциплины | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «криминалистическое... Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по... | ||
Шифр специальности: 14. 01. 04 Внутренние болезни Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы исполнения... Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела... |