О природе, науке и технике





Скачать 34.95 Kb.
НазваниеО природе, науке и технике
Дата публикации07.07.2013
Размер34.95 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
О природе, науке и технике.
Успех в научной деятельности любого естествоиспытателя во многом зависит от умения определять, имеет ли тот или иной объект естественное происхождение или создан человеком, то есть, является ли он частью природы или не является. Такое умение помогает исследователю не впасть в самообман и не выстраивать концепции, далекие от научных.

Критерии, которыми следует руководствоваться, определяя принадлежность объекта к природе, весьма просты. Все что существует само по себе, независимо от физических и умственных способностей человека – это природа. Она представляет собой всю Вселенную, наполненную бесчисленным количеством космических объектов, в ряду которых находится и Земля, ее флора и фауна и, естественно, человек – HOMO SAPIENS.

Человек, наделенный от природы мыслительными способностями, пытается понять и объяснить окружающий Мир, в результате чего в его сознании формируются представления, более или менее адекватно отображающие действительность.

А так, как эти представления не существуют в природе сами по себе, а возникают в человеческих головах, то все они являются абстракциями.

Абстракции могут быть в двух видах: в виде религии и в виде науки. Религия исповедует идею сверхъестественного сотворения Мира непостижимым Высшим Разумом, который может называться по-разному: Творец, Логос, Абсолютная Идея и т. п.

И поскольку религиозные представления базируются не на знании, а на вере, религия изначально враждебна науке. Достаточно вспомнить инквизицию, аутодафе и прочие способы «вразумления» инакомыслящих.

Наука исходит из естественности, материальности и познаваемости Мира.

Вооружась такими методами, как наблюдение и опыт, анализ и синтез, наука изучает глубинные свойства вещей, устанавливает их количественные характеристики и соотношения, выявляет скрытые закономерности развития природы.

Добытые научные знания люди используют в своей жизненной практике, создавая на их основе разнообразную технику, которая, в свою очередь, помогает человеку в овладении силами природы.

Все, что входит в понятие цивилизации – от каменного ножа первобытного человека до современных космических аппаратов – все это техника, созданная на базе научных достижений.

Будущее человечества напрямую зависит от развития науки и техники. Союз науки и техники – вот настоящий и единственный двигатель прогресса. Причем ведущая роль в этом тандеме принадлежит науке. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы разрабатываемые учеными концепции, оценивались, прежде всего, с точки зрения их научности, то есть соответствия объективным реалиям.

Ведь надуманные псевдонаучные теоретизирования не только бесперспективны, но и вредны, в том смысле, что могут надолго затормозить развитие науки.

Отсюда вытекает необходимость четкого понимания того, какие вещи относятся к природе, а какие к науке или технике. Позволю себе повториться. Природа существует независимо от ума и рук человека; наука – это совокупность абстракций, созданных сознанием человека, а техника – творение его рук. Например: дождь или река – это природа, закон Паскаля – наука (абстракция), а гидравлический пресс – техника.

Процесс познания (наука) начинается с природы и заканчивается техникой.

Этот тезис может быть представлен в виде схемы:




ПРИРОДА НАУКА ТЕХНИКА

наука пополняется открытиями, а техника - изобретениями.

Кто-то скажет, что это банальные истины. Все верно.

Но дело в том, что эти истины иногда смешиваются, и схема познания переворачивается с ног на голову. Техническое изобретение иногда выдается за научное открытие, вследствие чего природа наделяется несвойственными ей абстракциями. Так случилось с пресловутыми измерениями плоскости и пространства. Вначале Декарт придумал свои системы координат, которые необоснованно были возведены в ранг открытия, и в природе явились «закономерности» которых в ней никогда не было, и быть не может.

Нечто похожее произошло и с понятием времени, когда с изобретением часов на многие века в науке закрепилось представление о времени, как реально существующем явлении природы.

Для того, чтобы впредь в науке не возникали подобные казусы, наверное и надо говорить обо всех этих банальностях.
PS. По поводу измерений плоскости и пространства хочу для наглядности провести аналогию с таким животным, как лошадь.

У лошади есть голова, ноги, грива и другие, принадлежащие ей природные атрибуты, которые определяют сущность этого животного.

В случае надобности на лошадь можно надеть хомут. Однако хомут не является естественной принадлежностью лошади и не имеет никакого отношения к ее сущности. Лошадь и без хомута остается лошадью.

Так и с измерениями плоскости и пространства. (Впрочем, как и с любыми другими измерениями). Их можно и нужно использовать в процессе постижения мира.

Но то, что МОЖНО, не означает ЕСТЬ. Декартовы координаты – это тот же «хомут», который люди «надели» на природу, полагая, что сделали выдающееся открытие. На самом деле это не открытие, а техническое изобретение, инвентарь, созданный не на основе опыта, а на основе абстрактного понятия (измерения), что не дает ему право именоваться открытием.
Март 2006 г. В.Н. Чернушкина

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О природе, науке и технике iconМетодические рекомендации оформления и предоставления работ на соискание
Вологодской области по науке и технике, государственной молодежной премии по науке и технике Вологодской области (далее – государственная...
О природе, науке и технике iconУрок №1. Тема: «Информатика в природе, науке и технике»
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
О природе, науке и технике iconВычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании – 2013 (вит-2013)
Иональный университет им аль-Фараби, нии математики и механики при Казну им аль-Фараби, Национальная инженерная академия Республики...
О природе, науке и технике iconКонспект урока "Кристаллы в природе и технике"
Тема урока: Металлы, положение в пс, физические свойства, нахождение в природе, применение
О природе, науке и технике iconОбразовательная Программа основного курса комплексного самопрограммирования. 60
По космическому самопрограммированию и саморазвитию (ксп) человека и общества, россии и мира, по ракетно-космической науке, технике...
О природе, науке и технике iconНа поверхности живой ткани
В сб.: "Применение акустических методов и устройств в науке, технике и производстве". Тезисы и рефераты докладов Республиканской...
О природе, науке и технике iconРеферат по физике явление радиоактивности. Его значение в науке, технике, медицине
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Побединская средняя общеобразовательная школа» Шегарский район Томская область
О природе, науке и технике iconБ. Кедров о творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи)
Данный курс предназначен для студентов физического факультета и входит в блок дисциплин специализации
О природе, науке и технике iconУрок физики в 9 классе
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
О природе, науке и технике icon«Кинематика материальной точки»
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
О природе, науке и технике iconТематическое планирование по физике 8 класс
Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
О природе, науке и технике iconУрока: Проверка домашнего задания
...
О природе, науке и технике iconАвтор: Збицкая Галина Фанильевна Координаты
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
О природе, науке и технике iconРефератов. Физика 8 класс № Тема Фамилия Имя
Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике
О природе, науке и технике iconМеханическое движение
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
О природе, науке и технике iconТема: «Контроль знаний на уроках истории и обществознания»
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск