Скачать 98.32 Kb.
|
Автор: Збицкая Галина Фанильевна Координаты автора: -место проживания: республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, д.59, кв.43, дом.:20-76-14 сот.: 8 917 7343257 -место работы: республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Октября, 16А, МБОУ «Лицей №1» Краткая аннотация урока: Урок разработан с учетом современных технологий, широко представлен наглядный материал: отрывки из художественных фильмов, портреты полководцев, презентация «Основные направления внешней политики России в 1762-1800гг», карта «Русско-турецкая война 1787-1797гг», художественный фильм «Суворов», художественный фильм «Ушаков», карточки, контурные карты, схема «Взятие Измаила А.В.Суворовым 11.12.1790». План-конспект урока (см. ниже) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1» Урок истории в 7 классе по теме: «Внешняя политика России в 1762-1800гг» Учитель: Збицкая Г.Ф, г. Стерлитамак, 2009 Тема: «Внешняя политика России в 1762-1800гг» Цели: - Раскрыть внешние факторы, влиявшие на формирование и реализацию внешнеполитического курса России, показать их особенности и основные направления; оценить результативность внешней политики России 1762-1800гг. - Воспитание чувства сопереживания и патриотизма на примере подвигов русских солдат и полководцев. - Развитие у учащихся творческих и аналитических способностей, умения объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, умение работать с текстом учебника, документами, картой, развитие мышления, памяти, речи. Тип урока: комбинированный. Оборудование: презентация «Основные направления внешней политики России в 1762-1800гг», карта «Русско-турецкая война 1787-1797гг», художественный фильм «Суворов», художественный фильм «Ушаков», карточки, контурные карты, схема «Взятие Измаила А.В.Суворовым 11.12.1790». История России XVII-XVIIIвв 7кл. Атлас – М.: Дрофа, 2006 с 24, с 26-27. Ход урока Вступительное слово учителя Ребята! Завтра в нашей стране будет отмечаться праздник! Какой праздник? Ответ: 23 февраля - День Защитника Отечества. Мы поздравляем наших мальчиков и мужчин: одноклассников, братьев, отцов и дедушек, они наши защитники и герои! Сегодня на уроке мы так же будем говорить о защитниках нашей Родины, героях прошлых столетий, с которых стоит брать пример! При изучении курса истории России первой половины XVIII века, нам стали известны следующие факты: Россия победила в Северной войне, утвердилась как великая европейская держава и приобрела выход к Балтийскому морю. Проверим наши знания! Опрос фронтально.
Ответ: Северная война (1700- 1721г.)
Ответ: Да. Азовские походы. Прутский поход.
Ответ: Да. При Анне Иоанновне. В результате Русско-турецкой войны 1735-1739г, по условиям Белградского мира 1739 года Россия утверждала за собой только Азов, однако обязывалась не содержать флот на Азовском и Черном морях. Выставление оценок Объяснение нового материала Активизация учащихся Ребята! Мы уже знаем, что выход к Балтийскому морю, Россия получила. А был ли завоеван выход к Черному морю? Ответ: Нет. Известно ли нам что- либо о завоевании Россией выхода к Черному морю? Ответ: Нет. Значит, нам необходимо пополнить наши знания. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Учащиеся сами сформулируют тему урока: «Внешняя политика России в 1762-1800гг. Завоевание выхода к Черному морю» Целевая установка: Ребята! Сегодня на уроке мы рассмотрим основные направления внешней политики России в 1762-1800гг, узнаем много интересного о выдающихся русских полководцах А.В.Суворове, П.А.Румянцеве, Г.А.Потемкине, Ф.Ф.Ушакове, постараемся оценить результативность внешней политики России в 1762-1800гг. Проблемное задание: Внимательно слушайте объяснение учителя, работайте сами и постарайтесь ответить на вопрос «Подтвердила ли Россия во второй половине XVIIIв статус великой европейской державы?». Основные направления внешней политики России во второй половине XVIIIв. Екатерина II надеялась в свое правление решить внешнеполитические задачи, поставленные еще ее предшественниками. Какую важнейшую задачу ей предстояло решить? Ответ: Завоевание выхода к Черному морю. Какое направление было самым важным? Ответ: Южное направление. Россия стремилась приобрести выход к Черному морю (Запись в тетрадь). Западное направление. Россия стремилась вернуть исконно русские земли – Белоруссию и Правобережную Украину (Запись в тетрадь). Восточное направление. Россия стремилась приобрести колонии в Америке и Азии. (Запись в тетрадь). Сегодня мы рассмотрим действия России в Южном направлении. Рассказ учителя о Русско-Турецкой войне 1768-1774гг. В 1769г русские армии вышли на берега Азовского моря, подошли к Крыму и заняли почти всю Молдавию и Валахию. Здесь состоялось решающее сражение. В битве на реке Кагул 21 июня 1770г полководец Петр Александрович Румянцев с 27-тысячным войском разгромил 150тысячную армию турок. Показ портрета П.А.Румянцева Рассказ учащегося о П.А.Румянцеве (опережающее задание). Учащиеся начинают заполнять таблицу: . Таблица «Внешняя политика России 1762-1800гг» (Южное направление)
Рассказ учителя о Чесменском морском сражении. Победы на суше не могли решить исход войны, необходимо было разгромить турецкий флот. Но у России не было флота на Черном море, был только Балтийский флот. Какой выход был найден? Ответ: Отправить Балтийский флот к берегам Турции вокруг Европы! Правильно! Этот план предложил Алексей Орлов. После 6-месячного перехода русская эскадра собралась в Средиземном море. В ночь с 25 на 26 июня 1770г произошло Чесменское морское сражение, закончившееся полным уничтожением турецкого флота. Работа с контурной картой Сейчас мы поработаем с контурной картой. Вы должны будете выполнить следующие задания: 1.Нанесите на карту маршрут движения русской эскадры из Балтийского моря в Средиземное море (пунктирной линией) 2. Отметьте крестиком и подпишите место Чесменского морского сражения. Итак, в итоге Русско-Турецкой войны 1768-1774, Россия получила выход к Черному морю, земли в Причерноморье и Северном Кавказе. Однако Россия не получила Крым. Присоединение Крыма тесно связано с именем Г.А. Потемкина. Древнее, античное название Крыма-Таврида. Г.А. Потемкина получил титул светлейшего князя Таврического. Показ портрета Г.А. Потемкина. В 1783г. Екатерина II по настоянию Потемкина издала Манифест о присоединении Крыма к России. Был построен Севастополь (продолжить заполнять таблицу). Рассказ учителя о Русско-турецкой войне 1787-1791г. Надеясь на реванш, султан вновь объявил войну России. В ходе Русско-турецкой войны 1787-1791года на весь мир прогремело имя Александра Васильевича Суворова. Показ портрета А.В. Суворова. Рассказ учащегося о А.В. Суворове (опережающее задание). Ребята! Посмотрев фрагмент из фильма «Суворов» (Приложение №1) , ответьте на вопрос, какие приемы и методы военного искусства Суворов считал необходимыми для победы? Ответ: Быстрота, решительность, натиск, умение планировать. В 1789г на реке Рымник 25тысячный отряд А.В. Суворова столкнулся со 100тысчной турецкой армией. Предприняв решительную атаку, Суворов сумел победить в этой битве «не числом, а уменьем». Русские вновь вышли к Дунаю, но путь на другой берег им преграждала сильнейшая крепость – Измаил. Измаил считался неприступным. Ребята! Посмотрите еще один фрагмент из фильма «Суворов» (Приложение №2), и ответьте на вопрос, каким образом Суворов подготовил солдат к штурму крепости? Ответ: Суворов приказал создать в русском лагере земляную копию измаильских стен и тренироваться преодолевать их, повторяя «Тяжело в учении, легко в бою». Какой ультиматум отправил Суворов коменданту Измаила? Ответ: «24 часа – воля. Первый выстрел – неволя. Штурм - смерть». Ответ турецкого коменданта гласил: «Скорее небо упадет на землю, чем сдастся Измаил». Ночью 11 декабря 1790г начался штурм Измаила. К рассвету неприступный Измаил пал. Окончательный удар нанес Турции на море адмирал Ф.Ф. Ушаков Показ портрета Ф.Ф. Ушакова В 1791г у мыса Калиакрия Ушаков одержал победу над турецким флотом. В 1791г подписан Ясский мирный договор. Россия получила земли между Бугом и Днестром, окончательно утвердила за собой Крым. Командная игра «Полководцы».Приложение №3 Учащиеся разбиваются на 5 команд по 4 человека и должны ответить на 3 вопроса. Побеждает команда, первая верно ответившая на вопросы. Ответьте на вопросы 1) Прочитав отрывок, назовите документ, подписанный Екатериной II в 1783году «В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего Дали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший…» Ответ: Манифест о присоединении Крыма 2) Определите, кто лишний в логической цепочке (ответ объясните): А.В. Суворов, П. А. Румянцев, Е.И. Пугачев, Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Орлов, Г.А. Потемкин. Ответ: Е.И. Пугачев (он не являлся полководцем в период русско-турецких войн при Екатерине II) 3) Прочитайте отрывок из книги «Наука побеждать», назовите автора, подчеркните «три воинския искусства» необходимые для победы. «Стреляй редко да метко; штыком коли крепко; пуля дура, штык молодец. Три воинския искусства. Первое-глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить.. Второе-быстрота… Неприятель нас не чает, считает за 100 верст, а коли из далека, то за 200,300 и больше, -вдруг мы на него, как снег на голову…Атакуй с чем пришел, чем Бог послал, конница начинай, руби, коли, отрезывай, не упускай, ура! Третье-натиск. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет, в пальбе много людей гибнет, у неприятеля те же руки, да русского штыка не знает. Вытяни линию, тотчас Атакуй холодным оружием, недосуг вытягивать линию, -подвиг из закрытого, тесного места..» Ответ:_ А.В. Суворов. 1 Глазомер. 1 Быстрота. 3 Натиск Ребята, в начале урока вам было предложено ответить на вопрос: подтвердила ли Россия во второй половине XVIIIв статус великой Европейской державы. (Это доказали победы в русско-турецких войнах ЕкатириныII). Вывод: Во второй половине XVIIIв Россия подтвердила статус великой Европейской державы, завоевала выход к Черному морю и присоединила Крым. (Запись в тетрадь). Закрепление. Конкурс «Знатоки истории». Работа с карточками.Приложение№4 (Фамилия, класс)
Ответ:__________________________________________________________
Ответы: 1. 1) б; 2) в; 3) г; 4) а;2 Слова А. В. Суворова перед штурмом крепости Измаил; 3. в; 4. б, в; 5. Ушаков. Домашнее задание. К следующему уроку каждая команда подготовит два пятистишья о великих русских полководцах: А.В.Суворове, Ф.Ф.Ушакове. На контурной карте отметьте крестиком и подпишите места важнейших сражений Русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791годов. Закончить таблицу «Внешняя политика России в 1762-1800гг (Южное направление)» по параграфу 25. |
Контрольные вопросы По рисунку найдите координаты точек А, В, С,... Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты... | Координаты Координаты автора: Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Крупской д. 47, кв. 68. Контактный телефон: +7 905 002 91 15 | ||
Галина Пржиборовская Лариса Рейснер Автор книги Галина Пржиборовская, много лет собиравшая материалы о своей героине, успела записать живые воспоминания родственников,... | Положительные и отрицательные числа. Координаты на прямой Познакомить учащихся с отрицательными числами, с координатной прямой, с понятием координаты точки на прямой | ||
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина... ... | Урок изучения нового материала по теме "Географические координаты" «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты» | ||
Урок геометрии по теме «Цилиндр», 11 кл Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты... | Автор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ввести понятия прямоугольной системы координат на плоскости, координаты точки; научить строить точку по её координатам... | Лекция 22-23 Точка-указатель – это точка в матрице растрового изображения курсора, координаты которой принимаются за координаты курсора мыши.... | ||
Автор: Лебедева Ольга Дмитриевна Координаты ... | «К вершине мастерства» Автор урока: Огарёва Галина Ивановна, учитель математики мбоу "Себежская основная общеобразовательная школа" | ||
Слова с сочетаниями ча-ща и чу-щу Автор: Беззубова Елена Владимировна, учитель начальных классов, стаж – 18 лет, первая квалификационная категория, мобу гимназия №17.... | Методическая разработка опыт организации психолого-педагогического... Основная цель: ввести понятие Прямоугольной системы координат, научить строить точку, зная ее координаты, и определять координаты... | ||
Автор: Галимуллина Фарида Ханифовна учитель физики и математики мобу... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Необратимость процессов природы Автор урока: Таланова Галина Дмитриевна – учитель физики мкоу сош с. Лойно Верхнекамского района Кировской области |