3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины





Скачать 368.01 Kb.
Название3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
страница1/2
Дата публикации04.07.2015
Размер368.01 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
  1   2




Введение

Современный флот имеет в своем составе суда с высоким уровнем технической оснащенности и большим объемом электротехнического хозяйства. Электрическая энергия используется для управления судном, и обеспечения безопасности мореплавания, электродвижения, выполнения грузовых и производственно-технологических работ, обеспечения судовой связи и сигнализации, для освещения и других целей. Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается.
1 Цели и задачи дисциплины

В системе кораблестроительного образования электротехническая подготовка имеет особенно важное значение для будущих инженеров, готовящих себя к решению задач проектирования, постройки судовых силовых устройств и систем и их эксплуатации.

Изучение дисциплины «Судовые электроэнергетические комплексы» формирует у студента необходимые для будущего инженера-кораблестроителя представления о судовой энергетике как сложной системе и позволяет принимать обоснованные решения при проектировании и эксплуатации судовых энергетических комплексов.
2 Начальные требования к освоению дисциплины

Изучение дисциплины «Судовые электроэнергетические комплексы» предполагает, что студент достаточно твердо освоил дисциплины учебного плана: высшая математика, физика, химия, электротехника и электроника.

3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление о роли и месте знаний по дисциплине при освоении профессиональной основной образовательной программы по конкретной специальности и в сфере профессиональной деятельности инженера. В результате теоретического изучения дисциплины студент должен знать:

  • характеристики, параметры, режимы работы судовых электроэнергетических устройств;

  • устройство и характеристики судовых гребных электрических установок;

  • характеристики распределения, потребления, защиты и регулирования параметров электрической энергии судовой электроэнергетической системы (СЭЭС);

  • обеспечение электробезопасности, взрыво-пожаробезопасности эксплуатации электрооборудования.

В результате практического изучения дисциплины студент должен уметь:

  • читать электрические схемы, изображенные в стандартных величинах;

  • выполнять расчеты электрооборудования.


4 Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1 Очная форма обучения
Вид учебной работы
Всего часов
Семестр (8)

Общая трудоемкость дисциплины

128

128

Лекции

32

32

Лабораторные занятия

16

16

Практические занятия

-

-

Всего самостоятельная работа

80

80

В том числе:

Расчетные работы

Рефераты, доклады

Самостоятельное изучение тем дисциплины


40

10

30


40

10

30

Вид итогового контроля

зачет

зачет

5 Содержание дисциплины

5.1 Распределение учебного материала по видам занятий

№ пп

Наименование раздела дисциплины

Распределение по часам (час)
Лекции

ЛЗ

СРС




Введение

2







1

Судовые электрические машины

12

8

28

2

Преобразователи электрической энергии

4

4

18

3

Судовые электроэнергетические системы (СЭЭС)

8

4

18

4

Судовые электроприводы

4




8

5

Надежность судового электрооборудования и безопасность труда при его эксплуатации

2




8




Итого:

32

16

80


5.2 Содержание лекционного курса
Введение (2 часа)

Краткий обзор развития и современного состояния электрооборудования и электродвижения судов.

Общие сведения об электрооборудовании судов: основные понятия и определения, требования, предъявляемые к судовому электрооборудованию, род тока и стандартные значения напряжения и частоты.
Раздел 1 Судовые электрические машины (12 часов)

Тема 1.1 Общая теория электрических машин (4 часа)

Преобразование электрической и механической энергии в электрических машинах. Основные конструктивные части электрических машин. Принцип обратимости. Устройство, принцип действия и классификация электрических машин постоянного и переменного тока. Магнитные поля статора и ротора. ЭДС и реакция якоря.

Тема 1.2 Электрические машины постоянного тока (4 часа)

Устройство и принцип действия электрических машин постоянного тока. Обмотка якоря, коллектор и полюсные катушки.

ЭДС обмотки якоря, электромагнитный момент и мощность машин постоянного тока. Понятие о реакции якоря и коммутации тока.

Генераторы постоянного тока, классификация, характеристики и эксплуатационные особенности. Генератор с независимым и параллельным возбуждением. Генератор с последовательным возбуждением. Генератор смешанного возбуждения.

Общие сведения об электродвигателях постоянного тока. Электродвигатели параллельного возбуждения, последовательного и смешанного возбуждения. Пуск в ход, регулирование частоты вращения электродвигателей постоянного тока.

Потери энергии и кпд машин постоянного тока.

Требования Регистра РФ к электромашинам.
Тема 1.3 Электрические машины переменного тока (4 часа)

Электрические машины переменного тока, их назначение и классификация.

Устройство трехфазного асинхронного электродвигателя. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях. Принцип работы трехфазного асинхронного электродвигателя. Статор электродвигателя и его обмотки. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Скольжение, ЭДС, сопротивление и токи в обмотках статора и ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Пуск в ход и регулирование частоты вращения трехфазных асинхронных электродвигателей. Механические характеристики. Однофазный электродвигатель. Потери энергии и КПД трехфазного асинхронного двигателя. Область применения асинхронных электродвигателей.

Понятие о синхронном электродвигателе.

Синхронные генераторы. Потери и КПД синхронных генераторов. Параллельная работа синхронных генераторов.
Раздел 2 Преобразователи электрической энергии (4 часа)

Тема 2.1 Электрические трансформаторы (2 часа)

Назначение трансформаторов, их классификация. Однофазный трансформатор, его устройство и принцип действия, условное обозначение, коэффициент трансформации, ЭДС обмоток, номинальные первичные и вторичные параметры. Внешняя характеристика трансформатора.

Режим работы трансформатора: холостой ход, рабочий, короткого замыкания. Потери энергии и КПД трансформатора.

Трехфазные трансформаторы. Схемы и группы соединений трехфазных трансформаторов. Условные обозначения групп соединения трансформаторов. Понятие о параллельной работе трансформаторов.

Трансформаторы специального назначения: измерительные, автотрансформаторы, их характеристики и область применения.

Правила эксплуатации судовых трансформаторов.
Тема 2.2 Выпрямители и инверторы (2 часа)

Выпрямители, их назначение, основные элементы. Типовые электрические схемы выпрямителей: схема с использованием нулевой точки трансформатора и мостовая схема, их достоинства и недостатки. Трехфазная мостовая схема выпрямителя, ее преимущества перед однофазной и трехфазной нулевой схемами. Применение выпрямителей.

Инверторы, их назначение. Сущность работы инвертора. Применение инверторов.
Раздел 3 Судовые электроэнергетические системы (8 часов)

Тема 3.1 судовые электрические станции (сэс) (4 часа)

Понятие судовой электростанции. Классификации СЭС. Источники электроэнергии судовых электростанций. Расчет мощности СЭС и выбор генераторных агрегатов. Схемы судовых электростанций.
Тема 3.2 Судовые электрические сети (4 часа)

Классификация судовых электрических сетей. Общие характеристики проводов и кабелей. Сопротивление изоляции кабельных сетей. Правила монтажа судовой электрической сети.
Раздел 4 Судовые электроприводы (4 часа)

Тема 4.1 Электропривод (2 часа)

Понятие об основах электропривода. Механика электропривода. Тепловые режимы работы электродвигателей. Расчет мощности и выбор электродвигателей. Аппаратура судовых электроприводов. Системы управления электроприводами. Виды судовых электроприводов.
Тема 4.2 Гребные электрические установки (ГЭУ) (2 часа)

ГЭУ постоянного тока. Типы и назначение гребных установок. Характерные особенности ГЭУ постоянного тока

ГЭУ переменного тока. Основные характеристики. Режимы работы ГЭУ, их защита. ГЭУ двойного рода тока.
Раздел 5 Надежность судового электрооборудования и безопасность труда при его эксплуатации (2 часа)

Общие сведения о надежности электрооборудования судов. Основные показатели надежности. Методы повышения надежности.

Безопасность труда при эксплуатации электрооборудования. Основные меры предосторожности от поражения током. Периодические осмотры и ремонт электрооборудования.
5.3 Содержание практических занятий

№ пп
Номер раздела

Наименование практической работы

1

1

Расчет электрических машин постоянного тока

2

1

Расчет асинхронного электродвигателя. Построение механической характеристики АД

3

2

Расчет трансформаторов

4

3

Расчет электрической сети


6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Быков В.И., Луценко В.Т., Турмов Г.П. Исследования по вопросам повышения эффективности судостроения и судоремонта: Сб. научн. тр.-Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2006.-2 кн.

  2. Клименюк И.В. Судовые энергетические установки: учеб. пособие /И.В. Клименюк, А.В. Макаревич, А.Н. Минаев; ДВГТУ. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008.-260 с.

  3. Фрейдзон, И. Р. Судовые автоматизированные электроприводы и системы : учебник для вузов по специальности "Электрооборудование и автоматика судов" / И. Р. Фрейдзон . – 4-е изд., перераб. и доп . – Л. : Судостроение, 1988 . – 472 с


Дополнительная литература

    1. Белова М.В., Кирюха В.В., Китаева С.А. и др. Электрооборудование и электродвижение судов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 2008.-136с.

    2. Белова М.В., Кирюха В.В., Китаева С.А. и др. Судовые электрические машины и электроавтоматика - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2007.-146с.

    3. Быховский Ю.И., Шеинцев Е.А. Электрооборудование судов рыбной промышленности. – М.: Колос, 2006.-203с.


Электронные образовательные ресурсы

  1. Электромагнитная безопасность элементов энергетических систем: Монография / В.Н. Довбыш, М.Ю. Маслов, Ю.М. Сподобаев. - Самара: ООО "ИПК "Содружество", 2009.-198с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа [http://window.edu.ru/resource/916/76916].

  2. Камкин С.В., Возницкий И.В., Большаков В.Ф. Эксплуатация судовых дизельных энергетических установок: Учеб. для вузов - М.: Транспорт, 2010.-432с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа [http://www.sealib.com.ua/engineering/sdvs/kamkin.html].

  3. Борисова Л.М., Гершанович Е.А. Экономика энергетики: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 208 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа [http://window.edu.ru/resource/928/73928].

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  1. Иллюстрационные материалы – плакаты по темам дисциплины:

    1. Электрические машины постоянного тока;

    2. Электрические машины переменного тока;

    3. Трансформаторы;

    4. Выпрямители.

  2. Демонстрационное оборудование: макеты электрических двигателей, генераторов, трансформаторов;


8. Перечень типовых вопросов для итогового контроля

  1. Из каких основных частей состоит машина постоянного тока?

  2. В чем сущность обратимости машин постоянного тока?

  3. В чем заключается принцип самовозбуждения машин постоянного тока?

  4. Объясните принцип действия генератора постоянного тока.

  5. Объясните принцип действия двигателя постоянного тока.

  6. Что такое реакция якоря и каково ее действие в генераторе?

  7. Что такое коммутация тока, и какая она бывает? Каковы меры улучшения коммутации?

  8. Чем отличаются внешние характеристики генераторов независимого, параллельного и последовательного возбуждения?

  9. Почему для генератора независимого возбуждения недопустимы короткие замыкания?

  10. Где применяются генераторы параллельного возбуждения?

  11. Какой основной недостаток имеет генератор последовательного возбуждения, который ограничивает его применение?

  12. Перечислите основные свойства генератора смешанного возбуждения.

  13. Для чего генераторы на судовой электростанции включают на параллельную работу и какие при этом должны выполнятся условия?

  14. От чего зависит электромагнитный момент двигателя постоянного тока?

  15. Что понимают под устойчивой работой двигателя?

  16. Как регулируется частота вращения двигателя постоянного тока?

  17. Как пускают и реверсируют двигатель постоянного тока?

  18. Какие существуют способы торможения двигателей постоянного тока?

  19. Какие потери возникают в машинах постоянного тока и как определить КПД генератора (двигателя)?

  20. Объяснить, как получается вращающееся магнитное поле.

  21. Как конструктивно выполнена синхронная машина ?

  22. Как влияет на реакцию якоря синхронного генератора величина и характер нагрузки?

  23. Какие потери мощности существуют в синхронной машине?

  24. Какие существуют способы пуска синхронного двигателя?

  25. Каковы условия и способы включения синхронных генераторов на параллельную работу?

  26. Устройство асинхронного двигателя и назначение его основных частей. Почему двигатель называют асинхронным?

  27. Каков принцип действия асинхронного электродвигателя

  28. Как определяется скольжение ротора? Характер его изменения с увеличением нагрузки на валу двигателя.

  29. Какими способами можно регулировать скорость асинхронного двигателя?

  30. Как на практике производят реверсирование асинхронного двигателя?

  31. Какие потери мощности существуют в асинхронном двигателе? Как определяется его КПД?

  32. Что представляет собой механическая характеристика асинхронного двигателя, из каких участков она состоит?

  33. На каком принципе основана работа трансформатора? Почему обмотки трансформатора должны располагаться на стальном сердечнике?

  34. Как определяется коэффициент трансформации?

  35. Что такое номинальная мощность трансформатора? Как она определяется?

  36. Как определяется ЭДС первичной и вторичной обмоток трансформатора?

  37. Почему при любой нагрузке трансформатора магнитный поток сердечника остается неизменным?

  38. Какие виды потерь имеются в трансформаторе и при каких режимах они определяются?

  39. Как определяется КПД трансформатора при номинальной нагрузке?

  40. Что такое коэффициент нагрузки трансформатора? Как он влияет на КПД трансформатора?

  41. Устройство трехфазного трансформатора и назначение составных частей.

  42. Какие существуют схемы соединения обмоток трехфазных трансформаторов? Какие наиболее часто применяются?

  43. Как определяется группа соединений обмоток трехфазного трансформатора?

  44. Перечислить условия, необходимые для параллельной работы трехфазных трансформаторов.

  45. Что такое автотрансформатор? Где он нашел наиболее широкое применение?

  46. Как устроены и для чего предназначены измерительные трансформаторы тока и напряжения? Дать схемы их включения.

  47. Как производят охлаждение обмоток и магнитопровода трансформатора?

  48. Каковы правила эксплуатации судовых трансформаторов?

  49. Начертите блок – схему выпрямителя, объясните назначение элементов.

  50. По какому принципу происходит выпрямление переменного тока?

  51. Как осуществляется однополупериодное выпрямление переменного тока?

  52. Как протекает процесс двухполупериодного выпрямления по схеме с использованием средней точки трансформатора?

  53. Каковы принцип работы, достоинства и недостатки мостовой схемы выпрямления?

  54. Что такое инверторы? Для чего они предназначены?

  55. Как классифицируют инверторы по характеру протекания электромагнитных процессов?

  56. В чем заключается сущность работы инвертора?

  57. Что называется судовой электроэнергетической системой? Как их классифицируют по роду токаи по назначению?

  58. Что называется судовой электростанцией? Классификация СЭС по роду тока, по типу первичных двигателей, по назначению.

  59. Какие источники электроэнергии СЭС относятся к основным, вторичным, вспомогательным?

  60. Какие существуют виды судовых генераторов?

  61. Каким требованиям должны удовлетворять схемы СЭС?

  62. Что называется судовой электрической сетью? Виды судовых электрических сетей.

  63. Какие существуют системы распределения электроэнергии в судовых электрических сетях?

  64. Что называется электроприводом? В чем заключаются основные достоинства электропривода по сравнению с другими типами приводов?

  65. Какие электроприводы называются судовыми, как их классифицируют по типу, системе и характеру работы?

  66. Какие факторы оказывают влияние на тепловой режим электрических машин?

  67. Каковы допустимые нормы превышения температуры изоляции для разных классов изоляции?

  68. Какие вы знаете режимы работы электропривода по особенностям нагревания и охлаждения?

  69. Что подразумевают под понятием «продолжительность включения»?

  70. Какие основные факторы учитываются при выборе мощности электродвигателя для привода?

  71. Каковы особенности работы электроприводов рулевых устройств; якорно-швартовых устройств; грузоподъемных устройств; траловых лебедок?

  72. Что называется гребной электрической установкой? Что входит в ее состав?

  73. Как классифицируются ГЭУ по роду тока, по типу первичного двигателя и по назначению?

  74. В чем заключаются преимущества ГЭУ перед установками с непосредственной передачей на винт? Что относится к недостаткам ГЭУ?

  75. Что представляет собой ГЭУ постоянного тока? В чем заключаются положительные свойства дизель-электроходов постоянного тока?

  76. Что представляет собой ГЭУ переменного тока? В чем заключаются преимущества этих установок по сравнению с ГЭУ постоянного тока? Каковы их недостатки?

  77. Что представляет собой ГЭУ двойного рода тока? Что в них используется в качестве источников и в качестве гребных электродвигателей?

  78. Каковы достоинства и недостатки ГЭУ двойного рода тока?

  79. Каковы специфические особенности условий работы судового электрооборудования?

  80. Какие предъявляются требования к электрооборудованию судов?

  81. Что понимают под живучестью и надежностью судового электрооборудования, чем они обеспечиваются?

  82. Какие действия производит электрический ток при прохождении через организм человека? Каковы их последствия?

  83. Какие предусмотрены меры предупреждения электротравматизма на судах?

  84. Что называется защитным заземлением, защитным занулением?

  85. Какие правила необходимо соблюдать при эксплуатации электрооборудования на судне?

9 Рейтинговая оценка по дисциплине

Итоговая рейтинговая оценка учебной деятельности студента выражается в баллах и показывает степень освоения им учебного материала, предусмотренного рабочей учебной программой дисциплины.

Максимально возможное суммарное количество баллов в учебном семестре, выносимое на первые три (текущие) аттестации – 70 баллов, 10 из которых отводятся для оценивания посещаемости.

Максимально возможное количество баллов, выносимое на четвертую аттестацию (экзамен) – 30 баллов. Основанием для допуска студента к экзамену является:

    • выполнение всего учебного графика;

    • выполнение всех видов работ, предусмотренных рейтинг-планом;

    • набранная общая сумма баллов не менее 40.

Перевод баллов в оценку осуществляется согласно шкале соответствия

рейтинговых и традиционных оценок в зависимости от суммарного количества набранных баллов, указанных в таблице.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу
Оценка

Сумма баллов
Отлично

85 - 100
Хорошо

71 - 84
Удовлетворительно

60 - 70
Неудовлетворительно

менее 60


Распределение баллов по видам учебной работы

№ п/п

Наименование работ и посещаемость
Кол-во

Распределение баллов

Примечание

мини-мальное

макси-мальное

1

Теоретический материал:

а) тестовый контроль;

б) технические диктанты;

в) проверочные работы


3

3

3


6

6

6


9

9

9

3 балла за каждую работу

2

Практические работы

4

10

16

2 балла за выполнение и 2 балла за защиту каждой работы

3

Реферат

1

3

4




4

Контрольная работа

1

3

5




5

Итоговый тест

1

5

8




6

Посещаемость




6

10




7

Экзамен




15

30






Итого




60

100



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconИзучение английского языка
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины кызылский педагогический институт кафедра философии
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconЭкзаменационные вопросы по «Криминалистике»
Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Данная дисциплина относится к дисциплинам специализации дс 02, преподается в VII семестре
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Методы криминалистики» Для специальности
Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconТребования к уровню освоения содержания дисциплины
России, раскрыть влияние на него географического, регионального, политического, духовного факторов
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия...
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс уголовно-исполнительное право
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки студенты, требования к уровню освоения содержания дисциплины
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «криминалистическое...
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconШифр специальности: 14. 01. 04 Внутренние болезни
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы исполнения...
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск