Скачать 88.2 Kb.
|
План-конспект открытого урока по технологии в 6-м классе учитель технологии Провалинский Иван Владимирович МБОУ «Сивохинская СОШ № 5» Тасеевского района Красноярского края СЛАЙД № 1. Тема урока: измерение штангенциркулем Цели урока:
Наглядные пособия и принадлежности:
Оформление классной доски: опорные понятия – штангенциркуль, штанга, подвижная рамка, глубиномер, нониус, контролёр станочных и слесарных работ. Тип урока: комбинированный Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, частично-поисковый, проблемный, наглядно-иллюстрационный, практическая работа. Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и в малых группах План занятия. I. Организационная часть:
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята! Какое у Вас настроение? Вижу, что хорошее. Я рад видеть вас сегодня всех на занятии. У нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать. II. Актуализация знаний по темам предыдущих уроков “Свойства металлов. Виды сортового проката” СЛАЙД № 2. Беседа: 1. Какие темы мы изучали на прошлых занятиях? Ответ: мы изучали свойства чёрных и цветных металлов. А ещё что изучали? Ответ: сортовой прокат. 2.Какими свойствами обладают металлы? Ответ: металл обладают механическими и технологическими свойствами. Перечислите механические свойства. Ответ: прочность, твёрдость, упругость, вязкость, пластичность. Перечислить технологические свойства металлов. Ответ: ковкость, жидкотекучесть, обрабатываемость резанием, коррозионная стойкость 3. Назовите сплавы чёрных металлов Ответ: сплавы чёрных металлов – это чугун и сталь. 4. Назовите цветные металлы. Ответ: к цветным металлам относятся: алюминий, медь, олово, цинк, никель, магний, марганец, свинец. 5. Назовите сплавы цветных металлов. Ответ: к сплавам цветных металлов относятся - бронза, латунь, дюралюминий и др. СЛАЙД № 3. 1. Что такое сортовой прокат? Ответ: сортовой прокат это металл, полученный прокаткой (обжатием) нагретых слитков между волками прокатного стана. 2. Где выпускают сортовой прокат? Ответ: сортовой прокат выпускают на металлургических комбинатах. 3. Назовите виды сортового проката (по таблице) Ответ: виды сортового проката – это шестигранник, квадрат, полоса, круг, треугольник, швеллер, рельс, двутавр. 4. А ещё что выпускают на металлургических комбинатах? Ответ: ещё на металлургических комбинатах выпускают тонколистовой металл и проволоку. 5.Ребята, почему эту продукцию называют полуфабрикатами? Ответ: потому что они предназначены для дальнейшей обработки на других предприятиях и в домашних условиях (например, жесть, проволока). 6. Назовите применение основных видов проката. III. Формирование новых знаний. СЛАЙД № 4. Беседа: 1. Человек, какой профессии занимается ручной обработкой металлов? Ответ: ручной обработкой металлов занимается слесарь. 2. Какими измерительными инструментами пользуется слесарь? Ответ: слесарный угольник, слесарная линейка, кернер, чертилка, разметочный циркуль Практическая работа: на столе лежат измерительные инструменты. Задание: разложите их на группы. Какие группы инструментов у вас получились? Ответ: столярные и слесарные инструменты. Назовите столярные инструменты Ответ: столярные инструменты это столярная линейка, угольник, рейсмус. Назовите слесарные инструменты. Ответ: слесарные инструменты слесарный угольник, слесарная линейка, кернер, чертилка, разметочный циркуль. а) Показываю отрезок проволоки, прошу назвать основные размеры (длина, диаметр). Спрашиваю: Как с помощью известных вам инструментов измерить эту заготовку Ответ: длину заготовки измеряем линейкой. А диаметр - ? Учащиеся затрудняются ответить Проблемная ситуация. б) Показываю тонкую пластинку, прошу измерить ее толщину (вызовет затруднение). УЧИТЕЛЬ: ребята, толщину пластины и диаметр проволоки можно более точно измерить одним измерительным инструментом. Известен он кому-нибудь? Показываю его. Ответ: да, я видел такой инструмент в гараже у папы. УЧИТЕЛЬ: а ты знаешь, как он называется? (не знает) УЧИТЕЛЬ: а называется этот измерительный инструмент штангенциркулем УЧИТЕЛЬ: так какая же тема нашего урока? СЛАЙД № 5. Ответ: тема нашего урока «Измерение штангенциркулем» УЧИТЕЛЬ: открываем тетради, запишем дату (5.03.2012г.) и тему урока УЧИТЕЛЬ: ребята, скажите, пожалуйста, а какая цель нашего урока? Ответ: цель нашего урока, научится пользоваться штангенциркулем УЧИТЕЛЬ: а что ещё, ребята, нам нужно, для того чтобы научится пользоваться штангенциркулем? Нужно изучить устройство штангенциркуля. СЛАЙД № 6. Расскажу немного об истории штангенциркуля. Первые штангенциркули появились уже в начале XVII века, то есть существуют уже около 4-х столетий. Были они деревянные и имели невысокую точность, но жизнь требовала настоятельно более точных размеров в технике, особенно военной. Уже тогда выпускали огнестрельное оружие, пушки и в конце XVIII века в Англии в Лондоне появились металлические штангенциркули, которые вместе с основной шкалой содержали и дополнительную, изобретенную шведом Нониусом и в честь его названную шкалой Нониуса. Ими можно было измерять с высокой точностью. В настоящее время существует несколько видов штангенциркулей. Они отличается своими возможностями, пределов измерений и степенью точности. На современном промышленном производстве любой уважающий себя рабочий, техник, инженер обязательно пользуются ими, а работа станочников по металлу (это люди каких профессий?) – токарей, фрезеровщиков, инструментальщиков без него вообще немыслима. В школьной мастерской мы будем с вами пользоваться штангенциркулем ШЦ-1. Он предназначен для измерения наружных и внутренних размеров деталей и глубины отверстий пазов, канавок. Есть штангенциркулем (показываю) с более высокой точностью – до 0,05мм, но мы его в школе изучать не будем. СЛАЙД № 7 УЧИТЕЛЬ: Посмотрим как же устроен штангенциркулем ШЦ-1 (по рисунку и плакату на доске). Штангенциркуль состоит из штанги с неподвижными губками: верхними и нижними, на штанге имеется шкала. Посмотрите внимательно, может она вам, знакома? ОТВЕТ: да, такие шкалы имеются на обычных линейках. УЧИТЕЛЬ: Как эта шкала называется? ОТВЕТ: это миллиметровая шкала. УЧИТЕЛЬ: следующая деталь штангенциркуля подвижная рамка с верхней и нижней губками. При замерах рамка фиксируется зажимным винтом. К подвижной рамке прикреплён глубиномер, которым измеряют глубину пазов и отверстий. Верхние губки служат для измерения внутренних размеров, а нижние губки – для измерения наружных размеров. УЧИТЕЛЬ: Ребята, а что ещё вы видите на рамке? ОТВЕТ: Ещё одну шкалу УЧИТЕЛЬ: Да, ребята, это вспомогательная шкала. Как вы думаете, для чего она нужна? (Учащиеся задумались) УЧИТЕЛЬ: С помощью этой шкалы измеряются десятые доли мм. Эта шкала называется шкалой НОНИУСА. Давайте рассмотрим её. Сколько делений имеет шкала НОНИУСА? С чего начинается шкала НОНИУСА? Смотрим СЛАЙД № 8 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЬ: Сомкните губки штангенциркуля и определите длину НОНИУСА по миллиметровой шкале. Чему равна длина НОНИУСА? (19мм, а не 20мм) Чему равна длина одного деления НОНИУСА? (1,9мм). Сравните длину деления на миллиметровой линейке штанги с длиной деления НОНИУСА. (2мм-1,9мм = 0,1мм). Это и позволяет производить замеры с точностью до 0,1мм.
СЛАЙД № 9. ПРИМЕРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШТАНГЕНЦИРКУЛЕМ СЛАЙД № 10 ДРУГИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ С НОНИУСОМ СЛАЙД № 11. Правила обращения со штангенциркулем 1.Перед началом работы протереть штангенциркуль чистой тканью, удалив смазку и пыль. Нельзя очищать инструмент шлифовальной шкуркой или ножом. 2. Нельзя класть инструмент на нагревательные приборы. 3. Измерять можно только чистые детали без задиров, заусенцев, царапин. Руки также должны быть чистыми и сухими. 4. Губки штангенциркуля имеют острые концы, поэтому при измерении соблюдайте осторожность. 5. Не допускайте перекоса губок штангенциркуля. Фиксируйте их положение зажимным винтом. 6. При чтении показаний на измерительных шкалах держите штангенциркуль прямо перед глазами. V. Практическая работа «Измерению размеров деталей» УЧИТЕЛЬ: Переходим к правилам измерения размеров деталей, наружных и внутренних диаметров. Дежурные выдают и специальные пластины с уступами и отверстиями, кольца, проволоку для измерения диаметров. В рабочей тетради учащиеся обводят ручкой имеющиеся на пластинках отверстия, производят замеры длины уступов и диаметров отверстий и записывают их в соответствующие кружки. Проверку провожу по контрольному шаблону. СЛАЙД № 12. VI. Итог урока
СЛАЙД № 13. VII. Рефлексия 1.Какая задача стояла перед нами в начале изучения нового материала? 2.Можно ли считать, что мы ее решили? 3.Каково ваше участие в изучении нового материала?
Объявляю оценки. VIII. Уборка дежурным помещения. По мере сдачи тетрадей проверяю правильность измерений и выставляю оценки, здесь же проводят измерения диаметра проволоки и повторяют опорные понятия – штангенциркуль, штанга, подвижная рамка, глубиномер, нониус, контролёр станочных и слесарных работ. |