Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Программы по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. Авторы. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В. – М.: Баласс, 2010.
Авторская программа предусматривает 68 часов, по учебному плану- 68 часов. Цель: формирование целостной картины мира.
Задачи:
- обучение свободному оперированию приобретенными знаниями;
- развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связи с жизнью человека;
- воспитывать наблюдательность и любознательность;
- воспитывать терпимое, конструктивное отношение к противоположному мнению, помня что «дом» (страна, планета) у нас один и от нас зависит, каким он будет;
- приучать к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта. Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)
должны знать:
- о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на земле;
- о неоднородности, «многоликости» современного человека, о том, что объединяет всех людей, об общечеловеческих ценностях;
- основы разных культур, религий, народов, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.
должны уметь:
- использовать полученные знания;
- разбираться с материалом темы, использовать текст учебника для поиска ответов на вопросы;
- публично высказывать и отстаивать свою точку зрения;
- работать с энциклопедиями и справочной литературой;
- воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт.
Учебно-методический комплекс
для учащихся:
Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс. – М.: Баласс, 2009.
Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. – М.: Баласс, 2009.
Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) 4 класс. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
Харитонова Н.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) 4 класс. М.: Баласс, 2013.
для учителя:
«Образовательная система «Школа 2100» (сборник программ. Начальная школа. Под науч. ред. Леонтьева А.А.). Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. Авторы Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Раутиан А.С., Тырин С.В.- М.: Баласс, 2008.
Вахрушев А.А. и др. Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс. – М.: Баласс, 2009.
Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Человек и человечество. 4 класс. – М.: Баласс, 2009.
Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и природа) 4 класс. М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
Харитонова Н.В. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (Человек и человечество) 4 класс. М.: Баласс, 2013.
Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир («Человек и природа»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.Баласс, 2013.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова С.С. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. М.Баласс, 2012.
Практическая часть
Виды учебной работы
| Всего часов
| По учебным четвертям
| I
| II
| III
| IV
| Контрольные работы
| 4
| 1
| 1
| 1
| 1
| Проверочные работы
| 5
| 1
| 1
| 2
| 1
|
Календарно-тематический план
№
урока
| Наименование
раздела
Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата
| Дата
(коррек
ция)
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля, вид самостоятельной работы
| Домашнее
задание
| ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО СТРОЕНИЕ (15ч)
| 1.
| Как устроен организм человека
| 1
| 05.09
|
| Знать:
-строение тела человека;
-органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья
Уметь:
-определять температуру тела человека с помощью термометра;
-распознавать органы человека и самостоятельно работать с учебником
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.8-11
| 2.
| Кожа – «пограничник» организма
| 1
| 12.09
|
| Знать анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция
Уметь соблюдать правила личной гигиены; понимать роль здоровых кожных покровов для здоровья человека
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.12-15
| 3.
| Как человек двигается
| 1
| 19.09
|
| Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц
Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника
| Текущий контроль
(тест)
| С.16-19
| 4.
| Путешествие бутерброда
Контрольная работа по теме «Человек и его строение»
| 1
| 26.09
|
| Знать понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц
Иметь представление о первой помощи при травмах, правилах предупреждения искривления позвоночника
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.20-25
|
| 5.
| Как удаляются ненужные вещества
| 1
| 03.10
|
| Знать органы выделения и их функции
Понимать взаимосвязь систем жизнедеятельности в организме человека
| Текущий контроль
(тест)
| С.26-27
| 6.
| Для чего и как мы дышим
| 1
| 10.10
|
| Знать о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях
Уметь применять правила гигиены органов дыхания
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.28-31
| 7.
| Волшебная восьмерка
| 1
| 17.10
|
| Знать о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения
Уметь выполнять физические упражнения, укрепляющие сердце
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.32-35
| 8.
| Что такое кровь
| 1
| 24.10
|
| Знать о клеточном строении крови
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.36-37
| 9.
| Почему наш организм работает слаженно
| 1
| 31.10
|
| Знать о строении и функциях спинного и головного мозга, больших полушарий мозга, о гормонах и их роли в организме
Уметь соблюдать правила гигиены, режим дня
| Текущий контроль
(тест)
| С.38-41
| 10
| Окна в окружающий мир
| 1
| 14.11
|
| Знать о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой
Уметь применять правила гигиены зрения
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.42-45
| 11
| Многогранный мир чувств
| 1
| 21.11
|
| Знать о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса)
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.46-49
| 12
| Родители и дети
| 1
| 28.11
|
| Знать о размножении как свойстве живых организмов
Уметь правильно оценивать роль мужчины и женщины в жизни человеческого общества и семьи
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.50-53
| 13
| Отчего мы иногда болеем
| 1
| 05.12
|
| Знать об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения
Уметь
-оказывать элементарную первую помощь (при порезах, ссадинах);
-применять дезинфицирующие средства (йод, зелёнка)
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.54-57
| 14-15
| Проверочная работа по теме «Человек и его строение»
| 2
| 12.12
19.12
|
| Уметь использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни
| Тематический контроль (тест)
|
| Раздел 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2часа)
| 16
| Наши предки – древесные жители
| 1
| 26.12
|
| Знать о теории происхождения человека от человекообразной обезьяны
Уметь работать с учебником
| Текущий контроль (устный опрос)
| С. 58-61
| 17
| На заре человечества
| 1
| 09.01
|
| Знать понятие эволюция
Уметь объяснять на элементарном уровне этапы становления человека разумного
| Текущий контроль
(тест)
| С. 62-65
|
Раздел 3. РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (17часов)
| 18
| Рукотворная жизнь
| 1
| 16.01
|
| Знать, что такое окружающий мир, как человек познает природу, общество, самого себя
Уметь различать неживую и живую природу; давать краткую характеристику неживой и живой природы, отличать объекты природы от изделий труда человека
Понимать связи неживой и живой природы
| Текущий контроль (устный опрос)
| С. 68-71
| 19
| На службе у человека Самостоятельная работа
| 1
|
23.01
|
| Знать о сельском хозяйстве как составляющей современного хозяйства человека
Иметь представление о способах повышения объемов продукции
| Текущий контроль
| С. 72-77
| (самостоятельная работа )
| 20
| Покорение силы
| 1
| 30.01
|
| Знать о простейших механизмах, позволяющих человеку стать сильным
Уметь использовать свойства рычага, колеса, наклонной плоскости в повседневной жизни
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.78-81
| 21-22
| Контрольная работа по теме «Как человек использует свойства воды»
| 2
| 06.02
13.02
|
| Знать о твёрдых, жидких, газообразных веществах, легко определять свойства веществ
Уметь различать разные состояния воды
Понимать значение бережного отношения к воде
| Текущий контроль:
-устный опрос
-самостоятельная работа
| С. 82-87
| 23
| Как человек использует свойства воздуха
| 1
| 20.02
|
| Знать понятие воздух, его состав и свойства
Уметь использовать предметы, действие которых основано на свойствах воздуха
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С. 88-91
| 24
| Горные породы и минералы
| 1
| 27.02
|
| Знать о различных горных породах, их свойствах, способах добычи и использования
Уметь применять полученные знания в жизни
| Текущий контроль (самостоятельная работа)
| С. 92-98
| 25
| Металлы
| 1
| 06.03
|
| Знать понятие металл
Иметь представление о многообразии металлов
Уметь работать с учебником
| Текущий контроль
(тест)
| С. 98-103
| 26
| Приручение огня
| 1
| 20.03
|
| Знать различные виды топлива, их свойства, способы получения энергии путём использования топлива
Уметь применять полученные знания при выполнении учебных заданий
| Текущий контроль (самостоятельная работа)
| С. 104-107
| 27
| Невидимая сила
| 1
| 27.03
|
| Знать об электричестве как универсальном виде энергии, его роли в жизни человека
Уметь соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.108-111
| 28-29
| Чудо-волны
| 2
| 03.04
10.04
|
| Знать понятие волна, природу звука и света
Уметь видеть проявление свойств звука и света в повседневной жизни; работать с учебником, проводить элементарные опыты
| Текущий контроль
-устный опрос
-самостоятельная работа
| С.112-117
| 30-31
| Человек проникает в тайны природы
| 2
| 17.04
24.04
|
| Знать о тенденциях развития человеческого общества
Понимать важность экологических проблем и роль каждого человека в их решении
| Текущий контроль (самостоятельная работа)
| С.118-121
| 32
| Проверочная работа по теме «Как нам жить?»
| 1
| 08.05
|
| Знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе)
Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране
| Текущий контроль: уплотненный опрос
| С.122-125
| 33
| Обобщение по разделу «Рукотворная природа»
| 1
| 15.05
|
| Уметь применять знания, полученные при изучении данного раздела
| Тематический контроль: тест «Проверь себя»
|
| 34
| Обобщение по курсу «Человек и природа»
| 1
| 22.05
|
| Знать основные понятия, изученные в курсе «Человек и природа»
|
|
|
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
РАЗДЕЛ I
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (10часов)
| №
урока
| Наименование
раздела
Тема урока
| Кол-во
часов
| Дата
| Дата
(коррек
ция)
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля, вид самостоятельной работы
| Домашнее
задание
| 1-3
| Кого можно назвать человеком?
| 3
| 03.09
10.09
17.09
|
| Знать о биологической и общественной природе человека, о факторах, определяющих формирование личности человека
Уметь объяснять разницу между понятиями врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и анализировать ответы других
| Текущий контроль
(письменный опрос)
| С.8-11
| 4-5
| Посмотри в свое «зеркало»
| 2
| 24.09
01.10
|
| Знать, что такое личность и какими признаками она определяется
Уметь различать врожденные и приобретенные признаки; высказывать свое мнение и аргументировать его
| Текущий контроль
(устный вопрос)
| С.12-15
| 6-7
| Как понять, что творится у друга на душе?
| 2
| 08.10
15.10
|
| Знать понятие эмоции, иметь представление об их видах, особенностях проявления
Уметь применять полученные на уроке знания для объяснения собственных эмоций и переживаний; строить логически правильный ответ; слушать других участников диалога
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.16-19
| 8-9
| Переживания, испытанные временем
| 2
| 22.10
29.10
|
| Знать о взаимосвязи эмоций, переживаемых человеком, и выражением его лица
Уметь видеть отражение эмоций на лицах окружающих и объяснять их, сопереживать, делиться своими чувствами
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.20-23
| 10-11
| Как узнать человека?
| 2
| 12.11
19.11
|
| Знать о характере как явлении внутреннего мира человека; понятия: черты характера, оптимист, пессимист
Уметь контролировать свое настроение, находить и усваивать способы коррекции своего характера
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.24-27
| ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И МИР ЛЮДЕЙ (5часов)
| 12
| Проверочная работа по теме «Что такое общество?»
| 1
| 26.11
|
| Знать понятия общество, человечество, круг общения, общественная группа
Уметь жить среди людей, следуя правилам и законам, принятым в данном обществе
| Текущий контроль
(письменный опрос)
| С.28-31
| 13
| Как жить в мире людей?
| 1
| 03.12
|
| Знать понятия совесть, мораль, право
Уметь следовать правилам, принятым в данном обществе
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.32-35
| 14
| Мое общество.
Права человека в обществе
| 1
| 10.12
|
| Знать о необходимости наличия взаимосвязи интересов, взглядов для объединения людей
Уметь находить «свое общество», принимать законы этого общества, избегать конфликтов и находить способы выхода из них
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.36-39
| 15
| Контрольная работа по теме «Человек в мире людей».
| 1
| 17.12
|
| Знать о существовании неотъемлемых личных прав человека, об основных законах, регулирующих права, и их соблюдении
Уметь с уважением относиться к личным правам каждого человека, не забывать о своих обязанностях
| Текущий контроль
(письменный опрос)
| С.40-43
| РАЗДЕЛ II ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ГЛАВА 3. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (6часов)
| 16
| Первобытный мир – первые шаги человечества
| 1
| 24.12
|
| Знать об эпохе Первобытного мира, о первых человеческих обществах – родах и племенах
Уметь объяснять жизнь первобытных людей с точки зрения их морали; анализировать ответы других и строить собственное монологическое высказывание
| Текущий контроль
(письменный опрос)
| С.47-51
| 17
| Древний мир – рождение первых цивилизаций
| 1
| 14.01
|
| Знать об эпохе Древнего мира; понятие цивилизация
Уметь работать с исторической картой учебника и контурной картой в тетради; анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.52-59
| 18
| Эпоха средних веков – между древностью и новым временем
| 1
| 21.01
|
| Знать об эпохе средних веков
Уметь ориентироваться в историческом времени, работать с исторической и контурной картами, с дополнительной (энциклопедической) литературой
| Текущий контроль
(устный опрос)
| С.60-67
| 19
| Проверочная работа по теме «Новое время – торжество Европы»
| 1
| 28.01
|
| Знать об эпохе нового времени
Уметь ориентироваться в историческом времени, анализировать ответы товарищей, аргументировать свое мнение
| Текущий контроль
(письменный опрос)
| С.68-73
| 20
| Новейшее время – трудный шаг к единому человечеству
| 1
| 04.02
|
| Знать об эпохе новейшего времени, ее особенностях
Уметь ориентироваться в историческом пространстве, работать с картами, высказывать свое мнение и анализировать ответы учащихся
| Текущий контроль: уплотненный опрос
| С.74-79
| 21
| Проверочная работа по теме «Человек и прошлое человечества»
| 1
| 11.02
|
| Знать основные понятия, изученные в данном разделе
Уметь применять полученные знания при решении учебных задач
| Текущий контроль: тест
|
|
| 22
| Короли, президенты и граждане
| 1
| 18.02
|
| Знать о существовании различных по формам правления и политическим режимам государствах, о таких видах государств как монархия и республика, демократическое и недемократическое государства, о существовании различных органов власти
Уметь работать с учебником, строить монологический ответ, слушать других и анализировать услышанное
| Текущий контроль: работа в парах
| С.80-85
| 23
| Расы и народы Земли
| 1
| 25.02
|
| Знать понятия: раса, народ, национальность
Уметь различать людей по расовому и национальному признакам; терпимо и уважительно относиться к людям другого цвета кожи, другой национальности
| Текущий контроль: фронтальный опрос
| С.86-89
| 24-25
| Кто во что верит
| 2
| 04.03
18.03
|
| Знать о том, что человечество состоит из людей религиозного и атеистического типа мировоззрения
Уметь уважительно относиться к убеждениям других людей; анализировать ответы товарищей, аргументировать свою собственную позицию
| Текущий контроль (устный опрос)
Индивидуальные задания
| С.90-97
| 26
| Обобщение по разделу «Человек и многоликое человечество»
| 1
| 25.03
|
| Знать основные понятия, изученные в данном разделе
Уметь применять полученные знания при решении учебных задач
| Текущий контроль: тест
|
| ГЛАВА 5. ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (8часов)
| 27
| Мировое хозяйство
| 1
| 01.04
|
| Знать основные экономические понятия: труд, деньги, собственность, доход
Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию
|
| С.98-101
| 28
| Мировое сообщество государств
| 1
| 08.04
|
| Знать понятие мировое сообщество; историю, структуру и задачи ООН
Уметь работать с учебником, анализировать и систематизировать информацию
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.102-105
| 29
| Что человечество ценит больше всего?
| 1
| 15.04
|
| Знать об общечеловеческих ценностях
Уметь уважительно и бережно относиться к общечеловеческим ценностям, понимать их значимость; работать с энциклопедической литературой; аргументированно защищать свою позицию, участвовать в диалоге
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.106-109
| 30
| Как нам жить?
| 1
| 22.04
|
| Знать основные проблемы человечества и возможные пути их решения
Уметь осознавать значимость усилий каждого человека в решении общих проблем; соблюдать законы сосуществования в обществе; работать с различными источниками информации
| Текущий контроль (устный опрос)
| С.110-115
| 31
| Учимся решать жизненные задачи.
| 1
| 29.04
|
|
| Урок-практикум
| С.116
| 32
| Контрольная работа по теме «Человек и единое человечество»
| 1
| 06.05
|
| Знать основные понятия, изученные в рамках курса
Уметь участвовать в диалоге, слушать собеседников, строить аргументированные высказывания, применять полученные знания
| Итоговый контроль: тест
|
| 33-34
| Путь человечества в 21 век – дорога каждого из нас
|
2
| 13.05
20.05
|
| Знать основные понятия, изученные в рамках курса
Уметь участвовать в диалоге, строить аргументированное высказывание, применять полученные знания; соблюдать законы, принятые в обществе и уважительно относиться к общечеловеческим ценностям
| Итоговый контроль
|
| |