3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины





Скачать 127.26 Kb.
Название3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Дата публикации05.05.2015
Размер127.26 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Биологический факультет

Кафедра биохимии и физиологии растений

Учебная программа
дисциплины

Энзимология”

для студентов дневного отделения, обучающихся по профилям «биохимия», «физиология растений»
Александрова И.Ф.

Стручкова И.В.


Нижний Новгород

2012


1. Область применения

Данная дисциплина относится к дисциплинам специализации ДС 02, преподается в VII семестре.
2. Цели и задачи дисциплины

Содержание дисциплины имеет целью углубленное ознакомление студентов, специализирующихся в области биохимии, с одним из ее основных разделов – учением о ферментах (энзимах). В задачи курса входит формирование представлений о фундаментальной роли энзимов в обмене веществ в клетке, регуляции и интеграции метаболических процессов в живых организмах через ферментативный аппарат, ознакомление с современными методами исследования и способами практического применения ферментов. В задачи дисциплины также входит формирование у студентов практических навыков энзимологических исследований.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

Знать роль ферментов в живых организмах, значение энзимологических исследований для медицины, промышленности, сельского хозяйства. Хорошо ориентироваться в особенностях строения, функционирования ферментов и их комплексов, принципах классификации и номенклатуры ферментов. Иметь представление о синтезе, внутриклеточной локализации, сортировке и транспорте ферментов, их секреции во внеклеточную среду, путях регуляции ферментативной активности. Знать основные правила безопасной работы при проведении энзимологических исследований, теоретические принципы методов выделения, очистки, количественного определения, иммобилизации ферментов.

Уметь выделять индивидуальные ферменты из природных объектов, проводить их очистку, определять общую и удельную активность ферментов с использованием различных методов количественного анализа, проверять эффективность используемых приемов выделения с учетом выхода и степени чистоты получаемых препаратов. Уметь определять основные кинетические показатели ферментативной реакции, исследовать зависимость активности ферментов от параметров среды, типа субстрата, присутствия ингибиторов. Уметь пользоваться банками и базами данных при поиске информации о конкретных ферментах.

Иметь навыки приготовления необходимых реактивов, применения в энзимологических исследованиях современного лабораторного оборудования и приборов (фотоэлектроколориметра, спектрофотометра, рН-метра и др.), а также программного обеспечения для расшифровки и обработки экспериментальных данных о ферментативной активности и кинетических характеристиках ферментов, их изоферментном спектре.
4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

120

Аудиторные занятия – лекции и КСР

54

Лекции

40

Другие виды аудиторных занятий – КСР

14

Лабораторные работы

18

Самостоятельная работа – подготовка к контрольным работам, написание рефератов

48

Вид итогового контроля

зачет

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

№п/п

Раздел дисциплины

Лекции

КСР – контрольные работы

1

Введение

*




2

Химическая природа биологических катализаторов

*

*

3

Сортировка и транспорт ферментов

*




4

Выделение и очистка ферментов

*

*

5

Механизм ферментативного катализа

*




6

Кинетика ферментативных реакций

*

*

7

Регуляция ферментативной активности

*




8

Номенклатура и классификация ферментов

*




9

Применение ферментов

*






5.2. Содержание разделов дисциплины

1) Введение

Энзимология, ее содержание и задачи. Биологическая роль ферментов. Развитие учения о ферментах. А.Я. Данилевский и А.Н. Бах – основоположники отечественной биохимии, их роль в развитии энзимологии. Работы Э.Фишера, Р.Вильштеттера, Л. Михаэлиса, Д.Самнера, Д. Нортропа. Современное состояние и перспективы развития энзимологии. Значение энзимологических исследований для медицины, промышленности, сельского хозяйства, биотехнологии и физико-химической биологии. Эволюция биологических катализаторов. Биологические катализаторы белковой и небелковой природы. Рибозимы. Абзимы. Общие и специфические свойства ферментов.

2) Химическая природа биологических катализаторов

Одно- и двухкомпонентные ферменты. Функции белковой и небелковой частей.

Апоферменты. Первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры ферментов и методы исследования этих уровней структурной организации. Сверхвторичная структура и домены. Роль четвертичной структуры в регуляции ферментативной активности. Фолдинг ферментов, роль фолдаз и шаперонов в приобретении ферментом функционально активной пространственной укладки.

Кофакторы (коферменты и простетические группы), их классификация: нуклеотидного типа строения (НАД(Ф), ФМН, ФАД, КоА, НТФ, НДФС); производные витаминов (ТПФ, ПЛФ, ПМФ, дезоксиаденозилкобаламин, метилкобаламин, биотин, ТГФК), алифатического ряда (глутатион, липоевая кислота). Пирролохинолинхинон (PQQ) как кофактор. Металлоферменты, роль металлов в истинных металлсодержащих ферментах и ферментах, активируемых металлами; cтроение и типы организации железо-серных центров; металлофлавопротеины. Основные типы реакций и примеры ферментов с кофакторами перечисленных групп. Многокомпонентные кофакторы, примеры ферментов.

Активные центры ферментов. Каталитический и сорбционный (якорный) подцентры (сайты) активного центра, их функции. Формирование активного центра. Аминокислоты, входящие в активный центр. Методы установления структуры активных центров. Особенности микросреды активного центра. Примеры строения активных центров ряда ферментов: химотрипсина, карбоксипептидазы А и др.

Надмолекулярная организация ферментов. Мультиферментные комплексы. Мультиферментные конъюгаты (полифункциональные ферменты). Динамические ассоциаты. Метаболоны. Примеры. Взаимосвязь структуры и функции отдельных ферментов, а также их комплексов.

Химический синтез ферментов. Метод твердофазного синтеза.
3) Сортировка и транспорт ферментов

Конечная локализация ферментов в клетке, сигналы и механизмы сортировки и внутриклеточного транспорта. Тканеспецифичные ферменты. Секретируемые ферменты, механизм секреции.
4) Выделение и очистка ферментов

Физико-химические свойства ферментов. Относительная молекулярная масса. Растворимость, гидратация, амфотерность ферментов, их изоэлектрическая точка (ИЭТ). Термостабильность. Оптические свойства ферментов.

Общие правила работы с ферментами. Способы гомогенизации объектов, компоненты среды гомогенизации, стабилизирующие ферменты. Экстракция: осаждение путем изменения температуры, рН, концентрации нейтральных солей (высаливание), органическими растворителями. Причины и степень обратимости осаждения. Хроматография и электрофорез: теоретические принципы методов, виды. Контроль за ходом очистки ферментов, критерии чистоты ферментативного препарата. Хранение ферментных препаратов. Лиофильная сушка.
5) Механизм ферментативного катализа

Гетерогенный и гомогенный катализ. Причины высокой каталитической активности и избирательности действия ферментов. Снижение энергии активации в реакциях, катализируемых ферментами. Образование фермент-субстратного комплекса (ФСК, ES). Теория Фишера. Эффект сближения и ориентационный эффект. Топохимическое соответствие. Индуцированное соответствие фермента субстрату. Теория Кошлэнда. Полифункциональность и многостадийность ферментативного катализа. Поляризация и разрыв связей в субстрате. Сопряженный кислотно-основной катализ. Свободнорадикальный механизм протекания ферментативных реакций. Примеры механизма действия отдельных ферментов.
6) Кинетика ферментативных реакций

Скорость ферментативной реакции как мера активности фермента. Общая, удельная и молекулярная активность (число оборотов), единицы ферментативной активности. Односубстратные и двухсубстратные реакции. Механизмы протекания двухсубстратных реакций: пинг-понг (механизм двойного замещения), упорядоченный и неупорядоченный последовательный механизм. Способы установления механизма двухсубстратной реакции.

Основные методические приемы определения активности ферментов. Зависимость скорости ферментативной реакции от времени. Теория стационарного состояния. Влияние концентрации фермента и субстрата на начальную скорость реакции. Субстратная константа и константа Михаэлиса. Графические способы определения константы Михаэлиса методом Лайнуивера – Бэрка, Иди – Хофсти и др. Влияние рН и температуры на активность ферментов. Ингибиторы ферментов. Обратимое и необратимое ингибирование. Типы ингибирования: конкурентное, неконкурентное, бесконкурентное, смешанное и методы их установления. Константа ингибирования. Субстратное ингибирование, ингибирование продуктом. Природные соединения межорганизменных взаимодействий и вещества антропогенного происхождения (лекарственные препараты, пестициды, отходы производств) как ингибиторы ферментов.

7) Регуляция ферментативной активности

Регуляция через изменение количества ферментов: контроль биосинтеза ферментов, компартментализация метаболических процессов. Проферменты (зимогенные формы ферментов). Регуляция каталитической активности

путем ковалентной модификации ферментов. Мембранная регуляция. Изостерическая регуляция: кофактором, субстратом, продуктом реакции.

Аллостерическая регуляция. Регулирующее действие клеточных метаболитов. Кооперативные эффекты. Коэффициент Хилла. Кинетика аллостерических ферментов. Примеры аллостерической регуляции ферментов.

Множественные молекулярные формы ферментов (ММФФ), механизмы их образования и методы обнаружения. Изоферментная регуляция метаболизма. Спектры ММФФ как диагностический тест в клинической медицине.

Каскадный механизм активации ферментов. Белок-белковые взаимодействия в регуляции ферментативной активности.
8) Номенклатура и классификация ферментов

Принципы классификации ферментов. Международная система номенклатуры и классификации ферментов, ее значение. Рациональные (систематические) и рабочие (тривиальные) названия ферментов. Шифры ферментов. Характеристика отдельных классов, принципы деления на подклассы, представители.

9) Применение ферментов

Ферменты в научно-исследовательской работе (рестриктазы, селективные протеазы и др.). Ферменты в медицине. Энзимодиагностика. Энзимотерапия: лекарственные средства на основе ферментов, проблема их адресной доставки к органу-мишени. Белковая инженерия в повышении эффективности лечения заболеваний. Ферменты в промышленности. Применение ферментов в пищевой, текстильной, кожевенной промышленности, в производстве полимерных материалов, при утилизации и детоксикации отходов производств, а также в быту. Инженерная энзимология. Иммобилизованные ферменты. Иммобилизация ферментов как путь повышения их стабильности и расширения возможностей использования. Способы иммобилизации. Применение иммобилизованных ферментов. Биосенсоры с ферментативным компонентом: общие принципы строения и функционирования. ИФА
6. Лабораторный практикум - 18ч


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование работы

1

2

Выделение и очистка амилаз из семян злаковых культур

2

6

Определение активности амилаз

3

8

Изучение изоферментного спектра амилаз семян пшеницы.

4

6

Определение протеолитической активности в биологических объектах и изучение влияния ингибиторов на протеазы различных типов

5

7

Определение Кm дрожжевой гексокиназы

6

7

Оценка субстратной специфичности дрожжевой гексокиназы


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

1. Диксон М., Уэбб Э. Ферменты. В 3х томах. М.: Мир, 1982.

2. Кретович В.Л. Введение в энзимологию. М.: Наука, 1986.

3.Фёршт Э. Структура и механизм действия ферментов. М.: Мир, 1980.

4. Келети Т. Основы ферментативной кинетики. М.: Мир, 1990.

5. Фридрих П. Ферменты: четвертичная структура и надмолекулярные комплексы. М.: Мир, 1986.

6. Кочетов Г.А. Практическое руководство по энзимологии. М.: Высш. школа, 1980.

7. Корягин А.С., Александрова И.Ф., Гончарова Т.А. Избранные главы энзимологии. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003.

8. Александрова И.Ф., Брилкина А.А. Методическая разработка к лабораторным занятиям по энзимологии. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2006.
б) Дополнительная литература:

1. Корниш-Боуден Э. Основы ферментативной кинетики. М: Мир, 1979.

2. Курганов Б.И. Аллостерические ферменты. М: Наука, 1986.

3. Скоупс Р. Методы очистки белков. М.: Мир, 1985.

4. Справочник биохимика / Р. Досон, Д. Эллиот, У. Эллиот, К. Джонс. М.: Мир, 1991.

5. Price N.C., Stevens L. Fundamental of enzymology. The cell and molecular biology of catalytic proteins. Third edition. Oxford: University Press, 2002.

6. Белки и пептиды: В 2х т. Т. 1. М.: Наука, 1995.

7. Варфоломеев С.Д. Химическая энзимология. М.: Академия, 2005.

8. http://www.expasy.org/enzyme/ - база данных по ферментам (ExPASy Proteomics Server, Швеция).
8. Вопросы для контроля (примеры)

1. Теоретические основы методов выделения и очистки ферментов, используемых в практической работе.

2. Принципы определения ферментативной активности. Единицы выражения общей и удельной активности ферментов.

3. Способы графического определения Кm.

4. Методы установления изоферментного спектра, принципы, лежащие в их основе.

9. Примеры тем для рефератов

1. Взаимодействие АРСаз с тРНК; общие закономерности и особенности узнавания субстратов.

2. ДНК-полимеразы эукариот.

3. Свойства и функции НАДФН-оксидаз.

4. Миелопероксидазы человека.

5. Теломераза: строение и свойства фермента.

6. Энзиматическое метилирование ДНК и ДНК-метилтрансферазы.

7. Оксидазы D-аминокислот.
10. Критерии оценок



Зачтено

Студент подготовил сообщение, посвященное одной из тем описываемого курса, ответил на вопросы преподавателя по теоретической части курса, написал контрольные работы на положительную оценку, успешно выполнил все работы лабораторного практикума и подготовил по ним отчеты.

Незачтено

Студент не выполнил хотя бы одно из требований, указанных в разделе “зачтено”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconИзучение английского языка
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconАграрный институт
Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины кызылский педагогический институт кафедра философии
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины icon3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Степень электрооснащенности, механизации и автоматизации судов постоянно повышается
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconЭкзаменационные вопросы по «Криминалистике»
Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Методы криминалистики» Для специальности
Требования к уровню освоения содержания дисциплины определены в Основной образовательной программе
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconТребования к уровню освоения содержания дисциплины
России, раскрыть влияние на него географического, регионального, политического, духовного факторов
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящее пособие включает в себя краткое содержание разделов (модулей) дисциплины, в организационно-методическом разделе пособия...
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс уголовно-исполнительное право
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Цели и задачи дисциплины, ее место в системе подготовки студенты, требования к уровню освоения содержания дисциплины
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «криминалистическое...
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconШифр специальности: 14. 01. 04 Внутренние болезни
Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по...
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблемы исполнения...
Учебная дисциплина «Проблемы исполнения наказания» является одной из базовых дисциплин в подготовке юриста, входит в дисциплины раздела...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск