Исследование моделей корпоративной социальной





Скачать 105.46 Kb.
НазваниеИсследование моделей корпоративной социальной
Дата публикации06.07.2015
Размер105.46 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Право > Исследование


Вестник Брянского государственного технического университета. 2006. № 4 (12)


УДК 330.341

Е.Н. Скляр, И.О. Зверкович
Исследование моделей корпоративной социальной

ответственности, используемых в мировой практике
Рассматриваются вопросы формирования моделей корпоративной социальной ответственности, используемых в мировой практике (европейской, американской, российской, британской), анализируются основные различия моделей.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) это философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности с акцентом на следующие ориентиры [1]:

  1. производство качественной продукции и услуг для потребителей;

  2. создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;

  3. неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.;

  4. построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

  5. эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

  6. учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

  7. вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества.

В мире существует несколько устоявшихся моделей КСО, каждая из которых отражает тот общественно-экономический уклад, который исторически сложился в той или иной стране, то устройство общества, которое сформировалось в усло­виях развитой демократии, понятной и открытой государственной машины, функционирующих гражданских институтов, системы разрешения споров и свободы слова и выбора и т.д. [2].

Анализ существующих в мировой практике моделей КСО (европейской, американской, российской и т.д.) показал, что участие бизнеса в жизни общества может либо жестко регулироваться действующим коммерческим, налоговым, трудовым и экологическим законодательством, либо осуществляться самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. В первом случае государство устанавливает «коридор взаимодействия» бизнеса и общества, в котором государственные механизмы наравне с гражданскими структурами создают необходимые условия для участия бизнеса в жизни общества. Во втором случае государство под давлением гражданских инициатив создает эффективные механизмы стимулирования бизнеса для осуществления вклада в общественное развитие. Таким образом, достигается работоспособная конструкция управления обществом, в которой четко закреплены роли отдельных сторон, меры их участия и взаимодействия.

Начнем обзор современных форм КСО с американской модели. Считается, что эта модель наиболее богата своими традициями. Из-за природы американского предпринимательства, зиждущегося на максимальной свободе субъектов, многие сферы общества остаются до сегодняшнего дня саморегулируемыми [1].

Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это, Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в фи­нансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. США выработали многочисленные механизмы участия бизнеса в социальной поддержке общества, об этом свидетельствует немыслимое количество корпоративных фондов, нацеленных на решение разнообразных социальных проблем посредством бизнеса. Всем известно, что в Америке профессиональное образование спонсируется частным сектором как ни в одной другой стране мира (разумеется, мы исключаем из сравнения страны, где образование, здравоохранение, иные социально значимые области существования общества финансируются государством). Ответственное перед обществом поведение корпора­ций поощряется соответствующими налоговыми льготами и зачетами, закрепленными на законодательном уровне [3].

Таким образом, американская модель КСО инициируется самими компаниями и предусматривает максимальную самостоятельность корпораций в определении своего общественного вклада, но законодательно поощряет социальные инвестиции в выгодные для общества сферы через соответствующие налоговые льготы и зачеты, при этом государственное регулирование КСО минимально.

Модель КСО Континентальной Европы можно охарактеризовать наличием государственного регулирования данной сферы, поэтому эту модель зачастую относят к скрытым формам КСО. Так, во многих странах Континента законодательно закреплены обязательное медицинское страхование и охрана здоровья работников, пенсионное регулирование и ряд других социально значимых вопросов. Кроме того, госрегулирование многих аспектов КСО значительно превосходит североамериканскую систему [5].

В последнее время даже появился новый термин для обозначения европейского варианта КСО - корпоративная способность к социальному реагированию. Несмотря на существенные различия стран Континента в применении концепции КСО, схожего между ними больше. Это проявляется, прежде всего, в том, что европейские политики придают большое значение поддержке разнообразных инициатив в области КСО. Европейская Комиссия определила КСО как «концепцию, в рамках которой компании на добровольных началах объединяют свои усилия со стейкхолдерами для решения социальных вопросов и реализации природоохранных мероприятий». Таким образом, европейская модель КСО в большей степени представляет собой систему мер государственного регулирования [4].

КСО в Великобритании сочетает элементы американской и континентальной моделей. В целом для британской модели характерны следующие признаки:

  • пристальное внимание финансового сектора к проектам в области КСО (тенденция роста количества социально ответственных инвестиционных фондов);

  • повышенный интерес СМИ (так, «Таймс» публикует индексы социальной ответственности в еженедельном разделе «Профиль компании»);

  • широкое развитие сектора независимого консалтинга в области КСО;

  • система бизнес-образования Великобритании однозначно превосходит Континентальную Европу по количеству и разнообразию учебных курсов в области КСО;

  • участие правительства в развитии КСО проявляется в создании партнерств с частными предприятиями в образовательном секторе, поддержке инициатив в области КСО через софинансирование проектов, налоговые льготы и др.

Общей тенденцией как для британской, так и для европейской моделей является их скрытая форма с постепенным движением в сторону открытой модели. Таким образом, британская модель КСО сочетает элементы моделей США и Европы, но с существенным вовлечением государства и общественных институтов в процесс согласования общественных интересов, а также продвижения и поощрения лучших практик.

КСО в России характеризуется наличием трех этапов:

1. 1991-1998 гг. – реструктуризация социальной инфраструктуры компаний в ходе приватизации, возрождение традиций дореволюционной благотворительности и меценатства. «Дикая» благотворительность стала первой стадией в развитии социальной ответственности компаний в России. В это время финансовая поддержка нуждающимся, как правило, оказывалась из «черной кассы». Одним из основных факторов для принятия решений об оказании помощи был эмоциональный. Параллельно с этим в стране процветала «филантропия по-советски», основанная на оставшихся в наследство советских представлениях о социальной помощи и работающая по принципу «латания дыр» в рухнувшей государственной социальной системе.

2. 1999 - 2001 гг. - постепенный переход от разовой помощи физическим лицам и организациям к финансированию целенаправленных программ; формирование представлений о корпоративной социальной ответственности в деловой среде и обществе в целом.

3. С 2002 г. по настоящее время – начало институционализации корпоративной филантропии, выделение корпоративных и частных фондов, привлечение некоммерческих организаций к реализации корпоративных программ, профессионализация; активные дискуссии по вопросам социальной ответственности.

Потребность российского бизнеса в получении общественного признания и закреплении на внутреннем и внешнем рынках является стимулом для изменений в подходе компаний к взаимодействию с обществом. В среде крупных российских корпораций начинается широкое обсуждение темы КСО, инициаторами которого являются профессиональные объединения предпринимателей. В ряде корпораций происходит реструктуризация деятельности и органов управления в области корпоративной социальной политики. Появляются первые корпоративные программы, использующие новые социальные технологии. Характеристиками новых подходов компаний к развитию социальной сферы являются наличие продуманных приоритетов в корпоративной социальной политике и ясного обращения к аудиториям; сочетание политики и обращения с продуктом или бизнесом компаний; конкурсный отбор программ для социальных инвестиций; связь корпоративных социальных программ с имиджем и брэндами компаний.

В этом процессе было два переломных момента:

1. 1998 г. - вследствие дефолта российские компании резко сократили вложения в социальную сферу, столь же значительно возросло их внимание к эффективности вложений.

2. 2003 г. - российское деловое сообщество публично заявило о своем стремлении быть социально ответственным. «Дело ЮКОСа» привлекло большое общественное внимание к ответственности компаний, вызвало открытую дискуссию по формированию правил ведения бизнеса и стимулировало интерес самого бизнеса к взаимодействию с гражданским обществом.

Совершенно очевидно, что КСО в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому - за редкими исключениями - заметно недопонимание чисто практической ценности КСО. В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию КСО на конвейер по производству документации по квазиположительной социальной отчетности.

Таким образом, по источникам регулирования, практике и драйверам российский вариант КСО представляет собой смесь британской модели (добровольное инициирование бизнесом) и континентальной схемы (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО).

О развитии социальной ответственности бизнеса в России свидетельствуют следующие цифры: по ВВП на душу населения Россия уступает только 35 развитым и 20 развивающимся странам. Однако по социальным показателям, к которым относятся индекс социального развития, а также средняя продолжительность жизни, Россия не входит даже в сотню! А по некоторым отдельным направлениям социальной политики государства, например здравоохранению, ситуация просто критическая. Поэтому из-за начальной стадии развития КСО в РФ наблюдается недопонимание ее целостной концепции, апробированных практик и полезности.

Оценивая текущую ситуацию в области КСО в России, можно отметить следующее:

  • государство осознало себя как идеальное олицетворение социальной и исторической миссии своего народа;

  • бизнес до конца не осознал себя как носителя положительной социальной миссии;

  • деловая элита России не сформировалась до сих пор как влиятельная общественная сила;

  • государство не создало условие, при котором деловые круги инициировали бы, формировали и интегрировали в систему зарождающихся цивилизованных гражданских, общественных, государственных, экономических отношений механизм осуществления взаимной правообязанности, гражданской ответственности и социального корпоративизма;

  • демократия в формальном, западном понимании устойчива и эффективна, когда вырастает из массового благополучия [3].

Сегодня в России существует три взгляда на реформу социальной сферы:

1. Резкое ограничение роли государства без развития общественного (некоммерческого) сектора социальных услуг:

  • акцент на личную ответственность за благосостояние граждан, на восстановление роли семьи как основы социальной поддержки;

  • переход к адресной помощи отдельным категориям малообеспеченных граждан, т.е. сокращение социальной защиты до помощи гражданам, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума;

  • ускорение приватизации культурных и образовательных учреждений, других объектов социальной сферы;

  • постепенный отказ от федеральных социальных стандартов, перенос ответственности за социальную сферу на региональный и городской уровень.

Этот курс, хотя и начатый де-факто представлением пакета социальных законов в Государственную думу, отвечает задачам экономического роста, но требует изменения Конституции РФ, согласно которой Россия является социальным государством (ст. 7).

2. Восстановление патернализма государства в социальной сфере до масштаба, свойственного советскому периоду. Это популистский курс левой оппозиции, для его действительной реализации требуется национализация собственности и восстановление социальной инфраструктуры предприятий.

3. Перераспределение социальной ответственности между государством, общественным некоммерческим сектором и бизнесом:

  • дальнейшее разделение систем социального обеспечения и социального страхования, политика роста заработанных доходов населения;

  • переход к адресной помощи в индивидуальных трудных жизненных ситуациях;

  • формирование сектора социальной экономики путем разгосударствления социального обслуживания, развития малого бизнеса и благотворительных организаций, переход от нормативного регулирования в социальной сфере к опоре на социальные инициативы граждан;

  • введение механизма социального заказа, переход от непосредственного распределения бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды к социальному инвестированию с широким привлечением негосударственных ресурсов;

  • децентрализация при сохранении федеральных социальных стандартов.

Именно этот курс отстаивает общественность. До сих пор основными, общими задачами для общественных и некоммерческих организаций были налаживание социального партнерства, введение механизмов взаимодействия и др. Общественная кампания по продвижению проекта законов о социальном заказе приобрела поистине всероссийский масштаб. Это движение порождает региональные и местные условия реализации новой, государственно-общественной модели социальной сферы. Но начатые Правительством РФ масштабные социальные реформы (пенсионное обеспечение, жилищно-коммунальная реформа) поставили новые проблемы. Возникла масса специальных вопросов, жизненно важных для клиентов некоммерческих организаций: последствия тех или иных предложений по реформе пенсионной системы, медицинского страхования и т.д. для повседневной жизни людей и каждой из групп клиентов благотворительных организаций - беженцев и вынужденных переселенцев, бездомных, инвалидов, многодетных семей и др. Появилась потребность в новых знаниях по общим и специальным вопросам устройства социальной сферы. В комплексе это позволит создать новую модель распределения социальной ответственности между государством, обществом, семьей и работодателями [6].

Таким образом, КСО сегодня становится современным стилем деловой активности, который значительно влияет на процесс принятия управленческих решений с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Список литературы


  1. Corporate Social Responsibility the WBC SD's Journey, 2002. - Р. 5.

  2. Бачинская, Т. Бизнес готов платить больше, но ждет от государства ясных правил игры / Т. Бачинская // Бизнес и общество. – 2004. - 3. – С. 1-4.

  3. Вepнep, П. Социальное конструирование реальности / П. Вернер, Т. Лукман. - М., 1995. - 368 с.

  4. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 г. / под общей ред. С.Е. Литовченко. – М.: Ассоциация менеджеров, 2004. – 2000 с.

  5. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М.: Экономика, 1997. - 230 с.

  6. Перегудов, С.П. Тэтчер и тэтчеризм / С.П. Перегудов. - М., 1996. - С. 230-259.

  7. Соболева, И. Социальная ответственность: глобальный контекст и российские реалии / И. Соболева // Вопросы экономики. – 2005. - № 10. - С. 90-102.

  8. Социальная стратегия российского бизнеса: условия успеха. – М.: Ассоциация менеджеров, 2003. – 20 с.

  9. Социальный менеджмент: учебник /под ред. Д.В. Валового. – М.: Бизнес школа «Интел – Синтез»; Акад. труда и социальных отношений, 1999. - 384 с.



Материал поступил в редколлегию 21.12.05.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование моделей корпоративной социальной icon1. Теоретические основы корпоративной социальной ответственности
Влияние государства на реализацию принципов корпоративной социальной ответственности
Исследование моделей корпоративной социальной iconРабочая программа элективного предмета «Исследование информационных моделей»
Н. Д. Угриновича «Исследование информационных моделей» Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы Составитель Бородин...
Исследование моделей корпоративной социальной iconКафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа...
«Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть»
Исследование моделей корпоративной социальной iconВысшего профессионального образования
Целью изучения курса «Эконометрика» является приобретение умений анализа статистических данных и построения эконометрических моделей,...
Исследование моделей корпоративной социальной iconЭлективный курс «Исследование информационных моделей» в старшей школе Пояснительная записка
В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т е в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение...
Исследование моделей корпоративной социальной iconСтановление корпоративной социальной ответственности на западе
Компании, чтобы обеспечить конкурентоспособность, поддерживают свой имидж, работают над улучшением деловой репутации, осуществляют...
Исследование моделей корпоративной социальной iconТема Понятие и основные характеристики корпоративной социальной ответственности

Исследование моделей корпоративной социальной iconРабочая программа по дисциплине “история социальной работы” для специальности...
Целью дисциплины является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных форм, моделей,...
Исследование моделей корпоративной социальной iconСостояние и роль корпоративной социальной ответственности в институциональной...
Нко) в решении социальных проблем и работе с определенными группами нуждающихся, недоиспользуется со стороны ксо (Доклад о состоянии...
Исследование моделей корпоративной социальной iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний»
Исследование моделей корпоративной социальной iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное
На тему: «Внешние аспекты корпоративной социальной ответственности как фактор развития российских компаний»
Исследование моделей корпоративной социальной iconРоссийской федерации
В процессе изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студентам предоставляется возможность исследовать феномен...
Исследование моделей корпоративной социальной iconВысшего образования «академия социального образования» Социально-экономический факультет
Теоретические основы корпоративной социальной политики: определение, основные принципы, подходы
Исследование моделей корпоративной социальной icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Исследование моделей корпоративной социальной icon№1 Предмет и методы курса ксо. История развития и определение ксо
Механизм повышения корпоративной социальной ответственности как фактор эффективности корпоративного управления
Исследование моделей корпоративной социальной iconКлюка Константин «Зеленые»
Зеленый pr является одним из направлений области связей с общественностью, который представляет для общества основы корпоративной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск