«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»





Скачать 86.14 Kb.
Название«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»
Дата публикации24.07.2014
Размер86.14 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации

последняя готовая эмблема для центра копия

Департамент социальной защиты населения Владимирской области

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области

«Владимирский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»



Методические рекомендации на тему:

«Как обучать ребенка правилам безопасности

по народным сказкам»
Перед педагогами, родителями, воспитателями стоит на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Что мы делаем для обеспечения безопасности наших воспитанников? Рассмотрим одно из направлений работы над данной проблемой.

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Вспомним сказки для самых маленьких, которые плохо оканчиваются? Колобок съеден, у курочки Рябы яичко упало и разбилось, Снегурочка растаяла над костром, теремок развалился, от козлика рожки да ножки в лесу остались…Сказки для детей постарше как правило заканчиваются хорошо. В них герои, преодолев все трудности и каверзы судьбы, благополучно выпутываются из переделок и начинают "жить-поживать". Неужели, наши предки гуманнее не могли что-нибудь придумать или им нравилось детей запугивать?

Конечно, нет. Первые сказки, которые слышат наши дети, и в самом деле в чем-то походят на страшилки. Но, скорее всего, это страшилки не для детей, а как раз для родителей. Кто должен бдительно следить за младенцем, кто целиком и полностью отвечает за его благополучие, пока он так беспомощен?

Сказки предостерегают нас, родителей, и предупреждают их о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Это напоминалки для нас. Емкие, короткие, образные. Возьмите любую сказку - и вы найдете в ней массу полезных советов-напоминаний о безопасном поведении.

Советы-предостережения:

- если младенца положить на краю (потешка-песенка);

если оставить без присмотра (или оставить ребенка под присмотром ненадежных людей) («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

- если по вашему недогляду "хвостиком заденет" то, чего задевать не полагается («Курочка-ряба»);

- если положить без надзора "остывать на окошке" («Колобок»);

- если сбежит в неисследованное (то есть неподготовленное для него) место («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

- если ребенок все подряд тянет в рот («Петух и бобовое зернышко»);

- если пустит домой чужого («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

Это все напоминания для взрослого. А что касается самих детей...

У маленьких детей воображение еще спит, и потому младенец не будет пока особо переживать об обманутом колобке: он пока не понимает, что "быть проглоченным" и "умереть", по сути, одно и то же. И не пугает его, что "рожки да ножки" остались, а козлик исчез: так же не существуют предметы для грудничка, когда они исчезают из поля его зрения. Малышу, если честно, поначалу все равно, что вы там говорите: его завораживает сама ритмика речи, голос, интонации.

Как вы уже заметили, в народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери.

Все мамы - во все времена - поют своим малышам колыбельную "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок...". Слушая песенку, малыш осваивает важнейшее для него понятие: что такое край.

"Край" - это некая черта, граница, тот предел, за которым таится нечто неведомое, а потому опасное. Там, за краем, - "серенький волчок" (символ неизведанного и коварного). В доступной форме ребенку объясняется, что край - это та граница, та неизведанная территория, где все чужое, чуждое, неведомое. И ходить туда одному нельзя.

Конечно, со временем "своя" территория начнет расширяться. Сначала - до размера комнаты, потом - до размера квартиры, "своего" двора...

Ну а что случится, если все-таки зайдешь за край? Да еще один, да еще без спроса? И об этом он уже знает. Из песенки про серенького козлика, например, которому вздумалось "в лес погуляти".

(Что с ним случилось? Да, "остались от козлика рожки да ножки".)

Или из истории о колобке, которому тоже вздумалось погулять...

Такие сказочные "инструкции по безопасности" перетекают от напевки к присказке, от присказки к сказке и растут вместе с малышами.

Сказки, напевки, колыбельные для младенцев - это учебник, в котором записаны базисные понятия безопасности для малышей.
Алгоритм работы по сказке :

1.Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.

2. Задайте малышу вопросы:

- Почему же убежал колобок?

- А можно ли было убегать одному в лес.

- С кем колобок встретился?

- От кого убежал?

- А кто его перехитрил?

- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и другие звери, жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе...

- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)

Если малыш говорить еще не умеет - все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: "И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!" Или можно так: "Ну, разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что..."

3. Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка ("Наша Танечка умница, она не убегает одна... А лисичку Таня будет слушать? А песенки ей петь?")

Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Просто вспомните вместе с ребенком другие народные сказки. Или задайте вопросы, побуждающие к размышлению:

- А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?

- Кто не послушался и попал в беду?

- А что надо было сделать этому герою?

- Кто спас его/ее?

- Как бы ты поступил на его/ее месте?

- Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.
Игровое занятие по сказке полезно построить в 3 этапа: прочитать, обсудить, проиграть.

Примеры тем для бесед, обсуждений и игр по русским сказкам:

II этап:

- Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди").

- Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса").

- Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят").

- Никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей").

- Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" и др.).

- Ищи причину, почему у тебя что-то не получается и что надо сделать, чтобы получилось. ("Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"). Помните? Как ни старался Иван, как ни бился, а все отрубленные у Чуда-Юда головы прирастали снова. Что делать? Иван понял, что надо срубить огненный палец, это он наполняет зло новой силой. Чем не полезный урок, когда что-то не получается, когда не везет, когда неприятности так и сыплются на тебя - не падай духом. Не маши мечом зря - ищи истинную причину своих неудач. Найди и устрани - и тогда удача к тебе вернется.

III этап:

1) «Угадайка»

Просто задаете вопросы и вместе ищете ответ. А дети постарше могут задавать вопросы и вам. Например:

- В какой сказке мальчик превратился в козленочка? Почему? А что ты будешь делать, если тебе пить захочется? Тебе мальчик из своего стакана предложит воду, ты попьешь? Почему?

- Давай вспомним, в какой еще сказке мальчик не слушался.

- Угадай, кто помог двум детишкам спастись от Бабы-Яги?

2)"Полезные сказочные советы"

Берете какую-то сказку, и - кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и - кто больше сказок назовет, где он встречается?

3) «Подбери сказки»

К предложенным советам (см. II этап) малыш с вашей помощью подбирает сказку.

Несколькими простых правил проведения занятий по сказкам:

- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.

- Рассказывайте сказки. Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный...

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п.

- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.

- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей образная память. Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами.

- Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам как раз это и надо.

- Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы).

- Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.

Дети часто делают конгломерат из любимых сказок или придумывают к знакомым (которые, по их мнению, кончаются плоховато) свои концовки. Тоже неплохо. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам ребенок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное - не растеряться.

И пусть сказка, остается только сказкой. И как именно, должен поступить ребенок в экстремальной ситуации - будете учить постепенно с учетом его возрастных особенностей. А сейчас ваша задача с помощью самого доступного и действенного способа - сказки, сложить фундамент безопасности существования ребенка.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Консультация для педагогов «Как обучать детей в детском саду правилам безопасного поведения на улице»
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconВикторина по русским народным сказкам Цель
Цель: проверить знание произведений художественной литературы, устного народного творчества, авторских рассказов и сказок
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconКонспект занятий по правилам пожарной безопасности. «От чего возникает...
Дорогие ребята! Сегодня на классном часе мы с вами затронем очень больную тему, а именно мы будем говорить о нашей безопасности:...
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Волшебное очарование древнего Заонежья: новогодняя книжная выставка-игра по карельским народным сказкам для детей 6+
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Викторина по русским народным сказкам Классный час 1 Романовой Натальи Витальевны сценарий, презентация «Профессии людей села»
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Немудрено, что он делает это гениально. И кому, как не ему обучать этому мастерству!" Когда я это услышал, я невольно вспомнил фразу,...
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающие: обучать правилам и приемам измерения размеров деталей с точностью до 1 мм с помощью штангенциркуля
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconШпаргалка по педпрактике или «Чтобы успешно пройти педагогическую практику, надо »
Устава среднего общеобразовательного учреждения (школы, гимназии, лицея), подчиняться правилам внутреннего распорядка, правилам техники...
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: научить правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие взрослых, правилам пожарной безопасности
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconУрок по литературному чтению во 2-ом классе Тема урока: Викторина по сказкам
Обучающая цель: обобщить знания обучающегося по пройденным сказкам в игровой форме
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconКонспект внеклассного занятия Игра соревнование «Пожарная безопасность»
Цель: 1 закрепить и обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности, способствовать формированию своей безопасности дома
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconЖизнь каждого человека бесценна, а ребёнка особенно. Большое внимание...
Большое внимание должны уделять, мы взрослые, вопросам безопасности наших детей. Опасности подстерегают их всегда и везде: дома,...
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconИнструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете математики....
Тсо и лабораторного оборудования в надлежащем состоянии с еженедельной профилактикой
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconВикторина по сказкам А. С. Пушкина Программное содержание : Продолжать
Конспект занятия в подготовительной группе «Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина»
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconКонкурс проводится Отделом государственной инспекции безопасности...
Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, обобщения и распространение передового опыта...
«Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» iconПроект "Путешествие в страну сказок Чуковского" к юбилею сказкам
Литературное чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск