Требования к уровню освоения содержания дисциплины





НазваниеТребования к уровню освоения содержания дисциплины
страница1/7
Дата публикации06.01.2015
Размер1.2 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Цели и задачи дисциплины «История»

Цели курса:

- обеспечить мировоззренческую, методологическую и ценностно-ориентированную подготовку бакалавров к профессиональной и инновационной деятельности;

- способствовать формированию у студентов социально ответственной, граждански активной, толерантной личности, владеющей всем богатством общечеловеческой культуры и гуманистическими идеалами.

- развивать у студентов интерес к историческим духовным, культурным, материальным, научным ценностям человеческого общества, стимулировать их потребности к осмысленным оценкам исторических событий и фактов действительности;

- способствовать усвоению студентами идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм и пониманию роли России в этом процессе.
Основные задачи курса:

- способствовать формированию у студентов cовременного научного, гуманистически ориентированного мировоззрения, методологической культуры, системы ценностных ориентаций и идеалов, позволяющих развивать личностное самосознание и творческий потенциал и их практическое применение в профессиональной деятельности и общественной жизни;

- помочь студентам выработать самостоятельное представление об основных закономерностях и этапах исторического развития страны и народа, объективное понимание истории Отечества;

- через усвоение основных тенденций развития мировой и отечественной истории способствовать преодолению определенной фрагментарности гуманитарных и социальных знаний студентов;

- показать экономическое и политическое развитие России, раскрыть влияние на него географического, регионального, политического, духовного факторов;

- способствовать формированию сознательной гражданской позиции, чувства патриотизма и уважения к универсальным гуманистическим ценностям;
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса «История» студент должен

Знать:

- роль истории как одной из важнейших форм самосознания людей; развивают способность разобраться в сложившихся условиях;

- условия формирования личности, обеспечения её свободы, формирования чувства ответственности за сохранения своего отечества, природы, культуры,

- специфику важнейших исторических источников (материальных, письменных, изобразительных, фонических).

- движущие силы и закономерности социально-исторического процесса;

- основные этапы истории России и важнейшие события;

- вклад крупнейших исторических личностей в экономическое, политическое, социальное и культурное развитие нашей страны;

- связь истории России с прошлым человечества общества во всей конкретности и многообразии;

- понимать роль исторической науки в развитии цивилизации, соотношение данной науки с другими - гуманитарными и естественными, особенно, умело использовать исторические знания в изучении профессиональных дисциплинах;

- понимать роль насилия, войны и мира в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

- иметь представление о сущности исторического сознания, о его роли в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
Уметь:

- самостоятельно анализировать исторические источники и литературу, осмысливать их, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения;

- демонстрировать методологическую культуру мышления;

- добиваться интеллектуального совершенствования своей личности;

- формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное мнение, свою точку зрения относительно исторических фактов, событий, действий.
Владеть:

- методами и приемами научного анализа исторических фактов и процессов;

- навыками письменного и устного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- владеть навыками обобщения, анализа и практического применения исторического знания в профессиональной и социальной деятельности.
Место дисциплины в структурно-логической схеме Учебного плана.
Дисциплина «История» относится к базовому циклу ООП. Требования к уровню подготовки бакалавра определяются требованиями ФГОС высшего профессионального образования.

Условием успешного освоения дисциплины «История» являются предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

Курс истории предполагает предварительное знакомство бакалавров с материалом вузовских курсов:

- из цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: культурология,

- из цикла естественнонаучных и специальных дисциплин: география России, информатика.

Полученные в ходе работы над курсом истории знания и навыки могут быть в дальнейшем использованы при изучении философии, социологии и политологии, экономических дисциплин.

Курс истории предполагает несколько аспектов с точки зрения формирования личности учащегося в ходе образовательного процесса. Ведущий из них познавательный: история как общеобразовательная дисциплина, повышающая общую эрудицию студентов.

В силу специфической роли история в процессе формирования личности студента выполняет мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, социальную, воспитательную функции.

В процессе изучения курса «История» студенты осваивают широкий круг знаний в области социально-экономического, политического развития страны, а также достижения науки, техники, культуры, образования будут использоваться в других дисциплинах Учебного плана специальности.

Итоговой формой аттестации по данной дисциплине является экзамен. Предложенные ниже экзаменационные вопросы, методические рекомендации и краткое содержание курса помогут студентам заочного отделения при подготовке к экзамену. Следует также помнить, что для заочного отделения необходимым элементом подготовки к экзамену является выполнение контрольной работы (реферата), тему которой каждый может свободно выбрать из списка рекомендованных кафедрой тем.

Содержание разделов дисциплины «История»




п/п

Раздел

дисциплины

Тема и краткое содержание темы

I

II

III


1

1. История как наука

Тема 1. История как наука.

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. Закономерности и основные этапы мирового исторического процесса. История России - неотъемлемая часть всемирной истории: Общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Основные этапы отечественной и мировой историографии по истории России. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудио-визуальные, научно-технические, изобразительные).

2

2. Древняя

Русь в VII –

нач. ХII вв.

Русские земли в период феодальной раздроленности (ХII – ХIV вв.).

Тема 1. Формирование и развитие раннефеодального государства Киевская Русь. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны. Основные гипотезы о месте появления и формирования первых славянских племен. Хозяйство, быт, культура и религия восточных славян. Геополитическое положение славянских племен. Экономические, социальные и культурные предпосылки образования древнерусского государства. Рюрик и проблема «призвания варяжских князей». Норманнская и антинорманнская теория возникновения государства у славян. Киевская Русь в X – XI вв. как раннефеодальное государство: черты военной демократии в политическом строе, формирование общественных отношений по феодальному типу. Основные черты экономического развития: наиболее распространенные формы земледелия, роль домашнего скотоводства и промыслов в жизни крестьян, развитие ремесла и торговли. Княжение Олега и Игоря. Восстание древлян. Княжение Ольги и Святослава. Владимир I Святославович и его политика. Крещение Руси. Необходимость принятия единой государственной религии. Причины принятия христианства именно от Византии. Влияние православия на развитие русской истории и культуры. Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. «Русская Правда» как первый свод законов в истории нашего государства. Внешняя политика Киевской Руси в Х – XI вв. Русь в конце XI-XII вв. Владимир Мономах. Экономические, политические и культурные причины распада древнерусского государства. Влияние междукняжеских усобиц на политическую жизнь Руси.

Тема 2. Русские земли в период феодальной раздроленности (ХII – ХIV вв.).

Экономические, политические, социальные и культурные причины наступления периода феодальной раздробленности как естественного периода в истории раннефеодального государства. Специфика феодальной раздробленности на Руси. Развитие монархических форм правления и демократических традиций в разных территориях Руси. Обособление северо-восточной Руси от Киева. Ростово-Суздальское княжество (Владимиро-Суздальское) княжество в ХII – ХIII вв. Юрий Долгорукий, его внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве в летописи (1147 г.). Княжение Андрея Боголюбского и его борьба за укрепление княжеской власти. Расцвет Владимиро-Суздальского княжества при Всеволоде Большое Гнездо, распад и ослабление княжества при его наследниках. Южнорусские земли: Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. Влияние политических и культурных традиций Европы на развитие южнорусских земель. Борьба крупного боярства против укрепления княжеской власти как особенность политической жизни Галицко-Волынского княжества. Ярослав Осмомысл. Даниил Галицкий. Республиканский строй Новгорода Великого как один из вариантов возможного политического развития Руси. Роль вече в новгородской политической системе. Положительное и отрицательное влияние периода феодальной раздробленности на экономическое, политическое, социальное и культурное развитие русских земель. Объединение монголо-татар под властью Чингисхана. «Великая Орда» как особый вариант раннефеодального государства у кочевых племен. Завоевание монголо-татарами Китая, Средней Азии, Закавказья. Битва на реке Калке (1223 г.) как первое столкновение Руси с Великой Ордой. Нашествие Батыя на Русь (1237 – 1241 гг.). Потери, понесенные русскими землями в ходе нашествия. Возникновение монголо-татарского государства Золотая Орда (1243 г.). Русь под властью ордынских ханов. Экономические и политические формы зависимости русских земель. Отношения русских князей с Ордой. Попытка князя Даниила Романовича Галицкого противостоять монголо-татарам при помощи католической Европы. Упадок экономики и культуры русских земель во второй половине XIII-начале XIV вв. Влияние ордынского завоевания на развитие русской истории и культуры. Борьба русских княжеств с агрессией католической Европы. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Причины вторжения крестоносцев на Русь и их цели. Образование Ливонского ордена в 1237 г. Разгром шведских рыцарей на реке Неве 15 июля 1240 г. дружиной новгородского князя Александра. Вторжение немецких крестоносцев в новгородские земли. Ледовое побоище (5 апр. 1242 г.) и историческое значение победы на Чудском озере. Александр Невский и Золотая Орда.

Тема 3. Культура и быт Древней Руси.

Формирование древнерусской народности. Роль городов в развитии культуры. Образ жизни основных слоев населения (феодалы, ремесленники и купцы, крестьяне). Языческие традиции и верования славян. Устное народное творчество и другие формы фольклора. Героический эпос славян (былины) как отражение реальных событий в сознании народа. Художественное ремесло и декоративно-прикладное искусство Древней Руси. Влияние христианства на культуру и быт. Изменение системы ценностей и мировоззрения славянского общества под влиянием православной церкви. Появление и развитие древнерусской письменности (кириллица, глаголица). Основные жанры древнерусской литературы (летописи, жития святых, поучения, «хожения») и её характерные особенности. «Слово о полку Игореве» как выдающийся памятник мировой литературы. Значение летописания в культуре Древней Руси. «Повесть временных лет». Роль церкви в распространении грамотности среди древнерусского населения. Развитие древнерусской живописи под влиянием Византии (икона, фреска, мозаика) и её характерные черты. Мозаики и фрески Софийского собора г. Киева. Особенности древнерусского зодчества. Крестово-купольный тип храма. Первые памятники древнерусской архитектуры Киева (Золотые ворота, Десятинная церковь, Софийский собор, Михайловский Златоверхий монастырь, Печерский монастырь), Новгорода (Софийский собор,), Чернигова (Спасский собор). Развитие культуры русских княжеств в домонгольский период. Формирование основ национального типа в искусстве Новгородского княжества. Шедевры живописи и архитектуры северо-восточных русских земель: икона «Ярославская Оранта», церковь Покрова на Нерли, Успенский собор г. Владимира, феодальный замок в Боголюбово. Историческое значение древнерусской культуры и её место в мировом культурном процессе.

3

3. Формирова-

ние и развитие центра-

лизованного

Московского государства в ХIV – ХVII вв.

Тема 1. Процесс формирования централизованного государства в ХIV – ХV вв.

Экономическое и социальное развитие Руси в XIV – XV вв. как предпосылка объединительного процесса. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли. Рост феодального землевладения и усиление эксплуатации крестьян. Внешнеполитические причины, обусловившие закономерность и необходимость объединения русских земель. Причины образования российского централизованного государства и специфика исторического развития России. Соперничество Москвы и Твери в ХIV в. за роль лидера в объединительном процессе. Политика Ивана Калиты и его наследников. Усиление Москвы и причины победы Москвы над Тверью. Роль церкви в объединении русских земель и борьбе против ордынского ига. Сергий Радонежский. Княжение Дмитрия Донского. Куликовская битва, и ее историческое значение. Рост национального самосознания как одна из важнейших основ объединительного процесса. Попытка Василия I Дмитриевича объединить силы Руси и Литвы для борьбы против Золотой Орды. Феодальная усобица 30–40-х гг. ХV в. Василий II Тёмный. Русь и Флорентийская уния. Внутренняя и внешняя политика Ивана III. Софья Палеолог. Свержение ордынского ига («стояние на реке Угре») в 1480 г. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Ярославского и Тверского княжеств, Новгородской и Пермской земель. Формирование Московского централизованного государства. Боярская Дума. Образование приказов. Наместники. Судебник 1497 г. как первый свод законов Московской Руси. Начало юридического оформления крепостного права («Юрьев день»). Развитие феодального землевладения: поместье и вотчина, монастырское землевладение. Политическая борьба в России в конце ХV – начале ХVI вв. по вопросу престолонаследия. Формирование взаимоотношений между светской властью и церковью, спор нестяжателей и иосифлян. Василий III. Боярское правление 1538–1547 гг.

Тема 2. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в.

Территория и население России в XVI в. Экономическое развитие России в XVI в. Состояние феодального ремесла и характер русского города. Развитие сельского хозяйства. Развитие феодальных отношений в русском обществе. Формирование крепостнической системы, указ 1581 г. о «заповедных годах» и указ 1597 г. об «урочных летах». Внутренняя политика Ивана Грозного. «Венчание на царство» в 1547 г. Реформы «Избранной Рады» как развитие системы сословно-представительной монархии: Земские соборы, реформы местного управления, судебной и налоговой системы. Развитие системы приказов. Реорганизация русского войска: стрелецкие полки, дворянское ополчение. «Уложение о службе» 1556 г. Успехи внешней политики в «доопричный» период правления Ивана Грозного. Взятие Казани и Астрахани, начало присоединения Северного Кавказа. Начало движения на восток. Поход Ермака. Ливонская война. Опричнина как преждевременная попытка перейти к абсолютной монархии по типу азиатской деспотии. Разорение страны опричным террором. Развал армии и государства. Взятие Москвы Девлет-Гиреем в 1571 г. Победа М. Воротынского под Молодями в 1572 г. и конец опричнины. Последствия опричнины для экономики и социальных отношений в России. Развитие системы крепостничества как один из основных результатов опричнины. Итоги Ливонской войны. Страна накануне национального кризиса. Царствование Федора Иоанновича. Борис Годунов. Учреждение патриаршества.

Тема 3. Россия в XVII веке.

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Положение крестьян и городской бедноты. Экономические проблемы и социальные противоречия в русском обществе начала XVII в. Начало Смуты (1601 – 1604 гг.). Появление самозванцев как симптом внутреннего кризиса в стране. Лжедмитрий I. Правление Василия Шуйского (1606 – 1610 гг.) как попытка боярской аристократии укрепить свои позиции. Восстание под руководством И.Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Польская и шведская интервенция в Россию. Оборона Смоленска. Попытка «семибоярщины» решить внутренние проблемы призванием королевича Владислава на русский престол. Захват Москвы поляками. Углубление национального кризиса и угроза распада российского государства. Роль церкви в освобождении страны и прекращении Смуты. Первое народное ополчение и причины его распада. Второе ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. М.Ф.Романов и политика его правительства. Патриарх Филарет. Внешняя политика России в 1-й половине XVII в. Основные черты социально-экономического развития страны в XVII в. Консолидация основных классов феодального общества (сближение экономических и политических позиций боярства и дворянства). Развитие сельского хозяйства. Развитие ремесленного производства и торговли. Генезис капиталистических отношений и специфика их развития в России. Углубление разделения труда. Появление мелкотоварного производства. Рост товарной специализации ряда районов страны. Первые мануфактуры. Особенность первых русских мануфактур, их государственный и крепостнический характер. Складывание всероссийского рынка. Укрепление российского купечества. Завершение процесса формирования государственно-крепостнической системы. Правление Алексея Михайловича. Государственный строй в России в XVII в. Усиление тенденций к абсолютизму. Соборное уложение 1649 г. как конечная точка в процессе установления крепостного права. Падение роли Боярской Думы. Прекращение созыва Земских Соборов. Централизация управления приказами. Реформы армии (полки нового строя). Отмена местничества. Воеводское управление на местах. Народные движения в XVII в. Городские восстания и их основные причины. «Медные» и «соляные» бунты. Восстание С.Разина: причины восстания, ход восстания, причины поражения, историческое значение. Церковная реформа патриарха Никона как отражение претензий России на роль лидера славянских народов. Церковный раскол и его влияние на русское общество. Дело патриарха Никона. Протопоп Аввакум. Старообрядчество. Христианизация нерусских народов Поволжья, Урала, Сибири. Освоение и исследование Сибири в XVII в. С.Дежнев. В.Поярков. Е.Хабаров. В.Атласов. Политика царизма по отношению к коренным народам Сибири. Ясак. Основные направления внешней политики России во 2- половине XVII в.: возвращение западно-русских земель, отвоевание выхода к Балтийскому морю, оборона южной границы от нападений кочевых народов (крымских татар и др.). Место России в европейской системе международных отношений в Европе. Невозможность одновременного решения стоящих перед Россией внешнеполитических проблем. Экономическое и военное отставание России от стран Европы как основной источник внешнеполитической угрозы. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война 1654–1667 гг. Война России со Швецией 1656– 1661 гг. Окончание русско-польской войны. Андрусовское перемирие 1667 г. Обострение противоречий России и Речи Посполитой с Османской империей. Русско-польский оборонительный союз против Турции. Войны Речи Посполитой и России против Османской империи в 1672–1681 гг. Бахчисарайский мир 1681 г. Попытки Польши и Австрии втянуть Россию в новую войну с Турцией. «Вечный Мир» 1686 г. Крымские походы В.В. Голицына и их результаты.

Тема 4. Русская культура в ХIV – ХVII вв.

Формирование и развитие основ русской культуры в ХIV – ХV вв. Роль православной церкви в русской культуре. Влияние монголо-татарского нашествия на развитие культуры в русских землях. Устное народное творчество как отражение борьбы против захватчиков. Письменная литература. Развитие русского летописания в условиях феодальной раздробленности в период формирования централизованного государства. Троицкая летопись (1408 г.) Московский летописный свод (1479 г.). Первый русский хронограф Пахомия Логофета (1442 г.). Составление «Лицевого летописного свода». Исторические повести ХIV – XVI в. («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»). Жития святых как самый распространенный жанр русской литературы ХIV – XVI в. «Великие минеи четьи» как свод житийной литературы. Публицистика XVI в. Поучительная литература. «Домострой» как отражение системы ценностей Руси. Появление книгопечатания: «Апостол» Ивана Федорова (1564 г.). Развитие русского зодчества в ХIV – XVI вв. Памятники архитектуры древнего Новгорода (церкви Федора Стратилата на Ручье и Спаса на Ильине улице, Новгородский кремль, Юрьев монастырь) и московских земель (Троице-Сергиев и Антониев монастыри, архитектурный ансамбль Московского Кремля). Влияние европейских мастеров на русское зодчество (А.Фиораванти, П.Солари, Б.Фрязин). Собор Василия Блаженного как воплощение национального русского стиля в архитектуре. Строительство крепостей. ХIV – XV вв. как период наибольшего подъема в развитие русской иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий. Формирование «годуновского» и «строгановского» стиля в русской живописи. Попытки церкви регламентировать деятельность живописцев. Изменения в бытовой культуре. Распространение грамотности среди городского населения. Распространение научных знаний. Развитие просвещения и книгопечатания. Печатный двор. Создание Славяно-греко-латинской академии. Расширение культурных связей с другими народами. Усиление светского элемента в развитие литературы и изобразительного искусства. Летописи: «Новый летописец», Сибирские летописи. Исторические повести и сочинения («Сказание Авраама Палицына»). Биографии и автобиографии («Житие протопопа Аввакума»). Появление стихосложения и драматургии (Симеон Полоцкий). Сатира («Служба кабаку», «Повесть о Ерше Ершовиче»). Устное народное творчество. Исторические песни. Сказки. Развитие русской архитектуры в XVII в. Основные черты «московского стиля». Теремной дворец. Церковное и гражданское строительство. Каменные крепости и монастыри. «Нарышкинское барокко». Особенности деревянного зодчества. Усиление светских тенденций и появление реалистических тенденций в русской иконописи. Симон Ушаков. Первые «парсуны». Кризис русского иконописания. Развитие декоративно-прикладного искусства. Театр. Музыка. Место и роль русской культуры в мировом культурном процессе.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconИзучение английского языка
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины кызылский педагогический институт кафедра философии
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается
Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconЭкзаменационные вопросы по «Криминалистике»
Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе
Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Данная дисциплина относится к дисциплинам специализации дс 02, преподается в VII семестре
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Методы криминалистики» Для специальности
Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс уголовно-исполнительное право
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки студенты, требования к уровню освоения содержания дисциплины
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «криминалистическое...
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconШифр специальности: 14. 01. 04 Внутренние болезни
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы исполнения...
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск